Как управлять разными поколениями в одном коллективе

Колонка Елены Ивановой, директора по маркетингу компании Domino's Pizza

Давайте для начала отвлечемся от работы и представим свадьбу родственника. Мама, папа, дедушка, тетя, двоюродная сестра, их дети, друзья молодых и молчаливый пожилой человек. Все они представляют собой разные поколения, имеют разный доход, интересы и ведут разные беседы. И все это не могло бы сочетаться в одном месте и в одно время, если бы не тамада, который объединяет весь коллектив. Проходит пара часов, и молчаливый старичок уже ищет 15 прищепок в платье подружки невесты, и это кажется веселым. Все отлично проводят время, всем хорошо.

Чему стоит поучиться в этой истории? Тамада мастерски управляет коллективом, состоящим из разных поколений, находя общие темы и точки соприкосновения. В бизнесе роль тамады достаточно часто приходится играть руководителю. Именно он должен создать благоприятную атмосферу для всех своих подчиненных, которые зачастую сильно различаются по возрасту. Давайте же подробнее поговорим о том, что именно нужно знать и делать, чтобы преуспеть в сплочении коллектива, состоящего из нескольких поколений.

Начнем сначала, или «люди не меняются»

Теория поколений появилась в США еще в прошлом веке и имела отклик в России. Вкратце, согласно данной теории, все общество делится на различные поколения, которым присущи определенные качества. Безусловно, такая сегментация очень важна в бизнесе, в том числе для маркетинга, HR. Однако не кажется ли вам, что именно эта теория заставляет максимально фокусироваться на различиях в обществе. Это ли не является ошибкой?

Давайте поговорим о том, что общего во всех поколениях. Спикер Скотт Страттен представил аудитории достаточно любопытную цитату, напечатанную в одной газете. «Я сыт по горло бездельем горстки испорченных, потворствующих своим желаниям, возрастных подростков. Это поколение, которое выросло с самым высоким уровнем жизни в истории мира. Практически все из потребности были удовлетворены с самого рождения, они ни в чем не нуждались. Теперь, когда они наконец сталкиваются со взрослой жизнью, они ожидают, что все будет доставаться просто так и дальше. Эти нытики хотят всего сейчас. Поколение, выросшее по принципу мгновенного удовлетворения своих потребностей, просто не может понять концепции долгосрочного планирования и сложности, с которой достается все в этой жизни. Какова их реакция, когда они не получают того, что хотят? Верно ― они закатывают истерику. Большинство людей ведет гнетущий образ жизни, они застряли на неинтересной работе, которую боятся потерять. Если вы хотите большего, выходите из дома своих родителей, начинайте работать и, ради всего святого, перестаньте уже ныть.»

Затем Скотт задал вопрос «Как вы думаете, какого года эта цитата?». Вся аудитория громко рассмеялась, когда узнала, что цитата была напечатана в Newsweek аж в 1993 году и относилась к молодежи того времени. С момента ее публикации прошло уже 26 лет. Согласитесь, что описание очень похоже на сегодняшних миллениалов?

Данная цитата прекрасно иллюстрирует, что на самом деле поколения не меняются. И понимание этого факта дает нам подсказку ― каждое поколение любит простые общечеловеческие качества, им нравится то же, что нравилось когда-то и вам. Они хотят уважения, защиты, помощи, стабильности, быть услышанными и оцененными по достоинству. Дайте им это, и вы получите то же в ответ. Если вы не даете подчиненным право голоса и необходимого комфорта, результата просто не будет. Именно поэтому первая и самая сильная методика — это помнить об общечеловеческих ценностях, которые важны для представителя любой возрастной группы.

Общая цель

Вернемся к свадьбе. Почему все эти люди рады друг другу? ― Они объединены общей целью, и понимают, зачем они тут, какова их роль. Создание общей цели и четкое распределение ролей позволяют коллективу, состоящему из представителей разных возрастов, имеющих разные ценности, мирно и эффективно сосуществовать.

С годами работы я стала замечать интересную особенность, касающуюся волшебной силы «общей цели». Возьмем, к примеру, не очень дружный коллектив, в котором никак не получается наладить коммуникацию. Поставьте перед ним общую цель, установите сроки ― сближение между сотрудниками будет заметно почти сразу, потому что они будут распределять задачи и работать вместе. Этот совет касается не только руководителей, но и подчиненных. Если вы работаете в коллективе, в котором у вас не налажены отношения, то станьте частью общего проекта, поставив при этом задачу со всеми подружиться на последнее место ― это произойдет само собой.

К сожалению, руководители зачастую забывают о том, что сотрудникам нужен ответ на вопрос: «Для чего я приезжаю на работу?». Каждый должен четко понимать, что нужно сделать сегодня, завтра, послезавтра, чтобы быть успешным. Подарите людям ясность, объясняйте задачи.

Эмоции и опыт

Ничто так не объединяет разновозрастные и разноценностные коллективы, как общий интерес. Да, найти его порой бывает сложно, но можно. Например, это могут быть интеллектуальные игры, где каждое поколение может применить свой опыт и знания, чтобы выиграть. Однако это, конечно же, не единственное решение.

У меня есть знакомый менеджер, который собирает своих сотрудников на чай поделиться событиями последних недель и заодно ответить на вопрос: «Что вкусного ты съел за этот месяц?». Выглядит это забавно. Спросите, зачем он это делает? Если у людей есть общие воспоминания, они становятся ближе друг к другу и с большим пониманием начинают воспринимать различия в ценностях и в подходе к жизни.

Объясняйте всему коллективу причины

И вот мы опять на свадьбе. Вы знаете почти про каждого родственника: почему он ведет себя так или иначе. Кто-то не любит свадьбы — вот и сидит с кислой миной. Кто-то хочет замуж и поэтому оценивает собеседников по наличию или отсутствию кольца на пальце. На работе мы не обязаны обсуждать личную жизнь, но если каждый сотрудник будет понимать мотивы поведения другого, конфликтов станет гораздо меньше.

Задача руководителя как раз и заключается в том, чтобы способствовать этому и объяснять каждому причины. К примеру, Галина Петровна не хочет утверждать акцию не из вредности, а потому, что ей непонятно, каким образом это принесет продажи. Петр не просто так критикует макет, он хочет сделать его лучше, и чтобы друзья похвалили рекламу его компании. Лена запустила срочный проект, потому что верит, что он принесет больше прибыли, чем неудобства, связанного с его запуском. Позвольте людям понять мотивы друг друга. Понимание чужих ценностей приносит мир, покой и желание договариваться.

Используйте сильные стороны, а не ломайте людей

Коллектив для того и нужен, чтобы все дополняли друг друга. Задача талантливого руководителя заключается в том, чтобы грамотно выявить преимущества каждого сотрудника и применить их в работу. Если у человека на ценностном уровне находится безопасность ― отличительная черта поколения Х ― дайте ему роль, на которой он будет понимать, что находится в безопасности. Для другого сотрудника ценен, в первую очередь, он сам, его успехи и прибыль ― одна из черт талантливых и предприимчивых Y ― дайте ему индивидуальные прибыльные проекты, ведь, согласно опросу, проведенному инвестиционной компанией US Trust, принадлежащей финансовому конгломерату Bank of America, миллениалы охотнее идут на финансовые авантюры.

Любые теории призваны объяснить нам поведение людей, но они не отменяют того, что люди должны оставаться людьми. Поэтому ключик к успеху в любом коллективе вне зависимости от возраста — это общие цели, уважение и открытость.

33
Начать дискуссию