{"id":14291,"url":"\/distributions\/14291\/click?bit=1&hash=257d5375fbb462be671b713a7a4184bd5d4f9c6ce46e0d204104db0e88eadadd","hash":"257d5375fbb462be671b713a7a4184bd5d4f9c6ce46e0d204104db0e88eadadd","title":"\u0420\u0435\u043a\u043b\u0430\u043c\u0430 \u043d\u0430 Ozon \u0434\u043b\u044f \u0442\u0435\u0445, \u043a\u0442\u043e \u043d\u0438\u0447\u0435\u0433\u043e \u0442\u0430\u043c \u043d\u0435 \u043f\u0440\u043e\u0434\u0430\u0451\u0442","buttonText":"","imageUuid":""}

«Не роняй трафик»: что значит быть SEO-ориентированным продактом и зачем это нужно

Если большинство клиентов приходят из органического поиска, глобальная забота продакт-менеджера — не уронить трафик. Даже малейшие ошибки и изменения в интерфейсе могут негативно отразиться на позициях в выдаче, поэтому погружение в предметную область SEO так необходимо.

В какой степени «сеошным» должен быть продакт и как это помогает во взаимодействии с SEO-специалистами и разработчиками — рассказывает Юлия Деньгина, директор по продукту финансового маркетплейса «Выберу.ру».

Почему просто SEO-специалиста в команде недостаточно

Понятно, что в развитии онлайн-продукта в обязательном порядке участвует SEO-специалист. Однако вся команда должна смотреть в одну сторону и понимать, зачем делать те или иные задачи. На рынке труда востребованы специалисты, которые мыслят за рамками своих узких задач. Так, менеджер по продукту должен всегда помнить и о пользователях, и о поисковиках.

И наоборот: сейчас каждый хороший SEO-специалист — немного продакт. SEO сильно завязано на поведенческих факторах: поисковые системы учитывают, как ведут себя посетители, насколько быстро достигают цели, в какой степени сайт решает их задачу. Все идет от желаний пользователя, как и в разработке продукта. Такой продуктовый подход к продвижению обязывает SEO-специалистов думать не только о позициях, но и о миссии компании и бизнес-метриках.

Это важно, потому что скорость запуска играет ключевую роль в развитии продукта. Пока ваши конкуренты разбираются, что к чему, вы быстро запустились, проранжировались, попали в топ выдачи и начали привлекать трафик и клиентов. Так работает SEO-ориентированный продукт. 2022 год в очередной раз показал, насколько важно уметь быстро подстраиваться под поисковые запросы: в прошлом году они менялись со стремительной скоростью, и выиграли те, кто сумел вовремя перестроить под них свой продукт.

Новый уровень взаимодействия с SEO-специалистами

Продакт-менеджер привлекает SEO-специалистов в самом начале создания сайта, поэтому его развитие во многом будет зависеть от того, насколько продуктивное взаимодействие у вас с SEO-командой. Знания в области SEO выводят этот диалог на новый уровень: помогает корректно формулировать задачи и находить удобное для всех решение в спорных ситуациях.

Ставить задачи так, чтобы результат соответствовал ожиданиям

Если вы говорите с SEO-специалистами на одном языке, значит, можете детально объяснить исполнителю, что требуется и зачем. Такие задачи, как правило, всегда выполняются качественно и в срок.

SEO-специалисты по умолчанию ожидают от вас определенного уровня знаний: чтобы не нужно было объяснять принципы ранжирования сайтов, разницу в способах продвижения в Яндексе и Google. Уметь работать с инструментами для сбора семантического ядра, например, необязательно, но в любом случае должна быть крепкая база. Надо понимать, что такое title и description, как правильно расставить rel=canonical, как работает robots.txt и где можно размещать внешние ссылки.

Чтобы влиться в тему, я советую каждому продакту пройти базовый курс по SEO сроком одну-две недели. Идеальный вариант: если такое обучение организует компания, где вы работаете. Плюс важно читать новости, чтобы быть в курсе апдейтов алгоритмов. Вы можете подписаться, например, на SEOnews или SearchEngines. А дальше свою роль сыграет практика, где вы уже вживую столкнетесь со всеми сложностями и аспектами продвижения продукта.

Находить равновесие в KPI

Есть миф, что продакты и SEO-специалисты постоянно спорят. Типичный пример: SEO-специалист уверен, что на сайт необходимо добавить дополнительный блок с отзывами, а продакт-менеджер доказывает, что страница уже и так перегружена.

По сути, каждый стремится выполнить свои KPI. Продакт-менеджер в первую очередь смотрит на бизнес-метрики: каждое его решение должно принести деньги или заявки. SEO-специалисты ориентируются на позиции в выдаче и рост трафика. Тут важно найти вариант, который устроит всех: чтобы и продукт не пострадал, и сеошники были довольны.

Самый дипломатичный способ решить любую спорную ситуацию — провести эксперимент. Рисуем дополнительный блок с отзывами, программируем, выкатываем и смотрим на результат. Если им действительно будут пользоваться — отлично. Если нет — ломать не строить, блок можно легко скрыть. Но в любом случае эксперимент всегда помогает проверить гипотезы и сделать выводы на будущее.

Специфика продуктовой разработки

Когда основной источник трафика и заявок — органика, медлить в вопросах SEO непозволительно. Это означает, что сначала разработать, а потом оптимизировать под поиск будет заведомо проигрышной стратегией. Лучший вариант — SEO Driven Development — когда весь цикл производства строится сразу с учетом принципов SEO.

Быстро запускать новые разделы и страницы

Если при разработке сразу ориентироваться на SEO-паттерны, вы как можно раньше начнете ранжироваться и привлекать клиентов. Это весомое конкурентное преимущество как при выходе на рынок, так и, например, в случае с редизайном.

Так, зная, что страницы пагинации должны быть закрыты от индекса, вы отразите это в ТЗ на разработку и проконтролируете при публикации. Всегда проверите базовые вещи: корректные ли метатеги, теги noindex, nofollow и т. д.

Скорость загрузки — это тоже про SEO. Пользователь обращает большое внимание на то, как быстро откликается сайт, поэтому этот фактор критичен для Google. Если после запуска страница или раздел медленно грузятся, они не займут нормальных позиций в этой поисковой системе.

Если учесть эти нюансы на этапе программирования, вы заметно сократите количество последующих доработок и ускорите запуск.

Правильно расставлять приоритеты

Важно, чтобы разработчики тоже понимали высокий приоритет SEO. В нашей системе управления продуктом мы ставим тег SEO задачам, которые влияют на поисковое продвижение. Каждый программист-джун в компании знает, что задачи с этим тегом выполняются в первую очередь.

Когда критичных задач много и надо установить порядок выполнения, знание SEO помогает оценить масштаб влияния задачи на конечный результат. Доработка на какой-нибудь одной странице или одном типе страниц должна получать приоритет ниже, чем доработка, которая аффектит весь сайт.

Учесть специфику регионов

Если ваш продукт доступен в разных городах, важна точность в настройках региональности.

Список запросов, на которые будет отвечать тот или иной раздел, должен учитывать специфику регионов. Раздел может быть регионозависимым — «Взять кредит в мск» и нерегионозависимым — «Кредитный калькулятор». Для кредитного калькулятора я буду выпускать одну страницу, а для листинга кредитов — много вариантов по каждому региону.

***

После отключения иностранных рекламных систем многие бизнесы остались на плаву благодаря тому, что всегда занимались оптимизацией и поддерживали на уровне позиции в поиске. Развитое SEO не дало им сильно просесть в трафике, поэтому эксперты в один голос называют его каналом продвижения номер один и в 2023 году. Это уже веская причина интересоваться SEO — вы готовы к любому повороту событий и даже если отключат платные каналы, не потеряете клиентов.

А если ваш продукт в принципе ориентирован на получение трафика из поиска — то знание SEO незаменимо. Оно позволяет направить всю команду на единый результат, говорить с ней на одном языке и ускорить процессы delivery.

0
Комментарии
-3 комментариев
Раскрывать всегда