Карьера Блог Нетологии
2 066

Тёмная сторона фриланса

Интернет-маркетинг, SMM, дизайн, программирование — это сферы, в которых работает огромное количество фрилансеров. Для студентов, которые приходят к нам сменить профессию, возможность такой работы — один из главных мотиваторов к обучению.

В закладки

Фриланс кажется максимально комфортной и удобной формой занятости,особенно для офисных сотрудников. Свободный график, возможность самостоятельно выбирать проекты, потенциально неограниченный рост заработка, работа из дома и зимовка в теплых краях: что может пойти не так?

Решили обсудить главные трудности, с которыми сталкиваются практически все начинающие фрилансеры. Кажется важным показать всё без лишней романтизации.

Этот текст для начинающих. Состоявшихся фрилансеров приглашаем в комментарии: поделиться историями из жизни и рассказать, в чем именно для них состоит темная сторона фриланса. А мы опишем своё видение.

Нет заказов — где их искать?

Главная боль начинающих фрилансеров. Выходишь на рынок и кажется, что заказы посыпятся пачками — а как иначе, если у тебя горящие глаза, сертификат известных курсов, низкие цены (надо же чем-то привлекать) и полная готовность посвятить себя новому делу.

Делаешь сайт-визитку, заполняешь профили в соцсетях, размещаешь портфолио на профильных площадках. Идет неделя, вторая, месяц, а очереди в почте не было и нет. Ко второму месяцу заканчивается финансовая подушка, семья начинает косо смотреть, а уверенность в себе падает до нуля.

И здесь наступает осознание: важно а) знать площадки, где сидят заказчики (и это мы не о биржах), б) уметь продвигать себя.

Когда специалист работает в офисе, маркетингом за него занимается компания: работает над репутацией, использует рекламу, ищет клиентов всеми возможными способами — а сотрудник получает проект, над которым работает, без лишних усилий.

Фрилансер же и жнец, и швец — мало иметь знания и хорошее портфолио, приходится заниматься маркетингом и самопродвижением: рекламировать свои услуги, участвовать в профессиональных группах и чатах, самостоятельно писать интересным заказчикам и предлагать сотрудничество.

Кто-то в итоге осознает, что такая двойная работа не для него и спокойно возвращается в офис или идет на удаленку. Кто-то же загорается еще сильнее и воспринимает поиск крупных заказов как интересный вызов себе — и начинает любить фриланс еще больше.

Правки-правочки

Ничто так не раздражает, как правки к проекту, в который ты вложил душу. В интернете есть целые группы для обсуждения «странных клиентов» и куча мемов.

Особенно грустно, когда сделал один из лучших проектов в своей жизни, а заказчик внес миллион правок, — и вот уже даже стыдно ставить такую работу в портфолио.

В свое время я много работал как фрилансер. Однажды пришел клиент с интересным игровым проектом, для которого мы с командой разработали на то время отличный макет, учли вариативность контента, были очень довольны работой.

Но на этапе правок начала проявляться тяга клиента к большому количеству графики, которая явно перегружала исходный макет — в итоге изначальная концепция медиаплатформы с элементами сообщества превратилась в креативный, но перенасыщенный графикой сайт, который, да, мог произвести «вау-эффект», но совершенно не учитывал удобство пользователя.

Мы приняли решение отказаться от правок и взяли деньги только за проделанную часть работы. Я вынес из этой ситуации главное: если клиент начинает вносить кардинальные правки, которые не были изначально заложены в ТЗ или даже оговорены устно, то стоит или пересчитывать проект или отказываться.

Естественно, важно спокойно и адекватно обосновать свое решение клиенту — возможно, в процессе выяснится, что вы просто друг друга не поняли. Если же стало понятно, что ваши взгляды слишком разнятся — не надо бояться отказаться от работы. С тех пор я всегда перед новым проектом старался внимательно изучить ТЗ, чтобы определить возможные критические этапы — и как можно точнее их обсудить на случай возникновения непредвиденных правок.

Владимир Синицын
Руководитель направления «Дизайн» в Нетологии

Конечно, в идеальном мире клиент и исполнитель имеют схожие взгляды на проект, в согласовании участвует только непосредственный заказчик, оговорены цели, задачи и спецификации работ.

Но в жизни случается всякое. Максимум из того, что может сделать фрилансер, чтобы уберечь себя от таких неприятных моментов — это всегда работать по максимально подробному ТЗ или брифу, обсуждать с клиентом проект по мере готовности ключевых этапов, а не весь целиком в конце работы, не бояться аргументировать свои решения, а в случае крайнего расхождения взглядов — находить компромиссный вариант завершения работы.

«Кошка рожает», или сага о дедлайнах

Когда этап поиска клиентов пройден и у фрилансера появляется много разных проектов, остро возникает вопрос сроков — здесь и сам специалист не всегда успевает сделать работу, и клиенты тянут с ответами, и возникает проблема тайм-менеджмента в целом: как организовать процессы, когда горит каждый дедлайн.

А еще друзья и знакомые решают, что у тебя в таком режиме очень много свободного времени и зовут на все события в мире: от концертов до кругосветных путешествий. Устоять бывает сложно.

Считаю, что в первую очередь важно правильно оценивать сроки проекта. Оптимальная формула для меня: реальное время + 45%. Эти 45% покроют погрешность оценки и дадут запас времени — по итогу вы порадуетесь, что добавили их.

Мы всегда оптимистично оцениваем свои возможности и не сразу видим все подводные камни проекта. Если вы сдадите проект раньше обозначенного срока — заказчик будет только рад! А если точно в срок — тоже никто не расстроится. Таким образом вероятность сгореть в дедлайне значительно снизится. Этот маленький приём я выучила, работая в качестве менеджера проектов со многими командами разработчиков.

После оценки проекта важно не впадать в прокрастинацию, думая, что впереди еще много времени. Я составляю план задач на день и придерживаюсь его. Задачи ставлю максимально конкретные, а проект разбиваю на небольшие части — именно их и вношу в список.

Для меня длительная работа над одной задачей не очень эффективна: снижается концентрация, тянет сделать перерыв или отдохнуть. Для сохранения высокой концентрации мне нравятся pomodoro-техника, её описание можно найти в интернете.

Алена Батицкая
Frontend-разработчик и автор блога Workafrolic

Нечестные заказчики

Историй о том, как фрилансера обманули с оплатой, очень много. Кажется, будто каждый хоть раз в своей практике сталкивался с нечестными заказчиками, которые пропадали после сдачи проекта или спустя несколько недель работы говорили, что результат им не нравится и оплаты не будет.

Лень составлять договор? Вроде заказчик серьезный человек? Или подписываете договор с компанией на десяти страницах и надеетесь, что вы защищены? Вряд ли: там наверняка хорошие юристы оставили лазейку, чтобы, в случае спорной ситуации, не заплатить по договору.

У меня, да и наверняка у многих, с заказами с фиксированной стоимостью возникали проблемы. Поэтому я предпочитаю либо договариваться о поэтапной оплате, чтобы уменьшить риски, либо работать на почасовой ставке. Надо что-то доделать, изменилось задание? Не беда — еще несколько часов по заранее оговоренному тарифу. Это простое решение, но оно прекрасно работает.

Андрей Борю
Эксперт Нетологии и фрилансер с 10-летним стажем

О том, как можно защититься и отстоять оплату, мы рассказали в отдельной статье.

Оформление статуса фрилансера: самозанятость, ИП или работа «в черную»?

Без юридически оформленного статуса занятости, фрилансеру чаще всего светят лишь крайне мелкие заказы или работа на бирже. Кроме того, начнутся другие проблемы: отказы в кредите или ипотеке, пристальное внимание со стороны банков, невозможность доказать происхождение средств на вашем счету.

Раньше оптимальным вариантом был статус индивидуального предпринимателя, но с 1 января 2019 года появилась альтернатива — самозанятость. Оформить ИП фрилансер может с 18 лет, этот статус позволяет вести практически любую деятельность в диджитал-сфере: писать тексты, программировать, работать дизайнером или маркетологом.

С оформлением ИП в принципе всё понятно, в сети много материалов, поэтому подробно останавливаться на нем не хочется.

А вот самозанятость — абсолютно новый формат, который пока вызывает немало вопросов как у компаний, так и у фрилансеров. Мы в Нетологии уже вовсю используем его для работы с исполнителями и чуть позже соберем наш опыт в отдельную статью. Пока можем сказать вот что:

  • режим действительно удобный: регистрация хоть и не суперпростая, но есть хорошие инструкции в помощь — и буквально за день фрилансер создает себе условия для легальной работы;
  • фрилансерам можно принимать оплату на личную карту физлица или наличными, формировать чеки в приложении, а другие документы оформлять по своему желанию, не считать суммы налога самостоятельно — это сделает приложение;
  • проект работает пока в пилотном режиме в нескольких регионах: Москве и Московской области, Калужской области, Татарстане. Причем фрилансеру не обязательно жить там, важно именно вести деятельность: если фрилансер живет в Кемерово, но оказывает услуги для московской компании, он может оформить себе самозанятость;
  • низкие налоги — 4% за услуги физическим лицам, 6% за услуги юридическим лицам, платить обязательные взносы на медицинское и пенсионное страхование не нужно.

Есть и ограничения:

  • если фрилансер ведет деятельность не в пилотных регионах или получает больше 2,4 миллиона в год, перейти на самозанятость не получится — доступен только статус ИП;
  • если один и тот же человек работает в компании как штатный сотрудник, а в свободное время делает дополнительную работу как фрилансер для этой же компании — он не может оформить эти взаимоотношения через самозанятость. Это сделано для защиты сотрудников, чтобы работодатели не переводили принудительно штатных работников на самозанятость ради уменьшения налоговой нагрузки;
  • не все регионы доступны для работы через статус самозанятого.

Какой формат работы выбрать — решать самому фрилансеру.

Карьерный рост фрилансера и поиск действительно крупных клиентов

Есть заказы, интересные проекты, вроде бы всё хорошо. Но хочется расти дальше и брать более сложные заказы, работать с более крупными компаниями. Как на такие компании выйти и добиться их расположения?

Кажется, что есть миллион других фрилансеров, у которых уже настроены связи с лидерами рынка, а в портфолио лежат крупные знаковые проекты. В итоге непонятно, как подступиться к своей цели — и многие продолжают сидеть на маленьких заказах и разочаровываются во фрилансе.

Я сама прошла большой путь от начинающего фрилансера до создания международной школы фриланса. На своем опыте могу сказать, что крупные компании практически не хотят работать с фрилансерами, при этом не важно, как он оформлен: самозанятый или ИП.

И у меня есть лайфхак по этому поводу. У всех брендов во всех странах, где они работают, есть договоренности с крупными рекламными и маркетинговыми агентствами. И мой совет может показаться банальным, но это работает.

Вы открываете справочник или рейтинг диджитал-агентств в вашем городе и посылаете этим агентствам свои предложения, узнаете, какие бренды они ведут, и предлагаете свои услуги конкретно под бренд. В сопроводительном письме пишете, какие бренды вы бы могли вести, чем именно вы можете им помочь, почему именно вы как специалист им подойдете лучше всех и как вы работаете. Также обязательно проговариваете условие, что вы готовы работать в рамках агентства как сотрудник.

Будьте готовы подписывать договоры о неразглашении, но не бойтесь: они как правило действуют определенный срок, и после истечения этого срока вы сможете вставить эту работу в свое портфолио.

Я советую отправлять свое письмо в эйчар-отдел, отдел по работе с клиентами, а также в отдел маркетинга — напрямую его руководителю. И главное, не бойтесь быть настойчивыми: звоните, напоминайте периодически о себе. Обязательно приложите примеры всех работ сразу, либо примеры работ для конкретных брендов.

Важно помнить, что диджитал и рекламные агентства всегда берут в десять раз больше заказов, чем переваривают внутри. Поэтому, если вы понравитесь и сработаетесь с командой агентства, вам гарантированно будут предлагать новые и новые проекты. Скорее всего на стартовом этапе предложат сумму меньше, чем вы рассчитывали, но я советую на этот вариант соглашаться, потому что дальше предложение будет расти.

Ольга Шевченко
Основательница международной школы фриланса Helppy

Конечно, у фриланса много положительных сторон, но есть и проблемные моменты, часть из которых мы описали выше. Плюс в том, что чаще всего с ними можно справиться. Чтобы начинающим фрилансерам было проще, мы организовали небольшой бесплатный проект, где специалисты-фрилансеры поделятся опытом, как правильно организовать свое время, подобрать хорошие заказы, построить личный бренд и защититься от недобросовестных заказчиков.

Будем рады, если расскажете в комментариях, что в работе на фрилансе оказалось самым сложным и как решали эту проблему.

Материал опубликован пользователем. Нажмите кнопку «Написать», чтобы поделиться мнением или рассказать о своём проекте.

Написать
{ "author_name": "Блог Нетологии", "author_type": "self", "tags": [], "comments": 9, "likes": 18, "favorites": 34, "is_advertisement": false, "subsite_label": "hr", "id": 64718, "is_wide": false, "is_ugc": true, "date": "Tue, 16 Apr 2019 16:23:28 +0300" }
{ "id": 64718, "author_id": 161254, "diff_limit": 1000, "urls": {"diff":"\/comments\/64718\/get","add":"\/comments\/64718\/add","edit":"\/comments\/edit","remove":"\/admin\/comments\/remove","pin":"\/admin\/comments\/pin","get4edit":"\/comments\/get4edit","complain":"\/comments\/complain","load_more":"\/comments\/loading\/64718"}, "attach_limit": 2, "max_comment_text_length": 5000, "subsite_id": 199121, "last_count_and_date": null }

9 комментариев 9 комм.

Популярные

По порядку

Написать комментарий...
1

Проблема килалова преувеличена. Надо просто откликаться на заказы хороших людей, и заказывать тоже у хороших. Мошенника сразу видно. Если это мошенник фрилансер, то он совершенно не в теме и не может внятно рассказать о кейсах. Если это мошенник заказчик, то это скорее всего перекуп без собственного дела. Наибольшая профессия несоответствие ожидания перед заказом и то, что получилось в итоге. Или если говорить как фрилансер, несоответствие того что описали в тз и тому что действительно хочет заказчик. Все пункты тз формально закрыты, но в итоге типичное не то

Ответить
0

Привет, в редакторе есть инструмент «Цитата» — лучше с помощью него оформить речь спикеров

Ответить
0

да, мы попробовали, но вышло жутковато)

Ответить
1

Из-за обилия розового? Можно поменять тип цитаты на «Мнение» — и будет нормик

Ответить
0

ооо, спасибо, сейчас исправимся

Ответить
0

Самое большая проблема фриланса - это кидалово.

Ответить
0

со стороны заказчиков или со стороны фрилансеров?

Ответить
0

Хороший заказ - это товар. Глупо думать, что он будет валяться на онлайн-бирже. На получение хорошего заказа часто тратится больше времени и ресурсов, чем на его выполнение. Откатные жирные госзаказы иногда вообще не исполняют.

Ответить
0

и с той и с другой стороны. И вроде бы безопасная сделка есть, но люди же не хотят безопасно. Все хотят БЫСТРО ИТ ДЕШЕВО! Нам нужен фриланс с принудительной безопасной сделкой!

Ответить
0
{ "page_type": "article" }

Прямой эфир

[ { "id": 1, "label": "100%×150_Branding_desktop", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop" ], "adfox_method": "createAdaptive", "auto_reload": true, "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "bugf", "p2": "ezfl" } } }, { "id": 2, "label": "1200х400", "provider": "adfox", "adaptive": [ "phone" ], "auto_reload": true, "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "bugf", "p2": "ezfn" } } }, { "id": 3, "label": "240х200 _ТГБ_desktop", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "bugf", "p2": "fizc" } } }, { "id": 4, "label": "240х200_mobile", "provider": "adfox", "adaptive": [ "phone" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "bugf", "p2": "flbq" } } }, { "id": 5, "label": "300x500_desktop", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "bugf", "p2": "ezfk" } } }, { "id": 6, "label": "1180х250_Interpool_баннер над комментариями_Desktop", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "h", "ps": "bugf", "p2": "ffyh" } } }, { "id": 7, "label": "Article Footer 100%_desktop_mobile", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop", "tablet", "phone" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "bugf", "p2": "fjxb" } } }, { "id": 8, "label": "Fullscreen Desktop", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop", "tablet" ], "auto_reload": true, "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "bugf", "p2": "fjoh" } } }, { "id": 9, "label": "Fullscreen Mobile", "provider": "adfox", "adaptive": [ "phone" ], "auto_reload": true, "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "bugf", "p2": "fjog" } } }, { "id": 10, "disable": true, "label": "Native Partner Desktop", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop", "tablet" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "clmf", "p2": "fmyb" } } }, { "id": 11, "disable": true, "label": "Native Partner Mobile", "provider": "adfox", "adaptive": [ "phone" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "clmf", "p2": "fmyc" } } }, { "id": 12, "label": "Кнопка в шапке", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "p1": "bscsh", "p2": "fdhx" } } }, { "id": 13, "label": "DM InPage Video PartnerCode", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop", "tablet", "phone" ], "adfox_method": "createAdaptive", "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "h", "ps": "bugf", "p2": "flvn" } } }, { "id": 14, "label": "Yandex context video banner", "provider": "yandex", "yandex": { "block_id": "VI-223676-0", "render_to": "inpage_VI-223676-0-1104503429", "adfox_url": "//ads.adfox.ru/228129/getCode?pp=h&ps=bugf&p2=fpjw&puid1=&puid2=&puid3=&puid4=&puid8=&puid9=&puid10=&puid21=&puid22=&puid31=&puid32=&puid33=&fmt=1&dl={REFERER}&pr=" } }, { "id": 15, "label": "Плашка на главной", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop", "tablet", "phone" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "p1": "byudx", "p2": "ftjf" } } }, { "id": 16, "label": "Кнопка в шапке мобайл", "provider": "adfox", "adaptive": [ "tablet", "phone" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "p1": "byzqf", "p2": "ftwx" } } }, { "id": 17, "label": "Stratum Desktop", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop" ], "auto_reload": true, "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "bugf", "p2": "fzvb" } } }, { "id": 18, "label": "Stratum Mobile", "provider": "adfox", "adaptive": [ "tablet", "phone" ], "auto_reload": true, "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "bugf", "p2": "fzvc" } } }, { "id": 19, "label": "Тизер на главной", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop", "tablet", "phone" ], "auto_reload": true, "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "p1": "cbltd", "p2": "gazs" } } } ]
Компания отказалась от email
в пользу общения при помощи мемов
Подписаться на push-уведомления
{ "page_type": "default" }