Почему завтра вы не найдёте программиста в компанию

Я занимаюсь подбором персонала в IT уже 5 лет в рекрутинговом агентстве WIT. Мы находим сотрудников для IT-компаний. В начале работы это были небольшие диджитал-агентства, потом появились крупные компании и технологические стартапы.

В этой статье я хочу поделиться главными выводами и рисками, к которым должны быть готовы руководители и HR ИТ-компаний.

Суровая правда

Почему завтра вы не найдёте программиста в компанию

Дальше будет только хуже. Мы можем вспоминать высказывания Никифорова про миллион программистов, а можем просто посмотреть на частоту отказов кандидатов, на время принятия ими решения, на зарплатные ожидания в динамике последних пяти лет.

Ещё 2-3 года назад работодатели просто рассказывали о вакансии. Сегодня, они её продают кандидату, особенно, если у него есть релевантный опыт, хорошие хард и софт скилы.

То, что раньше было хорошим бонусом (ДМС, фитнес, питание в офисе и т.д.), сегодня становится стандартом, можно списать это на развитие отрасли, но я, в первую очередь, связываю этот тренд, с повышающейся конкуренцией за квалифицированные кадры на рынке IT.

Самый простой способ увидеть, что конкуренция за персонал выросла — это посмотреть на офисы компаний. Слева среднестатистический офис компании раньше, справа — сейчас.
Самый простой способ увидеть, что конкуренция за персонал выросла — это посмотреть на офисы компаний. Слева среднестатистический офис компании раньше, справа — сейчас.

Почему так происходит

Количество компаний растёт, увеличивается количество программистов, работающих удаленно на крупные зарубежные компании, которые активно ищут за 2 000 — 4 000 долларов разработчиков на удаленку. Конкуренция растёт, а количество квалифицированных специалистов увеличивается не так быстро.

Есть ли свет в конце тоннеля

Быстроизменяющиеся компании всегда побеждают. А вот у компаний, которые не планируют перестраивать процесс найма, ситуация будет только усложняться, но уже сегодня я вижу, как небольшие компании, не раздувая зарплатные фонды, делают отличные результаты. Для начала нужно перестроить процесс найма в формат. Это не значит, что нам нужно подстраивать компанию под каждого кандидата, но растущая конкуренция заставляет нас рассматривать процесс найма как ключевой, и поэтому относиться к нему сегодня также важно, как к процессу разработки продукта или клиентского сервиса.

Что можно сделать уже завтра, чтобы стало проще

Проанализировать рынок

Все знают, что нужно знать конкурентов. В том числе и конкурентов за персонал, но когда последний раз вы это делали? Сделайте минимальный анализ вакансий конкурентов со схожим стеком и проанализируйте ваши преимущества, а если их нет — сформулируйте. Возможно, у вас идеальные условия, а может быть пришло время улучшить. Учитывайте все факторы предложений конкурентов: известность бренда, обучение и участие в конференциях, белая ЗП, ДМС, релокация, возможность удаленной работы и другие важные факторы по вашей позиции.

Пересмотреть своё отношение к процессу подбора

  1. Текстовая презентация вакансии в формате выгод для кандидата — оставьте требования на финальное собеседование — наша цель, сформировать максимальное количество откликов.
  2. Активный поиск в социальных сетях и по рекомендациям, а также по всем другим возможным каналам, по нашим оценкам, их количество может доходить до 40, при поиске разработчика.
  3. Первое собеседование — это такая же продажа компании и позиции и только после того, как кандидат заинтересовался, можно переходить к выяснению его компетенций. Просто расскажите почему у вас работают сотрудники, какие цели компания себе ставит и кого сейчас ищет, что даст это кандидату.
  4. Обязательно в ходе переговоров по найму, выяснять цели сотрудника на ближайшие 1-2-3 года, и если они точно сформулированы, то увязывать их с целями компании.

Итоги

Найм IT-специалистов сегодня, такой же сложный процесс как разработка продукта, поэтому не стоит недооценивать его важность. Улучшайте этот процесс, формируйте позитивный HR-бренд, тогда и в вашей компании будут работать сильные специалисты, потому что не все хотят работать в IT гигантах, но все хотят работать у лучших.

1313
32 комментария

Интересная тема,
1 - Касательно высказывания "про миллион программистов".
Нужно читать подтекст. Кому надо и зачем.
Надо чтобы сбить зарплаты в 2-4 раза у разрабов.
2 - Касательно кадрового голода, тут проблема из нескольких пунктов
а) Кадровый голод есть только в Москве.
Самые простой способ решить данную проблему:
I) Открыть офис разработки в одном из городов миллиоников.
II) Нанимать удаленщиков.
|||) Нанимать перспективных специалистов, которые за 2-3 месяца могут подтянуть знания по
нужному направлению.

б) Фирмы хотят человека с опытом, но не готовы ему платить в соответствии с его знаниями.
Надо снижать планку запросов к кандидату или самим готовить спецов.

в) Если проводить аналогию уровня разработчика с компаниями, то можно так же выделить
градацию фирм. Мало какие фирмы могут создать приемлемые условия труда и разговор тут вовсе не о смузи, обедах, комнатах отдыха.
Во многих фирмах: серая зп(даже в Мск), некоторые фирмы часть зп платят в виде премий, некоторые фирмы для удержания сотрудников делают квартальные премии заставляя выходить в выходные, нездоровые отношения в коллективе(блатные сотрудники, терки и недопонимание между офисами и прочее).
Во многих фирмах отвратительные рабочие места и кресла(Мск).
Довольно странно когда фирма платить человеку 180-230, но при этом рабочее место такого специалиста это дешевое постоянно ломающееся кресло, с самыми дешевыми мониторами и отвратительным столом.
И это не какие-то средненькие фирмы, а довольно известные на рынке.

3 - Касательно удаленщиков на иностранные фирмы.
а) В основном это свойственно для регионов, а не для Москвы. Кроме того, эти специалисты очень часто переезжают в Москву и потом устраиваются в Московские фирмы, таким образом частично улучшая ситуацию с кадровым голодом.
б) Гораздо большее слияние оказывает тот факт, что разрабы уезжают заграницу, как из Москвы так и из регионов. Т.е. проблемы в удаленщиках нет, есть проблема с переездов высоко-квалифицированных кадров заграницу.

11
Ответить

Согласен, сама профессия подталкивает к знанию английского языка и внезапно оказывается, что если вы не фанат российского рынка, особого смысла и, тем более, перспектив в работе на нём нет. Рынок труда, это рынок, страна в экономический штопоре, в таких условиях, деньег в мифической компании, чтоб кормить жирно ИТ-отдел больше не становится, иностранные работодатели всё охотнее пылесосят рынок, специалисты будут уезжать только охотнее, кадровый голод будет только нарастать. Ванную, что гибкие SaaS решения, это будущее этого рынка.

1
Ответить

Да, общий тренд сегодня - многие с неплохим послужным списком хотят иметь запись в резюме Гугл или Фейсбук, стремятся попасть в западные компании, что также играет против работодателей в рынке на территории РФ, но об этом можно вообще сделать отдельный обзор с примерами и причинами, часто это не только деньги, но и возможность участвовать в масштабных проектах

1
Ответить

"Мы находим сотрудников для IT-компаний" - по сути, вы обладаете довольно интересной информацией: Какие специализации IT-шников в данный момент наиболее востребованы. Другими словами, что именно лучше изучать и практиковать соискателю, чтобы быстрее и выгоднее устроиться на работу.
Вы как-то делитесь, либо пользуетесь этой информацией?

2
Ответить

Кстати, это интересная тема. Давайте я напишу об этом отдельную статью, потому что есть топ и в хард скилах и в топ скилах на что обращают работодатели.

1
Ответить

вчера вышло исследование Яндекса, проанализировавшего рынок IT-вакансий в стране. По их данным медианная зарплата в стране в этом сегменте 92К, а средняя начальная 48К.

2
Ответить

Замечал такую тенденцию: кадровый голод испытывают только те компании, которые в глазах джунов и мидлов выглядят как трамплин в "большую игру", не смотря на позиционирование HR бренда и богатую корп.культуру.
Получается такая картина: принимают разработчика с минимальным базовым опытом, инвестируют в него деньги, знания, опыт коллег (часто тимлидов), а потом он просто уходит в другую компанию, которая в отрасли выглядит более серьезной (проекты, активность в СМИ, участие в профессиональных конференциях).

Ответить