{"id":14279,"url":"\/distributions\/14279\/click?bit=1&hash=4408d97a995353c62a7353088166cda4ded361bf29df096e086ea0bbb9c1b2fc","title":"\u0427\u0442\u043e \u0432\u044b\u0431\u0435\u0440\u0435\u0442\u0435: \u0432\u044b\u0435\u0445\u0430\u0442\u044c \u043f\u043e\u0437\u0436\u0435 \u0438\u043b\u0438 \u0437\u0430\u0435\u0445\u0430\u0442\u044c \u0440\u0430\u043d\u044c\u0448\u0435?","buttonText":"","imageUuid":""}

Как нанять продуктивного сотрудника?

Наём сотрудников — один из важнейших процессов любого бизнеса. Мы прошли тернистый путь в этом направлении и наконец выстроили у себя в компании подбор и адаптацию сотрудников. Сейчас процесс работает автономно, многих линейных сотрудников я даже не знаю 😅 и могу познакомиться с ними только в процессе работы или в чате компании. Буду рад поделиться методологией найма отработанной на практике. Поехали!

Подробнее о нашей компании узнай в моем ТГ канале: "Коллега, где результат?" .

1. Разбираемся, каких результатов мы ждем от сотрудника.

Многие предприниматели при найме отталкиваются не от результатов, а от процессов в которых хотят задействовать сотрудника. Они говорят: "Я ищу маркетолога", "Я ищу помощника" и так далее. При этом, часто, даже не представляют конкретно, что хотят от этих людей.

Результат - это конкретный итог работы, который мы ждем от сотрудника, желательно выраженный количественно.

Например, хотим нанять себе менеджера по продажам, тогда мы будем смотреть – каких показателей он должен ежедневно достигать. Обзванивать столько-то человек, обрабатывать и закрывать определенное количество сделок и т.д.

Или хотим нанять себе ассистента, мы также четко должны понимать ­– какие результаты нам необходимы. Например, чтобы новый работник мог составлять план и график, собирать и анализировать данные, выполнять часть обязанностей управляющего с конкретными показателями каждый день.

Итак, пропишите ожидаемые от сотрудника результаты!

С этим определились. Поехали дальше…

2. Разбираемся, какие качества и навыки нам необходимы для достижения результата.

Качества – это больше врожденные составляющие человека, то, с чем он уже родился или что уже у него в известной степени сформировалось. Как правило, качества воспитать или изменить очень сложно.

Например, для менеджера по продажам, который лично продает, необходим приятный внешний вид и голос, коммуникабельность и позитив для привлечения клиентов.

Навыки – это практические знания, которые смог усвоить человек и в результате деятельности закрепить. Научить навыкам, как правило, довольно легко, тем более, если у человека есть "качество - обучаемость".

Например для программиста важно разбираться в языках программирования, понимать основы математики, английский язык.

Что здесь важно? Необходимо работать с людьми, качества которых Вам подходят. Как я уже сказал, очень трудно изменить то, что было заложено изначально и человек сформировал в своей жизни. Если качества у претендента на должность подходят для Вашей работы, то навыки необходимые при желании можно развить.

Еще один важный для любого сотрудника нюанс: Есть "человек процесс", а есть "человек результат".

Нужно выбирать такого человека, который нацелен на результат, а не на процесс. Как это понять? Пообщавшись с соискателем, мы будем слышать от человека, нацеленного на результат такие слова: я сделал это, обзвонил тех-то, заключил столько-то сделок… Все они направлены на конкретный итог действий. От человека же, направленного на процесс, мы будем слышать пространные выражения о деятельности, не привязанной к конкретному результату. Таких как: я делал, я звонил, я пытался, я пробовал…

Определите нужные качества и навыки!

Определили? Переходим к следующему этапу...

3. Решаем, как выявить в соискателе нужные нам качества и навыки.

На этом этапе необходимо найти способ выявить нужные нам навыки и качества у соискателя. И нужно научиться это делать чужими руками, хотя бы на предварительном этапе отбора. Как это сделать, это очень индивидуальный вопрос и зависит от конкретной ситуации. Но я все таки дам, некоторые общие рекомендации:

Выявление качеств:

  • задание записать видео представление.
  • задание сделать холодный звонок и записать его.
  • задание прислать фото в образе, как ты пойдешь на работу.
  • задание записать голосовое с ответом на какой либо вопрос и др.

Выявление навыков:

  • тестовое задание на проверку конкретного навыка.
  • вопросы по вопроснику с заранее подготовленными ответами.

Еще очень сильный инструмент - "Открытый вопрос". Вопрос на который нельзя ответить однозначно ДА или НЕТ. Например:

  • Расскажи, что ты делал на прошлой работе?
  • Как ты выполнял такую-то задачу?
  • Каких результатов достиг в этом вопросе?

Открытые вопросы помогают выявить и качества, и навыки. Мы слышим как человек формулирует мысли, он рассказывает о реальном опыте или что-то придумывает, тембр голоса и так далее.

В моем телеграмм канале "Коллега, где результат?" найди реальные истории, как мы сами нанимали сотрудников и как это делают наши коллеги.

4. Оцениваем ситуацию на рынке труда относительно нашей вакансии.

Вот одна из ошибок предпринимателей. Они не изучают рынок. Они сразу публикуют вакансии и ждут «у моря погоды». У них бывает либо мало откликов, либо вообще не бывает откликов. Так вот здесь также, как и в продажах. Нам надо изучить рынок труда.

Во-первых, нам нужно мыслить широко, особенно, когда мы пытаемся закрыть какую-то сложную неоднозначную вакансию, что я имею в виду под словом «широко». Необходимо предположить и посмотреть, как вообще другие работодатели и сами соискатели в резюме могут называть вакансии, в которых потенциально могут быть нужные нам качества и навыки.

Вот, например, в одном кейсе в телеграмм канале Артём искал инженера. А ему по идее нужен был сотрудник отдела продаж. Другой взгляд помог нам найти нужного сотрудника.

Результатом изучения рынка должны быть предположения, какие вакансии нам лучше публиковать. Мы должны ориентироваться на вакансии других работодателей, но выявлять нужное, необходимо, опираясь на свои критерии выборки, не привязываясь к названиям вакансий.

Во-вторых, мы должны оценить, какие условия предлагаются на рынке. Наши условия должны быть не хуже. Иногда предприниматели не ставят большую зарплату, выставляют невыгодные условия, боясь потерять деньги. Но это напрасные опасения.

Мы платим потенциальному сотруднику по результатам работы, а не сразу. Реально, мы можем уже через неделю понять, достигает ли сотрудник результатов и чего от него ожидать. Если мы правильно сделали отбор, у нас не будет в команде неэффективного сотрудника. Поэтому бояться писать привлекательные условия не стоит.

Также важный момент. Я могу сказать, что всегда на стадии испытательного срока можно согласовать условия гораздо ниже, чем указаны в вакансии. За два три месяца обычного испытательного срока можно определить, насколько сотрудник квалифицирован. При этом мы за меньшие деньги получим полноценного сотрудника. А потом уже просто думаем, этот сотрудник дал результат, за который тебе выгодно платить то, что он хочет.

После того как мы поняли, каких результатов ждём от сотрудника. Определили, какие качества и навыки нужны для достижения цели компании. Мы поняли, какие условия на рынке предлагают. Теперь нужно расписать этапы, по которым должен проходить соискатель, чтобы попасть в компанию.

5. Путь нашего соискателя.

Распиши этапы по которым должны проходить твои соискатели.

Пример:

  • отклик на вакансию.
  • тестовое задание.
  • собеседование по анкете.
  • собеседование руководителем.

Это как в маркетинге, только называется "воронка найма". Дальше, когда определились с этапами отбора, ставим задачу по поиску помощнику.

6. Важное звено в цепи – помощник.

Вот это очень важно! Если собственник компании замыкает весь процесс поиска на себе, он не получится эффективным. В итоге результат будет посредственным, обязательно нужно привлечь помощника. К собственнику соискатели могут приходить только на финальное собеседование.

Часто предприниматели привлекают HR - агентства. Я не сторонник такого подхода, агенства не прорабатывают процесс поиска так досконально, как это необходимо. С агенством работать можно, но нужно им четко расписать процесс и каких результатов мы от них ждем.

Я приверженец выбрать помощника из своей компании. Это может быть ассистент, секретарь или просто самый незанятый сотрудник.

Что мы должны сообщить помощнику, при постановке задачи:

  • Где размещать вакансии.
  • Текст вакансии или вакансий и другие материалы.
  • Какие у отбора будут этапы.
  • Какие задачи и результат на каждом этапе и где он фиксируется.

7. И, Вишенка на торте ;-)

Обязательно продумай, как ты будешь вводить нового сотрудника в должность.

  • кто покажет ему рабочее место и даст все необходимое для работы.
  • кто познакомит его с результатами, которые от него ждут.
  • кто объяснит и даст материалы, как принято в компании достигать эти результаты.
  • к кому можно обратиться за советом в процессе работы.
  • кто отвечает за выплату заработной платы.

Нет процесса ввода сотрудника в должность, вся работа по найму пройдет зря!

Понравилась статья? На моем телеграмм канале делюсь практическим опытом: "Как построить команду мечты и систему в бизнесе", переходи по ссылке и подписывайся 👉 "Коллега, где результат?".

0
4 комментария
Pavel Shilov

Интересная статья, спасибо. А рассматриваете ли вы при выборе кандидата его личные качества и как рассматриваете? Ведь в основе профессиональных лежат именно они. Очень интересно было бы прочитать ответ.

Ответить
Развернуть ветку
Вячеслав Бешенов
Автор

Павел, спасибо за вопрос! Да, личные качества это для нас основа. На них очень сложно повлиять. Скилы всегда можно прокачать. Выявляем софт скилс мы в основном открытыми вопросами. Отвечая на которые человек транслирует свои ценности и все про себя. Для нас важны внутренняя доброта, ответственность, ценность "лучше уволюсь, чем буду сидеть ковырять в носу и получать ЗП ни за что".
У нашего HR есть тригеры, на которые он обращает внимание при собеседовании, задавая вопросы. Они и позволяют выявить все софт скилы.

Ответить
Развернуть ветку
Чиф Никиф

Присоединюсь. Хотелось бы узнать, какой сотрудник из указанных ниже пользуется большим интересом.
Кандидат 1. По софтам в выигрышной позиции, но проигрывает в профессиональных скиллах.
Кандидат 2. Софты не очень, но при этом по нужным скиллам обходит первого.

Ответить
Развернуть ветку
Вячеслав Бешенов
Автор

Спасибо за вопрос! Ответил чуть выше в ветке.

Ответить
Развернуть ветку
1 комментарий
Раскрывать всегда