Как и зачем аутсорсить опыт и мотивацию

Как и зачем аутсорсить опыт и мотивацию

Автор книги о построении карьеры Роман Жихарев беседует с Дмитрием Алексеевым, основателем EdTech стартапа Edwin.ai о том как менторство помогло ему получить классную работу и открыть собственную компанию в США.

— Дима, расскажи для начала немного про себя и свой опыт.

Я начинал в разработке, построил первый cloud-based сервис в России еще до того, как слово Cloud вошло в обиход.

Потом я работал в Яндексе, занимался продуктами с дневной аудиторией более 10 миллионов человек. Мы первыми разработали множество технологий, которые сегодня кажутся обыденными: перевод слов на странице, предупреждение об опасных сайтах в браузерах.

После Яндекса был Рабмлер. А сейчас я строю EdTech компанию в Калифорнии и менторю коллег по цеху.

— Расскажи как ты понимаешь менторство.

Ментор — это человек, с некоторым редким и уникальным набором опыта, готовый им делиться. Он решает две задачи: докопаться до настоящей проблемы и поддержать желание менти её побороть.

— Польза для менти очевидна. А в чем мотивация самого ментора?

Мне кажется, что сильной мотивацией для менторов является желание делать правильные вещи. Многие люди помогали мне на карьерном пути, ничего не требуя взамен, я возвращаю добро.

В разговорах с ментором люди обсуждают вещи, которые не попадают в печать и success stories. Помогая людям, я получаю поток живого опыта — бесценный взгляд на то, как делать и каких ошибок не совершать.

— Где найти ментора?

Можно попросить кого-то из друзей, обладающих нужными вам навыками. Из плюсов — скорее всего это будет бесплатно. Из минусов — не всегда можно адекватно оценить компетенции друга. Мы склонны переоценивать людей, с которыми у нас близкие отношения. Да и найти друзей с нужным опытом и свободным временем не просто.

Хорошая альтернатива — площадка Emergentum. Я с ними сотрудничаю в качестве ментора. Они собрали много специалистов из разных отраслей. Плюс они обучают менторов проведению сессий и постановке задач. Все менторы проходят проверку. Минус один — сервис платный.

— Как происходит работа с ментором?

Люди крайне редко приходят с пониманием настоящей проблемы. Обычно наружу транслируют рационализацию, которая удобнее или красивее, чем настоящая проблема.

Например, человек растет в карьере и в какой-то момент перестает справляться с возросшей сложностью задач. Ситуация неприятная и человеку кажется, что «люди не понимают его позицию в компании». Гораздо более приятная формулировка, но неверная.

Или вот: владелец успешного офлайн бизнеса пытается вывести его в интернет. Делает всё, что работало для него десять лет, получает ноль результата и решает: «Интернет не работает в моей области». Что значит: «Я все сделал правильно. Это интернет неправильный.»

Когда ментор и менти переходят от ложной проблемы к действительной, ментор может помочь с движением в сторону решения. На этом этапе его задача обычно поддерживать фокус на проблеме и не давать человеку соскочить, если процесс длительный или неприятный.

Ментор — это экспертиза, внешняя мотивация и источник веры в победу.

Обе задачи решаются серией периодических встреч или звонков. Здесь важно умение ментора слушать и преодолевать свой инстинкт предлагать ненужные на этом этапе идеи и решения.

Второй этап похож на управление проектом. Ментор и его собеседник договариваются о целях и шагах по их достижению на следующие пару недель. В конце этапа они встречаются и обсуждают что получилось, что нет и почему. На этом этапе упорство важнее остальных качеств.

— Расскажи как менторство помогло лично тебе.

Нет лучше опыта, чем собственный. Поэтому расскажу как менторство помогло мне сначала получить классную работу, а потом открыть собственную компанию в США.

К середине своей работы в Рамблере пришел в потрепанном состоянии. Я ничего не успевал, задачи были местами выше моего уровня понимания. Казалось, что я не справляюсь и достиг своего потолка. Ощущение, что это лучшее на что я способен было довольно тяжелым. Я пребывал в таком состоянии несколько месяцев. Моя продуктивность резко упала, а вместе с ней и желание что-либо делать. Это был тупик.

К счастью, моей коллегой тогда была Ирина Шашкина, директор по бизнес–развитию компании Рамблер, а позже — генеральный директор LinguaLeo. Её суперспособность — умение спокойно и структурировано доносить информацию. Мы начали разговаривать и за несколько сессий я понял, что за моим «я не могу лучше» скрывалось несколько принципиальных проблем.

Во-первых, я пытался быть экспертом во всех областях, с которыми взаимодействовал. Это имело смысл на ранних стадиях карьеры. Но ситуация резко поменялась, когда мне стало нужно принимать решения в таком количестве направлений, что разбираться во всем стало невозможно.

Во-вторых, я пытался решать каждую проблему и принимал их все слишком близко к сердцу.

Имея такое понимание на руках, не составило труда найти пути решения. Мне нужно было разделить, что входит в круг моей непосредственной компетенции, а какие решения нужно полностью доверить другим людям, переложив на них и ответственность. Это должен быть следующий шаг в делегировании: умение доверять людям.

Второе решение было простым: не все проблемы требуют решения. И те из них, которые по той или иной причине не находят решения, нужно научиться отпускать, чтобы спокойно идти дальше.

К сожалению, как я понимаю, глядя назад, в тот момент я находился в глубине Долины Отчаяния на кривой Даннинга–Крюгера. Моя самооценка была так низка, что я думал, что мой опыт ничего не стоит и что мне нечего предложить работодателю и коллегам.

Увидев, что мы перешли от рационализации к решению настоящих проблем, Ирина сделала блестящий шаг. Она попросила меня выписать все компетенции, которыми я обладал и которые хотел бы получить. Я сел делать это упражнение и быстро понял, что список моих способностей был внушительным. Оказалось, что я вполне могу послужить и компании, коллегам и рынку.

В результате я начал собственный консалтинговый бизнес, в рамках которого помогал компаниям справляться с неуверенностью и сложными ситуациями. Наработанный опыт пригодился когда у моего ко-фаундера появилась идея стартапа и он пришел искать умных и смелых людей для ее реализации. Я был готов и уверен в себе. Сегодня наша компания работает в нескольких странах и мы делаем вещи, которые еще три года назад казались фантастикой.

Все это началось с желания докопаться до истоков проблемы и разговора с умным человеком.

Если вас вдохновил Димин рассказ и вы хотите узнать про другие кейсы менторинга, жмите стрелку вверх и задавайте вопросы в комментариях.

88
Начать дискуссию