Отвечать, нельзя игнорировать: как искусственный интеллект меняет отношения работодателей и соискателей

Директор по развитию HeadHunter Борис Вольфсон о том, почему важно отвечать кандидатам в цифровую эпоху, и как вежливость может быть выгодной

В закладки

За последнее десятилетие процесс коммуникации стал гораздо проще и быстрее: мы привыкли оперативно получать обратную связь в мессенджерах и социальных сетях, в пару кликов на телефоне заказывать такси и еду или бронировать отели. Скорость и открытость ценится и на рынке труда: соискатели ждут оперативного ответа от компаний и теряют доверие к тем, кто не дает обратную связь. Мы попытались разобраться, почему очень часто отклики соискателей остаются без ответа, насколько важно уделять внимание культуре общения с кандидатами и что думают об обратной связи рекрутеры и юристы.

Одна из главных задач, над которыми мы постоянно работаем — сделать так, чтобы соискатели быстрее находили работу, а работодатели — сотрудников. Для этого мы внедрили и развиваем рекомендательную систему на основе машинного обучения. Так, год назад на hh.ru мы запустили умный поиск вакансий и сотрудников. Он позволил каждому соискателю видеть индивидуальную выдачу, в которой более подходящие предложения расположены выше остальных. На положение вакансии влияет несколько сотен признаков, на основе которых искусственный интеллект определяет вероятность того, что соискатель откликнется на вакансию, и его после этого позовут на собеседование. В первую очередь, учитываются название и содержание резюме и вакансии, а также поведение соискателя и работодателя. Например, предложения о работе, отклики на которые не разбирались в течение недели, расположены ниже. Поиск идентифицирует их как менее актуальные и пессимизирует в выдаче. Чем больше работодатель нажимает «отказать» или «пригласить», тем лучше его “понимает” система и тем точнее искусственный интеллект ранжирует вакансии, показывая их наиболее подходящим кандидатам.

Использование искусственного интеллекта в поиске увеличило количество откликов на вакансии за год на 22%, а приглашений от работодателей — на 47%. Это значит, что рекрутеры стали чаще получать отклики от подходящих им кандидатов. Но здесь мы столкнулись с новой проблемой.

Индекс Вежливости HeadHunter

Отклики в никуда

Пользователям нужны актуальные вакансии, по которым идет подбор в данный момент. Как показало наше исследование в феврале 2018 года, 76% соискателей теряют интерес к вакансии спустя неделю после отклика, если не получают ответа. К примеру, два года назад эта доля составляла 59%. Это значит, что рекрутеры, которые разбирают отклики, например, раз в несколько дней, рискуют просто не успеть нанять лучшего кандидата. Кроме того, соискатели ожидают быстрой и честной реакции на свои запросы, а отсутствие какой-либо обратной связи — наиболее частая жалоба, которую мы получаем. В итоге это, с одной стороны, портит репутацию работодателей и с другой — демотивирует кандидатов.

Почему работодатели не отвечают?

В общении с работодателями, мы выявили несколько причин. Первая — отсутствие у рекрутера возможности просматривать все отклики. Вторая, и наиболее частая — тот факт, что было получено достаточное количество откликов, чтобы определиться с кандидатом, и просматривать остальные уже просто нет смысла. При этом чаще всего, выбрав подходящего кандидата, работодатели не направляют отказ остальным. Отклики оставляют “на потом”, то есть не дают четкого ответа на случай, если выбранный кандидат не пройдет испытательный срок, и нужно будет оперативно искать замену. А соискатель, получивший отказ, уже огорчится и вряд ли захочет претендовать на позицию или уже найдет другую работу.

Однако, как показало наше исследование, отсутствие ответа работодателя гораздо чаще вызывает негатив у соискателя, нежели четкий и честный отказ. Для 97% опрошенных важно в принципе увидеть какую-либо реакцию в ответ на свой отклик. 57% участников опроса хотят знать, просмотрено их резюме или нет. Две трети пользователей предпочли бы получить отказ с обоснованием, чтобы понимать, почему решение не было принято в их пользу.

Чтобы сделать процессы взаимодействия прозрачнее, мы придумали "Индекс вежливости”: после отклика на вакансию кандидат видит сводный показатель, учитывающий скорость ответов работодателя и процент просмотренных им резюме. Благодаря этому соискатели могут видеть, что с их откликами действительно работают и что за каждой вакансией стоят живые люди. Кроме того, это помогает им сориентироваться, в какой срок можно ожидать реакции заинтересовавшего их работодателя. Спустя несколько месяцев после внедрения индекса, мы провели опрос и выяснили, что 90% пользователей обращают на него внимание.

Отсутствие коммуникации с соискателями не выгодно компаниям. Если рекрутер не нажимает “Пригласить” или “Отказать”, не ранжирует отклики у себя в кабинете работодателя, искусственному интеллекту нечего анализировать, а это значит, он не сможет обучиться показывать ему наиболее релевантные отклики. Это плохо сказывается на рейтинге компании в “Индексе вежливости” и, соответственно, на HR-бренде. К тому же в итоге компания с низким рейтингом будет тратить намного больше времени на поиск новых кандидатов, чем та, что дает вежливую обратную связь вне зависимости от своего конечного решения. Во-вторых, это плохо сказывается на HR-бренде. Компания с негативным имиджем среди соискателей будет тратить намного больше времени на поиск новых кандидатов, чем та, что дает вежливую обратную связь вне зависимости от своего конечного решения.

Это реальность нашего времени — мы будем очень долго искать человека, но он к нам не придет. Более того, речь идет о потерянной прибыли для компании из-за упущенного времени.

Ольга Петрова
Управляющий партнер в КА «Визави Консалт»

Каждый работодатель заинтересован в привлечении лучших специалистов. Особенно, если речь идет о высококонкурентных сферах деятельности, например, об ИТ, где спрос на высококвалифицированных и узких специалистов достаточно высок, а кадров значительно меньше. Здесь необходимость в максимально персонализированном общении еще выше.

У линейных руководителей и собственников складывается впечатление, что сейчас на рынке работодатель диктует правила. Однако это не так. Если мы говорим про редкие позиции, то ничего не изменилось, рынок остался кандидатским. Специалистов постоянно перехватывают другие компании. В этих условиях, если мы будем не аккуратны и не проактивны с точки зрения принятия решений, то надолго останемся с вакантными местами на ключевых для бизнеса позициях.

Ольга Петрова
Управляющий партнер в КА «Визави Консалт»

Вежливый ответ на отклик соискателя – показатель не только профессиональных компетенций рекрутера, но и личных.

Это уровень воспитания. Кто-то приходит и всегда здоровается с любым человеком в компании вне зависимости от его статуса, считает нормой приветствовать и прощаться с каждым. А для кого-то это пустая трата времени, потому что там сидит рядовой сотрудник, который не представляет интереса. То же самое происходит и в отношениях “работодатель-соискатель”. Конечно, мы не можем заставить руководителей давать обратную связь всем соискателям, но все же мы все должны дать им понять, что к этому нужно стремиться.

Ольга Петрова
Управляющий партнер в КА «Визави Консалт»

С точки зрения самоконтроля и стремлений, “Индекс вежливости” полезен не только соискателям. Он помогает и работодателям в оценке собственной эффективности, так как показывает статистику работы с откликами по компании в целом и по каждому рекрутеру в отдельности.

Еще одна распространенная причина “игнорирования” откликов — опасение работодателей, что после получения отказа кандидат потребует объяснения причин или обратиться в суд. И на такого «проблемного» соискателя придется потратить много времени и нервов. Юристы поясняют, что эти страхи работодателей напрасны.

Ответ на вопрос, является ли отказ соискателю, присланный в ответ на отклик на вакансию на сайте по поиску работы, отказом в приеме на работу, постепенно формируется судебной практикой. Дело в том, что прямого ответа ТК РФ на этот вопрос не дает, но все чаще суды при рассмотрении подобных споров, принимают сторону работодателя и приходят к следующим выводам. Во-первых, направление потенциальным соискателем своего резюме через сайт поиска работы («отклик на вакансию») не рассматривается как обращение к работодателю с заявлением о приеме на работу. Во-вторых, отказ работодателя в приглашении на собеседование не рассматривается как отказ в приеме на работу по смыслу ч. 5 ст. 64 ТК РФ.

Поэтому можно смело направлять отказ в приглашении на собеседование (т.е. «нажимать кнопку «отказ»), если из резюме соискателя очевидно следует, что он не подходит на вакансию по своим деловым качествам. Напомню, что под деловыми качествами понимаются способности человека выполнять определенную трудовую функцию с учетом имеющихся у него профессионально-квалификационных качеств (например, наличие определенной профессии, специальности, квалификации), личностных качеств работника (например, состояние здоровья, наличие определенного уровня образования, опыт работы по данной специальности, в данной отрасли). Несмотря на то, что отказ в приглашении на собеседование судами часто не рассматривается как отказ в приеме на работу, я бы рекомендовала направить соискателю вежливый ответ с указанием, что по результатам рассмотрения резюме соискатель не был приглашен на собеседование по причине отсутствия необходимых деловых качеств.

Кристина Тимошенко
Адвокат трудовой практики АБ «Андрей Городисский и партнеры»
Как выглядит Индекс Вежливости в Личном кабинете соискателя HeadHunter

Вежливым быть выгодно

За последние годы рынок соискателей в целом претерпел серьезные изменения: значительная его часть сейчас — это представители поколения Y, чей возраст варьируется от 23 до 37 лет (34 млн, по данным Росстата). Вследствие цифровизации всех сфер деятельности и ускорения многих процессов, с приходом на рынок труда миллениалов появились новые стандарты коммуникации: они ждут от работодателей оперативности, четкого понимания своего текущего статуса и отбора в целом. И сейчас на это ориентированы все соискатели вне зависимости от их возраста. После запуска «Индекса вежливости» мы заметили положительный тренд: откликов, оставшихся без внимания, стало меньше. Мы стараемся идти в ногу со временем, и «Индекс» — это начало ряда изменений на hh.ru, которые сделают поиск работы более прозрачным и эффективным для кандидатов, а компаниям дадут дополнительную возможность получать более релевантные отклики, зарекомендовать себя как ответственных работодателей и повысить уровень доверия соискателей к бренду.

Материал опубликован пользователем.
Нажмите кнопку «Написать», чтобы поделиться мнением или рассказать о своём проекте.

Написать
{ "author_name": "Борис Вольфсон", "author_type": "self", "tags": [], "comments": 5, "likes": 19, "favorites": 12, "is_advertisement": false, "subsite_label": "hr", "id": 55433, "is_wide": false, "is_ugc": true, "date": "Mon, 14 Jan 2019 17:49:37 +0300", "is_special": false }
0
{ "id": 55433, "author_id": 241538, "diff_limit": 1000, "urls": {"diff":"\/comments\/55433\/get","add":"\/comments\/55433\/add","edit":"\/comments\/edit","remove":"\/admin\/comments\/remove","pin":"\/admin\/comments\/pin","get4edit":"\/comments\/get4edit","complain":"\/comments\/complain","load_more":"\/comments\/loading\/55433"}, "attach_limit": 2, "max_comment_text_length": 5000, "subsite_id": 199121, "last_count_and_date": null }
5 комментариев
Популярные
По порядку
0

Смущает, когда отправляешь отклик в 11 вечера и получаешь отказ через 10 минут.
По всей видимости ответ направляется автоматически, но не понятно по каким критериям ты не понравился боту.

Ответить
0

Может, тебе вживили чип разносчика пиццы, как Фраю?

Ответить
0

Если ты отправил отклик в 11 утра, а ответ пришел в 9 вечера, смущает еще больше. Точнее, заставляет задуматься о графике.

Ответить
0

Нерабочие дни тоже учитываются как простой? Влияют на индекс вежливости? А что если отклик был в 20.00, а просмотр резюме уже было на следующий день?

Ответить
0

если такая проблема отвечать, но при этом очень востребован фидбэк, как на счет поработать над инструментами для менеджеров вакансий с помощью которых они смогут производить быструю фасовку с автоматическим ответом без излишних телодвижений. А как стимул давать рейтинг и сбавлять его тем у кого низкий % ответов на момент закрытия/архивирования вакансии

Ответить
{ "page_type": "article" }

Прямой эфир

[ { "id": 1, "label": "100%×150_Branding_desktop", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop" ], "adfox_method": "createAdaptive", "auto_reload": true, "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "bugf", "p2": "ezfl" } } }, { "id": 2, "label": "1200х400", "provider": "adfox", "adaptive": [ "phone" ], "auto_reload": true, "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "bugf", "p2": "ezfn" } } }, { "id": 3, "label": "240х200 _ТГБ_desktop", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "bugf", "p2": "fizc" } } }, { "id": 4, "label": "Article Branding", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "p1": "cfovx", "p2": "glug" } } }, { "id": 5, "label": "300x500_desktop", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "bugf", "p2": "ezfk" } } }, { "id": 6, "label": "1180х250_Interpool_баннер над комментариями_Desktop", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "h", "ps": "bugf", "p2": "ffyh" } } }, { "id": 7, "label": "Article Footer 100%_desktop_mobile", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop", "tablet", "phone" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "bugf", "p2": "fjxb" } } }, { "id": 8, "label": "Fullscreen Desktop", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop", "tablet" ], "auto_reload": true, "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "bugf", "p2": "fjoh" } } }, { "id": 9, "label": "Fullscreen Mobile", "provider": "adfox", "adaptive": [ "phone" ], "auto_reload": true, "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "bugf", "p2": "fjog" } } }, { "id": 10, "disable": true, "label": "Native Partner Desktop", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop", "tablet" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "clmf", "p2": "fmyb" } } }, { "id": 11, "disable": true, "label": "Native Partner Mobile", "provider": "adfox", "adaptive": [ "phone" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "clmf", "p2": "fmyc" } } }, { "id": 12, "label": "Кнопка в шапке", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "p1": "bscsh", "p2": "fdhx" } } }, { "id": 13, "label": "DM InPage Video PartnerCode", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop", "tablet", "phone" ], "adfox_method": "createAdaptive", "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "h", "ps": "bugf", "p2": "flvn" } } }, { "id": 14, "label": "Yandex context video banner", "provider": "yandex", "yandex": { "block_id": "VI-223676-0", "render_to": "inpage_VI-223676-0-1104503429", "adfox_url": "//ads.adfox.ru/228129/getCode?pp=h&ps=bugf&p2=fpjw&puid1=&puid2=&puid3=&puid4=&puid8=&puid9=&puid10=&puid21=&puid22=&puid31=&puid32=&puid33=&fmt=1&dl={REFERER}&pr=" } }, { "id": 15, "label": "Баннер в ленте на главной", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop", "tablet", "phone" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "p1": "byudx", "p2": "ftjf" } } }, { "id": 16, "label": "Кнопка в шапке мобайл", "provider": "adfox", "adaptive": [ "tablet", "phone" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "p1": "byzqf", "p2": "ftwx" } } }, { "id": 17, "label": "Stratum Desktop", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop" ], "auto_reload": true, "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "bugf", "p2": "fzvb" } } }, { "id": 18, "label": "Stratum Mobile", "provider": "adfox", "adaptive": [ "tablet", "phone" ], "auto_reload": true, "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "bugf", "p2": "fzvc" } } }, { "id": 19, "disable": true, "label": "Тизер на главной", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop", "tablet", "phone" ], "auto_reload": true, "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "p1": "cbltd", "p2": "gazs" } } }, { "id": 20, "label": "Кнопка в сайдбаре", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "p1": "cgxmr", "p2": "gnwc" } } } ] { "page_type": "default" }