Как организовать обучение новым инструментам в ИТ-командах

Чтобы разработчики изучали сложные технологии по шесть часов в неделю и не выгорали

Как организовать обучение новым инструментам в ИТ-командах

Инструменты разработки постоянно усложняются. ИТ-команды вынуждены переходить на все более продвинутые решения, но их внедрение может стать непростым моментом. Павел Лапаев, руководитель тренинг-отдела Tarantool VK Tech, делится опытом – как организовать постоянное обучение сложным инструментам и технологиям, чтобы это не надоело сотрудникам.

Этот блок временно не поддерживается

Переход на новую технологию в компании часто выглядит так: дедлайны бесконечно переносятся, сотрудники бунтуют, а руководители по всему рынку не могут найти специалистов, которые умеют работать с нужным инструментом.

Разберу, почему так происходит, и как решить возникающие сложности.

С какими сложностями мы столкнулись

С привычными инструментами руководители понимают пайплайн и могут прогнозировать, сколько времени займут разработка, тестирование и выкатка той или иной функциональности. При переходе на новую технологию сроки вывода на рынок продуктов или доработок становятся слабо предсказуемыми. В первое время дедлайны могут произвольно сдвигаться — команде нужно освоиться с новыми инструментами. Это одна из основных причин, по которым тимлиды неохотно расстаются со старыми инструментами, даже если новые обещают прирост производительности в перспективе.

Иногда переходу сопротивляются сотрудники в команде. Со сменой технологий придется менять налаженные процессы, учиться жить в новой реальности.Люди подозревают, что осваивать инструменты им придется в свободное время. Многие опасаются, что на вопросы никто не ответит, при этом ответственность за результаты ляжет на их плечи.

Тактика «давайте найдем кого-нибудь извне, кто уже всё умеет» тоже не всегда спасает. Со сложными передовыми технологиями знакомы единицы. Например, мы столкнулись с тем, что большинство программистов владеет SQL, а вот тех, кто при этом разбирается в in-memory вычислениях на Tarantool, в разы меньше. Нанять специалистов под конкретную технологию становится все сложнее.

У нас в компании используется ряд сложных технологий — из категории тех, у которых «низкий порог входа в депрессию». Периодически департаменты переходят на новые инструменты, команда меняется и растет. Мы для себя поняли: чтобы не сталкиваться каждый раз со сложностями во внедрении комплексных технических вещей, нужно организовать корпоративное обучение, а не перекладывать этот шаг на плечи сотрудников со словами «давайте сами, вы справитесь, ребята».

Я уже два года организую тренинги для обучения сложным технологиям, таким как Tarantool — технология in-memory вычислений. За это время я выявил шесть ключевых моментов, которые нужно учитывать, чтобы люди осваивали инструменты легче и эффективнее.

1. Сделать обучение организованным

Нельзя прийти к команде и сказать: «Вот новая технология, теперь вы работаете с ней. Учитесь как хотите».

На первом этапе у сотрудников возникает множество вопросов. Почему архитектура именно такая? Можно ли сделать по-другому? Как это встроится в наши системы?

Конечно, 90% информации можно найти в открытых источниках в интернете. На любой запрос всегда найдется видео с индусом, который бубнит правильные ответы в отвратительный микрофон в три часа ночи. Но это сложно, скучно и утомительно. В итоге такой подход дорого обходится компании: сроки перехода на новую технологию растягиваются, стоимость увеличивается, а лояльность команды падает.

Этот путь нужно пройти вместе с сотрудниками. Лучший способ это сделать — выделить ресурсы на организованное обучение: курсы вендора или программы таких площадок, как Skillbox, GeekBrains, Otus, Яндекс.Практикум.

Такой подход сразу же снимет часть возражений сотрудников. Им не придется ночами по крупицам выискивать ответы на свои вопросы. Нужные знания об основных принципах работы с новой технологией систематизированы, на дополнительные вопросы преподаватели готовы искать ответы, а на прохождение программы выделяется рабочее время.

2. Собрать обратную связь

Чтобы процесс обучения был эффективным, очень важно на начальном этапе пообщаться с техлидами, получить обратную связь от сотрудников и зафиксировать их вопросы, возражения и беспокойства. Обучение должно быть построено в первую очередь исходя из этих данных.

Это очень важный момент: не выбирайте технологию, по которой нет подходящих курсов или вендор не готов их разработать по вашему запросу. Нет смысла брать дорогой инструмент, которым никто не сможет пользоваться.

3. Выбрать между теорией и практикой

Выбор между прикладным курсом и фундаментальной программой зависит от целей команды.

Если задача — внедрить новые инструменты под конкретные задачи, в обучении должно быть больше практики, чем теории. Разработчик должен четко понимать: какие шаги ему предпринять для получения прогнозируемого результата, и как поступить, если инструмент сбоит.

Если же нужно повысить квалификацию штата специалистов — фокус можно делать на теории. В этом случае важно понять логику работы систем, заложить основы. Я советую брать для такого обучения более широкие темы: например, в нашем случае это был бы курс не по Tarantool, а программа по in-memory вычислениям в целом.

4. Определить формат

Офлайн-обучение позволяет быстрее найти контакт с аудиторией. Люди задают вопросы, общаются между собой и приходят к собственным инсайтам, могут вместе понажимать кнопки и найти решение. Этот формат идеально подходит для практических занятий: сложный программный продукт надо трогать руками — запустить его в консоли, поковыряться, что-то сломать, что-то починить, что-то задеплоить.

Плюсы онлайна в том, что он он дешевле и подходит для удаленных команд. Мы за два года наловчились организовывать занятия онлайн. Главный секрет — грамотный преподаватель, который сможет сделать урок интереснее, чем ролик с котами в соседней вкладке.

5. Найти преподавателя

Лучше всего использованию технологии обучают два типа людей. Первый — тот, кто ее сделал: архитектор, который знаком с принципами, лежащими в основе. Второй — опытный практик: тот, кто каждый день пользуется этим инструментом и знает, как он будет показывать себя в реальных задачах.

Кроме того, важно, чтобы преподаватель не стеснялся камеры и работы с аудиторией. Инструктор должен уметь зацепить студентов и удержать их внимание — или своим профессионализмом или шутками.

6. Организовать процесс обучения

Обычно обучение сотрудников новым технологиям идет параллельно с их рабочими задачам. Мы подсчитали, что для нас на образование оптимально выделять шесть часов в неделю. При таком темпе обучение не тормозит основную работу, а курс не растягивается до бесконечности.

Важно сочетать режим лекции с интерактивом. Например, программа обучения по Tarantool рассчитана на 42 часа. Она разбита на семь сложных тем: архитектура, масштабирование и другие. Дважды в неделю человеку нужно три часа подряд вникать в новую непростую информацию. Если это онлайн, человек, скорее всего, слушает урок фоном. Возможно, он ушел кормить кота или параллельно работает.

Поэтому процесс обучения должен быть динамичным, с переключением внимания. Для этого достаточно от слайдов перейти на живой сервер и что-то показать, дать участнику самому выполнить практическую задачу, например, создать и обновить запись в базе данных. Мы стараемся перемежать форматы: слайды, демо, практика, — и так по кругу.

***

Переход к новым технологиям неизбежен. Ключевым фактором успеха становится организованное обучение, которое позволяет снять беспокойство сотрудников и помочь команде в сжатые сроки освоить новый инструмент.

5.4K5.4K показов
2.7K2.7K открытий
2 комментария

А можно просто пожить? Обучение, задачи, проблемы... Отъ*битесь! :)

Ответить

Вот да

Ответить