{"id":14277,"url":"\/distributions\/14277\/click?bit=1&hash=17ce698c744183890278e5e72fb5473eaa8dd0a28fac1d357bd91d8537b18c22","title":"\u041e\u0446\u0438\u0444\u0440\u043e\u0432\u0430\u0442\u044c \u043b\u0438\u0442\u0440\u044b \u0431\u0435\u043d\u0437\u0438\u043d\u0430 \u0438\u043b\u0438 \u0437\u043e\u043b\u043e\u0442\u044b\u0435 \u0443\u043a\u0440\u0430\u0448\u0435\u043d\u0438\u044f","buttonText":"\u041a\u0430\u043a?","imageUuid":"771ad34a-9f50-5b0b-bc84-204d36a20025"}

ИТ-династии: как привить в семье интерес к программированию

Для команды #CloudMTS ИТ — больше чем работа. Наши эксперты участвуют в ИТ-конференциях, делают pet-проекты, занимаются интеллектуальным волонтерством в области ИТ. Программированием увлекаются не только сотрудники, но и их дети. Спросили у коллег, как они поддерживают у детей интерес к математике и информационным технологиям, и как программирование объединяет поколения.

Юрий Трухин
Руководитель центра разработки.

Два сына, 6 и 9 лет

«Я считаю, что важно с самого детства делать упор на математику и точные науки. Сам когда-то учился в математической школе. Было сложно, но эти знания больше всего пригодились потом в работе, и развивать этот хард скилл жизненно необходимо для будущей карьеры. Дети пока в первом и третьем классе, но дополнительно к обычному образованию заочно учатся в вечерней математической школе при МГУ. Кроме того, старший сын изучает химию в онлайн-школе «Фоксфорд», а младший решает задачки на портале «Учи.ру». Еще они учатся играть на музыкальных инструментах: старший — на фортепиано, младший — на гитаре, и ходят в бассейн. Это не совсем про хард скиллы, но такие занятия помогают развивать область мозга, которая отвечает за логическое мышление».

Михаил Петухов
Директор по маркетингу. 

Сын, 12 лет

«Мой сын учится в пятом классе и буквально живет математикой, активно готовит базу знаний для дальнейшего развития в ИТ. Например, он регулярно участвует в математических боях, таких как «Мёбиус». Недавно его команда одержала победу в турнире «Мёбиус» в высшей лиге среди пятых классов. Как привить у ребенка любовь к математике? На мой взгляд, очень просто — нужно с самого детства помогать ему участвовать в математических олимпиадах. На них дают крайне интересные задачи, решать их вместе с ребенком — это кайф, удивительно, как дети могут нестандартно мыслить! Однажды мы ехали в поезде и долго ломали голову над олимпиадным заданием, и к нам подсели два пассажира. Оказалось, что они тоже ИТ-шники, которые не могли остаться равнодушными. Пока доехали до дома, вчетвером справились.

Программирование сыну тоже интересно: он выучил КуМИР — это такой российский учебный язык на базе C++ и Python, написал на нем игру в крестики-нолики четыре на четыре. Сейчас в рамках школьного курса учит Python, иногда мы вместе разбираемся с разными задачами и по программированию, и по математике. Еще мы с сыном однажды собрали домашнее облако Synology, и теперь у нас есть семейное файловое хранилище ;)».

Вера Баева
Директор по развитию продуктов.

Сын, 9 лет

«Думаю, что лучшее, что могут дать родители своему ребенку — это собственный пример. Мы с мужем оба работаем в сфере ИТ, поэтому сын слышит наши дискуссии о технологиях, проектах, реализации крутых технологических фич с самого детства. Логическое мышление помогают развивать шахматы, он их выбрал еще в первом классе, но дальше ему интереснее стало заниматься программированием, потому что оно дает возможность выступать не в роли одного из игроков, а в роли мастера игры.

Сын захотел учиться программированию после того, как начал играть в Minecraft. Ему нравится строить сложные объекты: здания, мосты, лифты. Выбирали из нескольких онлайн-школ программирования и остановились на курсе по языку Scratch. На нем можно создавать игры и одновременно осваивать такие важные понятия, как алгоритм, функция, сервис, библиотека. Сын с нетерпением ждет каждый урок, а занятия в игровой форме позволяют ему многое осваивать самостоятельно. Следующая тема для изучения — Unity».

Иван Яцко
Директор по трансформации и повышению эффективности бизнеса.

Два сына, 7 и 9 лет

«Дети увлекаются математикой, изучают программирование на разных платформах, от Scratch до «Учи.ру». Собирают роботов на кружке робототехники и на домашнем Lego Spike. Наиболее интересно получается, когда мы находим нестандартные модели роботов, программируем базовую функциональность, а потом включаем фантазию и дописываем программу так, как нам нравится.

Думаю, что лучший способ увлечь детей технологиями — это давать им возможность выполнять интересные задания. Так, мы со старшим сыном делали проект для школьной конференции с использованием iOT датчиков для мониторинга микроклимата «МТС Цельсиум». Замеряли с их помощью показатели в классе — температура, влажность, качество воздуха. Строили графики, разбирали полученные замеры, определяли, как сделать так, чтобы в школе было более комфортно учиться, и можно ли позаботиться об экологии с помощью таких технологий. Ну и конечно, чтобы это было интересно, рассуждаем о концепциях около этой темы — например, может ли холодильник управлять микроволновкой.

И это работает как со старшим, так и с младшим. Младший недавно удивил меня своим знанием приложения для проектирования TinkerCAD, когда делал проект машинки, а потом изготавливал ее с помощью 3D ручки на конкурс «Мастерята».

Михаил Соловьев
Директор по продуктам. 

Дочь, 22 года

«Моя дочь учится на аналитика данных в МФТИ и РАНХигС, и можно сказать, что она айтишница уже в третьем поколении. Еще моя теща писала код для обучающих симуляторов наших космонавтов, а моя мама была преподавателем информатики. Тесть — руководитель проектов и проректор университета в свободное время. Жена — один из директоров по ИТ в крупной компании. Думаю, что на выбор профессии повлияли все мы, это как династия художников или врачей. Недавно я помогал решить сложные задачи на контрольную по программированию, подключившись к университетскому серверу, дочь писала код, а жена делала для этой контрольной схему данных — такая вот связь поколений. :)

Как воспитать в ребенке интерес к программированию? Пожалуй, для меня всегда была важна мысль, что ИТ и компьютер — это не эпицентр жизни, а рабочие инструменты, с помощью которых мы решаем повседневные задачи. Мы с дочерью много говорим о том, как устроены и работают компании, какие у них затраты и доходы, какие у бизнеса потребности, и как во всем этом могут быть полезны информационные технологии. Равно как и язык программирования — мы программировали Lego Mindstorm, потом Raspberry, потом Arduino, решали конкретные задачи — и только потом дочь поняла, что знает Python и C. Думаю, что отчасти это помогло ей в свое время концентрироваться не на смартфоне, а на учебе и программировании. На каких-то реальных задачах, а не на средстве их решения. Не на компьютерных играх, а на вполне себе живых AD&D. Второй важный момент: я считаю, что хороший специалист должен знать, как устроен компьютер в деталях, как его руками собрать и как починить. На 1 января запланировано спаять на двух УКВ супергетеродинный приемник на транзисторах и потыкать его осциллографом (посмотреть, как это выглядит, можно по поисковому запросу NM0703».

А ваши дети кодят? Расскажите о них в комментариях.

0
31 комментарий
Написать комментарий...
Ilya Zelenskiy

Не нужно пытаться, что-то навязать ребенку. Человеку либо нравиться программирование либо нет. Если нет, то пусть заниматься, чем ему нравится. А это желание родителей дать хлебную профессию ребенку полный бред. Когда я начинал, быть программистом считалось бредом на уровне ботаника, которое не дает ничего.

Лично мне наоборот в детстве всячески пытались отбить тягу к компьютерам и тем более программированию. Типа нафиг эти компьютеры, кому они нужны, вот работа водителя это да, стабильные деньги.

То что некоторые пишут, переключить интерес с компьютерных игр, то так вы и рубите вероятный интерес ребенка к IT.

Лично я, увлекся программированием за счет игр, играя по 12 часов в день в летние каникулы. Потом захотел, чтобы не умирал в них и начал копать книги. Затем затянуло в книги (начинал с профессора Фортрана), затем языки и даже погрузился в ассемблер (что для ребенка было сложно). Начинал писать простые примеры (визуализация матана), которые мне нравились и что-то выводили. Потом начал писать игры себе, в которые сам играл. И так шаг за шагом увлекаясь все дальше и дальше, стал разработчиком.

А почему не прививают с таким же усердием нейробиологию, робототехнику, математику, физику? Ведь это даже более перспективно, чем программирование. А если ребенок хочет стать артистом или химиком, а ему говорят.. да что там твоя робототехника.. вот IT это стабильно и понятно. Может не надо насиловать ребенка?

Ответить
Развернуть ветку
Виталий Воробьев

Успокойтесь, айти это не природный талант и не отметка бога. Это всего лишь работа. Ребенок и в водителя поиграет и в химика и в программиста.

Ответить
Развернуть ветку
Yuri Trukhin

Математика - фундамент.
Программирование прикладная наука.

Без знания математики не будет ни робототехники, ни программирования, ни физики ни химии. Фундамент - самое важное, остальное - приложится.

Очень важно чтобы у ребенка была возможность попробовать все и позаниматься максимумом разных активностей и наук, не забывая про фундамент.

Переключать интерес с игр - странное занятие, игры тоже важны для развития скиллов, но сначала сделать математику важнее. И игры не в виде донатных помоек, а качественных ААА проектов - важно чтобы у детей был доступ к такому, а не только к бесплатному буллшиту.

Ответить
Развернуть ветку
Lida Cherkasova

Я каждый раз , когда дочь чем то интересуется, показываю как там замешано то или иное it. Показываю какие штуки делает аи. Использую ее рисунки для пет проектов . Пишу программки чтобы помочь решить какую нибудь задачу по математике или смоделировать что-то. А уж как она познакомилась с майнкрафт - тут просто целый новый мир - читы, программы, моды, скины) Не обязательно быть ITшником, но знать принципы программирования, не бояться консоли, уметь учиться и использовать новые инструменты нужно практически в любой профессии. Самое интересное на стыках профессий:) 7 лет человеку. Что из этого вырастет, неизвестно)

Ответить
Развернуть ветку
Артурас Лапинскас

Главное фото странное, такие защитные очки используют для покоса травы например.

Ответить
Развернуть ветку
Михаил Колмаков

Как приучить семью к покосу травы

Ответить
Развернуть ветку
Иван Иванов

Ну, вдруг она паяет. А там много чего в глаза может брызнуть

Ответить
Развернуть ветку
Алия

это очки, защищающие от глупой инфы

Ответить
Развернуть ветку
Lida Cherkasova

да не, маску для фото сняла, а очки забыла.

Ответить
Развернуть ветку
ЧиБе

Вспоминаю с содроганием школьные олимпиады. Не знаю, как их можно любить. Хотя против математики ничего не имею. А детей заинтересовать программированием лучше через игры)

Ответить
Развернуть ветку
Lida Cherkasova

внутри школы к сожалению даже сейчас редко есть что-то стоящее.

Ответить
Развернуть ветку
Иннокентий Фефилов

Мне в детстве сразу сказали, или математика или в дворники. В итоге жизнь удалась.

На работу не жалуюсь. Снега много выпало, лопата сломалась, но новую хорошую выдали.

Ответить
Развернуть ветку
Вадим Кущевский

Пока они вырастут их ии обгонит по всем фронтам. Добро пожаловать в технологическую сингулярность

Ответить
Развернуть ветку
Eozvarit

Фух! Отлично, что написано, что программирование вторично - математика, продуктовое видение, системный анализ, вот что делает хорошего айтишника. Спасибо ребята, не подвели!

Ответить
Развернуть ветку
Maria Petrova

У меня папа был ИТ-директор, а дедушка с бабушкой были физики, делали оптические приборы для самолётов. Из меня не вышел, увы, айтишник, но косвенно я связана с отраслью: работала в отраслевых СМИ и пишу на ИТ-темы. Мне кажется, конечно, даже если предпринимать усилия, должен быть интерес, иначе все равно гуманитарий получится, а не программист :)

Ответить
Развернуть ветку
Александр Матушевский

ребёнок, который растёт в семье айтишников,физиков и тд в любом случае хоть малую долю интереса будет иметь, особенно если время от времени вовлекать ребёнка в процесс. Это прям краткий гайд о том, как вырастить не гуманитария))

Ответить
Развернуть ветку
Maria Petrova

В целом они очень старались вовлечь, просто люблю литературу очень и языки :) ну и все равно ИТ-тематика интересна, хотя и не разбираюсь глубоко.

Ответить
Развернуть ветку
Антон Волков

Если вспомнить , что мы делали в детстве... В свободное от уроков время мы крапиву палками ходили стегали, да во дворе в футбик гоняли. А сейчас , как здорово, что у детей есть столько интересных хобби и что ИТ может стать спокойно увлечением еще с детства) И за будущее не страшно ведь

Ответить
Развернуть ветку
Lida Cherkasova

не знаю, у меня с 95 года (10 лет ) был ноутбук, черно-белый 486 с трекболов, а в школе корветы на бейсике. Но это не мешало пинать крапиву ( хотя на даче было дииико скучно, только книги спасали). Как и моей дочери майнкрафт не мешает валяться в снегу и тыкать палочкой жуков :)

Ответить
Развернуть ветку
Вадим Носков

Lego крутые наборы! Дети и играют и одновременно учатся программировать)

Ответить
Развернуть ветку
Корпоративный психолог

Что то я сомневаюсь что за счет лего можно будет научиться программировать

Ответить
Развернуть ветку
Lida Cherkasova

за счет соотвествующего лего - лего wedo конструирование и программирование роботов, еще какая то серия тоже есть

Ответить
Развернуть ветку
Lisa Franklin

это здорово, что вы прививаете любовь к ИТ своим детям, но тут главное не давить. Просто показать и объяснить, но при этом ваш ребенок сам должен сделать выбор и что ему больше нравится.

Ответить
Развернуть ветку
Kelerius

Айти пузырь все! Учите ребенка заводской профессии!

(Шутка)

Ответить
Развернуть ветку
Алексей Шоман

Это правильно. Я бы сказал "математика- всему голова!"

Ответить
Развернуть ветку
Иннокентий Фефилов

Правильно все пишут, что главное это математика. Большая ошибка - игнорировать математику.

Ответить
Развернуть ветку
F. K.

Вайти и прогерство это обычное ремесло, ничем не отличающееся отпрофессий как строитель, сварщик, сантехник или электрик. Я бы сказал гораздо проще. зачем прививать детям кодерство? Прививайте детям любовь к хорошим книгам, классической музыке и фундаментальным наукам, а не ремесленничеству.

Ответить
Развернуть ветку
Иннокентий Фефилов

В топовое прогерство вход только через мощную математику.

Ответить
Развернуть ветку

Комментарий удален модератором

Развернуть ветку
Алена Титова

Отличный пример , как можно легко переключать интерес детей с компьютерных игр на программирование!

Ответить
Развернуть ветку
Андрей Паскарь

Спасибо за рекомендации! Обязательно возьму на заметку все школы и обучающие проекты!

Ответить
Развернуть ветку
Blisk

О! Судя по фото, необходимо усыновить азиатскую девочку?

Ответить
Развернуть ветку
28 комментариев
Раскрывать всегда