{"id":13666,"url":"\/distributions\/13666\/click?bit=1&hash=ff326b72491eac28d0268f29d362002582aac8f74e9d7acf1b49ee0ac1a42b1a","title":"5 \u0448\u0430\u0433\u043e\u0432 \u2014 \u0438 \u0432\u044b \u0443\u0436\u0435 \u043f\u0440\u043e\u0434\u0430\u0451\u0442\u0435 \u043d\u0430 \u00ab\u042f\u043d\u0434\u0435\u043a\u0441 \u041c\u0430\u0440\u043a\u0435\u0442\u0435\u00bb","buttonText":"\u0423\u0437\u043d\u0430\u0442\u044c","imageUuid":"5ba79695-2be9-5bb9-b913-6f12da0c8995","isPaidAndBannersEnabled":false}
Карьера
TalentTech

Малый и средний бизнес взялся за учебу. Онлайн

Артём Кумпель, Советник по развитию бизнеса TalentTech, о том, почему компании малого и среднего бизнеса наконец тоже начали инвестировать в обучение сотрудников и каким навыкам они обучают.

В апреле 2018 образовательная компания “Нетология-групп” провела исследование рынка корпоративного образования. С целью - понять как сегодня российские компании обучают своих сотрудников и чему. В июне результаты были опубликованы журналом Forbes, но один важный тренд не вошел ни в финальный отчет, ни в ту самую статью.

О чем же речь?

О том, что несмотря скромные 2% роста ВВП, достигнутые в 2018, и перспективы “долгой зимы” в российской экономике, именно самый уязвимый сектор - малый и средний бизнес, начал активнее инвестировать в собственное развитие. Компании численностью от трех до 250 человек стали обучать своих сотрудников недостающим знаниям. “Мы запустили корпоративное направление в конце 2016 года”, - рассказывает Александр Ларьяновский, управляющий партнер языковой онлайн-школы Skyeng. “В 2017 году из компаний к нам пришли 3529 студентов, и за половину 2018 - уже 8339. Количество клиентов из малого и среднего бизнеса выросло примерно на 23%”. С большим отрывом от остального рынка английский учат в IT-компаниях, дальше в списке клиентов Skyeng - медиа, телеком и розница.

О росте активности небольших компаний говорит и Илья Калягин, менеджер по развитию корпоративного обучения университета digital-профессий “Нетология”. “Еще в 2016 году у нас было 870 студентов, за которые платили их компании, но уже в этом году юрлица привели нам 1544 человек. Среднегодовой рост доли малого и среднего бизнеса составил 43%”. Сюда заполнять пробелы в знаниях приходят компании, пытающиеся наладить коммуникацию с клиентами в онлайн-пространстве - туристические и рекламные агентства, брокерские конторы, дистрибьюторы косметики и владельцы салонов красоты.

Чему учат компании своих сотрудников?

“К нам идут за курсами по интернет-маркетингу, веб-аналитике и SMM, зачастую, чтобы понять насколько компетентны сотрудники и чтобы начать общаться с подрядчиками на одном языке. Некоторые смотрят дальше, к примеру, компания по продаже игрушек Trend Toys добавляет курсы по интернет-маркетингу в пакет по обучению собственных франчизи” - объясняет Илья Калягин. “И таким образом, старается помочь партнерам в выходе на локальные рынки”. По его словам, технологичные проекты сегодня охотно платят за освоение новых и редких для российского рынка специальностей - data scientist, продакт- и проджект-менеджер. А вот владелица салона красоты на шоссе Энтузиастов Вера Антохина пришла на курс для интернет-директоров, чтобы научиться собственными силами настраивать рекламные кампании в Google и приводить новых клиентов из онлайн-среды в ее бизнес.

В языковые школы компании отправляют персонал, чтобы изучить английский для общих целей, деловой английский для целей бизнеса, подтянуть грамматику и разговорную речь. “Наши корпоративные клиенты, почти все вне зависимости от размеров, запрашивают более-менее стандартные курсы для своих сотрудников”- делится Александр Ларьяновский. “Различается только лексика - мы разрабатываем курсы под специфику каждой компании: под кафе, гостиницы, логистические компании, туристические агентства, IT-стартапы”.

Еще одна сфера интересов некрупного бизнеса - коммуникативные навыки, известные в образовательной среде как soft skills. “Раньше 90% наших студентов сами платили за свое образование” - отмечает Александр Орлов, управляющий партнер школы менеджеров “Стратоплан”. “Но в последний год доля компаний, отправляющих к нам слушателей увеличилась до 40%. И половина из них - небольшие бизнесы. Они стараются выращивать руководителей и тимлидов из числа своих сотрудников, активно отправляют их на курсы по работе с людьми и управлению проектами. Вырастить собственного управленца дешевле и лояльнее, чем взять с рынка. Но не каждый хороший программист может стать эффективным руководителем, и бизнес понимает это”. Его интересуют практические занятия, отработка навыков общения в коллективе и вопросы работы с профессиональным выгоранием менеджеров. По оценке Александра, 60% студентов приходят с признаками “демотивации” и усталости, поэтому компания даже разработала специальный курс для этой аудитории.

Вместо вывода

Похоже, что ситуация органически развивается по сценарию, спрогнозированному участниками Давоского экономического форума в 2016 году. Они представили список ключевых навыков, актуальных для успешной работы в 2020 году (в условиях Четвертой промышленной революции), среди которых коммуникативность, способность взаимодействовать с людьми и комплексное решение задач. Остается добавить сюда практически обязательное для глобального маркетплейса знание английского языка и всеобщую диджитализацию (и технологическую грамотность), и мы увидим, что спрос на “набор будущего” остро актуален уже в начале 2019-го. И у российского малого и среднего бизнеса, что приятно вдвойне.

0
1 комментарий
Александра Гуляева

Умение быстро обучаться - это вообще практически суперспособность, которую необходимо тренировать.

Ответить
Развернуть ветку
Читать все 1 комментарий
null