Исследование: кто такие удаленщики 2022-2023

Мы в Finder.vc опросили несколько тысяч человек, работающих на удалёнке, и узнали, где они работают и живут, сколько зарабатывают и как тратят, какие сервисы используют. Делимся данными — может, они вам пригодятся.

Уже второй раз мы проводим исследование об удаленщиках и фрилансерах. За два года многое изменилось – мир формально вышел из локдауна, при этом, далеко не все компании вернулись к офисному режиму работы; Россия и другие страны вовлечены в активные военные действия, что не может не сказываться как на занятости, так и на эмиграции. В общем, в 2022 году актуальность исследования стратегий разной занятости даже возросла. Поэтому мы попытались оценить, что изменилось в настроениях сотрудников на удаленке, поменялась ли мотивация, как преобразовалась структура этой группы людей, где и чем сейчас живут удаленщики, и какие у них планы.

Опрос проводился с ноября 2022 года по январь 2023 включительно среди подписчиков сети телеграм-каналов Finder.

Подписчики каналов нашего проекта — преимущественно фрилансеры, сотрудники, работающие вне офиса, или те, кто хотят перейти на такой режим работы. Всего мы анализировали ответы 1732 человек, среди которых были сотрудники из России, Казахстана, Украины, Грузии, Германии, Черногории, Израиля, Таиланда и других стран (всего нам ответили люди из 52 стран).

Пол, возраст и семейное положение

Пол, возраст и семейное положение респондентов
Пол, возраст и семейное положение респондентов

Среди всех ответивших больше всего женщин – почти 72%. Почти 28% мужчины и меньше 1% респондентов не стали себя никак идентифицировать. При этом, возрастное распределение внутри групп мужчин и женщин более менее равномерное, но выделяется несколько категорий: больше всего женщин в возрасте 41-50 лет, и больше всего мужчин в возрасте 26-30 лет.

В целом, меньше всего удаленщиков в возрасте 51 года и старше. Т.н. «студентов» стало больше по сравнению с прошлым годом – их количество выросло с 9% до 12%, и особенно сильно это заметно на фоне общего изменения структуры всех сотрудников. Наиболее значительные группы в прошлом году – 21-25 лет и 26-30 лет – уменьшились с 25% и 26% до 17% в обоих случаях.

Дети есть у чуть более чем половины респондентов (51%). Для женщин этот показатель равен 55% и 42% для мужчин. Заметим, что в прошлую волну исследования дети были лишь у 36% опрошенных. В отношениях состоят 72%, причем 60% в браке или живут вместе. Это означает, что скорее всего, как минимум половине опрошенных, при выборе способа и места заработка, необходимо ориентироваться не только на собственные желания, но и на необходимость нести или разделять ответственность за других членов своей семьи.

География и эмиграция

Для удалёнщиков характерна эмиграция, как внутри страны, так и за её пределы. Поэтому мы в опросе отразили тот факт, что люди могли родиться в одной стране, а жить в другой.
Для удалёнщиков характерна эмиграция, как внутри страны, так и за её пределы. Поэтому мы в опросе отразили тот факт, что люди могли родиться в одной стране, а жить в другой.

Большинство участников нашего опроса родились в России (почти 74%), сейчас также большинство (70%) проживают в России. Но при этом часть людей переехали в Россию из других стран.

Среди россиян всего 30% живут в столицах (Москва – 21% и Питер – 9%), чуть больше половины (52%) живут в регионах, но не в городах-милионниках.

Исследование: кто такие удаленщики 2022-2023

Последние годы были богаты на события, способствующие движению рабочей силы. Для тех, кто переехал в последнее время, одной из основных причин стал вопрос безопасности (это 39% из всех переехавших). Одна треть (33%) уехали в другую страну по политическим убеждениям. Для одной четверти опрошенных решающим фактором оказалось улучшение качества жизни. Реже встречаются такие причины как климат, отъезд вслед за семьей, по учебе или работе.

В общей сложности, более чем половина переехавших не собирается возвращаться на родину (25% совершенно точно не собираются возвращаться, 27% скорее не собираются). Минимальная доля релокантов будет искать любые возможности для возвращения (9%) и столько же еще не решили, хотят они вернуться или нет. Почти треть уехавших готова или хочет вернуться в свою родную страну при определенных обстоятельствах.

Жильё

Жильё
Жильё

Больше чем у половины респондентов (63%) есть свое жилье, причем, 49% живут в нем. Среди всех возрастных групп, ожидаемо, чаще всего своего жилья не имеют люди в возрасте от 18 до 25 лет. При этом, чуть меньше трети тех, кто не имеет свою квартиру и не планируют ее покупать.

Зарплаты, работа и поиск заказчиков

Специальности
Специальности

Самые распространенные специальности среди опрашиваемых:

- маркетинг и smm (10,5%)

- образование/репетиторство (почти 10%)

- работа в продажах (9,5%)

- дизайн и рисование (8,1%)

- финансы, аудит, бухгалтерия (7,7%)

- техподдержка (6%)

- копирайтинг и редактура (5,6%)

Все вместе они составляют чуть больше половины респондентов. Отчасти эта статистика повторяет ситуацию из прошлого исследования (там также в специальностях-лидерах были маркетинг, копирайтинг и дизайн), но сегодня мы видим неплохое увеличение специалистов в области продаж (в первую очередь, это связано с бурным развитием маркетплейсов типа Вайлдберриз, Озон и т.д.), образования (опять же, онлайн-репетиторство и наставничество становятся только актуальнее) и финансах.

При этом, 40% опрошенных работают на несколько работодателей (или имеют основную работу и несколько проектов вне). Одна четверть удаленщиков работает только на одного работодателя.

Если более пристально рассматривать самые распространённые специальности, то можно увидеть, что все из них, кроме финансов, более-менее равномерно распределены по всем возрастным группам (при этом, чуть больше в возрасте от 18 до 30), но среди сотрудников, занимающихся финансами и аудитом, больше людей в возрасте от 41 до 50 лет.

Доход по специальностям
Доход по специальностям

Во всех специальностях преобладает ежемесячная оплата до 20 тысяч рублей. Но специалистов в области финансов, получающих такую зарплату, меньше, чем специалистов на других специальностях: на финансах и аудите менее 20 тысяч рублей получает 26% работников, а в среднем среди всех специальностей 36% работников получают такие деньги. Также такие специалисты чаще других популярных специальностей получают более 250 тысяч рублей в месяц.

Работу и новые проекты почти в половине случаев удаленщики находят в различных телеграм-каналах и чатах (46%). Как и раньше, LinkedIn непопулярен — думаем, причина в том, что на территории России он заблокирован. Различные биржи (как российские, так и зарубежные) среди опрошенных тоже не очень популярны (14% и 9%).

Исследование: кто такие удаленщики 2022-2023

Ну и, ожидаемо, есть взаимосвязь в возрасте сотрудников и заработной плате – на «студентов» приходится 60% случаев зарплаты до 20 тысяч рублей в месяц. Зарплата более 250 тысяч чаще встречается в возрасте 31-35 лет.

Учёба и развитие
Учёба и развитие

Для того, чтобы иметь возможность так работать, практически треть респондентов (32%) учились в вузах, но несколько больший процент опрошенных (39%) самостоятельно осваивали эти специальности. Причем, трети опрошенных (37%) пришлось менять работу и специальность, чтобы заниматься тем, чем они зарабатывают сейчас. Среди них больше всего людей в возрасте 41-50 лет.

Чем наполнены будни удаленщиков помимо работы

Приложения и мессенджеры
Приложения и мессенджеры

Более половины опрошенных (52%) начинают день с Telegram — логично, ведь и опрос мы проводили там же :). Второе место делят Instagram (37%) и WhatsApp (35%), затем в порядке убывания Youtube и Facebook (21% и 20%). \

Если оценивать только мессенджеры, то самым популярным остаётся WhatsApp (69%).

Медиапотребление удалёнщиков
Медиапотребление удалёнщиков

Как оказалось, за прошедший год сильно выросло число удаленщиков, которые, по их словам, ничего не читают из новостной повестки – целых 37% против 9% за 2019 год. Среди тех, кто все же продолжает интересоваться новостями, на первом месте издание Meduza (признана иноагентом) – 41%, все остальные источники новостей идут с большим отрывом: vc.ru – 15%, Пикабу – 14%, Habr – 12%, Афиша – 10% и все остальные набрали меньше 10%.

Нам также было интересно, изменилась ли структура используемых сервисов. На первом месте по популярности, как и прежде, банковские услуги – 65%. Несколько менее популярны интернет-магазины (41%) и облачные сервисы 35%.

Доставка продуктов 31% - и популярность этого сервиса очень сильно выросла (люди привыкли к удобству доставки за пандемию и не собираются отказываться от нее и после). При этом, популярность доставки готовой еды наоборот упала – теперь она находится лишь на 7-м месте. Также довольно популярны сервисы продажи б/у вещей – почти четверть опрошенных пользуется ими регулярно. Сказывается и мода на ресайклинг, и рост цен, и необходимость продавать что-то перед отъездом или покупать что-то быстро и недорого на новом месте.

Мы спросили у наших респондентов, как они отдыхают. Здесь также без сюрпризов: почти половина (47%) смотрят сериалы и фильмы, треть (32%) смотрят Youtube и Tiktok, значительно меньше людей проводят время с семьей и близкими (18%) и дальше по убыванию популярности опрошенные гуляют, занимаются спортом, общаются с домашними животными и читают.

Плюсы и минусы работы на удалёнке

Исследование: кто такие удаленщики 2022-2023

Тот факт, что в офис точно не хотят возвращаться 53% опрошенных, говорит «за» удаленную работу. Для 39% нужно, чтобы к офисной работе прилагалось еще много дополнительных условий (конкретные компании сделали оффер, подходящий график работы, удаленность от дома и т.д.). И только 8% однозначно хотят вернуться в офис.

Исследование: кто такие удаленщики 2022-2023

Из минусов наши респонденты отметили, что бывает очень сложно заставить себя выйти из дома (43%). Также бывает непросто объяснить семье, что работа из дома – это все еще работа, и их не надо отвлекать (35%). Трети не хватает общения с коллегами. И еще часто встречаемые проблемы – зависимость от прихотей заказчика, необходимость постоянно быть на связи и сложность в планировании своего дня.

При этом, для большинства опрошенных, как раз возможность самому планировать свое время, задачи и день – это самое главное преимущество удаленной работы (62%). Почти треть рады, что могут больше времени уделять семье и самим себе. 29% просто довольны тем, что можно работать из дома. Также опрошенные отмечаются, что благодаря удаленной работе, есть больше возможностей заработать и путешествовать по миру.

Выводы

Удаленный формат работы все ещё очень популярен и едва ли можно прогнозировать, что ситуация изменится. По сравнению с прошлым исследованием, сейчас стало больше удаленщиков с детьми, возможно, это потому, что они стали смелее идти работать вне офиса, а возможно, это всё же вынужденная мера (в прошедшем году был всплеск релокации, и по всем прогнозам этот процесс будет продолжаться).

Удаленщики готовы постоянно наращивать объем своих знаний и чаще всего делают это самостоятельно – находя и читая новую информацию. И хотя такой стиль жизни – постоянно в поиске новых проектов, постоянно обучаясь, находясь иногда в изоляции от коллег - может показаться выматывающим, большинство из тех, кто так работает, не хочет возвращаться в офис. Их вполне устраивает, что хотя они и должны полностью взять на себя менеджмент своего рабочего времени (что не всем дается легко), они получают свободу распоряжаться своими ресурсами.

4242
37 комментариев

Интересно, а куда делись удаленщики из сферы разработки ПО? Судя по охваченным специальностям к вам не попал ни один разраб/тестер/аналитик/пм

11
Ответить

Когда дошли до такой концентрации удалёнщиков, что их уже начали учёные изучать.

9
Ответить

Удивлен что 70 процентов удаленессы. Подозревал что женщин больше, но не думал что настолько.

4
Ответить

это всё мамы в декрете

6
Ответить

Возможно их просто больше. А чем дальше, тем разрыв будет еще выше

Ответить

удаленщики -это люди,которые ценят свой комфорт,свое время,любят путешествовать

5
Ответить

не люблю путешевствовать, остальное люблю

1
Ответить