Цветовая классификация команд стартапов, или путь не туда

Шесть лет назад Греф заявил, что часть отделов Сбера работает по модели бирюзовой организации. Тогда в России впервые познакомились с этой концепцией, разработанной Фредериком Лалу уже восемь лет назад. Ну разработал и разработал, нам то что с того?

Цветовая классификация команд стартапов, или путь не туда

В этой статье я попытаюсь популярно пройтись по эволюционно “классическим” формам командообразования компаний и показать, что если ваша команда выбирает их – это не тот путь, который приведет к успеху. Все перечисленные дальше формы команды считаются устаревшими, не достойными внимания читателей, ведь нужно знать только, куда стремиться. Но вот загвоздка: чтобы знать, куда стремиться, нужно, наверное ж, разобраться, откуда предстоит выползать?. .

Вкратце о палитре

Лалу выделяет семь (а не пять, как все привыкли) цветов-формаций команд/компаний. Первые два цвета всеми опускаются по закономерным причинам – это формации команд до появления разумного взаимовыгодного сплочения.

В целом, деление формаций на цвета сопровождается эпохами, когда они появились в человечестве. И поэтому же о первых двух многие не рассказывают. Да что уж там, сам Лалу уделяет на них не более одной страницы.

Поэтому быстро и по делу. Есть семь цветов, которыми обозначают команды компаний, они же парадигмы:

  • Инфракрасная
  • Пурпурная
  • Красная
  • Янтарная
  • Оранжевая
  • Зеленая
  • Бирюзовая

Сегодня мы говорим в двух словах про первые две и более развернуто про следующие три. Про последние выйдет отдельная статья, просто потому что.

Реактивность и магия

Инфракрасная парадигма, она же реактивная, относится к эпохе настолько древних формирований команд, что на сегодняшний день не сыскать подобного примера. Речь идет о временах, когда не было иерархии, лидеров, вождей, не было самосознания, только групповой инстинкт выживания в форме собирательства. Увеличение группы приводило к краху из-за неумения взаимодействовать. Подобная формация осталась где-то там, в далеком прошлом, пусть там и остается.

Пурпурная парадигма же, которой приписывают так называемое «магическое сознание», является следующим шагом на пути к формированию команд, когда человек себя уже мог самоопределять от группы, появлялись первые племена. Формально организационных объединений всё ещё не было. Именно поэтому данное определение тоже выпадает из списка общепринятых к изучению.

Красная угроза

Нет, это не флешбеки в прошлое. В этом блоке мы поговорим о красной организации – это импульсивные команды, то есть сформированные быстро здесь и сейчас. Ещё имеют название волчьей стаи. Такие команды выделяются четким разделением труда и вертикальной иерархией.

По сути, это пример, как может начинаться классический бизнес, а зачастую так формируются у многих первые стартапы с одним фаундером. Есть ты, лидер, руководитель, есть ряд исполнителей. Ты говоришь, что тебе надо, отдаешь за это деньги. Исполнители по ТЗ выполняют задачи, и были таковы. Либо остаются ждать следующей команды.

Стоит ли говорить, что подобная модель рассыпается о принципы стартапа, где важны самоотдача и взаимодействие всех участников проекта? Красные команды – это про игру соло с соответствующим итогом, ведь один в поле не стартапер.

Конечно, такая модель имеет место быть, когда важны скорость, агрессивная экспансия рынка. При этом в распоряжении лидера достаточно ресурсов, чтобы подпитывать команду, которая знает – в момент завершения ресурсов всё посыпется к чертям, поэтому неплохо бы уже искать другую работу. Вследствие этого, красные команды лишены долгосрочного планирования, сосредоточившись на успехе здесь и сейчас.

Были стаей – стали структурой

Как развивалось человечество, так и появлялись новые формации. Следом за стаей пришла конформистская парадигма, она же янтарная. Что это значит? Пришло время организации зависимостей и структурирования взаимодействия. Подобную модель исторически приписывают по классике церкви и армии: есть жесткие правила, над каждым свой начальник, при этом у начальника есть равный по должности, но не пересекающийся подчиненными.

Так, ну вот же, идеально. Это же классический бизнес, когда у нас есть вертикальная многоуровневая иерархия. Нет, бизнес умеет в гибкость, иначе он не выживет, тогда как янтарная компания подразумевает жесткий консерватизм. Конечно, есть предприятия, которые существуют по подобной модели, но давайте честно – много ты знаешь компаний, которые не адаптируют свои производства под меняющиеся рыночные условия? Кто как выпускал свою табуретку 100 лет назад, так и продолжает? Кто как делал мед по прапрабабкиной технологии, так и делает? Нет, конечно. Оборудование обновляется, технологии замещаются, процессы оптимизируются. Но везде ли?

Не везде. Сегодня с янтарной парадигмой работают госучреждения. В России с этим пытаются что-то делать за счет цифровой трансформации, но процесс этот будет ой каким долгим, поэтому считаем, что пока что всё так, как и было.

Есть четкие иерархические зависимости, каждая ячейка структуры бездушно заменяема на другую единицу. Конечно, уже появляется понятие переговоров, какого-то личностного развития каждого участника. Но общая картина остается неизменной, дерево связей сохраняется.

Для стартапа подобная модель изначально погибель. Да и не получится с ресурсами стартапа даже попытаться собрать подобную структуру. Если знаете пример – напишите в комментарии. Так могут работать только корпорации разве что. Но и то нет, потому что возвращаемся к начальному тезису блока: бизнес – это про гибкость.

NB. Я говорю про сегодняшнюю действительность. Исторически, такая модель была, например, у Генри Форда

Почему каждый раз, когда мне нужна пара рук, к ним непременно приделан мозг?

Генри Форд

Структура трансформируется в машину

А вот где уже есть гибкость, так это в оранжевых организациях, они же – конкурентные. Кстати говоря, выбор цвета для данной парадигмы отсылает на произведение Берджесса «Заводной апельсин». Исторически наступает эпоха амбиций и развития.

Добро пожаловать в компании успешного успеха. Ты можешь быть инициативным, двигаться по карьерной лестнице, быть инноватором. Твои решения сопровождаются личной ответственность, ты можешь отпочковаться и создать свою собственную компанию. Но тебя с большой вероятностью поглотит сильная корпорация, ведь конкуренты в действительности никому не нужны, зато за счет тебя более сильный игрок рынка сможет усилить себя. Ничего не напоминает?

Так работает в том числе сегодняшний рынок.

Сильные поглощают слабых. От сильных отпочковываются амбициозные, разочаровываются и становятся снова частью сильных.

Конечно, это тоже становится уже прошлым во многих отраслях, но закономерное деление на монополиста и маленьких выживающих никуда пока что не делось.

Оранжевая модель свойственна любой крупной компании, будь то Nike, Coca-Cola и т. п. Теперь нет четких шагов выполнения задач и протоколов, исполнение задач – проблема исполнителя.

Когда я отдаю министру приказ, способы его исполнить я оставляю на его усмотрение

Наполеон Бонапарт

И конечно, успех сопровождается не просто “спасибо”, а достижением амбиций, признанием, премиями. Твой успех – это общий успех.

Вроде, всё понятно. Всё классно. А чего не так-то с оранжевой формацией?

Мы упираемся опять в иерархию и эго. Каждый участник оранжевой формации взваливает на себя больше, чем может сделать, не делегирует, чтобы не потерять в “очках” своей значимости для компании. Социальный статус отображается в лучшем кабинете, в лучшем оборудовании, всём лучше, чем у подчиненного, и всём не лучше, чем у начальника.

Мы упираемся в зависимость от планирования. Перемены должны быть спрогнозированы, проанализированы, одобрены руководством, разрешены на внедрение. Мы в плановой экономике, с четко определенными KPI.

Оранжевая модель побуждает к созданию потребостей, всё большему их количеству. Уже не понятно, зачем они, но пусть будут. Более статусный автомобиль, более просторный офис. Зачем? Не для эффективности или удовольствия, а показухи ради. Но зачем это всё?..

Все больше людей сегодня обладают средствами для жизни, но не имеют смысла жизни

Виктор Франкл

Если ты ещё не поняли, то кризис среднего возраста пришел отсюда. Я чего-то достиг, но зачем достиг, а чего так мало достиг… Ох уж это оранжевое мировоззрение.

Дальше не буду расписывать, просто дам слово Лалу:

Принимая во внимание корпоративные скандалы последних десяти лет, можно добавить, что самая очевидная теневая сторона современных организаций – безудержная личная и корпоративная алчность. Узкий круг высшего руководства награждает себя все большими зарплатами, лоббирует принятие все более благоприятных для себя законов и правил, подкупает органы надзора, заигрывает с правительством, чтобы платить как можно меньше налогов или не платить их вовсе, лихорадочно объединяется, сливается и поглощает, чтобы стать монополистом в своей области и злоупотреблять полученной властью по отношению к поставщикам, клиентам и сотрудникам.

Фредерик Лалу

Ты не машина

Если бы на этом всё заканчивалось, то и говорить можно было не начинать. Во всех перечисленных формациях нет того, что ищет каждый из нас – духа стартапа. Ведь стартап – это про свободу, про революцию взглядов и продуктов. А что это значит?

Что впереди будет ещё одна статья, где поговорим с тобой о действительно стартапных формациях и их цветах на палитре Лалу. Их всего два, зеленая и бирюзовая парадигмы. Но именно они соответствуют стартапным принципам, и те команды, которые сформированы по их подобию, – успешны.

Больше о том, как создать стартап и превратить его в единорога, читай в канале «🦆Нестартапер».

В следующей статье продолжим обсуждать типы команд.

Также можно прочитать статью про модель финансирования стартапов тык.

22
Начать дискуссию