{"id":14275,"url":"\/distributions\/14275\/click?bit=1&hash=bccbaeb320d3784aa2d1badbee38ca8d11406e8938daaca7e74be177682eb28b","title":"\u041d\u0430 \u0447\u0451\u043c \u0437\u0430\u0440\u0430\u0431\u0430\u0442\u044b\u0432\u0430\u044e\u0442 \u043f\u0440\u043e\u0444\u0435\u0441\u0441\u0438\u043e\u043d\u0430\u043b\u044c\u043d\u044b\u0435 \u043f\u0440\u043e\u0434\u0430\u0432\u0446\u044b \u0430\u0432\u0442\u043e?","buttonText":"\u0423\u0437\u043d\u0430\u0442\u044c","imageUuid":"f72066c6-8459-501b-aea6-770cd3ac60a6"}

IT-рекрутинг. Что должна содержать хорошая реклама вакансии?

Как рекрутер, вы должны были оказаться в ситуации, когда никто не ответил на ваше объявление о вакансии. Это всегда сложная ситуация, особенно если время поджимает, а кандидата нет. Объявление доработано, требования прописаны, круг обязанностей ясен, так что же может пойти не так?

Оказывается, одной из наиболее частых причин отсутствия кандидатов является не рынок труда, а плохо написанное предложение о работе. Как их создать, чтобы кандидаты стучали в двери и окна? Вот шесть правил, о которых следует помнить, и четыре ошибки, которые вы не должны совершать. Подбор ИТ-специалистов не должен быть таким сложным.

За последние годы рынок труда изменился до неузнаваемости. В большинстве отраслей, особенно в ИТ-индустрии, мы можем говорить о рынке работника, а не работодателя. А это значит, что сотрудники будут гораздо больше внимания уделять той специфике, которую вы можете предложить. В результате они также захотят прочитать об этих особенностях в объявлении.

Будьте конкретны

А что это за конкретика? Это в первую очередь: описание проекта, список задач и описание команды. Другими словами, в объявлении следует в первую очередь указать информацию: что, как и с кем? Тогда реклама будет адаптирована к ожиданиям и потребностям программистов, и вы значительно повысите шансы на то, что они обратятся к вам.

Итак, шаг за шагом…начните с описания проекта

Постарайтесь описать, что это за проект, какова его цель, на какой стадии разработки он находится (с нуля или разработка нового функционала или техническое обслуживание) и что в конечном итоге должно делать решение. Если вы также упомянете технологии и технологические вызовы в этом проекте, это будет полезной информацией.

Еще один важный момент — это список задач, т. е. того, что должен делать ваш разработчик. Стоит обратить внимание на очень типичные пункты в рекламных объявлениях, такие как: «разработка программного обеспечения для наших клиентов» или «создание документации для новых решений». С одной стороны, это флагманские обязанности программиста, а с другой — то, что можно вклеить практически в любую рекламу.

При написании задач лучше ориентироваться на конкретику, то есть, прежде всего, описывать пропорции между обязанностями на работе (например, 60% разработка нового функционала, 20% сопровождение существующих систем, 10% создание документации, 10% участие в проектных встречах). Кроме того, стоит показать примеры конкретных функций, над которыми будет трудиться ваш сотрудник. Это поможет ему лучше представить себе работу.

Третий очень важный момент — это описание команды. Обязательно напишите о том, сколько разработчиков работает в вашей команде, поддерживаются ли они тестировщиками (или разработчики сами тестируют свой код?), есть ли в их распоряжении DevOps инженер? Здесь также стоит упомянуть, как управляется команда, т.е. какую методологию она использует, есть ли в ней Scrum Master и Product Owner, а может, все в руках Team Lead? В дополнение к этой практической информации стоит упомянуть (и лучше всего показать, например, через социальные сети компании), какая атмосфера царит в коллективе. Для программистов (и не только) это один из важнейших факторов при смене работы.

Подводя итог, можно сказать, что чем конкретнее и точнее круг обязанностей, тем больше шансов, что наше предложение дойдет до большего числа кандидатов, отвечающих нашим потребностям. Таким образом, мы сэкономим не только свое время, но и время соискателей.

Описание компании — так ли это важно?

Определенно да! Используя то, что мы публикуем рекламу снаружи, мы можем продвигать нашу компанию на уровне предложения о работе. При подготовке описания компании помните о конкретной информации, которая касается:

  • текущих проектов – компании в своих объявлениях часто опускают аспект проектов и не информируют кандидатов как о реализуемых в настоящее время, так и о тех, к которым кандидат присоединится в будущем. Стоит ответить на вопросы: какие вызовы его ожидают в начале и с какими вызовами он столкнется в будущем?
  • истории компании — когда была основана компания, каковы ее корни, кто ее основал и почему — эта информация предоставит нашим кандидатам информацию о ценностях и целях компании;
  • организационной культуры — стоит выделить то, что привлекает сотрудников в компанию и что побудило их работать в ней, т. е. что является уникальным ценностным предложением для сотрудников.

Приведенная выше информация часто является ключом к объявлению. Если мы имеем дело с человеком, который рассматривает несколько предложений, может оказаться, что именно описание компании повлияет на его выбор и решение устроиться на работу.

Зарплатный диапазон

Еще одним элементом вакансии является «зарплатная вилка». Извечный вопрос — стоит ли публиковать цифры по заработной плате. Я отвечаю — да! Переходя на новую работу, мы хотим знать, будем ли мы зарабатывать больше или меньше, и, таким образом, будем ли мы чувствовать себя удовлетворенными.

Давайте представим, что кто-то сейчас работает над скучным, монотонным проектом. С рынка к нему приходят предложения о работе по новым, инновационным продуктам. Что он должен сделать? Выбор, конечно, простой, начать работать над тем, что его интересует, при условии, что ставка, предложенная другой компанией, хотя бы близка к той, что у него есть на данный момент. Показанный диапазон зарплаты позволит ему быстро проверить предложение.

Однако, если у нас сложится ситуация, в которой мы переходим на работу со спецификой, аналогичной нашей текущей, может оказаться, что мотивация будет строго финансовой (честная сделка). Потенциальному сотруднику стоит знать, способна ли компания предложить ему ту прибавку, которую он хочет. Он еще раз сможет проверить диапазон, указанный в вашем объявлении.

В целом рынок движется в сторону большей прозрачности и не стоит отставать от компаний-конкурентов!

Условия трудоустройства

В настоящее время работодатели предлагают несколько видов договоров: трудовой договор, договор ГПХ, работа по ИП или СЗ и т. д.. Есть те, кто соглашается на каждую из этих форм, есть те, чья политика позволяет предлагать только одну из этих форм. С другой стороны, на рынке есть много кандидатов, которых интересует только ТК РФ или например работа по ИП.

При подборе IT специалистов стоит очень точно написать, какие конкретно контракты мы можем предложить. Это поможет избежать недоразумений с кандидатами в дальнейшем.

Преимущества

Еще одним важным элементом, который хорошо включить в предложение о работе, являются льготы, такие как: ДМС, оплата обучения или гибкий график работы. Хоть это и является стандартом в подавляющем большинстве компаний, стоит упомянуть об этом, чтобы не возникало вопросов типа «а что с началом работечго дня»?

Кроме того, в разделе преимуществ стоит упомянуть вещи, которые трудно сосчитать и которые ценны в контексте работы, такие как целеустремленная команда или возможность посвятить часть своего рабочего времени частным проектам. В то же время это может быть нашим УТП (уникальным ценностным предложением).

Помните, что такую информацию стоит подкрепить конкретным фактом, например, работой в творческой команде, которая недавно выиграла хакатон «XYZ». Это будет ценное и конкретное сообщение для кандидата, а не просто шаблонная фраза. Если у нас есть что показать, что представляет для нас ценность, и мы воспринимаем это как интересное дополнение к нашему предложению, давайте упомянем об этом в разделе преимуществ.

Дань уважения кандидату

У нас уже есть описание компании, условия труда, преимущества и что дальше? Следующий элемент идеального объявления — это описание процесса подбора персонала, т. е. как будут выглядеть его этапы и что может ожидать кандидата на каждом из них. Это дань уважения кандидату, который будет знать, где он находится и сколько времени займет процесс найма.

Это также очень важно для вас как для работодателя. При рекрутинге вы часто будете конкурировать за кандидата с другими компаниями. К сожалению, довольно часто кандидат получает предложение от конкурента до того, как вы пригласите его на заключительный этап интервью. Если он заинтересован в вашей компании, то у вас есть хороший шанс, что он подождет с ответом конкурентов, пока не завершит процесс с вами. Пока он знает, когда этот процесс может закончиться…

Представьте, что вы видите рекламу на трех страницах формата А4. Сколько там ценного контента? В основном несколько предложений. Наверняка вы знаете такие фразы, как «Вы будете играть ключевую роль в развитии компании XYZ», «Без этой должности компания может не добиться успеха на рынке».

Такая информация ничего не говорит о должности, проекте, компании или о том, что ожидается от соискателя. Это пустые слова, которые можно применить к любой должности. Помните, что реклама, подходящая для каждого типа работы, не дойдет до нашего кандидата. Если вам интересно, попадает ли то, что содержится в вашем объявлении, в категорию «корпоративной ерунды», перечитайте еще раз каждое предложение, в котором у вас есть сомнения. Простое правило — если в предложении сказано что-то ценное о должности — оставьте, если нет — уберите.

«Скопировать и вставить»

Да-да, мы любим упрощать себе жизнь, но метод «копипаста» однозначно плохо воспринимается кандидатами, которые ежедневно просматривают десятки похожих объявлений. Это тесно связано с предыдущей проблемой, т. е. генерированием информации, не адаптированной к потребностям кандидата. Если вы создаете несколько объявлений на разные вакансии, постарайтесь сделать это креативно, не используя скопированные фрагменты из других вакансий.

Слишком длинный список ожиданий

Работодатели предполагают, что «кашу маслом не испортишь». Дело в том, что иногда это может быть больно. Наверняка вы встречали вакансии с длинным списком «обязательно иметь» и еще более длинным «будет плюсом». Выпускники ВУЗов очень внимательно читают описание и буквально воспринимают каждое слово.

Нам известны ситуации, когда кандидат мог не претендовать на данную вакансию, потому что не знал одного инструмента из списка «будет плюсом». Поэтому список ожиданий должен быть тщательно подготовлен. Как это сделать? Лучше всего ввести в раздел «must-have» требования, которые необходимы кандидату для начала работы (в идеале 4-7 пунктов), а в раздел «дополнительно» те навыки, которыми кандидат будет обладать. способен учиться в течение первых 3-6 месяцев работы.

Короче говоря, оставьте только самые важные, «основные» ожидания и один или два инструмента из списка «будет плюсом». Мы можем заверить вас, что этого достаточно на 100%.

Должность не соответствует кругу обязанностей

Вы ищете разработчика? Но кроме этого… было бы хорошо, если бы этот человек также выполнял обязанности DevOps и SysAdmin? Или, может быть, вы хотите нанять старшего инженера по контролю качества, потому что ищете человека, который будет управлять тестировщиками? Будет тяжело!

Почему? Потому что в первом случае вы пытаетесь совместить две должности в одну, а во втором называете должность не соответствующей кругу обязанностей. Это довольно распространенная ошибка. Прежде чем приступить к поиску, стоит провести тщательный анализ работы и выбрать правильное название для должности. Если у вас нет времени на тщательный анализ, сообщите нам об этом, и мы поможем вам в этом процессе.

Подводя итог

Избегайте пустых слов, не бойтесь писать конкретику и цифры, знайте рынок, действуйте прозрачно и раскрывайте то, что ценно в вашей компании, чтобы найти нужного кандидата. Помните, что отсутствие конкретики в описании вакансии — самая большая ошибка, которую вы можете совершить. Информация никого не «убьет» и даст кандидату много ценных инсайтов.

Спасибо, что дочитали до конца)

0
25 комментариев
Написать комментарий...
Мария

Поддерживаю на все 100! Особенно про зарплату. Половина вакансий на hh и в тг каналах без денег(( печально

Ответить
Развернуть ветку
Иван

Плюсую! Это очень раздражает

Ответить
Развернуть ветку
Антон Глоба

Жду с нетерпением, когда рынок труда оздоровится.

Ответить
Развернуть ветку
Алексей Швецов

надежда уходит последней

Ответить
Развернуть ветку
Григорий Юнг

Рынок труда, не болей

Ответить
Развернуть ветку
Валдис Фет

Хороший рекрутер половина дела !

Ответить
Развернуть ветку
Иван

Про процесс найма мало кто пишет. На этапе с рекрутером говорят два этапа, а потом ходишь по 7 кругам ада от от одного нанимающего к другому(

Ответить
Развернуть ветку
Андрей Лепков

Эх, хоть бы раз увидеть такую вакансию) Ни разу не видел, чтобы все пункты были учтены: то банально не указан график или зп; то в обязанностях расписано две-три должности, которые идут по цене одной; то слишком длинный список требований, дочитывая который накрывает приступ низкой самооценки; то в принципе слишком длинное полотно вакансии, что не дочитываешь ее 😅

Ответить
Развернуть ветку
Елена Цаценко

Нас мало, но мы стараемся. Такие вакансии есть.

Ответить
Развернуть ветку
Наталья Гришанова

Указание з/п вилки в вакансии сильно бы сэкономило время и рекрутерам, и кандидатам. Как часто бывает: кандидат тратит время (и моральные силы) на интервью, потом на тестовое, потом на собеседование. А в конце оказывается, что з/п вилка компании отличается от ожидаемой з/п кандидата в 1,5-2-3 раза. Занавес.

Второй момент. Вакансии без указания з/п вилки вызывают у кандидатов подозрение, что компания «прощупывает» рынок и ищет специалиста, который согласится работать за меньшие деньги (часто так оно и есть).

Ответить
Развернуть ветку
Константин Митин

У меня только один вопрос. Почему мои рекрутеры жалуются на нескончаемый поток мусорных отзывов на вакансии? Почему их всех откликов на вакансию где-то 500-1000 откликов сразу летят в корзину, так как не проходят банальный фильтр? Затем еще масса кандидатов срезается на первом телефонном звонке.
Это рынок труда поменялся, либо у меня просто волшебные рекрутеры?

Ответить
Развернуть ветку
Valentin Dombrovsky

Можно пример вакансии?

Ответить
Развернуть ветку
Константин Митин

Например. Обычная вакансия, составляют сами, я за ними не слежу.
https://novosibirsk.hh.ru/vacancy/75694420?from=employer&hhtmFrom=employer

Ответить
Развернуть ветку
Valentin Dombrovsky

"Даже если Вы не нашли какой - то пункт у себя в резюме, мы все равно будем рады познакомиться и рассмотреть Вашу кандидатуру, поэтому смело откликайтесь!"

Вот и откликаются - чего ж вы хотели? :D

Ответить
Развернуть ветку
Константин Митин

Да даже если не будет этого пункта, все равно будут отклики от всевозможных выпускников курсов и онлайн-школ. Они даже текст вакансии не читают. :о)
И пока не было такого, чтобы на вакансию никто не отзывался. Зачастую даже если опыт человека формально подходит под описание вакансии, его отсеивают еще на уровне рекрутера на простых вопросах на логическое и свободное мышление. Вплоть до банального, люди с опытом программирования почему-то в булеву алгебру не могут.

Ответить
Развернуть ветку
Valentin Dombrovsky

Ну да, профессия стала модная - многие в неё идут. Конечно, прям сделать так, чтобы не откликались, пожалуй, сложно (можно прописать более жёсткие требования, но это всё равно может не помочь). Скорее я бы попробовал настроить "полуавтоматический" отсев - скидывать откликающимся небольшую анкетку с несколькими вопросами по теме. Совсем нерелевантные просто не будут отвечать, ну а тех, кто ответил, уже можно рассматривать в зависимости от результатов.

Ответить
Развернуть ветку
Lord Raiden

Потому что хх заставляет откликаться минимум 10 раз в день или не ранжирует резюме. Вторая причина: петушары из скиллбокса учат откликаться на всё что видишь. Качал их курс с торрента и там есть раздел про карьерную консультацию в каждом курсе. Учат "расширять воронку".

Ответить
Развернуть ветку
Майя Литвина
Автор

С Яндекс практикум такая же история((( 100500 тестеров наплодили

Ответить
Развернуть ветку
Забор крови

Это баланс вакансий и резюме на HH за год крайне резко сместился в IT-сегменте, из-за этого старые рецепты могут уже не работать. Но чем больше физической занятости, тем сильнее в отрасли усилился дефицит рабочей силы год к году (если судить только по Хедхантеру).

Ответить
Развернуть ветку
Елена Цаценко

У вас волшебные рекрутеры. На hh все это автоматизируется. Есть инструмент автоматического разбора откликов, если не получается описанием скорректировать воронку.

Ответить
Развернуть ветку
Константин Митин

Если внимательно прочитать то, что пишут люди в комментариях и знать рынок труда, то можно очень быстро догадаться, что сейчас рынок труда такой, что на вакансию IT-специалиста приходит от нескольких сотен до нескольких тысяч мусорных отзывов.
Прежде всего, дело во всевозможных “курсах” и “школах”, которые очень много внимания уделяют тому, чтобы научить людей “правильно” проходить собеседования. Поэтому, боюсь, что любой алгоритм авторазбора, который придумает рекрутер, другой рекрутер без труда обойдет.
Кроме того, не стоит забывать, что в обязанности рекрутера, внезапно, входит сбор информации с рынка, в том числе и того, что происходит внутри компаний, откуда приходят кандидаты. Надо же понимать кто, от кого и почему приходит, да есть ли еще в такой организации интересные люди.
С другой стороны, у нас эта информация дополняется данными о цене часа за специалиста на коммерческом рынке. Из неё не столь сложно вычислить максимумы зарплаты специалиста, чтобы у компании вообще экономика сходилась.
Имея все эти данные на руках, бывает очень забавно наблюдать за потугами маркетологов и копирайтеров, которые пытаются создать иллюзию по поводу того, как работает рынок труда. Например вот это: “...Как рекрутер, вы должны были оказаться в ситуации, когда никто не ответил на ваше объявление о вакансии…”. Очень сложно сейчас в IT оказаться в такой ситуации.

Ответить
Развернуть ветку
Елена Цаценко

Вы рекрутер? Какой у вас стаж? Именно ручками?

Ответить
Развернуть ветку
Константин Митин

Я правильно понимаю, что это вопрос из серии: «Вы строитель? Сколько котлованов вы вырыли лопатой? Именно ручками?».
А стаж мы как будем мерить? Отработанными часами? Проведенными собеседованиями? Нанятыми людьми? Нанятыми людьми, которые успешно прошли адаптацию? Нанятыми людьми, которые принесли существенную пользу компании? Либо просто достижениями?
Вот у меня в жизни был случай, когда я устроился в крупную федеральную IT-компанию и с нуля, с полного нуля, создал новый центр разработки в своем городе. При условии, что это была не первая попытка этой компании открыть центр разработки в моем городе. Предыдущие срывались. Угадайте, кто нашел людей? Причем быстро нашел.
Так мы за просиживание, за процесс либо за результат будем говорить?

Ответить
Развернуть ветку
Елена Цаценко

Приятно познакомиться. Я рекрутер-практик, 150+ бизнесов клиентов, для которых нашла специалистов, 4года в топ-10 эффективных рекрутеров в России по оценке hh. Рекрутеры все же волшебные :) Если надумаете их научить работать, приходите.

Ответить
Развернуть ветку
Константин Митин

То есть вы решили мерить все количеством. Ну, давайте разбираться. 150+ нанятых людей за 4 года - это не много. Скажем так, рядовой рекрутер в почтотехе работает куда более продуктивнее.
Дальше, не HH, а всего лишь HRSpace. Как я понимаю, это проект HH, который позволяет взять рекрутера на «фриланс», как они это назвали «убер для рекрутеров». То есть выборка идет не по всем рекрутерам, а лишь по тем, кто захотел поработать на этой платформе.
И что-то я вас не вижу, в рейтинге за 2022 год: https://novosibirsk.hh.ru/article/30813

Ответить
Развернуть ветку
22 комментария
Раскрывать всегда