Трансформационное лидерство: старый новый драйвер для развития digital-компаний

Трансформационное лидерство: старый новый драйвер для развития digital-компаний

Что отличает трансформационное лидерство от других типов и почему его крайне важно внедрять в стартапах.

Изменчивому миру — в рамках лидеров-реформаторов

Идея о том, что лидер и его последователи могут помогать другу переходить на новый уровень развития бизнеса, для мира не новая. Первым о таком лидерстве написал Джеймс МакГрегор Бернс еще в конце 1970-х. Он же отмечал, что таких вдохновленных и вдохновляющих лидеров на самом деле мало. По крайней мере на тот момент.

Сейчас в России наблюдается тенденция увеличения их числа за счет предпринимателей нового формата. Сначала импульс к их появлению дал рост доткомов, затем — молниеносная цифровизация из-за пандемии. Оказавшись в ситуации, где нет готовых инструкций, руководители были вынуждены разбираться с совершенно новыми для себя задачами. События февраля 2022 года бросили новый вызов: непредсказуемость завтрашнего дня сжала горизонт планирования, что заставляет проигрывать в голове сразу несколько сценариев ситуации и ежедневно реагировать на изменения в обществе и экономике.

В чем суть такого лидерства

Лидер-реформатор (или трансформационный лидер, он же преобразующий) — тот, кто мотивирует последователей через повышение осознанности, ценности поставленной цели и важности вклада каждого.

Управленцам такого типа действительно важно ориентироваться не только на свои мысли и интуицию, но и на предложения сотрудников. Конечное решение и так за лидером. Но прислушаться к другим, отметить интересные идеи и попробовать воплотить их в жизнь однозначно стоит. Творчество и инициатива не наказываются, а поощряются.

Трансформационный лидер обращает внимание на то, чтобы мотивировать не через систему кнута и пряника, а на основе общего видения жизни и работы. Руководитель понимает: все в одной лодке, все хотим, чтобы компания работала дольше и зарабатывала больше, значит, нужно находить тех людей, которые будут «со-трудничать» и заниматься «со-творчеством», понимая и разделяя не просто ценности компании, но и общечеловеческие принципы. С таким менеджером люди работают не потому, что должны, а потому, что они этого хотят, горят идеей, которую эта работа позволяет им воплощать. По этой же причине руководитель становится главным источником и стержнем сильной корпоративной культуры, в которой на первый план выходит не стремление сохранить статус-кво, а потребность в непрерывной и адаптации к меняющимся условиям на рынке и в обществе.

Кьелл Нордстрем и Йонас Риддерстрале в книге-манифесте «Бизнес в стиле фанк» отмечают: лидеры будущего — это шоумены, которые развлекают и ведут за собой. К примеру, Адам Нейман и Мигель Маккелви создавали первые коворкинги WeWork с четкой идеологией: их резиденты должны помогать друг другу. По этой причине часть коворкингов через какое-то время и вовсе стала бизнес-инкубаторами. Ореол «крутого» бизнеса с ярким, харизматичным лидером, но довольно примитивной бизнес-моделью помог компании взлететь и получить предварительную оценку для выхода на IPO выше, чем у многих технологических стартапов.

Они меняют не только бизнес

Лидеры-реформаторы крайне необходимы на начальном этапе, когда компания — это стартап с очень ограниченными денежными, временными и человеческими ресурсами. Эти управленцы могут организовать работу так, чтобы любые неудобства компенсировались интересом к продукту и желанием повлиять на устройство общества. Не зря всем инвесторам раздают совет присматриваться к фаундерам: команда и ее руководитель — это 90% успеха или краха бизнеса.

Здесь уместно будет вспомнить об Элизабет Холмс и ее стартапе Theranos. Так долго и умело убеждать общественность в том, что прототип вот-вот «взлетит», способен далеко не каждый. От этого еще больше жаль, что история о великой и амбициозной идее обернулась едва ли не крупнейшим мошенничеством в мире венчурного капитала.

Однако по мере масштабирования бизнес должен уходить от «трансформационной» модели в «менеджерскую». Ведь появляется другая ответственность в виде сотен и тысяч работников, в виде акционеров. История Трэвиса Каланика, основателя Uber, наглядно показывает: если поведение фаундера угрожает существованию бизнеса, то инвесторы могут убрать такого человека с поста первого лица компании, и предыдущие заслуги не спасут от увольнения. Лидерство, основанное на последователях, размывается. Ведь нельзя иметь миллион последователей.

Кроме того, лидер-реформатор не всегда физически может оставаться у руля. Яркий тому пример — уход Стива Джобса. Сам Джобс совершил технологическую революцию, предложив миру сначала удобный персональный компьютер, а затем — смартфон нового поколения. Талантливый изобретатель руководил компанией почти 35 лет, и за это время она разрослась до огромной корпорации. С 2011 года у руля стоит уже пул менеджеров (в силу трагических обстоятельств), но компания продолжает работать и завоевывать сердца клиентов. Об этом говорят цифры: в 2021 году во всем мире насчитывалось более 1 млрд активных iPhone.

В России тоже есть свои харизматичные лидеры. Есть Алексей Ткачук, который начинал с агентства SETTERS, а теперь — основатель подкаст-хостинга mave. Есть Федор Овчинников, чья «Додо Пицца» продолжает выходить на зарубежные рынки, а он делится в своем телеграм-канале, как иногда заезжает в какую-нибудь пиццерию из своей сети на перекус.

Enfant terrible среди российских предпринимателей можно назвать Артемия Лебедева, руководителя одноименной дизайн-студии. С одной стороны, за плечами Артемия множество публичных конфликтов, некоторые из них переросли в судебные разбирательства. С другой стороны, он лицо компании, разработавшей нейросеть «Николай Иронов» для создания логотипов и брендбука, чего раньше в России никто не делал и не предлагал как услугу. И это — инновация в нише.

Конечно, отдельные персоны еще не составили культуру трансформационных лидеров в нашей стране, и примеров таких лидеров еще много. Она только зарождается, и ей предстоит пройти свой интересный путь. Однако даже такой список вполне достаточен для наглядности. Есть гипотеза, и мне кажется, что она рабочая, что развитие стартапов в таком ключе позволит им «выстрелить» и закрепиться на рынке. Поэтому я рекомендую фаундерам как лидерам своих бизнесов обратить внимание на подобные модели управления.

Рекомендации, как стать трансформационным лидером:

  • Развивайте насмотренность. Можно начать с книги Лиз Уайзман «Вдохновители. Как стать лидером, способным усилить команду» или с труда Уоррена Бенниса и Роберта Томаса «Кто становится лидером в бизнесе. Вундеркинды и ветераны».
  • Повышайте уровень эмоционального интеллекта. Чтобы управлять людьми сегодня, нужен высокий уровень EQ. В его развитии поможет книга Дэниела Гоулмана «Эмоциональный интеллект в работе» и сессии с психологом, коучем.
  • Мало изучать только книги и учебники. Обращайте внимание на кейсы разных компаний и — главное — пробуйте внедрять у себя самые интересные наработки. Изучайте биографии самых ярких лидеров и тут же применяйте у себя положительные примеры.
  • Страх нового — естественная реакция, но рост возможен только в ее преодолении. Отказывайтесь от классических моделей управления, выходите за рамки и смелее расширяйте горизонт мышления.
  • Помните: можно научиться говорить на публику и располагать окружающих — это навык. Но без искренней веры в то, что своими действиями лидер меняет бизнес и мир вокруг, вырасти нельзя. Единственный способ стать трансформационным лидером — быть им, а не играть его роль.
1616
15 комментариев

буквально на днях пересматривала документалку про Theranos. и все-таки любопытно наблюдать, как менялась личность Элизабет Холмс. ведь никто не может ее упрекнуть в том, что она не верила в свою идею - она пипец как верила и именно этой верой привлекла инвестиций на 900 млн долларов. но в какой момент что-то пошло не так и она упорно не замечала, что идея не реализуема?

3
Ответить

Великолепная схема, пусть даже и мошенническая. Много узнала про гениальную презентацию своего дела. Каждый применит такую информацию в меру своей испорченности ))

2
Ответить

Заинтриговали, названием не поделитесь?

1
Ответить

я только читал,но вы меня сподвигли её посмотреть

1
Ответить

Помню работал на заводе, у нас был начальник цеха идейный, душевный, общительный. Не совсем по теме статьи конечно, но начальник же есть начальник. Так вот наш постоянно старался в нашем коллективе держать положительный настрой. Общались мы на "ты", постоянно он у нас спрашивал что и как можно изменить, сделать лучше. А потом ушёл на пенсию, пришёл другой на его место и как-то не срослось. Половина ребят поувольнялось.

2
Ответить

таких начальников единицы, вам очень повезло с ним, многие выходят на пенсию так и не узнав что такое хороший начальник

1
Ответить

это точно в тему статьи 👍

Ответить