Как бросить успешную карьеру ради простого счастья веб-разработчика

Бывший маркетолог Павел Дружинин рассказывает о том, как можно кардинально поменять свою жизнь благодаря онлайн-курсам.

Как бросить успешную карьеру ради простого счастья веб-разработчика

Вся моя карьера так или иначе связана с IT. Я начинал рядовым менеджером в сфере продаж, затем друг позвал в стартап – диджитал-агентство в Екатеринбурге. Достаточно успешно: начав с нуля к 2012 году мы вошли в топ-5 рейтинга интернет-агентств Екатеринбурга. Моими направлениями в бизнесе были продажи и проджект-менеджмент. Существенную долю нашей выручки составляли типичные маркетинговые интернет-продукты: SEO и платный трафик. Благодаря тому, что всем приходилось заниматься самостоятельно, а любые успехи монетизировались, я приобрел глубокое понимание принципов диджитал-маркетинга.

В 2014 году у меня уже были достаточно серьёзные амбиции, поэтому я решил развиваться в сторону более крупных проектов с географией РФ. В компании TradeDealer (входит в группу компаний Artsofte, г. Екатеринбург) был отличный софтверный продукт для автодилеров по всей России, но практически полностью отсутствовал диджитал-маркетинг. Я решил построить это направление уже в роли руководителя отдела маркетинга, а не продаж, как в прошлом проекте. Вновь вышло успешно.

В 2016 году меня пригласили в один из самых известных ИТ-проектов на Урале: интернет-магазин e96.ru. Ребята в 2014ом году вошли в топ-15 самых эффективных интернет-магазинов России по версии Forbes, да и просто были крутыми интернет-лидерами Екатеринбурга как личности. В их команде хотел поработать практически любой айтишник. В общем от таких предложений не отказываются.

Заняв позицию директора по маркетингу, я получил возможность работать с огромным количеством трафика со всей России – это был самый крупный интернет-магазин за пределами Москвы и Питера с оборотом 3,5 млрд. руб. в год. То есть работал он не только по Уралу, но и доставлял товары, например, в Сибирь. Пожалуй, только здесь я стал действительно сильным профессионалом в интернет-маркетинге, учился у лучших в своем деле.

Год спустя я переехал в Москву – вновь хотелось развития. Посчастливилось оказаться в проекте Eduso. Мне предложили маркетить продукт на рынке США – это сильно подняло планку того, что я должен знать и уметь. На тот момент там был фронт-офис из продажников в Пало-Алто, и необходимо было разрабатывать и координировать маркетинг из Москвы с продажами в Штатах. Это было высшей точкой в моей карьере маркетолога.

И здесь же произошло событие, изменившее мою жизнь – в роли менеджера мне посчастливилось участвовать в обсуждении задач разработки кода и программного продукта. Такого опыта у меня раньше не было. Это было очень мощным сдвигом: я понял, каким количеством технологий и знаний оперируют разработчики и насколько меньше сфера маркетинга в этом плане. К тому же, сами разработчики произвели на меня впечатление: очень приятные, усердные ребята с IQ значительно выше моего. В том смысле, что я всегда себя считал гуманитарием и не способным к точным наукам. И, пожалуй, сфера маркетинга тоже не изобилует людьми технического склада. В общем я понял, что в будущем хочу работать именно с такими людьми в команде. Прямо как говорил Генри Форд: «Окружите себя людьми, которые умнее вас».

Была и еще одна причина, почему я стал смотреть в сторону разработки – амбиции в части желания применить свои навыки за границей. Я увидел на практике, что для хорошего маркетинга в определенной стране недостаточно просто знать местный язык. Есть критически важный пласт бытовых выражений, на которых базируется 80% слоганов в рекламе. Нужно прожить какое-то время в стране, понять как люди мыслят на этом языке. Потому, даже переехав в Пало-Алто, в корпоративной структуре я не смог бы на следующий день показывать результат в маркетинге. А жить 5 лет, работая официантом или водителем Uber, чтобы впитать культурные особенности и только потом пойти в маркетинг – это слишком серьезный вызов для меня. Примеры же моих друзей из мира разработки показывают, что в этой сфере культурные границы отсутствуют: если ты успешен здесь – будешь успешен где угодно.

Как бросить успешную карьеру ради простого счастья веб-разработчика

Как вы уже поняли, с этого момента я твердо решил уйти в программирование. Первым планом был «бесшовный» переход. Проект Eduson написан на Ruby on Rails, и казалось, что я смогу уделять 15-20% времени на протяжении полугода/года и выйти на уровень junior. Записался на онлайн-курс по Ruby и стал помогать разработчикам в Eduson. Однако довольно скоро я понял, что писать код «в сторонке» от основной разработки практически невозможно. Большие системы-монолиты имеют сложную архитектуру и тесно связанные элементы внутри. Так просто с этим за час-полтора в день не справиться. Тогда возник план «Б» – резкий отрыв лейкопластыря. Иначе говоря – всё бросить и пойти стажером на полный день. Я немного изучил состояние дел с языками программирования и их применением. Python мне показался наиболее универсальным языком. Нет жесткой привязки к вебу, как в Ruby, есть большие самостоятельные области, в которых в будущем можно будет попробовать свои силы: Data Science, робототехника, IoT и научная сфера. И в это же время понятный вход в язык – веб-разработка, с чем я так или иначе был связан много лет. Это была ставка на востребованность, универсальность и вариативность. По сумме этих критериев Python – бесспорный лидер. Python is a next big thing, как любят выражаться в английском языке.

Но одно дело – решить, а другое – действовать. Будучи директором по маркетингу, я мог позволить арендовать хорошую квартиру в 6 станциях от Красной Площади и много путешествовать со своей супругой. Теперь же подобная финансовая нагрузка была неподъемной для стажера-программиста. Я не представляю, насколько это было тяжелым вопросом для жены – уменьшение моего дохода в 5 раз и отсутствие гарантий, что "проект" будет успешным. Но она без колебаний поддержала меня, дав понять, что внутреннее счастье каждого из нас – гораздо важнее. Мы переехали в квартиру поменьше и подальше. Я знаю, что многим в таких вопросах повезло значительно меньше, и для кого-то моя история окажется совсем нерелевантной. Я благодарен судьбе за замечательную жену и родителей, которые поддержали нас в этот переломный момент, в том числе финансово.

В итоге я приступил к реализации плана в апреле 2018 года: поступил в онлайн-университет по направлению Python, начал советоваться со знакомыми, к кому можно пойти стажироваться, и отправлял резюме на hh.ru. Череда совершенно случайных обедов и событий привела к тому, что через полторы недели меня согласились взять стажироваться в отдел разработки внутренних сервисов KOKOC GROUP. Ребята – сильнейшая команда интернет-маркетинга в России: 15 компаний в холдинге, многие из которых – лидеры в своих направлениях (SEO, контекст и т.д.). Программировать в привычной маркетинговой среде обитания, да еще и среди лучших в своем деле – это была потрясающая возможность.

Я понимал, что выглядело все очень странно: состоявшийся маркетолог в 33 года решил дауншифтить кодером-стажером. На месте руководителей я бы испытывал большие сомнения в надежности такого кандидата. Тем не менее, чудо произошло, и в конце мая я перешел к ребятам в команду программистом-стажером, где и работаю с удовольствием по сей день.

Уже на второй день мне дали собственный проект: CRM система и таск-менеджер, которыми пользуются более 500 человек в компании. В общем обучение было сразу на боевом проекте, без подготовки. В такой обстановке очень важны терпение и поддержка тимлида. К счастью, мне повезло и здесь: руководитель терпеливо помогал решать поставленную задачу, постоянно скидывал ссылки на полезные ресурсы, да и вообще оказался хорошим человеком.

Самой большой проблемой на новом месте было то, что я разучился учиться. Я имею в виду отношение к взлетам и падениям в процессе изучения навыка. Как только у тебя что-то не получается, в голове светится табличка «Тебе 33 года, и ты не можешь справиться с заданием для школьников, похоже, ты зря это затеял». Мешало постоянное сравнение себя с сильнейшими кодерами, которым 20-25 лет. Не знаю, как я это пережил, но со временем я начал развивать свои собственные скиллы, при помощи которых можно конкурировать с более юными программистами: сильное желание учиться и благодарность любым задачам, даже самым нудным и бесполезным. В программировании найдется место всем.

В какие-то моменты, конечно, прошлый опыт мешает выйти из зоны комфорта. Хочется вернуться к тому, что умеешь делать хорошо. Но если подмечать эти «игры разума», то можно в этом черпать силу двигаться дальше. С другой стороны, имеющийся жизненный опыт дает такие бонусы, как умение находить контакт с коллегами и определенная моральная выносливость. Это незаменимые помощники в обучении новому ремеслу.

Ну и конечно, с опытом ты лучше разбираешься в литературе и том, как надо развиваться. Из книг могу порекомендовать:

  • Coders at Work: 15 интервью с наиболее выдающимися инженерами за историю компьютерной науки;
  • Книга Einstein: His Life and Universe Уолтера Айзексона поможет пробудить в вас инженера. Осознание легкости и простоты, с которыми Эйнштейн подходил к своим теориям, позволит чуть меньше бояться точных наук и программирования;
  • Когда появится уверенность в программировании, стоит прочесть Code Complete, чем я и занят прямо сейчас. Forbes, например, недавно поставил эту книгу в топ-1 книг по программированию.

Из сайтов:

  • Codewars.com в первую очередь. Тысячи задачек на всех популярных языках программирования. Возможность посмотреть самые крутые решения других пользователей, перенять фишки в свой ежедневный программинг;
  • HackerRank.com – более формальный вариант Codewars. Готовые бесплатные «плейлисты» из задачек от простого к сложному, например, «Learn code in 30 days»;
  • Dev.to – хорошие статьи от пользователей, много контента для начинающих на общие темы;
  • Codecademy.com – короткие, но очень удобные в изучении курсы. Отличный вариант, когда вам быстро надо «вникнуть» в сопутствующие технологии, по которым вы не учитесь на платных курсах;
  • udemy.com – кладезь платных курсов высочайшего качества.

Подкасты:

  • Номер один для меня с самого старта изучения Python был подкаст Talk Python to Me. Слушаю его каждый день по пути в офис и домой, стал родным и близким для меня. В каждом выпуске – Python-инженер со своей историей, начиная с самого детства. Очень мотивирует. Понимаешь, какими разными путями люди пришли в программирование;
  • Многие хорошо отзываются о русском подкасте Радио-Т, но я бы не рекомендовал загонять себя в рамки русского контента, качество и количество которого сильно уступает международному.

В процессе обучения я наткнулся на «формулу» быстрого роста в роли программиста: «10% читать/смотреть и 90% программировать». Пожалуй, это самый важный совет, я полностью с ним согласен. Лучшее обучение – это программирование.

Спустя почти год в разработке, я смог выделить для себя несколько важных отличий от карьеры маркетинга:

  • Наверное, самая большая проблема маркетинга по сравнению с программированием – это разница между тем, как надо делать «по науке», и тем, что получается в результате. 90% информации с конференций и из книг не применимы по разным причинам: отсутствие бюджетов, этапы согласования, особенности юнит экономики, уникальность продукта и неприменимость «общих» решений. За все время я не помню ни одной рекламной кампании, которая не была бы компромиссом;
  • Скорость оценки своей работы. В маркетинге пилоты с новым selling point и в новом канале могут идти месяцами. Все это время ты абсолютно не понимаешь, насколько хорошую ты работу проделал. В программировании проверка своего кода происходит мгновенно. Каждый вечер идешь домой, понимая: ты либо супергерой, либо завтра надо будет еще подумать, как решить задачу. В программировании очень высокая итеративность цикла "сделал проверил – исправил – проверил – работает – празднуешь". Внутри одного дня ты можешь испытать десятки взлетов и падений;
  • Люди. Пункт очень субъективный, но лично я среди инженеров чувствую себя значительно лучше. Видимо, связано с какими-то особенностями темперамента;
  • Программист – часть огромного комьюнити без границ, гражданства, расы и языковых барьеров. Ты получаешь информацию из централизованных источников, участвуешь в обсуждении, получаешь фидбэк. Вы общаетесь в рамках плюс-минус одних стандартов. Не знаю ни одной другой профессии с таким масштабным явлением, как open-source комьюнити. Когда миллионы людей программируют софт для своих нужд и отдают его совершенно бесплатно другим миллионам людей в расчете, что они помогут сделать софт еще лучше.

Но, разумеется, есть и обратные факты, в чем маркетинг лучше программирования. Потому правильнее всего задавать себе вопрос "Я сегодня был счастлив от того, чем я занимаюсь?" – и оценивать, насколько твоя профессия резонирует с внутренним состоянием на данном этапе жизни.

Я же могу уверенно заявить, что сегодня я каждый день отвечаю на этот вопрос утвердительно. А вы?

2929
реклама
разместить
16 комментариев

Ну камон ребята, подача материала не вызывает у вас сомнений от изобилия слов: лучший, самый, сильнейшая, умнейшая, 20-летние гении программирования? Смешно ведь.

Про е96 вообще смеялся, вон Борис же сам рассказал про успех с бесконечными инвестициями, плюс торговали в минуса из-за косяков разрабов. Да и понижать ррц в ночное время суток не по мужски было.

Гикбрейнс - скажите своим копирайтерам попроще писать, может и поверим в сказку.

6

История реальная - знаю Пашу лично по одной из его предыдущих компаний.
К слову, бывают и более экзотические переходы - из HRD в организацию туров, из крутого системного архитектора в крупном ИТ-вендоре в священника в российской глубинке и т.д.
Всё это вызывает уважение, как минимум, за смелость и решимость следовать зову сердца.

3

Успешный digital боец который спустя несколько лет карьеры, первый раз обсуждал код... Удачный пример на самом деле, так как 90% таких.

1

Сейчас все кинуться в вк курсы проходить, только вот в компетентности многих сомнения.

2

В список подкастов - Moscow Python Podcast: http://podcast.python.ru :)

2

Ты клевый. А «кто не хочет, тот не может».

1

Комментарий недоступен

1