Вакансии и зарплаты продактов в нестабильное время

В нестабильное время рынок труда всегда меняется. Так, в начале 2023 года российские компании пытались вернуть из международной удаленки крутых специалистов и начали нанимать больше продактов уровня джуниор. Об этих и других трендах и поговорим.

Елизавета Кондрашова

Продакты нужны в финтехе и телекоме

В апреле 2023 года на сайте Хэдхантер предлагали 6000 вакансий продактов разных уровней, соискателей при этом было 40 000 человек.

Повышенный интерес со стороны соискателей, возможно, связан с всеобщей неопределенностью и желанием, чтобы в нестабильное время хотя бы профессиональная сфера была в порядке. Вот что еще мы заметили на рынке:

15% продуктовых вакансий открыты для джуниоров.

Это важно, потому что в 2020 году продуктовый найм вообще был заморожен, в 2021 году компании стали нанимать только мидлов и сеньоров и наконец-то их интерес сдвинулся и к джуниорам. Это связано с разными причинам: релокацией продактов в другие страны и внутренними изменением в самих компаниях.

70% соискателей имеют опыт работы от трех лет.

Это говорит о том, что сотрудники стали менять компании и позиции, а рынок — двигаться. Такой процесс начался в середине 2022 года и завершится, возможно, к концу 2023 года.

Сейчас активнее всего нанимают новых продактов малые и средние компании в сферах финтеха и телекома. Это, например, маркетплейсы и крупные экосистемные компании по типу Сбера.

Зарплаты продактов растут только по уровню инфляции

Теперь о средних зарплатах продактов. Они различаются в зависимости от того, в Москве или регионах работает специалист и какого он уровня.

Вакансии и зарплаты продактов в нестабильное время

В 2021 году и 2022-ом из России уходили крупные международные компании, и на рынке стали появляться вакансии с зарплатами меньше, чем платили раньше. Российские компании объясняли это так: а кто заплатит больше, крупные компании ушли. Но вместе с компаниями стали уходить и специалисты, поэтому к концу 2022 года всё изменилось, и зарплаты продактов всех уровней подросли:

  • джуниор — на 16%;

  • мидл — 13%;
  • сеньор — 14%.

Но эти цифры больше похожи не на рост, а на корректировку по уровню инфляции. На самом деле динамики роста зарплат и значимости продуктовых позиций, к сожалению, нет.

Компании готовы релоцировать сотрудников в Казахстан и Белоруссию

Интересно, что из всех 6000 вакансий продактов в 8% случаев работодатели предлагают релокацию. Обычно это такие страны, как Казахстан, Белоруссия, Узбекистан, Азербайджан, Грузия, Армения и ОАЭ. Это связано с тем, у ряда российских компаний появились свои офисы в этих странах.

Работают сотрудники и из других стран: во времена пандемии многие компании перешли на международную удаленку и разрешили своим сотрудникам работать откуда угодно. Но в 2023 году этот тренд стал откатываться назад: работать из недружественных и даже дружественных стран во многих крупных российских компаниях стало невозможно. Причина этого — в ужесточении законов по налоговому резидентству и усилению технологического суверенитета России.

Работать из недружественных и даже дружественных стран во многих крупных российских компаниях стало невозможно.

Поэтому в 2023 году компании занимаются тем, что пытаются вернуть в Россию максимум своих сотрудников. Им предлагают формат, когда можно работать в офисе и дома, но делать это нужно с территории России.

При этом не все сотрудники готовы возвращаться, и в целом компании рискуют потерять где-то 20% продуктовых и цифровых специалистов. Это создает проблемы для компаний, зато открывает рынок вакансий для новых людей.

На рынке не хватает цифровых специалистов с нужными навыками

В процессе найма продактов в 2023 году эйчары компаний сталкиваются с разными сложностями. Вот некоторых из них:

  • отток продактов — много крутых специалистов уехали из страны и их нужно вернуть обратно или найти им замену;
  • недостаток цифровых специалистов — на рынке в целом не хватает людей, которые занимаются маркетингом, айти, аналитикой и управлением проектами;
  • недостаточный уровень специалистов — из-за того, что крутые специалисты уехали, в целом на рынке стало не хватать людей с нужными компетенциями.

А теперь самое интересное — разберем, какие навыки сейчас самые востребованные и за них готовы платить больше:

1. работа с рисками и стратегией — умение определять, что сейчас важно, а что нет;

2. умение быстро пересобрать ценностное предложение под запрос клиента;

3. навыки качественных и количественных исследований — чтобы понимать, как изменились потребности клиентов;

4. понимание методологии выявления потребностей бизнеса и людей;

5. умение формулировать и тестировать гипотезы.

При этом некоторые навыки продактов, наоборот, стали повышаться. Так, специалисты научились лучше анализировать рынок и конкурентов, делать сегментацию клиентов и в целом работать с бэклогом и рисками.

На канале Продактхаки мы анонсируем полезные мероприятия и материалы для владельцев продуктов, CPO и тех, кто лидирует продуктовую трансформацию, внедряет продуктовый подход в корпорации. Делимся инсайтами и исследованиями о внедрении продуктового подхода в корпорациях.

33
4 комментария

Мидл в Москве за 180к?! Возьму двух!;)

4

Я как digital спец с самым разнообразным опытом 8+ лет и продуктовой экспертизой могу сказать что по моим наблюдениям компании ищут что-то типа «волшебника с опытом работы 3-6 лет в b2b saas по продаже носков за 100К» - откуда ему взяться то? Нормальный спец за такие деньги не пойдет. Нормальных много, никого не берут, нужен идеальный матч. Так и сидят, ищут вечно.

1

По моим наблюдениям нормальных мало😭но есть много с опытом бесполезной херни.

Кейс с Ai
Krasnopeev Andrey репостнул у себя в ленте ФБ вашу статью про исследования ФРИИ «Вакансии и зп PO в лютые времена»
ИМХО Любой РО который, хочет нести ценность для компании , стейкхолдеров и собственной корп карьеры не должен игнорить такие инсайты - но вот вопрос и че с этой инфой делать то ? в практическом и системой плане .

Варим суп : ссыль на статью , ссыль на пост, GPT PLUS ( платная версия) , плагины доступа Ai к WEB ресурсам через BING .
Потрачено 2 часа времени - глубина погружения в декомпозицию и ширину минимальная но достаточная для Demo кейса.

Итоги см в этих ссылках :
Первая ссыль https://chat.openai.com/.../74526fa7-ead1-485a-9077...
Вторая ссыль https://chat.openai.com/.../057f1723-9e2a-4a6f-98a7...
Третья https://chat.openai.com/.../7ce63063-f4c0-4b60-801f...
Краткие выводы:
1. охренеть
2. ни чего бы у меня не вышло или вышло в «общих чертах» не зная, что хочу увидеть по итогу ( это опыт)
3. PO - скажите мне ещё, что вы всегда так сами и делали системно и ни чего не пропуская и за пару часов 🤣
Всем добра бабла и мира !