Получение образования — отличный способ уйти от рутины, что-то в себе поменять

Студент первого набора онлайн-магистратуры «Экономический анализ» Эмин Расулзаде с начала 2000-х годов работает на руководящих должностях в банковской сфере. Он рассказал, зачем члену правления банка экономическая магистратура, почему самодисциплина незаменима в онлайне и как победы в играх «Что? Где? Когда?» помогают успешно сдавать экзамены.

<i>Даниил Прокофьев / Высшая школа экономики.</i>
Даниил Прокофьев / Высшая школа экономики.

Эмин, вы опытный управленец с 20-летним стажем. Почему вы решили снова пойти учиться?

Ровно год назад я подал заявку на программу «Экономический анализ» в личном кабинете иностранного абитуриента. Мне сказали, что я стал первым иностранцем, изъявившим желание обучаться в экономической онлайн-магистратуре Вышки. По первому образованию я специалист по информационно-измерительной и вычислительной технике, но карьеру построил в финансовом секторе. Периодически всем нам нужен какой-то проект. Идея о том, что получение образования — отличный способ уйти от рутины, что-то в себе поменять, посещала меня довольно часто в последние годы. На всякий случай я готовился к экзаменам TOEFL или IELTS, рассматривал возможность подать документы на получение MBA в иностранном вузе.

<i>Эмин Расулзаде. Фото из личного архива.</i>
Эмин Расулзаде. Фото из личного архива.

Сейчас я работаю в одном из лидирующих коммерческих банков Баку, а до этого последние три года трудился в Москве, в филиале крупнейшего азербайджанского государственного банка. Про Высшую школу экономики узнал именно в столице России.

Качество образования ВШЭ я оценил на курсах по экономике. Рейтинг у вуза высокий, методика преподавания мне нравится своей академичностью, отзывы об университете были самыми прекрасными.

Когда я узнал о наборе на первую в России онлайн-магистратуру по экономике, сразу решил поступать. Сегодня я советую магистратуру знакомым, которые находятся в поиске высшего образования в онлайн-формате.

Я получал среднее и высшее образование на русском языке, добываю информацию в основном из русскоязычных источников, поэтому языкового барьера нет, учиться мне удобно. Мой уровень математики адекватен уровню сложности программы, сказывается техническое образование, так что мне, наверное, немного легче, чем коллегам с гуманитарным профилем. Тем более восхищает их стремление справиться с трудностями и не отставать в таких специфических предметах, как, например, эконометрика.

У вас серьезный экономический бэкграунд. Почему для профессионального развития вы выбрали «Экономический анализ»?

Мне интересна экономика. В банке я в том числе занимаюсь операциями на открытом рынке, а это требует понимания принципов функционирования экономики и финансовых рынков. В рамках программы мне преподают отчасти то, что я уже узнал на собственном опыте за последние 20 лет. Страна и экономика у нас молодая, так что мы все учились одновременно.

Магистратура соблюдает баланс между академической и прикладной частью. Поэтому это одновременно и практично, и интересно.

Какие предметы на программе вам показались наиболее полезными?

Я выбрал трек «Макроэкономика», буду слушать курс «Макроэкономика финансовых рынков», где мне структурированно и глубоко раскроют темы, по которым я когда-то самостоятельно собирал информацию буквально по крупицам.

У меня сформировался собственный рейтинг преподавателей. Больше всего мне понравилось, как преподавалась макроэкономика: отличные материалы и презентация курса, интересные лекции и полезные семинары. На второе место в моем личном рейтинге я поставил бы эконометрику. Видно, что люди горят своим делом! Демешев — очень интересный и харизматичный преподаватель.

Я не могу сказать, что все понимаю, мне иногда сложно, но это интересно, полезно и расширяет кругозор. Эконометрика предоставляет набор инструментов, которые, как я сейчас понял, прямо-таки незаменимы в работе. Не так важно досконально ее понимать, важно знать, как и где ее можно использовать.

По роду своей деятельности мне приходится работать с наборами данных и прогнозированием, и сейчас мое восприятие стало другим. И дело даже не в конкретных инструментах, а в подходе: стал больше смотреть на модели, а не на конкретные данные, а это совсем другой принцип анализа.

Микроэкономика мне далась сложнее. Презентация и визуализация курса мне менее близки, мне намного проще воспринимать графики, образы, а потом идти к аналитике.

Любопытно, что микроэкономику мы изучали параллельно с сыном, студентом Азербайджанской дипломатической академии (АДА). Только он проходил предмет на английском. Некоторые темы у нас пересекались. В АДА похожий подход к оцениванию, есть промежуточные тесты и окончательные экзамены. Сейчас из-за пандемии у сына тоже все занятия проходят онлайн. Так что и методология похожа.

Удобно ли вам обучаться онлайн?

Может быть, до пандемии я бы не решился на онлайн, но сейчас, когда все перешли в Zoom и на подобные платформы, такой формат стал привычным.

Сама информационная оболочка магистратуры, структура сайта программы — это все на высоком уровне. Хочу отдать должное учебному офису и лично Антону Коневу, менеджеру программы, за прекрасную поддержку, которая оказывается персонально, быстро и качественно.

А как обстоят дела с тайм-менеджментом, когда преподаватель за спиной не стоит?

Проблемы со временем могут возникнуть. Мне повезло, что у меня есть свободных час-два в будние дни и где-то четыре часа в выходные. Я успеваю: читаю и слушаю лекции, могу повторно прослушать сложный фрагмент.

Три параллельных предмета, когда понимаешь, о чем речь, — это несложно. Если есть энтузиазм и желание и если не запускать до последнего момента, тогда довольно комфортно и интересно.

Наше поколение выросло без интернета, без мобильных телефонов, поэтому самодисциплина у нас, на мой взгляд, достаточно жесткая. Раньше по-другому и продвинуться было невозможно. Сейчас мир открыт и полон возможностей — грех не воспользоваться шансом сделать себя чуть лучше.

В учебе помогает и опыт игры в азербайджанской лиге «Что? Где? Когда?». Например, иногда стараюсь трансформировать модели в более понятные на интуитивном уровне метафоры. Умение быстро соображать и не мешкать помогает на экзаменах, когда достаточно сложно уложиться во временные рамки.

Применяете ли вы полученные знания в работе?

Главный навык, который я приобрел, — умение использовать научные подходы для реальной жизни. Речь не столько о сумме знаний или широте, сколько об академическом взгляде на вопросы, который у меня появился.

Любая задача, которая стоит перед тобой, уже решена, просто нужно найти, кто и как ее решал.

Теперь я смотрю не только на тактические стороны, а вижу картину шире, подхожу к проблеме более комплексно. Практический опыт, конечно, важен, но появляется возможность задаться вопросом: а какие долгосрочные последствия будет иметь это решение? Какие математические инструменты можно применить, чтобы задачу сделать более наглядной? Начинаешь рассматривать различные сценарии.

В банке есть математики, дата-аналитики, но они не всегда понимают бизнес, а мы не всегда понимаем их. В этом смысле учеба для меня имеет большое прикладное значение.

Что больше всего мотивирует вас в процессе обучения?

Диплом. Шучу, конечно. Мотивирует меня не гонка, не соревнование с другими студентами, не дух конкуренции, а желание поскорее успешно закончить учебу и получить необходимые практические знания, которые можно сразу применить. Я уверен, что впереди на программе есть много полезного для работы. Плюс, когда ты лучше понимаешь экономическую теорию, твоя ценность как специалиста в реальной жизни увеличивается. Это уже чувствуется.

У меня нет больших карьерных целей — в том смысле, что я последние 20 лет член правления банка и на этом пути уже добился определенного успеха. Я рассчитываю улучшить качество моей работы, получить более глубокое понимание процессов плюс повысить самооценку — для меня важно, что я получу степень, диплом. Мне будет приятно, что это мой проект, который я сам запустил и смог его реализовать. Это важно.

22
1 комментарий

Полезно, да.

Ответить