(function(m,e,t,r,i,k,a){m[i]=m[i]||function(){(m[i].a=m[i].a||[]).push(arguments)}; m[i].l=1*new Date(); for (var j = 0; j < document.scripts.length; j++) {if (document.scripts[j].src === r) { return; }} k=e.createElement(t),a=e.getElementsByTagName(t)[0],k.async=1,k.src=r,a.parentNode.insertBefore(k,a)}) (window, document, "script", "https://mc.yandex.ru/metrika/tag.js", "ym"); ym(94767757, "init", { defer: true, clickmap:true, trackLinks:true, accurateTrackBounce:true }); ym(94767757, 'hit', window.location.href);

Как не слить силы и бюджет, организуя обучение сотрудников своими силами

Даже компании-гиганты в кризис затянули пояса и сократили расходы на обучение сотрудников. А у фирм поменьше этот бюджет был небольшой, а теперь и вовсе нулевой. Но это не повод отказываться от обучения сотрудников. Расскажем, как организовать эффективное обучение с минимальным или нулевым бюджетом.

Регулярное дорогостоящее обучение для сотрудников так и остается роскошью для крупных корпораций. Даже компании-гиганты в кризис затянули пояса и сократили расходы на обучение. А у фирм поменьше этот бюджет и так был небольшой, а теперь и вовсе нулевой.

Но это не повод отказываться от обучения сотрудников: заниматься постоянным развитием скиллов команды нужно всегда, особенно в кризис. Как организовать эффективное обучение для сотрудников с минимальным или нулевым бюджетом?

Как выделить главные цели для обучения

Вроде бы мы все знаем, что надо постоянно обучаться, качать скиллы. И вообще, стремление развиваться — долгий тренд даже в кризисное время. В целом-то люди любят узнавать новое, особенно если понимают цели этого процесса и ожидают конкретный результат.

Важно понимать, что курс должен приносить пользу не только самой компании, но и тем, для кого вы его готовите. И эту пользу нужно точно сформулировать: быстрый вход в работу, повышение зарплаты, — то, что заинтересует без танцев с бубнами.

Если сказать: «Ну вы научитесь, будете работать по-другому, и заработаете мне больше деняк» — никто не заинтересуется.

Так что всегда держите в уме мысль, что любое действие должно быть выгодно всем сторонам.

Кого и чему учить

Как и любой продукт, который нужно продавать, обучающие корпоративные курсы имеют несколько целевых аудиторий, которым нужны абсолютно разные знания.

Новички

Человек может быть суперпрофи, но он не знает всех тонкостей специфики работы именно вашей компании. Так что в онбординге уместны даже, казалось бы, ненужные факты, вроде плана переговорок и расположения кофемашин на этаже. Новичок мог бы уже давно приступить к профессиональным обязанностям, а вместо этого нервничает и стесняется спросить, где у вас раздобыть кипятка.

Выпускники профильных вузов и курсов

Пока вузовский учебник по анализу данных готовили к печати, он уже устарел. А пока он доехал до вуза — устарел еще раз. Поэтому к концу обучения многие не имеют практических актуальных навыков. Но они хотят их получить! Среди выпускников всегда есть активные и идейные ребята, у них незамутненный ум, хорошая теоретическая база, но пока не хватает практики. Задай им вектор развития, и они могут принести хорошие результаты!

Штатные специалисты

Если человек долго работает в компании, это не значит, что он знает всё. Погрязнув в рутине, можно долго просидеть на одном месте (что многие и делают). Не всем быть начальниками, но и расти можно не только вертикально, но и горизонтально.

Обучение помогает разминать ум, искать новые решения, поддерживать интерес к работе и избегать выгорания. Изучение 1-2 новых техник продаж может привести менеджера к приличной прибавке дохода. Это обоюдовыгодная сделка для работника и компании.

Клиенты и партнеры

Если у вас сложный технический продукт, стоит сделать обучение для тех, кто будет им пользоваться. Так можно добиться сокращения затрат на техподдержку. На этот счет мы приводили много примеров из практики в нашей статье.

Современное обучение — это не сухая теория

Оторванные от жизни компании лекции, книжки, вебинары — простой и доступный способ, который, увы, не гарантирует результата в реальности. Считается, что серьезное обучение — это курсы, написанные специальными людьми. Они дают ответы на основные вопросы, но как потом эти ответы прикрутить к реальной практике — загадка.

Компания школьных учителей пошли в кафе отметить 8 Марта — женский коллектив, имеют право. Встал вопрос — заказываем две пиццы 30 см или одну 45 см? Цена одинаковая, но две же по-любому больше.

И тут математичка такая: «Площадь двух пицц по 30 см меньше, чем площадь одной 45 см». Все так и ахнули: вот сразу видно, кто тут профессионал.

И стали выбирать начинку: одни хотят пепперони, другие — с ананасами. Чуть до драки не дошло, в итоге заказали две по 30 см.

Вывод: крепкие теоретические знания — хорошо, но не всегда они строго применимы под заданные условия.

Собираем материалы без регистрации и смс

Для старта можно взять все доступные рабочие материалы, накопленные в компании — личный опыт и существующие инструкции.

Также не мешало бы опросить сотрудников, каких конкретно знаний им не хватает, чтобы улучшить KPI. Затем надо выделить пул ключевых тем, которые проседают в коллективе и работать прицельно над ними.

Если в компании ведется база знаний — это ещё лучше, потому что рабочие материалы из нее можно взять в качестве основы обучающей программы. Достаточно выбрать лучшие статьи по теме, а затем актуализировать их, собрать курс и продумать систему тестов для проверки.

Важно брать реальные рабочие материалы, чтобы у людей не было чувства, что они вернулись в шестой класс.

Когда вы просите риелтора посмотреть какой-то классный вебинар, а ему там рассказывают, как продавать пончики, он просто не поймет, зачем вы ему это посоветовали. Если уж вебинар про пончики настолько крутой, то расскажите риелтору, почему вы считаете, что ему это нужно, лучше с тайм-кодами.

Пользу для обучения могут принести:

  • любая внутренняя документация — регламенты, инструкции, описания бизнес-процессов;

  • проектная документация — презентации, техзадания, договоры;

  • кейсы — удачные и не очень;
  • комментарии, лекции, разборы от внутренних экспертов в любом формате, хоть в виде записок или аудиосообщений.

Что можно брать в работу извне:

  • бесплатные сторонние курсы строго по теме. Если берете что-то из смежных тем — перерабатывайте материал, делайте таймлапсы, закладки, конспекты;
  • списки профильных книг.

Пара слов о наставниках

На роль наставников лучше сразу брать людей, заинтересованных в этом — тех, кому близки идеи компании, и кто реально готов делиться опытом. Заметьте, как бойко расцвели разные обучающие курсы в последнее время. Понятно, что очень многие из них яйца выеденного не стоят, но многие реальные эксперты открыли в себе талант преподавания.

Не исключено, что и в вашем коллективе есть такие же самородки. Надо постараться обеспечить им ресурсы для наставничества — если человек завален работой, у него просто не будет сил работать с падаванами.

Менторство внутри компании выгодно не только новичкам. И это важно донести самим наставникам. От принудительного назначения толку будет немного.

ПО в помощь

Хорошо, что мы живем в 2023 году, и у нас есть масса решений для автоматизации любых процессов.

Сначала кажется: «А, напишу все в гугл-документах». Но хранить базу знаний в виде кучи папок, привязанных к одной почте неудобно, а с разрастанием базы знаний просто невозможно.

Есть решение на этот случай: платформа Teamly. В ней можно не просто собрать функциональную базу знаний с понятной навигацией, но и создать полноценный обучающий курс, который подойдет для любой аудитории.

Интересный факт: если у вас уже есть статьи в базе, то создание курса займет за несколько минут.

Чек-лист: 8 правил хорошего корпоративного курса

Составьте программу, отвечающую реальным запросам сотрудников.

Есть работа, которую старожилы компании делают на автомате, но многие их знания не очевидны новичкам. Они смогут быстрее взять что-то в работу, если в онбординге вы выделите на это отдельный пункт.

Определите сроки прохождения курса и выполнения тестов.

Суть в том, что люди склонны забивать на обучение, если оно прямо сейчас не приносит им профита. Но мы же не бабочек им предлагаем изучать, а прикладные навыки и практики. Установление сроков — простой способ мотивировать в обучении.

Включить в курс блок про ожидания руководства.

Вы оба — и сотрудник, и компания, — ожидаете некий профит. И если сотрудник понимает, что ему нужно усвоить, чтобы все получили свой профит, это подстегнет его к добросовестному прохождению курса.

Как можно больше практических примеров, кейсов.

Теорию любой желающий найдет в интернете, а вот как она включается конкретно в вашу сферу — это может объяснить только человек из этой сферы.

Давайте задания, приближенные к работе компании.

Например, менеджер по продажам в рамках обучения может сам выдумывать контраргументы. А можно дать задание продать ваш товар незаинтересованным лицам (своей бабушке, например). Они дадут свежие мысли, почему ваша суперклассная разработка — на самом деле отстой.

Если уместно, давайте дополнительную информацию из смежной области для расширения кругозора.

К примеру, успешный опыт вызывающего маркетинга доставки унылых роллов, можно перенять для продвижения в других сферах.

Вводите наставников из числа прокачанных сотрудников.

С одной стороны, такой обмен опытом сближает коллектив, с другой — подтягивает общий уровень сотрудников.

Это должно быть приятно.

Откажитесь от формальной подачи материала. Используйте короткие уроки и интересные тесты, а также примеры, мемы, интуитивно понятный дизайн. Даже самый интересный материал можно подать в таком тухлом виде, что никто не захочет его читать — не дайте пропасть всем своим наработкам таким бесчестным образом.

Спасибо, что прочитали статью! Если вам понравилось, приходите к нам в Телеграм-канал)

0
2 комментария
Пелагея Сергеевна

А бывает, что обучение сотрудникам не особо-то и нужно? Чем тогда кризис не повод отказаться от обучения?

Ответить
Развернуть ветку
Наталья Симанова

Как сотрудник скажу: да бывает. Например, преподавателей обязательно отправляют на курсы повышения квалификации, а толку ноль, потому что у них нет мотивации работать и учиться. Или когда просто так завален работой, что на корпоративное обучение уже нет сил

Ответить
Развернуть ветку

Комментарий удален модератором

Развернуть ветку

Комментарий удален модератором

Развернуть ветку

Комментарий удален модератором

Развернуть ветку
-1 комментариев
Раскрывать всегда