Человек важнее процесса: как устроена работа в компании «Самолет»

Как переход на матричную структуру, оцифровка процессов и смена HR-политики помогли победить бюрократию и нездоровый индивидуализм.

Как было раньше

Под одним брендом было несколько компаний, у каждой из которых были свои цели, а процессы были ради процессов — ни о какой кросс-функциональности и общности не было и речи. И, конечно, не было никакой здоровой атмосферы среди сотрудников.

С 2019 года, с приходом нового руководства, в компании произошли глобальные изменения. Строительная компания трансформируется в девелопера полного цикла, дивизионы перестроились в матричную структуру подразделений, а сами сотрудники стали гораздо ближе к конечному продукту.

Перестройка давалась кровью и потом: пришлось объединять разрозненные культуры и преодолевать сопротивление новым принципам. Но это того стоило.

Сейчас «Самолет» — один из лидирующих девелоперов в стране, за последние три года штат сотрудников вырос в три раза, а в прошлом году мы взлетели в топ-15 рейтинга работодателей среди крупных компаний.

Этого бы не случилось без еще одной перемены: теперь в «Самолете» человек важнее процесса, а не наоборот. Рассказываем, в чем это проявляется.

Победили бюрократию: теперь уйти в отпуск не сложнее, чем назначить встречу в зуме

Поставить человека выше процесса не означает отказ от регламентов, правил или работы в целом. Нет, работы у нас очень много, поэтому важно организовывать ее так, чтобы выполнять ее было комфортно. Поэтому мы отрезаем все лишнее, на что может уходить внимание и энергия.

В частности, оцифровываем все, что можно оцифровать. Вот яркий пример: раньше кандидаты перед устройством в «Самолет» должны были прочитать с десяток огромных папок о том, как они должны работать.

Сейчас все HR-процессы заложены в платформу S.Team, в которой можно изучать welcome-материалы, планировать задачи и запрашивать документы.

Конечно, подобные платформы есть у многих компаний, но есть важный момент — еще три года назад ее не было. Возможно, поэтому платформа получилась удобной: например, если хочется в отпуск, достаточно зайти в календарь и выбрать даты. Лично согласовывать с руководителем и HR ничего не нужно — они все увидят в своем личном кабинете.

Оцифровка процессов связана не только с HR-задачами, но и профильной работой. В конце концов, у нас едва ли не четверть сотрудников — это те люди, которые придумывают и разрабатывают цифровые решения как для клиентов, так и для внутренних нужд.

Когда бюрократия неизбежна, ей занимаются люди, которые в ней разбираются. У нас редко бывают ситуации, когда непрофильному сотруднику нужно взаимодействовать с приказами, договорами, формами, заявлениями и прочими бумагами. Строители строят, проектировщики проектируют, разработчики разрабатывают, а специалисты по ЭДО занимаются документооборотом.

Стали гибче: прошли путь от табеля учета рабочего времени до четырехдневки на удаленке

Если говорить не о стройке, а о других подразделениях, то у нас можно работать полностью удаленно, частично удаленно или в офисе. При этом даже с теми, кто выходит в офис, мы подписываем договор удаленщика — они могут работать где угодно.

А офис у нас очень классный — оцените сами:

В сентябре мы запустили пилотный проект четырехдневной рабочей недели. Коротко: зарплату и KPI оставили прежними, производительность не упала, а удовлетворенность работой выросла. Пилот продолжается, но уже сейчас мы считаем его успешным: он дал классный инструмент для сотрудников, с помощью которого можно делать рабочий день гибче. Подробнее о четырехдневке мы рассказывали в другой статье.

В целом, у сотрудника есть много возможностей найти тот самый work/life balance. Мы внедрили дей-оффы, любой может в любой момент «вытащить» день из отпускных, можно даже взять 0,25 выходного — когда работы много, без этих инструментов не обойтись.

Синхронизируем продуктивные рабочие часы среди подразделений. Знакома ситуация, когда один отдел максимально эффективен утром, а другой — ночью? Мы решили проанализировать, кому когда удобнее работать, зафиксировать эти часы и сметчить их с работой смежных подразделений.

С одной стороны — ловим пик продуктивности сотрудников, с другой — лучше понимаем, когда человеку работать комфортно и не очень.

Пока тестируем частично, но кто знает — возможно, внедрим такую практику в большинстве подразделений.

Перестраиваемся на мышление собственника

Когда ты работаешь в жесткой иерархичной структуре, обычно центр принятия решений находится где-то там наверху.

У перехода на матричную структуру есть приятные побочные эффекты в виде перекрестного обмена идеями между разными подразделениями и более явным проявлением инициативы.

В итоге возникают ситуации, когда рядовые сотрудники часто питчат идеи наверх и получают возможность их реализовать, а не руководители спускают новые проекты. Раньше в принципе подходящей среды для этого не было.

Именно так выросло финтех-направление — с предложения сотрудника на стратсессии открыть цифровой банк. Или, например, «Самолет Плюс» — идея «жизни по подписке» , когда мы предлагаем сервисы, покрывающие весь клиентский путь — от ипотеки и ремонта до путешествий и медицинских услуг. Идея продвигать «Самолет Плюс» в регионы по франшизе тоже выросла из обсуждений внутри команды.

«Мне близка идея культуры, в которой самые крутые сотрудники мотивированы быстро принимать решения, открыто говорят о проблемах, предлагают идеи. Они понимают смысл того, что мы делаем, у них есть энергия, полномочия, признание, гибкость и так далее. Отсюда все наши попытки тестировать разные форматы работы и взаимодействия друг с другом. Все строится на взаимном уважении и лидерстве — каждый в команде лидирует свое направление»

Антон Елистратов, генеральный директор «Самолета»

Делаем бытовые проблемы сотрудников немного проще

Идея «Самолет Плюс» отчасти в том, чтобы помогать клиентам не только в вопросах недвижимости, но и с другими сферами. Тех же принципов мы придерживаемся относительно сотрудников. Посмотрите сами, что мы им предлагаем.

Скидки, много скидок на все. 25% на услуги по жилищным вопросам. Скидки на тот же «Самолет Плюс». 25% на путешествие в Кидзанию. ДМС со стоматологией с первого месяца работы. Скидок действительно очень много.

А, да, чуть не забыли: с первого месяца работы сотрудник «Самолета» может купить квартиру в наших домах со скидкой 5%, а ее размер растет со стажем.

Консультации юристов и адвокатов. Обращаться можно по разным вопросам — от возврата товара в магазин до раздела имущества и взыскания долгов. И за консультацию платить не надо.

Психологи. Можно обсуждать рабочие и личные вопросы, линия заботы работает 24/7.

***

В общем, «Самолет» за последние три года сильно изменился. Возможно, со стороны это незаметно, но внутри чувствуется. И речь не про бенефиты вроде скидок на квартиру или перенос онбординга в онлайн, а в ориентации на бизнес-результат и его достижении в комфортных условиях.

Работать у нас приходится много, но в компании много инструментов, с которыми эта работа становится приятнее: в прошлом году уровень вовлеченности вырос на треть до 90%.

Приходите работать в «Самолет»: нам всегда нужны архитекторы, проектировщики, разработчики и другие специалисты.

0
28 комментариев
Написать комментарий...
Родитель номер один

Работал со стороны подрядчика с Самолетом.

СPO компании (Павел Аксенов) работал раньше в какой-то аптеке и притащил оттуда всех коллег. То есть людей берут по принципу знакомств, а не по профессиональным навыкам.

Сами сотрудники Самолета, с кем довелось пообщаться - дубовые, плохо организованные, слабо разбираются в предмете, но очень самоуверенные.

Ответить
Развернуть ветку
Kristina Samoilova

было бы странно если процесс был важнее человека

Ответить
Развернуть ветку
Diana Grenivetskaya

Но и такое иногда случается. Здорово, если вы согласны с нами и с тем, что человек всегда важнее❤️

Ответить
Развернуть ветку
Fred Han

Есть много компромата на Самолёт, сам у них работал фасадчиком пару месяцев, так что кому интересно - в ЛС

Ответить
Развернуть ветку
Группа «Самолет»
Автор

Здравствуйте! Присылайте к нам в ЛС, тоже интересно будет посмотреть :)

Ответить
Развернуть ветку
Fred Han

1м ₽ и скину вам фулл.

Ответить
Развернуть ветку
Dogadov A.

офис конечно действительно крутой ,все для комфорта сотрудников ,здорово что заботятся

Ответить
Развернуть ветку
Ненавижу Лицемеров

а что это за получеловеки в прямом смысле на фото?

Ответить
Развернуть ветку
Николай Краснов

есть ощущение, что вы придираетесь к мелочам

Ответить
Развернуть ветку
Olly

Рекомендую обратиться к окулисту и проверить зрение, либо поработать над внимательностью). Сзади две девушки, шатенки, держатся за руки. У одной длинные темные волосы, ниже лопаток (ей же и принадлежат ноги, которые вы обвели), у другой - каре.

Ответить
Развернуть ветку
Ненавижу Лицемеров

С регистрацией! Невыносимая мука видимо сдерживать в себе эту информацию, раз вы зарегистрировались ради этого комментария. Но действительно теперь я ясно вижу двух девушек, и тот факт что Самолет закупил ботов.

Ответить
Развернуть ветку
Ярослав Бондарь

когда решили сэкономить на фоторедакторе)

Ответить
Развернуть ветку
Ненавижу Лицемеров

по-моему это замена фона с помощью нейросетки. И похоже мы уже вступили в эпоху почти реалистичных "фото". Еще вроде не началось, но я представляю как мне будет разрывать мозг вот такими артефактами.

Ответить
Развернуть ветку
Аккаунт удален

Комментарий недоступен

Ответить
Развернуть ветку
Ненавижу Лицемеров

я вижу по глубине фокусного расстояния что задник заблёрен, и похоже двигали ту часть к которой у меня вопросы. А вот анатомически правильной девушки я там не вижу, да и честно говоря даже просто представить что она там есть не могу.

Ответить
Развернуть ветку
Аккаунт удален

Комментарий недоступен

Ответить
Развернуть ветку
Видади Исмайлов

а на нем никогда не стоит экономить

Ответить
Развернуть ветку
Евгений Вилков

Походу эти фотки сгенерировал нейросеть Dalle

Ответить
Развернуть ветку
Аккаунт удален

Комментарий недоступен

Ответить
Развернуть ветку
CommentMan

Вот, это интересно! Месяца активная реклама этой фшизы.
А ведь инновации тоже у ребят идут: "Все проектные макеты объединили под единым брендом «Самолет», логотип обновили — убрали три точки перед названием"...

Ответить
Развернуть ветку
Группа «Самолет»
Автор

Здравствуйте! Предлагаем вашему собеседнику написать нам в личные сообщения, разберемся что не так.

Ответить
Развернуть ветку
Anastasiya Efremova

вот интересно как вы упростили выход в отпуск, все таки нужно передать свои задачи другому сотруднику

Ответить
Развернуть ветку
Diana Grenivetskaya

Все делается через внутреннюю платформу для сотрудников: заявление на отпуск не нужно согласовать и подписывать на бумаге, все происходит автоматически. Там же отмечается, кто будет замещать на время отпуска (чтобы коллеги знали, к кому идти). А сама передача дел - как у всех🙂

Ответить
Развернуть ветку
Артём Валерьевич

Обычно в крупных компаниях отпуск на будущий год планируется в декабре, даже если за неделю отпускают, то уже норм

Ответить
Развернуть ветку
Алексей Соколов

Форму электронную сделали наверное. Возможно эцп внедрили, так что подписать все можно удаленно.

Ответить
Развернуть ветку
Ксения Фёдорова

Очень классная статья! Бизнесу на заметку :) Хотелось бы, чтобы вы поделились опытом в подкасте "Совет директоров" https://redbarn.ru/podcast/sovet-direktorov/, в котором мы даем ответы на важные для функционирования бизнеса вопросы, приходите!)

Ответить
Развернуть ветку
Diana Grenivetskaya

Здравствуйте! Спасибо, что оценили🙂 На счет приглашения писать вам на общую почту?)

Ответить
Развернуть ветку
Evtugek

Что касается удаленной работы в "Самолете"- очень удобно продумали график, какое-то время там работал, ничего не смутило. Снимал квартиру в домах от самолета в Ториках (Лен.обл), как по мне- у них интересные оформления скучных многоэтажек.

Ответить
Развернуть ветку

Комментарий удален модератором

Развернуть ветку
25 комментариев
Раскрывать всегда