BANI-мир, IT и бизнес. Советы для технических руководителей

Современный мир - хрупкий, нестабильный и переменчивый, в нем сложно строить долгосрочные планы. Бизнесу и ИТ-индустрии приходится с этим считаться. Сегодня я расскажу о понятии “BANI-мир” и расскажу, как технические директора и ведущие разработчики компаний могут стать надежными партнерами для бизнеса в условиях постоянно меняющихся реалий.

Что такое BANI-мир

В 80-е годы прошлого века американские военные предложили акроним VUCA для описания характеристик мира в тогдашних политических и экономических условиях. Впоследствии этот термин позаимствовало научное и бизнес-сообщество. Аббревиатура VUCA описывает четыре характеристики мира постиндустриальной эпохи: нестабильность (V - volatility), неопределенность (U - uncertainty), сложность (C - complexity), неоднозначность (A - ambiguity).

Именно эта концепция дала старт стремительному развитию интернета и информационных технологий, и во многом эти характеристики описывают и современный мир. Но на фоне пандемии коронавируса и последовавших за ней глобальных потрясений появилась новая концепция - концепция BANI-мира. Ее автором стал американский ученый-футуролог Жаме Кассио, и в качестве точки отсчета он выбрал именно 2020 год. По мнению ученого, непредсказуемость событий последних 2-3 лет стала причиной нового глобального “сдвига”. Теперь человечеству и бизнесу сложнее опираться на иллюзию стабильности - остается только адаптироваться и быть готовым к изменениям.

Расшифруем аббревиатуру BANI и поговорим об этой концепции подробнее.

B - Brittle (хрупкий)

Глобальные процессы в мире становятся все сильнее взаимосвязаны друг с другом: соответственно, даже небольшое изменение в одной части системы может иметь серьезные последствия в других ее частях. Мир становится более хрупким, растет вероятность неожиданных сбоев и непредвиденных обстоятельств, которые стоит осмыслять. Вспомним хотя бы недавнюю пандемию, где дискуссии о необходимости ношения масок, изоляции и вакцинации неоднократно переводились из медицинской плоскости в этическую и политическую.

A - Anxious (тревожный)

И люди в повседневной жизни, и бизнес сталкиваются с гораздо большими неопределенностями и сложностями, чем в предыдущие десятилетия. Научно-технический прогресс не отменяет политических и экономических катаклизмов, как и наоборот: все это приводит к росту тревожности и сужению горизонтов планирования.

N - Nonlinear (нелинейный)

Современный мир становится все более сложным и непредсказуемым, и однозначно определить причинно-следственные связи разных процессов и явлений не всегда оказывается просто. Опыт предыдущих десятилетий в решении проблем часто бывает нерелевантен, а традиционные подходы и технологии - неэффективны. Бизнесу приходится быть более гибким и подстраиваться под непредсказуемые условия.

I - Incomprehensible (непостижимый)

Современный мир сложнее для понимания, чем раньше. Большинству людей в повседневной жизни приходится пропускать через себя огромные объемы информации, иногда взаимоисключающей. Любые данные, факты и новости приходится проверять, перепроверять и осмысливать, чтобы принимать обоснованные решения. И на это требуется значительно больше времени, чем раньше.

Ожидания бизнеса от ИТ

В условиях BANI-мира роль ИТ в любом бизнесе становится важнее, чем раньше. Чтобы сохранять конкурентоспособность и адаптироваться к изменениям, предприятиям нужны технологии, и на ИТ-отделы ложится особая нагрузка.

Перечислим основные факторы важности ИТ для бизнеса в нынешних реалиях и представим некоторые советы для технических руководителей:

1. Аналитика и отчетность в режиме реального времени

Как гласит пословица, у владеющего информацией есть власть. Имея нужные данные на руках, руководитель организации может предсказать поведение клиентов и рыночные тенденции, предугадать риски и обдумать стратегию поведения. В задачи ИТ-отдела входят управление инфраструктурой данных, обеспечение их безопасности и конфиденциальности, предоставление аналитической информации по запросу для дальнейшего принятия решений. Т.е., анализ данных - залог эффективности любой работы в нестабильное время. Объясним, что стоит делать ИТ-отделу, что обеспечить выполнение этой задачи.

Предоставьте BI Dashboards. Они нужны для разработки и поддержки панелей бизнес-аналитики, а также для информации о ключевых показателях эффективности (KPI): продажах, маркетинге, взаимодействии с клиентами.

Визуализируйте данные: в этом помогут таблицы, диаграммы, графики и тепловые карты. Наглядная форма отображения помогает руководству и сотрудникам организации понимать сложные наборы данных, выявлять тенденции и закономерности.

Развивайте предиктивную аналитику: делайте прогнозы на будущее и оценка потенциальных рисков и возможностей на основе уже имеющихся данных.

Используйте машинное обучение и искусственный интеллект: это нужно для анализа больших и сложных наборов данных, выявления тенденций и составления прогнозов.

Занимайтесь интеграцией данных. Сбор и сопоставление информации из различных источников (от сведений о конкурентах и клиентах до финансовых и операционных данных) нужно, чтобы составить целостное представление о работе организации, имеющихся проблемах и путях их решения.

Обрабатывайте данные в режиме реального времени: с помощью современных информационных технологий сделать это несложно. Такие технологии, как анализ потоковой передачи данных и граничные вычисления, используются для получения свежей информации. Это помогает предотвратить поспешные решения.

Внедряйте Data Governance: ИТ-специалисты могут устанавливать политики и процедуры управления данными для точности, полноты и безопасности данных. Такая работа облегчает обмен данными и совместную работу в организации.

2. Информационная безопасность и риск-менеджмент

Один из очевидных рисков в BANI-мире - риск кибератак, утечек информации и других нарушений информационной безопасности. Важная часть работы ИТ-подразделений заключается в управлении этими рисками, внедрении протоколов безопасности и обеспечении целостности и доступности всей ИТ-инфраструктуры организации. Следует помнить, что любая хакерская атака может привести к огромным убыткам бизнеса, а любая утечка данных станет пятном на его репутации. В современном мире, где эти инструменты используются в том числе в политических целях либо для конкурентной борьбы, информационная безопасность - важнейшая часть любого ИТ-отдела. В ней тоже можно выделить подзадачи.

Работайте над политиками и процедурами безопасности. Внедряйте механизмы, устраняющие риски безопасности внутри организации: управление паролями, контроль доступа и шифрование данных.

Обратите внимание на сетевую безопасность. Сюда относятся внедрение брандмауэров, систем обнаружения вторжений (IDS) и других технологий сетевой безопасности для мониторинга и защиты сетей организации от киберугроз.

Защищайте данные: внедряйте процедуры резервного копирования и восстановления данных, их шифрование и контроль доступа. Это нужно для защиты конфиденциальной информации от несанкционированного доступа или раскрытия.

Обучайте сотрудников навыкам кибербезопасности. Повышение грамотности в этой сфере помогает каждому сотруднику осознать риски и понять свою роль в безопасности внутри компании.

Планируйте реакции на инциденты: в задачи ИТ-отдела входит разработка плана действий в случае нарушения кибербезопасности. Каждый такой документ содержит меры по предотвращению подобных форс-мажоров, оценке ущерба и восстановлению деятельности.

Проводите регулярные оценки безопасности для выявления уязвимостей и потенциальных рисков, они помогают предотвратить киберугрозы и смягчить их последствия.

Управляйте рисками поставщиков: еще одна задача ИТ-специалистов - оценка рисков безопасности со стороны третьих сторон. Нужно регулярно проводить комплексную проверку поставщиков и выполнять требования безопасности по договорам.

3. Адаптация компании к изменениям рынка

Быстро меняющиеся рыночные условия ведут к тому, что технологии становятся конкурентным преимуществом. Чем “продвинутее” в этом плане организация, тем легче ей адаптироваться. На ИТ-департамент ложится целый ряд задач: внедрение инноваций в разных отделах, использование новых технологий в разработках, обучение персонала. Чтобы адаптировать организацию к изменениям на рынке и в конкретной отрасли, техническому руководителю стоит включить в скоп своих задач следующее:

Будьте в курсе отраслевых тенденций: регулярно отслеживайте отраслевые тренды и разработки, выявляйте новые технологии и потенциальные зоны уязвимости.

Развивайте инновации: поощряйте эксперименты с новыми технологиями, предоставляйте сотрудникам безопасное пространство для тестирования и реализации новых идей на практике.

Используйте гибкие методологии: работайте в тех условиях, которые помогают быстро и гибко реагировать на изменения. Методологии, позволяющие разбить любой проект на более мелкие задачи, проще в работе, их легче корректировать по мере изменения обстановки.

Внедряйте масштабируемые и модульные системы. Такие системы гораздо проще адаптировать к изменениям спроса и требований. Сюда же относится использование наиболее удачных практик сервисной и микросервисной архитектуры.

Обеспечивайте постоянное обучение и развитие. Возможность “прокачки” технических навыков должна быть у всех сотрудников ИТ-отдела - для более эффективной работы и возможности быстрее приспособиться, если что-то внезапно пойдет не по плану.

Совершенствуйте и оценивайте свою работу: так компания с большей вероятностью будет готова к изменениям.

4. Плавное внедрение новых технологий

ИТ-специалисты разрабатывают и внедряют решения, позволяющие бизнесу быстрее реагировать на изменения на рынке в целом и в конкретной профессиональной отрасли. Именно они отвечают за изменение масштабов ИТ-инфраструктуры, внедрение новых технологий и рабочих процессов. Чем быстрее технические специалисты принимают решения, тем лучше. Однако, любые новшества следует внедрять постепенно, чтобы персонал успевал ими овладеть и к ним привыкнуть. Дадим несколько советов, что должен сделать руководитель ИТ-отдела, чтобы обеспечить плавную интеграцию новых технологий.

Анализируйте новые технологии. В анализ входит оценка технологии, ее совместимости с уже существующей инфраструктурой, достоинств и недостатков,

Разработайте подробный план внедрения: в него входят сроки, полномочия и ответственность сотрудников, а также планы действий на случай форс-мажора.

Тестируйте технологии в управляемой и контролируемой среде. Перед тем, как полноценно развернуть новую технологию внутри компании, ИТ-специалисты должны проверить ее в условиях, максимально приближенных к рабочим.

Развивайте таланты: технические директора и руководители ИТ-департаментов должны обеспечивать профессиональный и карьерный рост наиболее перспективных коллег.

Стройте эффективные коммуникации: информирование сотрудников о достоинствах новых технологий, решение технических проблем и поддержка новых версий также входят в задачи ИТ-отдела.

Осуществляйте техническую поддержку: сюда относятся поддержание работы новых технологий, оперативная реакция на запросы сотрудников, своевременное решение технических проблем.

Обеспечивайте процесс непрерывного улучшения: сюда относится оценка использования новых технологий и своевременные изменения, помогающие оптимизировать их производительность и взаимодействие с пользователем.

5. Взаимодействие с другими департаментами

Компетентность ИТ-специалистов заключается не только в знании современных технологий и желании постоянно учиться, но и в готовности взаимодействовать с другими подразделениями организации, в том числе далекими от технических тонкостей. Также стоит упомянуть, что часть важных технологических решений, за которые отвечают ИТ-специалисты, касается совместной работы и коммуникаций внутри организации. Чем быстрее и эффективнее делается эта часть работы, тем лучше.

К примеру, перед компанией стоит задача: внедрить новую версию бухгалтерской программы. ИТ-отдел четко понимает, для чего это нужно. Но чтобы на это выделили средства, нужно донести это понимание до руководства и до специалистов финансового отдела. А потом нужно обучить бухгалтеров работать с этой новой версией, причем так, чтобы это не повлияло на своевременную выдачу зарплат.

Другой пример: есть школа иностранных языков. Изначально все занятия проходили в очном формате, а затем потребовалось перенести занятия в онлайн-формат (например, из-за эпидемии ОРВИ или из-за географической разрозненности учащихся). ИТ-специалисты учат преподавателей работать в программах для онлайн-занятий, а параллельно работают над обеспечением стабильной связи.

Пример ближе к контексту разработки ПО: отдел DevOps совместно с департаментом разработки разработали и внедрили обновлённую систему CI/CD. Отдел аналитики данных также может получить пользу от использования данного решения в виде сокращения ручных операций после проведения требуемых работ по его адаптации и дальнейшего профильного обучения аналитиков.

Поговорим о том, что нужно делать ИТ при возникновении совместных с другими отделами задач.

Понимайте бизнес-потребности. ИТ-специалисты должны четко представлять потребности каждого отдела и тем самым определять возможности для сотрудничества. Регулярное общение и обратная связь - залог такого понимания.

Участвуйте в кросс-функциональных командах: сотрудники ИТ-отдела могут взаимодействовать с коллегами из других отделов внутри общей команды для совместного решения общих задач.

Разрабатывайте общие цели: совместная постановка задач с другими отделами способствует тому, что технологии и бизнес идут бок о бок. Решения одних отвечают потребностям других.

Обеспечивайте поддержку и обучение: ИТ-отдел отвечает за обучение специалистов компании новым технологиям. Люди получают нужные для работы знания, а обмен информацией помогает создать доверие и укрепить отношения между отделами.

Много и качественно общайтесь: ИТ должно регулярно обмениваться свежей информацией со специалистами другими отделов, чтобы быть в курсе технических проблем, отвечать на вопросы, консультировать. Чем теснее это взаимодействие, тем прозрачнее оказываются бизнес-процессы внутри организации.

Вовлекайте специалистов других отделов в технологические процессы: чтобы оценить технологические наработки с разных точек зрения, в их обсуждении должны участвовать не только разработчики и прочие инженеры, но и другие специалисты. Так легче совместно отвечать за результат и разрабатывать решения, соответствующие потребностям бизнеса.

Устанавливайте общие метрики и механизмы обратной связи: чем более прозрачной и предсказуемой будет эта обратная связь, тем проще будет оценивать результаты, выявлять зоны роста, осознавать ответственность и расти дальше.

Краткие итоги

BANI-мир - это сложная и постоянно меняющаяся среда, где практически невозможно следовать какому бы то ни было проторенному пути. Любой бизнес должен быть готов к изменениям и инновациям, чтобы оставаться конкурентоспособным. ИТ-подразделения компаний играют здесь важную роль, ведь именно от их осознанной работы зависит появление на рынке и внутри компаний технологических решений, идущих в ногу со временем.

Чтобы справиться с проблемами BANI-мира, предприятия должны осознанно и достаточно инвестировать в свои ИТ-отделы. Для победы в конкурентной борьбе нужны технологии, а для технологий - ресурсы и грамотное финансирование.

Отдельно стоит сказать об инвестировании в таланты: ни одна современная технология не будет работать и приносить результаты без квалифицированных кадров. Предприятиям нужны ИТ-специалисты, а ИТ-специалистам важно создать комфортные условия труда, возможности карьерного и профессионального роста, обеспечить достойный уровень зарплат и возможность овладевать новыми технологическими инструментами.

Все подразделения предприятий должны тесно сотрудничать со своими ИТ-отделами. Это и разработка технологических карт, соответствующих задачам бизнеса, и внедрение новых технологий и интеграция их с уже существующими, и обучение персонала ИТ-навыкам.

Каким бы ни был профиль бизнеса, его масштабы и стартовый капитал, предприятия, инвестирующие в ИТ, будут лучше подготовлены к любым глобальным потрясениям благодаря гибкости, технологической и интеллектуальной оснащенности. При грамотной работе ИТ-отдел любой компании - это своего рода ее “скелет”, “каркас” и залог стабильности - даже тогда, когда все вокруг нестабильно до предела.

2525
3 комментария

BANI-мирЭто мир банов, кэнселинга и санкций

1
Ответить

B - Brittle (хрупкий)Об этом еще Стинг говорил

Ответить

BANI в прошлом, в тренде SHIVA - split, horrible, inconceivable, vicious, arising.

Ответить