«Зарабатывать искусством возможно, если постоянно крутиться»

Artcoin – это подкаст про монетизацию творчества и заработок в искусстве. Честные диалоги о финансах в творчестве, выпуски которого построены так, что слушатели шаг за шагом продвигаются к собственному творческому бизнесу и пониманию того, что творчество может и должно приносить деньги.

Сегодня говорим о том, каково быть современным художником

О чём разговор:

Нужно ли художнику специальное образование? С чего начать и как справляться с рутиной и творческой депрессией. Где брать вдохновение и идеи? И как вставать по утрам и что-то делать, когда тебе не нужно в офис, и ты можешь просто спать. Можно ли зарабатывать достаточно. Сложно ли развиваться художнику, если он живет не в Москве, как Александр. А также чем каллиграфия отличается от леттеринга – ответ на этот вопрос на самом деле знают немногие.

Участники подкаста:

Анна Лобанова – режиссер и автор подкаста Artcoin.

Александр Буйницкий – художник и каллиграф
Анна: Расскажи, какой у тебя бэкграунд?

Александр: У меня техническое образование, я – инженер-технолог пищевой промышленности. Работал какое-то время инженером-конструктором, потом инженером-технологом в лаборатории по разработке морозильных ларей. Художественного образования у меня нет.

Анна: А как в твоей жизни появилась каллиграфия? С чего всё началось?

Александр: Я рисовал графические истории, где-то даже детские работы есть. У моей мамы сестра – художник и, когда я был маленький, она мне пыталась привить любовь к рисованию. Потом я другой деятельностью занимался. Но как-то в один момент моей жизни появились буквы, я сидел их на листочке рисовал на работе. Все работы, на которых я был, были очень весёлые, делать мне там практически было нечего. И я сидел, рисовал, и неожиданно стали появляться проекты и заказы. Изначально это не было коммерческой историей, было хобби для того, чтобы занять своё время и погрузиться в релакс, отвлечься от всего мира. Когда листок стал слишком мал, без какой-либо задней мысли стал выходить на улицу. Однажды мне предложили расписать стеночку, я согласился. Потом мне за это денежку дали. Я никогда не забуду, мой друг дал мне 3000 рублей и сказал: «Вот, это твой первый коммерческий заказ!» И с того момента я мало-помалу стал немножко зарабатывать искусством, но всё равно я не планировал на это жить тогда. Максимально переломный момент настал в 2017 году, сначала уехал в Чехию на полтора месяца, отпуск за свой счет. Тогда я посмотрел на мир по-другому. Через полгода у меня закончился контракт и мне сказали, что завод расформировывается, и на лето всех отправляют в отпуск, а осенью увольняют. Я уехал в Крым, причём меня позвали именно расписывать форум «Таврида».

Анна: Ты помнишь момент, когда решил: «Я больше не пойду на работу!»

Александр: Пока был в Крыму мне уже написали, что в Калининграде есть такое место, куда меня пригласили. Я приехал туда, ещё проект сделал, перед Крымом тоже был проект. Вот с того момента я больше и не работал, стал заниматься именно художественной деятельностью. Самое сложное после офисной жизни, когда понимаешь, что сейчас придётся самому себе находить работу, самому в себе находить силы что-то делать. Когда ты просыпаешься с утра, и тебе никуда не надо, — о, могу поспать ещё! Самое трудное – научиться просыпаться в 9 утра хотя бы и делать что-то.

Анна: Ты сказал, что никогда всерьёз не думал, что будешь художником и будешь этим зарабатывать, почему?

Александр: Просто в обществе, да и родители, считают, что художник – это не работа. И меня кроме мамы никто никогда не поддерживал. Все говорят: «Найди нормальную работу и устройся, а не фигнёй какой-то занимайся!» Отец до сих пор, когда показываю ему проекты, он правда смирился уже, но всё равно: «А когда ты на работу пойдешь? А кто тебе пенсию будет платить? А как ты будешь сидеть и ничего не делать?» То есть такие моменты, которые сильно напрягают, но я научился абстрагироваться и гнуть свою линию.

Анна: Ты говоришь, что ещё боишься относиться к тому, что делаешь всерьёз, потому что тогда появиться рутина. Что ты имеешь в виду?

Александр: Я бы мог стать дизайнером, но я представляю как это затащит меня в рутину, потому что нужно под кого-то снова подстраиваться, а художественная история, когда я сам себе выстраиваю вектор и сам его реализую. Конечно, сложно это иногда до заказчика донести, что должно быть так, а не иначе, но это всё равно – классная тема.

Анна: Расскажи человеку, который от этого далёк, чем каллиграфия отличается от леттеринга?

Александр: Каллиграфия строится вокруг красивого письма пером, либо широкой кистью. А леттеринг – это более абстрактная история, более графичная. Леттеринг не делают пером, это больше декоративный стиль и чаще используется для разных элементов в росписи меню, встраивании разных шрифтов в декор, в логотипах используется именно леттеринг – это более плавное и эстетичное письмо. Каллиграфия же более строгая что ли. Очень сложно объяснить в чём разница, если честно, но когда ты визуально смотришь, они максимально отличаются.

Анна: На твой взгляд, сложно ли продвигать себя художнику? И насколько это необходимо в современном мире? В книге «Монетизация творчества в 21 веке», автор провёл большое исследование и пришёл к выводу, что современные творцы занимаются непосредственно своим творчеством всего 20% времени, а всё остальное время уходит на продвижение или работу где-то ещё, потому что искусство достаточных денег для жизни не приносит.

Александр: Да, так и есть, на самом деле. Художник больше времени тратит на свой пиар, чем на творчество. То есть успешный художник должен быть неким рекламщиком что ли, чтобы себя преподнести, представить. Ты максимально должен быть публичен и выставлять своё искусство на показ, участвовать в большом количестве эвентов, должен быть везде. В нынешних реалиях художников – столько, что ты можешь просто потеряться, если не будешь этого делать. Очень часто я вижу художников, которые из себя ничего не представляют, но они настолько раскрученные, что будут более востребованы, чем человек, у которого прекрасные работы, но он на показ их не выставляет, его никто не знает, хотя его скилы и умения в той или иной части искусства будут в тысячи раз лучше, чем у раскрученных авторов. Поэтому и нужно начинать себя продвигать и показывать, что есть такой человек, занимается тем-то и тем-то. И ещё не факт, что ты успешным будешь, тут и других много и нужно ещё уметь гнуть свою линию и показывать, чем ты отличаешься от других.

Анна: Что сейчас тебе приносит доход?

Александр: Мне приносит доход моя художественная деятельность и деятельность в плане дизайна, то есть разработка шрифтовых композиций для логотипов. Либо роспись интерьерная, но здесь проблема сохранить свою идентичность и делать то, что ты хочешь. Я очень много проектов скидываю, если, например, есть рисунок и тебе его нужно срисовать, я от таких отказываюсь. Если что-то художественное в плане реализации именно моих идей, то да. Поэтому не так много проектов, ведь не всем нужно то, что ты делаешь. Но доход приносит именно художественная деятельность в разных проявлениях.

Анна: Возможно ли, идя по такому пути, зарабатывать достаточно, чтобы не приходилось заниматься чем-то ещё?

Александр: Зарабатывать именно искусством, если крутиться то, да, возможно. Придётся на это очень много времени и сил тратить. То есть каждый раз, когда ты что-то сделал, ты должен уже до того, как ты это сделал, понимать, что будет дальше, уже планировать следующее действие, искать возможности для проявления своего творчества, внедрения его. И прорабатывать разные истории, потому что проект закончится и деньги закончатся, и нужно будет идти снова деньги зарабатывать.

Искусством можно зарабатывать, но готов ли ты на это тратить время и силы, потому что морально и психологически – это сложно сделать, в какой-то момент начинаешь паниковать, думать, а вдруг деньги закончатся. Вся проблема в том, что мир крутится вокруг денег, и каким бы ты хорошим художником не был, все хотят кушать. И тут главное, не перейти эту грань – не потерять свою идентичность во всём этом.

***

Это часть расшифровки 23 выпуска подкаста Artcoin, послушать весь выпуск можно на любой удобной платформе, перейдя по ссылке.

Если вы из сферы современного искусства, расскажите в комментариях какие сложности были у вас. А что получалось легко и быстро. Кажется, художникам сейчас не просто.

22
Начать дискуссию