{"id":14270,"url":"\/distributions\/14270\/click?bit=1&hash=a51bb85a950ab21cdf691932d23b81e76bd428323f3fda8d1e62b0843a9e5699","title":"\u041b\u044b\u0436\u0438, \u043c\u0443\u0437\u044b\u043a\u0430 \u0438 \u0410\u043b\u044c\u0444\u0430-\u0411\u0430\u043d\u043a \u2014 \u043d\u0430 \u043e\u0434\u043d\u043e\u0439 \u0433\u043e\u0440\u0435","buttonText":"\u041d\u0430 \u043a\u0430\u043a\u043e\u0439?","imageUuid":"f84aced9-2f9d-5a50-9157-8e37d6ce1060"}

Помогает ли высшее образование в развитии бизнеса Статьи редакции

Опыт десяти студентов, которые развивают акселератор профессий, кофейню, онлайн-школу баскетбола и другие проекты.

Татьяна Рогожкина, выпускница НИТУ «МИСиС», руководитель акселератора профессий в сфере технологий, инвестиций EVA Academy

Как начинался твой путь предпринимателя?

Началось всё в седьмом классе с покупки товаров на AliExpress и их перепродажи на «Авито». С вложениями 400 рублей я заработала свою первую 1000 рублей. На втором курсе университета я создала интернет-магазин платьев на Wix и подписала первый договор. Бизнес удалось запустить без вложений. Но со временем поняла, что пора переосмыслить ценности.

В конце 2016 года, когда мне было 19 лет, я запустила образовательный проект по обучению бизнес-ассистентов. Запустили её с девушкой, которую я за полгода до этого трудоустроила к знакомому предпринимателю. Сейчас подготовка бизнес-ассистентов — одно из направлений Eva Academy.

Что такое Eva Academy сейчас?

Eva Academy — акселератор профессий в сфере инноваций, технологий и инвестиций. В компании обучают и трудоустраивают на должности бизнес-ассистентов, бизнес- и венчурных аналитиков, PR-менеджеров. Также компания занимается подбором сотрудников в технологические бизнесы.

С выпускниками одиннадцатого потока по венчурной аналитике

Как открытие своего бизнеса повлияло на учёбу в университете?

Пришлось плотно заняться изучением тайм-менеджмента, чтобы всё успевать, и отказаться от должностей председателя студенческого совета института и координатора в Студенческом центре карьеры. Относительно учебы значительных изменений не произошло, университет я закончила со средним баллом 4,5.

Использовала ли ты знания, полученные в университете, для развития своего дела?

Я училась по направлению «Промышленная экономика». Помогли знания и опыт, которые я приобрела благодаря активной студенческой позиции. Университет предлагал много возможностей самореализации во внеучебной жизни, и я ими воспользовалась.

Как относились преподаватели и одногруппники к твоему бизнесу?

Преподавателям я сказала об этом только на последнем курсе, чтобы объяснить периодические пропуски занятий. Кто-то относился с пониманием, другим было всё равно. У нас была не очень дружная группа, поэтому одногруппники мало интересовались жизнью друг друга.

Сколько денег нужно было на запуск и откуда ты их привлекала?

Деньги на запуск компании (тогда ещё проекта по обучению бизнес -ассистентов) не понадобились. Первую группу в десять человек собрали по рассылкам во «ВКонтакте». Спустя полгода после запуска на развитие привлекли грант от «Фонда русской экономики» — 40 тысяч рублей.

Откуда приходят клиенты, сколько они платят за курсы?

Способ поиска клиентов зависит от направления деятельности. На b2b-рынке работает «сарафанное радио», на b2c — контекстная и таргетированная реклама. Цена на курс зависит от формата проведения (интенсив, онлайн, офлайн) и варьируется от 4000 рублей до 25 тысяч рублей.

Однодневный интенсив по направлению «бизнес-ассистент» обойдётся в 4000 рублей, онлайн- и офлайн-курсы по той же программе — в 6000 рублей и 10 тысяч рублей соответственно.

Самый дорогой курс — «венчурный аналитик», полная программа офлайн-обучения стоит 25 тысяч рублей. В одной группе в среднем занимаются 20–30 человек, в месяц проходят обучение 60–80 человек.

За всё время обучения мы выпустили больше 1300 человек. Клиенты не только из Москвы и Московской области, но и из Санкт-Петербурга, Уфы, Казани, Набережных Челнов, Томска и других городов.

Сейчас под каждое направление выстраиваем продуктовую воронку. Каждые два–два с половиной месяца запускаются новые потоки по нескольким направлениям обучения. Для потенциальных клиентов проводятся демо-дни. Такие мероприятия собирают по 30–50 человек.

Раз в три месяца запускается новое направление — факультет, как говорят внутри компании. Сейчас обучаем по таким направлениям: бизнес-аналитика, бизнес-ассистирование, венчурная аналитика.

В планах — 40 тысяч выпускников по всем направлениям к 2022 году. Весной 2019 года планируем выход на образовательный рынок США с онлайн-курсами «венчурный аналитик» и «бизнес-ассистент».

Куан Фам, студент Финансового университета при Правительстве РФ, сооснователь кофейни Lafayette Coffee

Почему ты захотел быть предпринимателем?

«Я пожалею, если не попробую», — с такой мыслью я начал свою предпринимательскую деятельность на втором курсе университета. Сначала был магазин шуб. В то время я был уверен, что смогу заполучить сердце девушки, если открою свой бизнес. Вместо этого прошел через кассовый разрыв и штрафы.

Откуда пришла идея открыть кофейню?

Идея открытия кофейни пришла моему партнеру и сооснователю «Lafayette», Александру Будакову, когда он обжегся кофе из автомата на одной из лекций по социологии. Он прикинул маржинальность продукта и предложил мне участвовать.

Предпосылкой открытия первой кофейни в университете стало осознание того, что никто не понимает клиентов лучше, чем сами клиенты. Нам очень не нравился кофе из автоматов, но мы понимали, что от наших жалоб его качество не улучшится.

Отличие Lafayette Coffee — местное самоуправление студентов. Каждый может высказать предложение, которое распространяется и принимается через общее голосование.

Как повлияло открытие кофейни на учебу в университете?

Ничего не изменилось, я всегда старался хорошо учиться. В университете я научился критическому мышлению. Учусь на финансового менеджера, и перед открытием кофейни мы составляли бизнес-план, пригодились университетские знания. В учёбе часто использую знания из бизнеса. И курсовые работы стало намного проще писать.

Я совмещал работу и учебу со второго курса. Было время, когда работал в двух компаниях, развивал свой бизнес, учился в институте трейдинга и инвестиций, это помимо университета. Так что совмещать можно всегда, главное — найти подход к преподавателям и правильно распределять время.

Кто работает в кофейне?

Вначале мы с партнером, Александром Будаковым, сами стояли за стойкой, приходили на переменах. Сейчас у нас работают студенты, но работа не требует полной занятости.

Сколько денег ушло на запуск кофейни?

На запуск первой точки потратили 450 тысяч рублей из собственных денег. На открытие ушло четыре с половиной месяца, но это из-за неопытности, новые точки запускаем за месяц. Средний чек 189 рублей.

Рекламировать кофейню не нужно, хорошо работает «сарафанное радио». Каждую перемену можно увидеть огромную очередь студентов и преподавателей. За пределами университета работают рекомендации — так, например, пришёл первый франчайзи.

Очередь в кофейню выстраивается сразу после звонка на перемену

С какими особенностями открытия своего дела в университете вы столкнулись?

Главная сложность открытия бизнеса в университете — бюрократия. Она буквально убивает бизнес. Приведу живой пример: сейчас мы ожидаем ответ от Росимущества по оценке арендной ставки в одном из ВУЗов. Ждем ответ уже полтора месяца.

Ещё почти каждый день наш бизнес сталкивается с коррупцией. Но мы принципиально в ней не участвуем. Возможно, кто-то думает, что для получения арендного места в университете надо дать взятку. Это не так.

Сколько точек Lafayette Coffee открыто сейчас?

За 2018 год было открыто четыре кофейни, из них две в Финансовом университете. Окупились сторонние инвестиции в 1 млн рублей. Бизнес готов к новым инвестициям, инвестор может рассчитывать на возврат инвестиций за три–четыре месяца. Доходность кофейни разглашать не могу.

В ближайшие десять лет планируется создание компании полного цикла: собственное производство кофейного зерна, пищи, стаканов и так далее. Цель — открытие 50 собственных кофеен в вузах и нескольких десятков в формате street-retail.

Артем Татулов, сменил 3 факультета в ВШЭ и РАНХиГС, создатель системы развивающих программ для подростков HeadStart

Как появилась идея проекта?

После окончания школы я понятия не имел, чем хочу заниматься в жизни. Пошёл на финансовый факультет, но быстро понял, что ошибся. Школьникам дают много теории, практики нет совсем. Как определить, к чему душа лежит, если ничего не попробовал?

Так пришла идея создать площадку, где подростки могут «примерить» на себя профессиональную жизнь взрослых.

Что такое Headstart сейчас?

Headstart — это система развивающих программ для подростков. Это лагеря, курсы и онлайн-программы для подростков, помогающие им сделать осознанный выбор в профессии. От обычных лагерей HeadStart Camp отличается программой (игры, кейсы, лекции от бизнесменов) и отсутствием вожатых.

Вместо них — менторы, участвующие в активностях вместе со всеми. Во время смены участники обсуждают и практикуют полученные знания в области самоопределения и саморазвития, работы в команде, тайм-менеджмента, целеполагания, эффективной организации учёбы и различных профильных тем.

На мастер-классе предпринимателя Игоря Дубинникова

Как открытие своего бизнеса повлияло на учёбу в университете?

По моему опыту, ВШЭ не поощряет внеучебную активность, мне сказали: «Ты либо учишься, либо работаешь». Потом я перевёлся в РАНХиГС, там отношение было более лояльным, однако проект развивался и требовал всё больше времени, и я ушёл оттуда.

Когда учишься на менеджменте — учиться становится интереснее, потому что вспоминаешь реальные случаи из практики, а не просто учишь теорию. Например, как-то нам рассказывали о CRM-системах, одногруппникам сложно было сразу понять тему, а мы с командой уже внедрили CRM в процессы своей компании.

Чем отличается HeadStart Camp от обычных лагерей?

Девиз HeadStart Camp: «Верь в себя, расширяй границы, играй на победу». После лагеря выпускники переходят в более сильные школы, начинают лучше учиться, пробуют новое, открывают собственный бизнес. Во время программы формируется сообщество, участники продолжают общаться и ездить друг к другу в гости.

Какое финансирование понадобилось для запуска проекта, как вы его привлекали?

На организацию первой смены привлекли грант от «Фонда русской экономики» в размере 300 тысяч рублей. Помимо этого, деньги от продажи первых путёвок шли на бронирование базы проведения. Всего в самом первом выезде приняли участие 40 школьников.

Как проект зарабатывает деньги и на что они идут?

Лагерь длится две недели и стоит 60 тысяч рублей. Аренда места проведения в Подмосковье — самая значимая статья расходов. Менторам платят заработную плату, а со спикерами договариваются индивидуально. Есть и другие затраты — на реквизит, на трансфер и так далее. Конкретные цифры не разглашаются.

Сначала проект зарабатывал только на продаже путёвок, летом организовали первые онлайн- и офлайн-курсы. Онлайн-курс на две недели стоит 6500 рублей, офлайн-курс по бизнесу — 35 500 рублей. Межсезонный лагерь на неделю стоит 37 500 рублей и рассчитан на 20–25 человек.

Планируешь ли ты снова поступить и закончить университет?

Да, в ближайшие несколько лет хочу отучиться на психолога, но не в России.

Илона Лисотина, выпускница МГУ, автор образовательного проекта Chain

Что такое Chain?

We open culture — это наш девиз. Вся культура современного мира — уличная культура. На наших мероприятиях мы открываем её для всех.

Начался проект с трёхдневного фестиваля Chain Challenge Fest в июне 2017 года. Это был интерактивный фестиваль, посвящённый моде, искусству, кухне, спорту и музыке улиц. Сейчас мы позиционируем себя как образовательный проект, развивающий уличную культуру, создающий пространство и медиа.

Мы проводим мероприятия, выпускаем собственный мультфильм, планируем запустить лагерь для подростков, развиваться как медиаресурс и выпустить собственный бренд одежды.

Участники Chain Challenge рисуют комиксы

Как появилась идея создания проекта?

Я с пяти лет в уличной культуре, играла в баскетбол, интересовалась художниками, музыкантами. И всегда встречалась с закрытостью клубов. Так что идея проекта пришла из собственных интересов.

Какое влияние запуск проекта оказал на учебу в университете?

Я запустила этот проект на четвёртом курсе. Я училась на психолога, и на четвёртом и пятом курсах мы проходили производственные практики, где можно было договориться и не приходить.

В эти два года я учёбой занималась мало. На последнем курсе, шестом, было сложно совмещать проект с подготовкой к государственным экзаменам и написанием диплома. Но как раз в то время у меня появился партнёр по бизнесу, который взял на себя часть работы.

Как ты использовала знания по психологии в развитии своего проекта?

Я училась на социального психолога, изучала группы людей. Знания помогали в построении сообщества, в выстраивании ценностей внутри сообщества, в работе со своей командой. В университете я много изучала управление виртуальными командами, как выстраивать психологический климат, слаженную командную атмосферу на расстоянии.

Это помогало быть на связи с командой 24/7, чтобы никто не чувствовал себя брошенным, ведь офиса у нас не было и нет. В проекте я развила навык оформления и защиты презентаций, в университете мои презентации были самыми продуманными и качественными.

Как относились преподаватели к твоему проекту?

О моём проекте знали многие, некоторые даже следили за его развитием в социальных сетях. Образование в университете классическое и подразумевает серьёзное занятие наукой, поэтому общее отношение было негативное.

У преподавателей был страх, что мы уйдём из науки в бизнес. Но я всегда объясняла, что благодаря проекту знаю внутреннюю экосистему и особенности работы с группой на практике, а не из учебников.

Как помогал университет в развитии проекта?

Будучи студенткой, я участвовала во многих мероприятиях: проходила отбор в «Фонд первое поколение», участвовала в программе «Фонда русской экономики», прошла обучение по программе «Феникс» при ВШЭ. Везде я чувствовала, что статус студента МГУ даёт мне фору перед другими участниками, открывает новые двери.

Как вы привлекали деньги на запуск проекта?

На организацию первого мероприятия Chain Challenge Fest за полтора месяца мы привлекли 170 тысяч рублей через краудфандинговую платформу planeta.ru. Через неё продавали билеты на фестиваль, деньги пошли на аренду площадки. Выиграли грант от «Фонда русской экономики» в 300 тысяч рублей, а летом 2018 года — 1 млн рублей на форуме «Таврида».

Как проект зарабатывает деньги?

Зарабатывает проект на партнёрских интеграциях. Компаниям продаём возможность взаимодействовать с их аудиторией во время мероприятий. Например, участники одного мероприятия разрисовывали бутылки газированной воды для телеканала 2x2, на другом разработали 100 стикерпаков в Telegram для компании «Дымов».

Для участников вход бесплатный, компании решение креативного задания обойдется в сумму от 100 тысяч рублей до 350 тысяч рублей.

Компания платит деньги, а команда Chain занимается всеми организационными вопросами: поиск и аренда площадки проведения, закупка расходных материалов, еды, организация охраны и уборки, фото- и видеосопровождения, продвижение мероприятия в социальных сетях, привлечение участников и так далее. За два года существования проекта оборот в среднем больше 2 млн рублей.

Иногда случаются непредвиденные ситуации: на фотографии перекрашивают пол после Chain Challenge Fest. Иначе отказывались вернуть залог в 70 тысяч рублей

Как клиенты узнают о проекте?

Клиентов в b2b привлекаем в основном через холодные звонки, участников мероприятий через таргетированную рекламу. Процесс оценивания эффективности и использования новых рекламных инструментов происходит и сейчас.

Никита Ямщиков, студент Финансового университета при Правительстве РФ, создатель онлайн-школы баскетбола Ball In

Откуда пришла идея проекта?

Идею я не искал. К моменту создания школы группе Ball In было уже полгода. В 21 год я завёл небольшой блог про баскетбол, тренировки и развитие, спустя семь месяцев онлайн-школа стала способом его монетизации.

Как проходят занятия в онлайн-школе?

Занятия в онлайн-школе баскетбола проходят в формате марафона с предоставлением тренировок на каждый день. Отличительная особенность — за дисциплиной и ежедневным выполнением упражнений следят кураторы, после пятого пропуска участника исключают.

Как открытие своего бизнеса повлияло на учёбу в университете?

Совмещать нелегко, но я всегда занимался чем-то параллельно с учёбой, поэтому изменений не почувствовал. Я учусь по специальности «Управление персоналом», мне в университете не хватает нацеленности на результат и эффективности, иногда кажется, что учат ради процесса обучения, не для получения навыков.

Как относятся преподаватели к твоему бизнесу?

Я часто использую знания от проекта при ответах на вопросы или подготовке докладов. Преподаватели относятся к этому положительно, слушают всегда с интересом.

Команда проекта состоит из студентов, как вы планируете встречи?

Часто работаем рано с утра и поздно вечером. Часть команды учится в Томске, поэтому вопросы решаем в онлайне, на связи 24/7.

Сколько денег понадобилось на запуск проекта?

На запуск школы не потратили ничего, первые клиенты пришли из блога. После первых продаж появились деньги на запись тренировок. Цена курса 3000 рублей в месяц, часто продаём со скидкой.

Кто ваши клиенты? Как они относятся к тому, что команда проекта состоит из студентов?

Наши клиенты — школьники и студенты, поэтому иногда приходится общаться с их родителями. Тренировочный план составляет Никита Савостов, тренер, который работал с профессионалами из Европы, Китая и игроками NCAA D1 (главная студенческая лига США), поэтому вопросов к качеству тренировок не возникает. Команда проекта занимается организационными вопросами.

С тренером Никитой Савостовым (справа)

Откуда приходят клиенты?

В основном из блога во «ВКонтакте». Пробуем самые разные средства: рассылки, таргетированную рекламу, вебинары. По плану в декабре 2018 года тренировалось 20 человек, цель на февраль — 40 человек. В планах — выйти в Instagram, развить YouTube-канал, на котором сейчас 500 подписчиков.

Мы оценивали количество потенциальных клиентов по аудитории «ВКонтакте»: около 300 тысяч человек в возрасте от 14 до 20 лет, они состоят в группах о баскетболе. Сейчас целевая аудитория — молодежь, но в перспективе расширение охвата. Онлайн-тренировки — это основной проект в рамках бренда Ball In, будут внедряться новые продукты.

Инал Габлия, выпускник НИУ ВШЭ, создатель онлайн-школы абхазского языка «Алашарбага»

Это твой первый опыт предпринимательской деятельности?

В студенчестве я начал изучать предпринимательство в рамках бизнес-инкубатора, активно участвовал в студенческой жизни.

В 19 лет запустили Ассоциацию мировой экономики на базе университета, куда приглашали разных экспертов с докладами на политические и экономические темы. Это был научный кружок. Своё дело запустил уже после выпуска.

Откуда пришла идея проекта и сколько средств понадобилось на его запуск?

Абхазский язык — родной для меня, поэтому идея продвигать его не была чем-то неожиданным. В онлайн-школе «Алашарбага» все желающие могут изучить абхазский язык. На запуск не требовалось больших инвестиций, поэтому финансировали из собственных средств.

С момента твоего выпуска из университета прошло уже несколько лет. Помогают ли сейчас знания, полученные в университете?

У меня была экономическая специальность, но мы занимались больше изучением науки, на практике эти знания я практически не применял. Был полезен курс по менеджменту, где акцент был на развитие навыков, развитие личного бренда, понимание типов личностей и их взаимодействие. С преподавательницей этого курса я общаюсь до сих пор, она приглашает меня на свои образовательные мероприятия.

Помогают знания, полученные во время бизнес-инкубатора, а ещё связи, приобретённые за время учебы. Я считаю, что главное в университете — это возможности, которые он предоставляет студентам, не просто учеба.

Как происходило развитие проекта?

Первым, кому я предложил выучить абхазский язык, стал Дмитрий Петров, телеведущий-учитель шоу «Полиглот» на телеканале «Культура». Он помог с разработкой методологии и языковой политики.

С полиглотом Дмитрием Петровым (слева)

Первую группу запустили 18 сентября 2018 года. Занятия проходят в формате видеоконференций на специальной платформе, после ученики получают запись занятия, пройденный материал и домашнее задание.

Базовый курс состоит из 18 уроков, есть форматы группового и индивидуального обучения. Стоимость курса — 8000 рублей. 15 декабря провели первый онлайн-диктант на абхазском языке в Сухуме, Москве, Твери и Новом Афоне.

Сколько сейчас человек обучается в школе?

Сейчас в школе обучаются 20 учеников, запущено четыре группы, занятия проходят каждый день. С ними работают два учителя, имеющие опыт преподавания в Турции для абхазской диаспоры.

Недавно к школе присоединились студенты из Турции и Германии, на следующий курс записались студенты из Голландии и Канады.

В планах найти новых педагогов, однако найти подходящего сложно. Ученики из Абхазии и России, даже из Великобритании. Возраст аудитории от десяти до 60 лет. Вскоре к школе присоединятся студенты из Турции, Германии, Голландии и Канады, которые записались на следующий курс.

Екатерина Туранова, студентка РАНХиГС, автор экологического проекта WildCamp

Откуда пришла идея проекта?

Всё началось с научного исследования, без всякой мысли на этом заработать. А потом не хотелось, чтобы наработки остались на бумаге.

Что такое WildCamp?

Цель WildCamp — доступно и интересно донести до жителей необходимость защищать природу и дать людям возможность побывать в национальных парках. Действия начинались с волонтёрства: помочь посадить лес, провести урок по экологии для детей, распространить информацию о мероприятии.

Сейчас WildCamp сотрудничает с особо охраняемыми природными территориями страны, оказывает поддержку заповедными землям, работает в рамках государственных заказов и вместе с бизнесом, проводит научные исследования с университетами.

Знакомство команды с руководством национального парка «Башкирия»

Как повлиял запуск своего проекта на учёбу?

В начале было тяжело. Это был второй курс, я ожидала, что знания по специальности «экономика и управление» будут помогать с вопросами формирования команды, постановки задач, делегирования, написания бизнес-плана и юридических нюансов.

На деле оказалось, что я могу перечислить все виды юридических лиц, но не знаю, какую организационно-правовую форму лучше выбрать для своей организации. Я расстраивалась, желание учиться в университете пропало.

На третьем курсе я снова ходила в университет с радостью, потому что там можно было отдохнуть. В университете никто не ждёт от тебя решения сложных жизненных задач, как в реальной жизни.

Университет – это место, где можно и нужно совершать ошибки. Тебе всё объяснят, всему научат. В жизни не всегда можно «пересдать» экзамен, иногда вместо пересдачи отправляют в суд. Ошибки в проекте стоят дорого: теряешь деньги, репутацию, уважение клиентов и партнёров.

Сейчас, на четвертом курсе, я заметила, что университетские знания и практические знания от проекта дополняют друг друга и углубляют понимание. В университете я научилась системно мыслить, легко читать большие объёмы информации, говорить на любые темы. Можно посоветоваться с профессорами, протестировать гипотезы относительно своего проекта.

Как университет помогает в развитии проекта?

Помимо учебы, в университете я работаю младшим научным сотрудником. У нас есть своя акселерационная программа, где я помогаю студентам младших курсов запустить стартап.

Преподаватели, с которыми я работаю, часто помогают с разными вопросами. WildCamp со своей стороны периодически выступает на разных конкурсах от имени университета, поэтому это взаимовыгодное сотрудничество.

Я уверена, что главное в университете не лекции, а возможности. Можно ни разу не сходить на пары, но поучаствовать в разных мероприятиях, встретить интересных людей, учиться за пределами аудитории. Всё зависит от нас и нашего выбора.

Какие инвестиции понадобились на запуск проекта?

Сначала работали без инвестиций, да и трат не было. Через полгода получили грант 300 тысяч рублей от «Рыбаков фонда». Эти деньги перевели программистам для разработки сайта, а они исчезли вместе с деньгами. К сайту вернулись, когда заработали первые деньги на проекте.

Какая у проекта бизнес-модель?

Определённой чёткой и простой бизнес-модели нет. В одних случаях проект получает от партнёрских работ, в других — выполняет конкретные заказы на выполнение работ и предоставление услуг в сфере.

Например, WildCamp работает в сфере реализации корпоративной социальной ответственности бизнеса: компания может установить в парке фотоловушки для мониторинга животных и настроить трансляцию в офис для сотрудников.

WildCamp организует выезды для сотрудников необычные заповедники, консультирует туристические, строительные компании, устраивает лагеря и кейс-чемпионаты экологического характера, делаем образовательные программы.

Проведение корпоратива для компании в среднем обходится в 400 тысяч рублей. Частный выезд в национальный парк на пять дней стоит в среднем 20 тысяч рублей с человека. Оборот за 2018 год составил примерно 1,1 млн рублей.

Откуда клиенты узнают про WildCamp?

Клиентов в b2c привлекаем через проведение встреч с аудиторией, мероприятия, форумы, конкурсы, проекты и социальные сети. В b2b-секторе стараемся привлечь компании к совместным проектам и инициативам, используют рекламу в СМИ и на радио.

Члены команды WildCamp сами приходят в организации и рассказывают о проекте. Самый эффективный канал по всем направлениям — «сарафанное радио».

Константин Климентьев, студент НИУ ВШЭ, создатель бизнес-школы для детей Prospect

Откуда пришла идея проекта?

Идея проекта пришла сама собой: собралась команда с опытом работы с подростками в сфере образования и опытом в управлении финансами. На первом курсе запустили проект финансовой грамотности для детей.

Чем сейчас занимается Prospect?

Сейчас Prospect предоставляет услуги дополнительного детского образования в сфере финансовой грамотности, предпринимательства, профориентации и soft skills. Обучение полностью проходит в формате деловых игр с моментальным применением теории на практике. В среднем курсы стоят 5000–6000 тысяч рублей в месяц.

На мероприятии

Как открытие своего бизнеса повлияло на учёбу в университете?

Мне было 18 лет, когда мы запустили проект. Я никогда не старался выучить всё, всегда выбирал то, что казалось самым полезным и интересным. После запуска проекта к учёбе стал подходить ещё более избирательно, о чем иногда жалею, потому что часть полезных вещей я пропустил.

Используешь ли ты знания, полученные в университете, для развития своего дела?

У меня специальность «стратегический менеджмент», поэтому знания оказались полезны. Однако их недостаточно для ведения бизнеса, приходится учиться на собственных ошибках. Для своего бизнеса надо постоянно быть на шаг впереди, учиться самому, общаться с людьми из своей сферы.

Очень много полезного мы узнали во время акселерации в бизнес-инкубаторе ВШЭ. Мы полностью пересмотрели свои взгляды на тестирование новых идей и построение бизнеса в целом.

Как относятся преподаватели и одногруппники к твоему бизнесу?

Преподаватели по-разному: одни положительно, другим главное, чтобы выполнялись требования по дисциплине, а проект их не интересует.

С одногруппниками у нас хорошие отношения. Поскольку по специальности изучаем, как выстроить эффективные компании, то часто обсуждаем свои дела, помогаем друг другу как можем.

Как компания зарабатывает деньги?

В первую очередь мы проводим курсы. Помимо работы в b2c-секторе, Prospect сотрудничает с коммерческими компаниями и государством, разрабатывая образовательные программы «под ключ» для сотрудников. Стоимость зависит от запросов компании и может составлять от 100 тысяч рублей до 1 млн рублей.

Клиентов в b2c-секторе привлекаем через партнёрские программы, в b2b и b2g работают холодные звонки и письма, «сарафанное радио».

На базе государственных школ проводим кружки по финансовой грамотности для учеников. Для детей они бесплатны, курс оплачивает школа. Среди партнёров проекта «Сбербанк», Национальный исследовательский центр «Высшая Школа Экономики», Московский центр технологической модернизации образования и другие.

Каких результатов проект достиг за время существования?

Сейчас выручка компании составляет примерно 500 тысяч рублей. Бизнес сезонный, наибольшее количество заказов приходится на сентябрь, а перед Новым годом и в конце мая спрос падает. За все время на развитие компании потратили около 1 млн рублей. Деньги вкладывали собственные, а также привлекали займы с возвратом.

Как вы можете оценить рынок образования?

Объём и перспективы рынка дополнительного школьного образования оценить сложно. Есть общие данные об объёме рынка дополнительного образования школьников в России — около 140 млрд рублей. Образовательные курсы составляют около 25% этого рынка — то есть около 35 млрд рублей.

Наш рынок — то есть образовательные программы по внешкольным предметам и общему развитию ребенка — не более 3 млрд рублей по оптимистичной оценке.

Но, если честно, это всё немного воздух, реальную цифру назвать крайне сложно, так как даже на рынке дополнительного внешкольного образования детей идёт разделение на технические курсы (программирование, робототехника), творческие дисциплины (театральные и художественные кружки) и мягкие навыки (то, на чём специализируемся мы). Так что точную цифру назвать крайне сложно.

Артём Парфенов, выпускник СИУ РАНХиГС, создатель производства протеиновых батончиков и арахисовой пасты Vasco

Это твой первый опыт предпринимательской деятельности?

Нет. Своими проектами я занимался с первого курса университета. Начинал с продаж обложек для студенческих билетов, потом занимался продажей магнитов, продажей толстовок. Так что к открытию Vasco у меня уже был опыт переговоров, презентации продуктов, делегирования задач и так далее.

Откуда пришла идея создания проекта?

Идея лежала на поверхности: несложно увидеть растущий интерес к правильному питанию и стремление хорошо выглядеть. Кроме того, пищевой рынок России очень консервативен и не развивается. У каждой страны свои вкусовые предпочтения. Арахисовая паста, представленная на рынке, совершенно не адаптирована под Россию.

Продукция Vasco

Как происходило развитие проекта?

Бизнес начинался с одного протеинового батончика, его я разработал и сделал у себя дома. Сейчас в ассортименте компании три вида продукции (протеиновые батончики, арахисовая паста и протеиновые маффины), а штате работает команда технологов. Для производства арендовали площадь, закупили оборудование. Компания находится в Новосибирске.

С момента твоего выпуска из университета прошло уже несколько лет. Помогают ли сейчас знания, полученные в университете?

В университете я учился на юриста, поэтому знания в сфере пищевого производства я приобретал самостоятельно. Главное, чему я научился в университете, — искать нужную информацию, использовать научные источники, а не частные мнения.

Это особенно помогло, когда я читал специализированную литературу для разработки своего первого протеинового батончика. Для выстраивания бизнес-процессов в компании я всегда использую знания, которые подтверждены в научном эксперименте, и их можно воспроизвести у себя.

Я никогда не рассматривал университет как «путевку в жизнь» или гарантию успешности, всегда понимал, что за этим лежит личная напряжённая работа. Университет учит базовым вещам, таким как логика и математика (эти вещи стоит освоить всем, даже «гуманитариям»), с этой базой ты продолжаешь учиться сам.

Кроме знаний, в университете я приобрел много связей, сейчас у меня есть знакомые в самых разных областях. Мы помогаем друг другу, и это значительно упрощает жизнь.

Сколько денег понадобилось на запуск компании?

На запуск первой партии батончиков я потратил 300 тысяч рублей, две трети взял из собственных средств, остальную сумму дал взаймы дядя. Деньги пошли на покупку оборудования, сырье и упаковку. За большую часть сырья для первой партии в 2000 штук не пришлось платить совсем. Я заказывал пробники у компаний-поставщиков, они поставляются в значительных объёмах и бесплатно.

Чем отличается продукция Vasco от спортивного питания?

Особенность продукции — она не содержит сахара, а по вкусу не уступает шоколадке. Поэтому мы не позиционируем себя как спортивное питание. Вкусно и полезно должно быть всем.

Наряду со специализированными магазинами батончики, паста и маффины Vasco продаются в обычных продуктовых магазинах и магазинах здорового питания. Клиентов привлекаем через «холодные звонки», звоним и рассказываем о нашей продукции.

Сейчас продукция компании представлена примерно у 168 партнеров: розничных магазинах, торговых сетях и фитнес-клубах. Арахисовая паста стоит 120–500 рублей (банки отличаются по размеру), батончики в рознице стоят 100 рублей за штуку. На сайте высокие цены, так как мы продаем оптом, а не в розницу.

Василий Фролов, студент НИУ ВШЭ, создатель школы управленческих навыков ManageClub

Откуда пришла идея создания проекта?

Это мой первый бизнес. Идея пришла из студенческого клуба, в котором состоял я и два моих сегодняшних партнёра-совладельца. Клуб занимался управленческой борьбой и был достаточно популярен в студенческих кругах.

Занятия проходили в формате «поединков», у каждого участника была своя роль в конфликтной управленческой ситуации, нужно было отстоять свою позицию. Но не было системности обучения и налаженной обратной связи, а самое главное, сообщества.

Что такое ManageClub сейчас?

ManageClub — это школа soft skills для студентов и выпускников. Учат красиво говорить, аргументировать свою позицию, слушать и слышать собеседника, анализировать информацию, противостоять давлению и искать компромисс.

На дебатах

Как открытие бизнеса повлияло на учёбу в университете?

В первую очередь это сказалось на посещаемости, а потом и на оценках. Однако, это вопрос приоритетов, я за оценками никогда не гнался. В команде проекта есть ребята, которые и работают, и учатся на отлично.

Используешь ли ты знания, полученные в университете, для развития своего дела?

У меня специальность «Digital-маркетинг», знания применял и сейчас применяю. Бывает и наоборот: провели несколько раз рекламную кампанию, и пришло четкое понимание, как это работает на практике. Для управления проектом многому научились на курсах менеджмента, при этом опыт работы в команде в настоящем проекте использовали в учебных проектах.

Как относятся преподаватели к твоему бизнесу?

Многие преподаватели знают, некоторые помогали советом, приходили на занятия, участвовали в них. Университет помогает с проектом: мы пользуемся аудиториями, что значительно сокращает расходы, используем информационные ресурсы ВШЭ.

Команда проекта состоит из студентов, как вы планируете встречи?

Используем Doodle или «Google Таблицы». Большую часть вопросов решаем в онлайне.

Как происходило развитие проекта и сколько денег понадобилось на его запуск?

Чтобы выбрать наиболее эффективный способ обучения, провели несколько бесплатных курсов. MVP (минимально жизнеспособный продукт) создали прошлой весной 2018 года, а осенью запустили первую платную версию.

Собрать аудиторию на первые курсы удалось практически без затрат на маркетинг. Использовали рассылки во «ВКонтакте», приглашали знакомых. Конкретные цифры сказать не могу.

Сейчас обучение двухуровневое. Первый уровень — обучающий, проходит под девизом «слушать, говорить и договариваться». Студенты работают в группах, осваивая навыки через ролевые игры и моделирование ситуаций.

Второй уровень — закрытый клуб, куда входят выпускники Школы. В нём студенты продолжают совершенствовать свои навыки, пробуют новые техники и просто хорошо проводят время. Сейчас в закрытом клубе состоит больше 70 человек.

Как проекта зарабатывает деньги и на что уходит основная часть выручки?

В первую очередь мы зарабатываем на курсах. Сейчас ценник намеренно низкий, от 5000 до 7000 рублей, но он будет расти по мере роста бизнеса. В смежных отраслях (в основном курсы для руководителей компаний) цена начинается от 10 тысяч рублей и может достигать 100 тысяч рублей.

На b2b-рынке компания организует внутренние тренинги для сотрудников. Например, проводили серию тренингов для отдела продаж образовательной компании «Юниум».

Занятия были посвящены противостоянию, психологическому давлению и Гарвардской модели переговоров. Для компаний нет определённой цены, каждый раз она определяется договорным путём.

Основные статьи расходов — материалы для курсов и заработная плата. Конкретные цифры сказать не могу.

0
7 комментариев
Написать комментарий...
Сергей Я

Нет.

Ответить
Развернуть ветку
Надя

Да

Ответить
Развернуть ветку
Андрей Олегович

Нет

Ответить
Развернуть ветку
Ваня Суханкин

Девочку из первой истории нужно свести с тем персонажем, который на петардах сделал банк.

Ответить
Развернуть ветку
Аккаунт удален

Комментарий недоступен

Ответить
Развернуть ветку
Антон Коровин

Поколение онлайн-школ

Ответить
Развернуть ветку
Polina Sergeeva

Высшее образование даже не всегда поможет найти работу 😁
я как раз на эту тему рассуждаю в своём подкасте - https://itunes.apple.com/ru/podcast/poly-podcast/id1452691541?l=en&mt=2

Заходите, кому интересно )

Ответить
Развернуть ветку
4 комментария
Раскрывать всегда