Что делать интернет-маркетологу на фрилансе, чтобы не сойти с ума

Фриланс — мечта свободолюбивых специалистов. Наконец-то не будет этих бесконечных отчётов, совещаний, утверждений креативов и прочих радостей корпоративной бюрократии. Живи и наслаждайся свободой. Но почему-то мало кто из «свободных» полон сил и энтузиазма.

Разрешите представиться, Анна — интернет-маркетолог на фрилансе, достигший состояния «ой, всё!». Живу в нём уже три месяца. Надоело. Поэтому решила разобраться с причинами и понять, что с этим делать. Пора возвращать кукуху домой, а то как-то грустно и одиноко без неё.

Причина 1: да здравствует хаос!

Обратная сторона свободы — хаос. Не для того я из офиса уходила, чтобы сидеть и работать с 9 до 18:00 каждый день. Ты то работаешь пару часов в день, то, вспомнив о дедлайнах, переходишь в режим 24/7. Такая философия приводит к снижению эффективности и накоплению усталости.

Что делать: придерживаться удобного для себя графика и составлять план работ.

Раньше я составляла план на неделю. Но по независящим от меня причинам он ни разу не был реализован. Надоело из-за этого расстраиваться. Сейчас пишу с вечера план на завтра. И очень радуюсь в конце дня, что 80–90% дел в нём зачёркнуты.

С графиком тоже все просто — с 10:00 до 18:00 мы с ноутбуком заняты делом. Если задачи на день по проектам закончились, то нет, я не иду гулять. Я нарабатываю новые навыки, чтобы качество и стоимость моих услуг стали выше.

Причина 2: ни дня без сюрпризов

Независящие от тебя обстоятельства — неизбежная проблема любого специалиста. И с ними ничего не поделать. При всём своём желании не могут предприниматели системно работать в апокалиптических экономических условиях.

Хочешь ты или нет, тебе будут ставить задачи «на вчера», присылать креативы и брифы в удобное для них время. (График работы? Нет, не слышал.) Менять решения и планы, когда ты уже половину задачи сделал. Всё это очень морально и физически изматывает исполнителя.

Что делать: смирись и установи границы.

Извините-простите, но я работаю с 10:00 до 18:00. На реализацию любой вашей задачи мне нужно 1–2 дня. Хотите, чтобы я сделала всё срочно в ущерб личному времени, извольте доплатить.

Причина 3: жадность Билла погубила

Хочешь больше денег — увеличивай стоимость своих услуг или бери больше проектов.

Поскольку увеличить стоимость не так и просто. Конечно, можно сказать, что отныне мой ценник в два раза выше. Но заказчики спросят, с чего это вдруг? Ты — уникальный специалист? Так этих интернет-маркетологов пруд пруди. Ты принесёшь моему бизнесу в два раза больше денег? Возможно, но нет никаких гарантий. Ты — гуру, и от одного твоего взгляда на рекламные кампании конверсии растут как на дрожжах? Тоже нет? Тогда чего я тебе буду платить больше?

Поэтому фрилансеры прибегают ко второму варианту — набирают всё больше и больше проектов. Пока в один прекрасный день психика и заказчики не говорят вам — «ой, всё!». Психика — потому что долго в режиме нон-стоп человек умственного труда работать не может. Заказчики — поскольку показатели эффективности начинают падать.

Что делать: оттачивать мастерство и бороться с жадностью.

Мой максимум, который могу осилить, не теряя в качестве, — это пять проектов. Причём пятый проект беру только в экстренных случаях.

По мастерству — уже освоила все рекламные кабинеты, развитие YouTube-каналов. Сейчас параллельно изучаю копирайтинг и углубляюсь в аналитику.

Причина 4: отдых для слабаков

Мозгу нужен отдых. Система отпусков придумана не зря. Но фрилансеры им пренебрегают. Во-первых, некому передать на время свои проекты. Во-вторых, как это я уеду отдыхать и не заработаю столько-то денег? Вариант, когда ты всё-таки уехал в отпуск, но при этом продолжаешь частично работать, равен отсутствию отпуска.

Что делать: раз в полгода семь дней полноценного отпуска и один день в неделю выходной без ноутбука и работы.

Да, проекты нельзя никому передать. Но можно всё подготовить так, чтобы они проработали на автопилоте неделю. Также помогают инструкции для заказчиков, куда зайти и что нажать, чтобы остановить кампанию, скорректировать ставки, добавить минус слова и так далее.

Причина 5: приступ мизантропии

Чем дольше работаешь из дома, тем сильнее крепнет мизантроп в тебе. Образовывается свой уютный мир, за пределы которого выходить с каждым днём хочется всё меньше. В особо тяжёлых случаях фрилансер неделями может не выходить из дома, и от одной мысли живого общения с людьми ему становиться не по себе.

Что делать: купить абонемент в коворкинг или ездить работать в офис к заказчикам пару раз в неделю.

У меня пока особо тяжёлый случай. Но ищу удобный коворкинг.

Причина 6: а что дальше?

Любой человек должен развиваться. Если целей для роста нет, тогда выгорания и уныния не избежать.

Вариантов, куда расти, у интернет-маркетолога не так уж и много:

  • создать агентство самостоятельно или совместно с коллегами;
  • найти свою нишу и стать в ней гуру;
  • податься в инфобизнесмены;
  • организовать свой бизнес — магазин, ателье, кафе и так далее;
  • ваш вариант :)

Что делать: честно ответить себе на вопрос «куда и зачем иду».

Я пока в глубоком раздумье, какой из вариантов развития выбрать. Но даже решив четыре из шести проблем, жить стало легче, а работать веселее.

P.S. А как вам живётся в свободном плавании?

2828
28 комментариев

Я раз в месяц пью пару дней, что бы перезагрузиться. "И пусть весь мир подождет"
PS: 10 лет в "Свободном плавании"

9
Ответить

Вот, вы не первый так справляетесь со стрессом. У меня с этим проблема - я не дружу с алкоголем. А судя по всему метод действенный. :)

Ответить

Жду более общую статью "Как интернет-маркетологу не поехать кукухой".

2
Ответить

Вообще прекрасно. Я, как и Вы занимаюсь интернет-маркетингом и не вижу особых напрягов.
1. Я пишу план на неделю сразу но по дням
2. На каждый проект у меня отведено максимальное количество времени, которое я буду на него тратить в месяц. Это нормально. Работодатель покупает часы и компетенции.
3. Работаю больше, чем в офисе. И это нормально: так как если есть цель и любишь свою работу, то это не напягает.

1
Ответить

Я тоже писала на неделю по дня. Но все равно к концу неделе получается хаос и перенесенных задач. :(

1
Ответить

А какие функции выполняете, как маркетолог? Работаете в связи со штатными сотрудниками или самостоятельно?

Ответить

И в связке, и сама. Все зависит от проекта. Я же изначально маркетолог, который хотел разобраться, как контролировать подрядчиков и увлекся процессом.

2
Ответить