Человек важнее процесса: как устроена работа в компании «Самолет»
Как переход на матричную структуру, оцифровка процессов и смена HR-политики помогли победить бюрократию и нездоровый индивидуализм.
Как было раньше
Под одним брендом было несколько компаний, у каждой из которых были свои цели, а процессы были ради процессов — ни о какой кросс-функциональности и общности не было и речи. И, конечно, не было никакой здоровой атмосферы среди сотрудников.
С 2019 года, с приходом нового руководства, в компании произошли глобальные изменения. Строительная компания трансформируется в девелопера полного цикла, дивизионы перестроились в матричную структуру подразделений, а сами сотрудники стали гораздо ближе к конечному продукту.
Перестройка давалась кровью и потом: пришлось объединять разрозненные культуры и преодолевать сопротивление новым принципам. Но это того стоило.
Этого бы не случилось без еще одной перемены: теперь в «Самолете» человек важнее процесса, а не наоборот. Рассказываем, в чем это проявляется.
Победили бюрократию: теперь уйти в отпуск не сложнее, чем назначить встречу в зуме
Поставить человека выше процесса не означает отказ от регламентов, правил или работы в целом. Нет, работы у нас очень много, поэтому важно организовывать ее так, чтобы выполнять ее было комфортно. Поэтому мы отрезаем все лишнее, на что может уходить внимание и энергия.
В частности, оцифровываем все, что можно оцифровать. Вот яркий пример: раньше кандидаты перед устройством в «Самолет» должны были прочитать с десяток огромных папок о том, как они должны работать.
Сейчас все HR-процессы заложены в платформу S.Team, в которой можно изучать welcome-материалы, планировать задачи и запрашивать документы.
Конечно, подобные платформы есть у многих компаний, но есть важный момент — еще три года назад ее не было. Возможно, поэтому платформа получилась удобной: например, если хочется в отпуск, достаточно зайти в календарь и выбрать даты. Лично согласовывать с руководителем и HR ничего не нужно — они все увидят в своем личном кабинете.
Когда бюрократия неизбежна, ей занимаются люди, которые в ней разбираются. У нас редко бывают ситуации, когда непрофильному сотруднику нужно взаимодействовать с приказами, договорами, формами, заявлениями и прочими бумагами. Строители строят, проектировщики проектируют, разработчики разрабатывают, а специалисты по ЭДО занимаются документооборотом.
Стали гибче: прошли путь от табеля учета рабочего времени до четырехдневки на удаленке
Если говорить не о стройке, а о других подразделениях, то у нас можно работать полностью удаленно, частично удаленно или в офисе. При этом даже с теми, кто выходит в офис, мы подписываем договор удаленщика — они могут работать где угодно.
А офис у нас очень классный — оцените сами:
В сентябре мы запустили пилотный проект четырехдневной рабочей недели. Коротко: зарплату и KPI оставили прежними, производительность не упала, а удовлетворенность работой выросла. Пилот продолжается, но уже сейчас мы считаем его успешным: он дал классный инструмент для сотрудников, с помощью которого можно делать рабочий день гибче. Подробнее о четырехдневке мы рассказывали в другой статье.
В целом, у сотрудника есть много возможностей найти тот самый work/life balance. Мы внедрили дей-оффы, любой может в любой момент «вытащить» день из отпускных, можно даже взять 0,25 выходного — когда работы много, без этих инструментов не обойтись.
Синхронизируем продуктивные рабочие часы среди подразделений. Знакома ситуация, когда один отдел максимально эффективен утром, а другой — ночью? Мы решили проанализировать, кому когда удобнее работать, зафиксировать эти часы и сметчить их с работой смежных подразделений.
С одной стороны — ловим пик продуктивности сотрудников, с другой — лучше понимаем, когда человеку работать комфортно и не очень.
Пока тестируем частично, но кто знает — возможно, внедрим такую практику в большинстве подразделений.
Перестраиваемся на мышление собственника
Когда ты работаешь в жесткой иерархичной структуре, обычно центр принятия решений находится где-то там наверху.
В итоге возникают ситуации, когда рядовые сотрудники часто питчат идеи наверх и получают возможность их реализовать, а не руководители спускают новые проекты. Раньше в принципе подходящей среды для этого не было.
Именно так выросло финтех-направление — с предложения сотрудника на стратсессии открыть цифровой банк. Или, например, «Самолет Плюс» — идея «жизни по подписке» , когда мы предлагаем сервисы, покрывающие весь клиентский путь — от ипотеки и ремонта до путешествий и медицинских услуг. Идея продвигать «Самолет Плюс» в регионы по франшизе тоже выросла из обсуждений внутри команды.
Делаем бытовые проблемы сотрудников немного проще
Идея «Самолет Плюс» отчасти в том, чтобы помогать клиентам не только в вопросах недвижимости, но и с другими сферами. Тех же принципов мы придерживаемся относительно сотрудников. Посмотрите сами, что мы им предлагаем.
Скидки, много скидок на все. 25% на услуги по жилищным вопросам. Скидки на тот же «Самолет Плюс». 25% на путешествие в Кидзанию. ДМС со стоматологией с первого месяца работы. Скидок действительно очень много.
А, да, чуть не забыли: с первого месяца работы сотрудник «Самолета» может купить квартиру в наших домах со скидкой 5%, а ее размер растет со стажем.
Консультации юристов и адвокатов. Обращаться можно по разным вопросам — от возврата товара в магазин до раздела имущества и взыскания долгов. И за консультацию платить не надо.
Психологи. Можно обсуждать рабочие и личные вопросы, линия заботы работает 24/7.
***
В общем, «Самолет» за последние три года сильно изменился. Возможно, со стороны это незаметно, но внутри чувствуется. И речь не про бенефиты вроде скидок на квартиру или перенос онбординга в онлайн, а в ориентации на бизнес-результат и его достижении в комфортных условиях.
Работать у нас приходится много, но в компании много инструментов, с которыми эта работа становится приятнее: в прошлом году уровень вовлеченности вырос на треть до 90%.
Приходите работать в «Самолет»: нам всегда нужны архитекторы, проектировщики, разработчики и другие специалисты.
Работал со стороны подрядчика с Самолетом.
СPO компании (Павел Аксенов) работал раньше в какой-то аптеке и притащил оттуда всех коллег. То есть людей берут по принципу знакомств, а не по профессиональным навыкам.
Сами сотрудники Самолета, с кем довелось пообщаться - дубовые, плохо организованные, слабо разбираются в предмете, но очень самоуверенные.
было бы странно если процесс был важнее человека
Но и такое иногда случается. Здорово, если вы согласны с нами и с тем, что человек всегда важнее❤️
Есть много компромата на Самолёт, сам у них работал фасадчиком пару месяцев, так что кому интересно - в ЛС
Здравствуйте! Присылайте к нам в ЛС, тоже интересно будет посмотреть :)
1м ₽ и скину вам фулл.
офис конечно действительно крутой ,все для комфорта сотрудников ,здорово что заботятся
а что это за получеловеки в прямом смысле на фото?
есть ощущение, что вы придираетесь к мелочам
Рекомендую обратиться к окулисту и проверить зрение, либо поработать над внимательностью). Сзади две девушки, шатенки, держатся за руки. У одной длинные темные волосы, ниже лопаток (ей же и принадлежат ноги, которые вы обвели), у другой - каре.
С регистрацией! Невыносимая мука видимо сдерживать в себе эту информацию, раз вы зарегистрировались ради этого комментария. Но действительно теперь я ясно вижу двух девушек, и тот факт что Самолет закупил ботов.
когда решили сэкономить на фоторедакторе)
по-моему это замена фона с помощью нейросетки. И похоже мы уже вступили в эпоху почти реалистичных "фото". Еще вроде не началось, но я представляю как мне будет разрывать мозг вот такими артефактами.
Комментарий недоступен
я вижу по глубине фокусного расстояния что задник заблёрен, и похоже двигали ту часть к которой у меня вопросы. А вот анатомически правильной девушки я там не вижу, да и честно говоря даже просто представить что она там есть не могу.
Комментарий недоступен
а на нем никогда не стоит экономить
Походу эти фотки сгенерировал нейросеть Dalle
Комментарий недоступен
Вот, это интересно! Месяца активная реклама этой фшизы.
А ведь инновации тоже у ребят идут: "Все проектные макеты объединили под единым брендом «Самолет», логотип обновили — убрали три точки перед названием"...
Здравствуйте! Предлагаем вашему собеседнику написать нам в личные сообщения, разберемся что не так.
вот интересно как вы упростили выход в отпуск, все таки нужно передать свои задачи другому сотруднику
Все делается через внутреннюю платформу для сотрудников: заявление на отпуск не нужно согласовать и подписывать на бумаге, все происходит автоматически. Там же отмечается, кто будет замещать на время отпуска (чтобы коллеги знали, к кому идти). А сама передача дел - как у всех🙂
Обычно в крупных компаниях отпуск на будущий год планируется в декабре, даже если за неделю отпускают, то уже норм
Форму электронную сделали наверное. Возможно эцп внедрили, так что подписать все можно удаленно.
Очень классная статья! Бизнесу на заметку :) Хотелось бы, чтобы вы поделились опытом в подкасте "Совет директоров" https://redbarn.ru/podcast/sovet-direktorov/, в котором мы даем ответы на важные для функционирования бизнеса вопросы, приходите!)
Здравствуйте! Спасибо, что оценили🙂 На счет приглашения писать вам на общую почту?)
Что касается удаленной работы в "Самолете"- очень удобно продумали график, какое-то время там работал, ничего не смутило. Снимал квартиру в домах от самолета в Ториках (Лен.обл), как по мне- у них интересные оформления скучных многоэтажек.
Комментарий удален модератором