Обидки фрилансера, или какие отклики бесят любого HR-а
За одну неделю наш HR нашел 25 фрилансеров на новый проект и ушёл к психологу на терапию. Всё потому что в найме есть 2 проблемы: соискатели не умеют себя презентовать, а у HR-в мало времени на поиск сотрудников. Всё это рождает напряженную обстановочку.
Наша команда понимает проблемы обеих сторон, потому что сервис Promopoisk – мостик между HR-ми и соискателями. Мы собрали советы о том, как откликаться на вакансии, и на реальных переписках показали, как этого делать не нужно. Так что этот мир стал нам абсолютно понятен. Надеемся, что после прочтения статьи и вы придёте к этому состоянию.
*В конце статьи готовый скрипт для отклика, который вы можете адаптировать под себя.
Как не надо откликаться на вакансии
Хотите стать обиженным фрилансером? Читайте вредные советы и применяйте на практике. А если у вас другие планы на свою карьеру, учитесь на чужих ошибках.
1. Начинайте диалог с фразы: «Здравствуйте, вакансия еще актуальна?», «Здравствуйте, я по вакансии, расскажите подробнее?». HR-ы обожают это.
2. Не здоровайтесь вовсе и переходите к сути. Например, сразу спросите про условия сотрудничества. Нет, не так. Требуйте! Обязательно чего-нибудь требуйте!
3. Сразу в первом письме предлагайте клиенту сотрудничество. Фразы «Давайте сотрудничать», «Готов взяться за ваш проект, когда начнём работу?» покажут HR-у вашу решительность и проактивность. Только так он выберет именно вас.
4. Обязательно сообщайте, что вы новичок и только начинаете развиваться в данной сфере. Честность – это главное, и спрос с вас будет не так велик.
5. Спрашивайте сразу, сколько вам готовы заплатить за работу. Вообще говорите только о деньгах. Не надо пытаться понять специфику проекта, разбираться в условиях сотрудничества и будущих обязанностях. Главное договориться по деньгам, а сможете ли вы сделать результат команде – дело десятое.
6. Скидывайте все примеры работ, которые у вас есть. Добавьте себе дополнительный балл за сообщение: «это еще даже не всё, не успеваю все кейсы выгрузить».
7. Тоните в десятках сообщений, тяните время, собирайте пазлы из слов, но ни в коем случае не соглашайтесь на созвон и тем более не инициируйте телефонный разговор.
8. Не рассказывайте о своих компетенциях, не показывайте примеры своих работ. Это ни к чему, все сами должны понимать, какой вы чудесный специалист. И нечего даже время тратить на обсуждение ваших знаний и навыков с HR-м.
Как надо откликаться на вакансии, если хотите хорошую работу
- Заголовок
Первое впечатление имеет значение, поэтому важно сделать заголовок сообщения понятным. Начать лучше с названия позиции, на которую вы откликаетесь, или с оффера (если это уместно).
- Приветствие по имени
Это будет звучать приветливее, чем холодное “Здравствуйте.” Такое обращение выделит вас из списка исполнителей, которые рассылают шаблонные отклики. Даже если ваше сообщение тоже шаблонное, добавьте в приветствие имя, и в глазах HR-а ваш рейтинг повысится. Но мы все-таки настоятельно рекомендуем редактировать сопроводительное письмо под каждый проект.
- Представление и позиционирование себя
Нужно не просто рассказать о себе, а позиционировать себя как эксперта в определенной области. Позиционирование стоит немного подстраивать под тему проекта. Так HR поймет, что вы внимательно прочитали текст вакансии и примерно понимаете, что ищет компания. Важно сделать акцент на наиболее релевантном опыте, чтобы создать впечатление: “я – то, что вам нужно”.
- Упоминание вакансии
Даже на одном проекте может быть открыто сразу несколько вакансий. Что уж говорить о том, когда проектов больше, и на каждый из них нужен специалист. Поэтому короткое упоминание вакансии и проекта будет очень кстати. Бонус: сразу укажите, где вы увидели вакансию. HR-ы часто хотят знать, какой из каналов привел специалиста.
- Результаты работы
Старайтесь указывать конкретные результаты своей работы в цифрах. Сравните два предложения: “Занимался ребрендингом сайта” и “Изменил фирменный стиль сайта и увеличил время нахождения на сайте на 25%”. Понимаете, о чем мы? Вторая формулировка показывает, что вы знаете свое дело и продаете не картинки, сделанные в Figma, а дизайн, который решает задачи бизнеса. Понятно, что вы – молодец. Но что получит клиент от сотрудничества с вами?
- Кейсы/портфолио
Чтобы HR понял, подходите ли вы для проекта, ему нужно увидеть, что вы уже делали. Так что заранее соберите свои лучшие работы в одном месте. Лучший вариант – прикреплять ссылки на гугл-документы, Notion, Behance или страницу любой другой облачной платформы, где можно подробно описать кейсы, с которыми вы работали. Да, описать их все-таки надо – так вы покажете не только уровень навыков, но и свое видение задач. А HR-у не придется тратить время и додумывать, в чем была суть работы.
Важно: указывайте, что это за ссылка, ведь никто не переходит по незнакомым ссылкам от незнакомых людей (вы ведь не переходите, да?) Напишите название проекта и кратко о том, что вы в нем сделали.
- Вопрос или призыв к действию
В конце письма стоит сформулировать вопрос или призыв к действию. Ваше сообщение должно остаться открытым для дальнейшего общения и демонстрировать интерес к проекту. Предложения вроде “Хорошего дня” или “Буду ждать вашего ответа” оставьте на дальнейшее общение. В конце отклика можно задать пару дополнительных вопросов о позиции. Это ещё раз подчеркнет, что вы внимательно прочитали текст вакансии, поняли его и готовы обсуждать детали сотрудничества.
Готовый скрипт для отклика
Редактируйте под свою специальность и требования вакансии, применяйте, получайте работу мечты!
Вот такие нехитрые советы, которые облегчат жизнь и HR-м и соискателям. Делитесь в комментариях кринжовыми переписками с соискателями или HR-ми, давайте покажем друг другу реальные истории найма!
Профессиональное сообщество HR-ов – Чат для HR-в.
Канал для тех, кто хочет найти работу мечты – Конь на работе.
Текст подготовила Анна Дуюнова, под редакцией Анастасии Кузнецовой
Какие-то мелкие придирки к соискателям.
А что по вашему было бы придирками "не мелкими"? Достойными обсуждения? )
Мне кажется, что очень сильно усложнили в последнее время процесс найма, и ввели много лишних посредников типа HR-ов. В общих чертах это говорит о серьезном перенасыщении рынка специалистами, если у работодателей есть время и средства на подобные процессы.
Благо хоть в последнее время перестали задавать вопросы про квадратные люки и "кем вы себя видите через 10 лет в нашей компании". Последнее - это вообще я считаю дно!
Понятно, что сами скрипты найма были слизаны с западных образцов, но никому и в голову не приходит, что есть еще такое понятие, как менталитет.
Работодателю нужен сотрудник, который умеет делать ряд вещей. Сотруднику нужен проект(ы), где его навыки конвертируются в деньги. В задачи бизнеса при найме в целом входит конвертация человекочасов в деньги.
А как вам такое интервью?
"//разговоры о компании, о моих навыках, опыте и т.д. - все супер, все ок!//
HR -Скажите, а когда вы родились, в каком часу?
Я - Я не знаю, а какое это имеет значение?
HR - Руководитель увлекается астралогией, и при выборе кандидата ему это важно, знать час рождения!
Я - Я правда не знаю, но даже если и будет принято положительное решение, я бы хотел, чтобы тема астрологии в рамках рабочих процессов обходила меня стороной.
HR - А вы что, категорически против астрологии?
Я - Нет, я не против астрологии, я лишь хотел бы, чтобы хобби руководства не касались меня в работе.
"
Не знаю кто и как, но я не пойду работать туда, от куда меня могут уволить, только потому, что внезапно Луна перед Козерогом раком встала.
А как вам такое?)
"-Расскажите о ваших увлечениях?
-Сейчас я занимаюсь практической и стендовой стрельбой.
-Т.е. Вы по натуре агрессивный человек?
-Почему?
-Ну стрельба, оружие - это же несет негативный посыл, агрессию.
-о_О?
"
Не знаю, конечно, что там у HR-ов в головах, но соискатель ищет работу. Работу за деньги. Лично мне всякие тимбилдинги, поклонение компании и прочая хрень побоку, была есть и будет. Работодатель покупает мое время, и более ничего. Мне, честно, не очень хочется рассказывать о своей семье и увлечениях незнакомым и часто надменным людям.
Часто люди пишут, что HR прям ненужное звено. Но как вы будете отсеивать людей, которые не имеют нужных компетенций?
Люди приходят пьяные, немытые, не читавшие вакансию, не готовые на условия. И получается, что каждый раз надо отвлекать минимального начальника, с которым человек будет работать.
Ещё хорошо отсеивать вот таких агрессивных или токсичных, как сейчас говорят, людей. У которых ничего не спроси. А то потом в команде они тоже агрятся на тупые вопросы, а тупых вопросов хватает. От менеджеров, клиентов, коллег. Очень тяжко с такими работать, несмотря на компетенции и опыт.
Спасибо за развёрнутый комментарий! Действительно необычные вопросы от HR-ов) Думаю, если тимбилдинги и другие фишки корпортаивной культуры - это не про "поклонение компании", а про создание комфортной рабочей среды, то в этом нет ничего плохого. Это сильно зависит от компании. )
Ооооо, спасибо вам за этот коммент. Разложу на задачки команде🔥🔥
где таких HR-ов берут, которые задают такие вопросы?!
Абсолютно адекватные варианты приветствия есть в разделе как не надо.
Корону с головы HR было бы снят не лишним.
Правда? Если обоснуете, то ваш комментарий будет выглядеть более конструктивно)
Всегда интересно, "как это выглядит с другой стороны". Пожелание обращаться по имени с одной стороны понимаю, а с другой мне оно кажется забавным и немного непрофессиональным даже.
Почему обращение по имени считаете не профессиональным? Интересное мнение)
Всё потому что в найме есть 2 проблемы: соискатели не умеют себя презентовать, а у HR-в мало времени на поиск сотрудников. (c) фраза заставила посмеяться, так как проблем в найме намного больше - и судя по тому, что их не упомянули, все они связаны с некомпетентностью HR-ов.
Проблем в найме, конечно же, больше, но статья об откликах, поэтому мы сконцентрировались на этих проблемах, а не стали перечислять все аспекты деятельности HR-ов. )
Комментарий недоступен
А в каком это месте автор сказал, что рекрутерство - это не работа?)
Что делать, если HR не считает нужным начать разговор с приветствия кандидата?) Или в вакансии на одну позицию зашиты навыки и требования по 3 разным профессиям/позициям?
Могу сказать, что была с обеих сторон: искала работу и искала сотрудников.
обычно мнение о компании складывается как раз с качества самого собеседования у HR. Некоторые сотрудники готовы отбить всякое желание с ними работать, при чем соискатель пойдет и еще отпишет в десяток чатов сколько он лулзов словил с этого убогого собеседования. На пользу компании это точно не пойдет...
Думаю, в такой ситуации кандидат сам решает, насколько ему интересно сотрудничество, что он "готов потерпеть" ради этого места работы, а что нет.
Переписки все в вотсапе?
Мы обычно пользуемся Телеграмом, так как размещаем вакансии в чатах, удобно там же получать отклики.
По выходным можно вотсап да)
Грамотная упаковка себя как специалиста, пожалуй, самый важный этап на фрилансе)
Согласна, именно это помогает получить работу в самом начале своей фрилансерской деятельности и повышать свой уровень заработка специалистам с опытом)
Ощущение, что здесь перечислены вообще все варианты контакта.
Я не фрилансер, но стало интересно, а как выглядит правильный вариант?
Правильный отклик? )
В конце есть скрипт сообщения, который можно использовать как основу для самопрезентации, подстроить его под себя.
отличные примеры отклика на вакансию
Спасибо! Сами пользовались и другим советуем)
Айчары стали прямо богами, и прямо нужна многостраничная инструкция как удовлетворить айчара. И получается , что выбирается не профессионал, а тот кто лучше подлижет айчару. Человек который сидит часами за компом и не практикует общение.... обречен на то, что его многолетний опыт программирования никто не заметит. Зато веселый общительный балабол, который не очень то и любит программировать имеет большие шансы попасть в любую компанию. Мне кажется, это глупейший способ отбора персонала.
Никто не говорит, что соискатель должен "угодить" HR-у. В статье приведены советы о том, как рассказать о своём опыте, чтобы вас заметили среди других. Если человек не может рассказать о себе, как компания узнает о его компетенциях и предложит ему работу? Они же не волшебники, которые читают мысли) Для тех, кому трудно самостоятельно сформулировать отклик, в конце статьи мы приложили скрипт отклика, который легко настроить под себя. )
Статья написана по принципу и на тему "Как удовлетворить айчара". Что конечно же вызывает у любого соискателя внутренний протест. Особенно доставляет высмеивание "ошибок" соискателей.
Рискну вам посоветовать в следующий раз писать с позиции соискателя и как удовлетворить соискателя. Можно даже с высмеиванием тупостей айчаров и их директоров. Но это если вы конечно хотите популярности у соискателей ,а не у своих коллег.
Нет, статья написана по принципу "Как рассказать о себе в отклике, чтобы наняли именно меня, а не кого-то из сотни других откликнувшихся". Высмеивание "ошибок" применено, чтобы статья не читалась скучно. А про неадекватность HR-ов тоже будет статья, уже готовится)
Хорошие советы, спасибо. Сам с таким сталкивался ни раз при поиске)
Всегда пожалуйста!)
Вы тоже занимаетесь наймом сотрудников? На какие позиции обычно ищите людей?
Особенно интересно нанимать продажников. Как он будет продавать продукт или товар компании неизвестно, но себя все отлично продают. Как минимум 5 кандидатов за 3 месяца пытались изменить условия вакансии в соответствии с их "хотелками".
Хорошее замечание))) Но было бы странно если бы кандидаты на место продажников не могли продать даже себя)
что касается продажников тут все сложнее, многие продажники не всегда идут на какие то конфронтации в основном из-за того что за спиной нет какого то парашюта так сказать. По опыту знаю что если человек себя покажет с исключительной стороны то ему дадут все что он захочет, в разумных пределах конечно. И все потому что в продажах редко попадаются самородки или просто хорошие спецы. В основном, многим компаниям приходиться воспитывать их из людей просто с улицы, а тут уже вступает в дело, так называемый социальный дарвинизм
Без созвона задача, которую можно обсудить за пять минут голосом, растягивается на пару часов. Многие все еще не экономят ни свое время, ни время клиента - увы.
Еще умудряются иногда стащить чье-нибудь портфолио - поэтому да, надо доверять только уже опубликованному по ссылке по материалу с указанием авторства
По поводу созвонов согласна, иногда это сильно ускоряет процессы.
По поводу портфолио, сложный вопрос. Очень редко (почти никогда) указываются, как авторы дизайнеры или копирайтеры, которые делали сайт. Поэтому приходится доверять или предлагать тестовые задания оплачиваемые или не оплачиваемые. В Телеграм-каналах соискатели спокойно реагируют на это, как на возможность проявить себя. В то же время HR-ы уже могут посмотреть компетенции более детально.
Зато эти два часа происходят в удобное для обоих сторон время, а чтобы выделить пять минут на потрепаться иногда приходится перекраивать весь день (
Интересная статься, взяла себе на заметку, полезные лайвхаки 🤌🏼
Рады быть полезными)
Подписывайтесь на наш блог, чтобы не пропускать статьи.
В разделе как не откликаться на вакансии -автора явно бомбит от общения с кандидатами на работу
Просто мы с командой собрали все вредные советы по теме, чтобы показать, как делать не стоит)
на обиженных как говорится воду возят
Не поверите, но эта фраза была одним из вариантов заголовка)
Вот так вот стараешься угодить всем хотелкам эйчара, а под конец выясняется, что зарплата 15 тысяч в месяц....
Если зп не указана в тексте вакансии, стоит задавать вопросы заранее.
4/10
4/20
Что это значит? )))
Делаете 4 из 10?
Как по мне нормально начинать диалог с того, что меня зовут так и так я откликнулся на вакансию, не понимаю почему придирки
Мы вроде так и написали, поэтому тоже не понимаем к чему придирки)
Много интересных деталей! Полезно! Спасибо!
Спасибо за обратную связь!)
Вот тот момент раскройте пожалуйста.
Это сложно прокомментировать, это личное)
В 21 веке для большинства типов удаленных работ созвон, как нам кажется, вообще не нужен. Во всяком случае практика многих коллег говорит именно об этом.
По-разному, зависит от сложности проекта. Иногда в рабочих задачах столько нюансов, что проще созвониться и за 15 минут всё обсудить, чем тратить кучу времени на переписки.