Кейс № 2 системный подход в инженерном отделе

Кейс № 2 системный подход в инженерном отделе

Ранее писал про то, как системный подход помогает разобраться в бизнесе Кейс № 1 часть 1 и часть 2.

Сейчас хочу рассказать как знания по системному мышлению можно использовать в инженерном отделе.

Про инженерный отдел:

Работаю в нефтяной компании в отделе по инновациям и на текущий момент являюсь руководителем группы. Не понаслышке знаю как тяжело бывает молодым руководителям, особенно в самом начале пути.

Как обычно бывает — становишься инженером-профессионалом в своей области, знаешь что и как делать, как строить систему. Сам себе работу нарезаешь без проблем, выполняешь, сдаёшь. Но когда назначают руководителем — тут приходится нарезать работу другим людям, помогать выполнить её качественно и в срок, показывать свой пример, брать ответственность за решения, уметь собрать потом все работы и ещё много чего. А что если работник не хочет выполнять задание, что если вышестоящее руководство «закидало» работой, как быть, когда сроки проектов «горят»?

Тут помогает системный подход. Это не какие-то единичные «лайфхаки» на все случаи жизни, это целый комплекс понятий в голове, особое мышление — системное.Не буду расписывать все плюсы системного подхода в работе, жизни. Расскажу только один случай — кейс использования системного подхода в инженерном отделе.

Проблема:

Когда я только приступил к работе руководителем, я обнаружил некоторые проблемы при раздаче заданий одной сотруднице.Я заметил, что при поручении некоторой работы и особенно когда приходится многократно возвращать на доработку документы, отчёты, то сотрудница напрягалась, заметно было невооруженным взглядом. Выполнять конечно выполняла, но скорость работы и качество снижалось.

Про системный подход и решение:

Системный подход предполагает мыслить о командах (и не только), как о системах. Например, свою группу я рассматриваю как систему создания систем создания нефти — входим мы, наши компьютеры, рабочие места, заинтересованные окружающие лица и т.п. По сути мы запускаем проекты, чтобы опробовать новые технологии в добыче нефти. Нефть поставленная на НПЗ потребителям — это целевая система. Система создания — это те новые технологии, которые мы опробываем и выявляем успешны они или нет. Мы как раз создаем данные системы создания, когда ищем новые технологии, собираем в проект людей, добиваемся выделения средств.

Чтобы группа (система) была успешной, нужно учесть/удовлетворить все роли. При этом надо ещё уметь правильно выделить эти роли. Люди это не роли, они встают в роль, чтобы выполнить определённую практику по своей роли. По аналогии с театром — Отелло могут играть разные актёры, но роль остаётся прежней, также, как и её практики. Но вернёмся к моему отделу.

Зная, что нужно понять напряжение сотрудницы и устранить её нежелание вставать в роль и переделывать документы, я сам встал в роль лидера и заговорил с ней. При этом я рассматривал её не как девушку, которая может быть капризная или высокомерная, а как человека, которого нужно уговорить вставать в роль добровольно и без напряжения.Выяснилось, что ей просто не нравилось переделывать, так как она не понимала зачем.

Далее я встал в роль учителя и рассказал про понятие роль и предложил ввести в нашу коммуникацию. Пояснил, что иногда надо встать в роль и сделать задачу независимо от желания — ведь руководство возвращает на доработку материал не потому что хочет ей лично досадить, а так как это нужно для всей системы в целом. Тут я рассказал про систему и рассказал для чего создана наша группа — особенно для неё стало открытием про целевую систему «нефть на НПЗ» и про то, что мы система создания системы создания.

После этого в роли наставника я предложил делиться со мной затруднениями и готов выслушать и поддержать.

В целом я задумал такую беседу в роли визионера — для системы «группа по инновационным проектам» я выдвинул для себя гипотезу, что надо вкладываться в своих сотрудников временем, передавать прикладные знания по нефтянке, фундаментальные по системному мышлению, что это «окупится» скоростью работы, качеством, работники станут более самостоятельные и ответственные.

Как говорится инженер не помидор, дешевле выращивать своих.

Кейс № 2 системный подход в инженерном отделе

Итог:

После разговора я с удовлетворением заметил перемены в сотруднице: задания стали выполняться в срок и даже с большим энтузиазмом, часто без моего указания стала брать работу, которая была в отделе, но не поручалась специально ей — повысилась ответственность.Это был пример того, как благодаря системному подходу можно улучшить работу в инженерном отделе благодаря одному небольшому спокойному разговору и соответствующих знаний.

Если понравилась история, подписывайтесь на меня. Здесь вы найдете не просто «лайфхаки», а реально работающий подход для жизни, проектов, бизнеса — системный подход.Всем успехов в руководстве!

PS: Все картинки нарисованы «кандинский 2.1» — нейросетью от Сбера

Напоследок вставлю что ещё нагенерил по запросу про инженеров и помидоры:

22
Начать дискуссию