{"id":9280,"title":"\u0422\u0435\u043b\u0435\u043f\u043e\u0440\u0442\u0430\u0446\u0438\u044f \u0440\u0435\u043a\u043b\u0430\u043c\u043d\u044b\u0445 \u043a\u0430\u043c\u043f\u0430\u043d\u0438\u0439 \u0438\u0437 \u00ab\u042f\u043d\u0434\u0435\u043a\u0441\u0430\u00bb \u0432 Google","url":"\/redirect?component=advertising&id=9280&url=https:\/\/vc.ru\/promo\/321806-kak-ne-zamorachivatsya-s-reklamnoy-kampaniey-i-bystro-nastroit-ee-v-google-obyasnyaem-v-5-50-i-500-slovah&placeBit=1&hash=99a73b9041aba100376a41bce39d118cf714c283ce1c8288a963bcb51cdcdade","isPaidAndBannersEnabled":false}

Как мы сделали сертифицированный Agile тренинг и добрались до Китая

История создания сертификационного тренинга по Agile с международным брендом — выбор партнера, проблемы, решения и неожиданные результаты.

1. Все начинается с боли

Привет! Меня зовут Дмитрий Маев, я Управляющий партнер компании «Проектные сервисы» (www.pmservices.ru). Сегодня я хочу рассказать, как мы делали один из наших лучших тренингов по Agile с международной сертификацией от консорциума ICAgile.

Команда Проектных сервисов

В 2016 году «Проектные сервисы» были в лидерах внедрения «классического» проектного управления. Мы внедряли проектное управление в Газпромнефти, Вымпелкоме, в правительствах Ленинградской и Новосибирской области, в госкомпаниях. Обладали всеми международными сертификациями от PMP до PRINCE2.

Но стало ясно, что мир меняется, и «классические» методы и инструменты работают не везде, а главное — не дают надежного решения по управлению проектами с высокой степенью неопределенности и меняющейся средой. В итоге у заказчиков такие проекты заканчивались неудачей, несмотря на внедрение проектных подходов, а еще вчера успешные менеджеры проектов искали себе работу.

Все чаще мы получали запросы на проекты с высокой степенью неопределенности, поток запросов на Agile стал расти, мы начали применять Agile у себя и у клиентов. Первоначально, в 2016 году мы решили не проводить тренинги по Agile самостоятельно и переводить клиентов на другие компании. Но отзывы клиентов и наши исследования показали, что уровень тренингов в большинстве случаев крайне слабый, а тренеров условно можно разделить на следующие типажи:

  • «Тинейджер». · Поскольку Agile начал быстро прогрессировать среди молодежи, то наиболее предприимчивые сразу же решили, что они гуру и нужно делиться своими сакральными знаниями с человечеством. Такие тренеры не только не «нюхали пороху» в сложных проектах, но часто вообще не имели даже минимального опыта. Из института сразу же в консультанты и коучи. Результат – рассказ сказочной теории со слепой верой, что только так нужно работать. А то, что по западным лекалам не работает – это проблема клиентов.
  • «Имитатор». Изучил в общих чертах Agile и стал использовать некоторые инструменты, но не прочувствовал суть подхода, не изменил образ мышления и работает по-старому. Такой тренер не меняет культуру работы и отношения (т.н. «гибкое мышление»). Как следствие, наступает быстрое разочарование от неработающих инструментов и возврат в прошлое.
  • «Профессор». Глубокий теоретик, который вообще не использует никаких инструментов. Ему важны знания из любопытства. В арсенале такой «говорящей головы» десятки других самых разных тренингов – заимствованных и поверхностных. Отсутствие собственного опыта. Результат работы – набор теоретических знаний без их адаптации и реальных примеров.
  • «От сохи». Хороший типаж, знает практику, но доносить до аудитории совершенно не умеет. Зарывается в том, что не интересно аудитории, и не увлекает. Если бы больше практиковался в тренингах, мог бы быть весьма полезным. Но, в итоге, удовлетворение аудитории даже ниже, чем у предыдущих типажей.

Учитывая «зоопарк» предложений и имея отличный опыт проведения тренингов в области «классического» проектного управления плюс большой опыт реализации ИТ-проектов, мы выбрали свой путь — сделать сверхкачественный тренинг, получить самую востребованную международную аккредитацию, но при этом сделать обучение доступным по стоимости. И обязательно рассказать в тренинге об опыте своих проектов, поделиться историями компаний с разной культурой — от Олимпиады до нефтянки, от финтеха до промышленных заводов, от стартапов до госсектора.

2. Сравнение международных сертификаций

Игроков на рынке международной сертификации оказалось немного. Мы сравнили требования и подходы различных правообладателей в области Agile в мире – Scrum Alliance, Scrum.org, ICAgile, а также расширения в стандартах проектного управления – PMI и Axelos (PRINCE2).

PMI ACP и PRINCE2 Agile получили пока небольшое распространение, в т.ч. из-за необходимости сдавать сертификационный экзамен у отдельного провайдера. Первоначальная ориентация этих организаций — это классическое проектное управление. Из плюсов – дается понимание гибридного подхода в управлении проектами.

Scrum Alliance и Scrum.org — глубокая сертификация по фреймворку Scrum, но это и минус, явное сужение темы Agile, которая не ограничивается только Scrum, направлений там очень много, поэтому тоже не вариант в бурно меняющемся мире.

В результате первое место получил консорциум ICAgile— он предлагает базовое обучение и сертификацию, 8 дальнейших треков развития (включая BusinessAgility, DeliveryManagement, Coaching, ProductOwnership и другие), на момент сравнения — 55 000 сертифицированных по всему миру (сейчас — 110 000), более 200 провайдеров во всем мире. То есть, кроме широкого тематического охвата, сертификация ICAgile еще и самая распространенная.

International Consortium for Agile (ICAgile) разрабатывает учебные программы, аккредитует курсы и инструкторов, и предлагает сертификацию, которая признается во всем мире www.icagile.com

Детальные требования ICAgile к содержанию курса и подробные консультации позволили разработать тренинг, отвечающий жестким требованиям консорциума. Мы уже практиковали Agile как для клиентских проектов, так и для собственных разработок, поэтому нам удалось разработать первую версию тренинга всего за 6 недель.

По правилам ICAgile аккредитацию необходимо пройти как для курса, так и для каждого тренера. Очная часть аккредитации состоялась по скайпу: 21 июля 2017 г. в 9 утра 4 тренера с нашей стороны были готовы рассказать все, что знали об Agile, и в это же время на западе США наш супервайзер Шейн Хасти был готов провести с нами 4 часа он-лайн.

Shane Hastie - Director of Agile Learning Programs at ICAgile

Аккредитацию мы прошли успешно :) и наш логотип появился среди аккредитованных партнеров на сайте ICAgile. Для нашего развития самым главным бонусом от аккредитации стало возможность получить обратную связь со стороны авторитетного супервайзера, гораздо глубже и внимательнее разобрать тему Agile Mindset при подготовке к аккредитации. И в наших тренингах гибкому мышлению посвящена значительная часть программы.

3. И опыт, сын ошибок трудных…

Сначала мы проводили корпоративные тренинги, «шлифовали» продукт. Но спрос появлялся от отдельных слушателей и от компаний, которым нужно было обучить небольшое количество сотрудников.

Поэтому в сентябре 2017 году мы запустили открытый тренинг. Для старта получили вроде бы неплохие оценки — в среднем 4 из 5, причем повлияли больше организационные недочеты, с содержанием все было хорошо. Но все же по другим тренингам оценки были выше 4.7, а мы очень хотели 5 баллов от всех слушателей по этому курсу!

Первая группа открытого тренинга, сентябрь 2017

Глубоко погрузившись в исследование пользовательских ожиданий (customer development), выявили проблему: в тренинге дается очень много информации, и в конце двухдневного интенсива у слушателей был «перегруз» новыми знаниями, а практики не хватало…

Для решения этой проблемы часть разделов тренинга мы переработали, а еще подсмотрели зарубежный опыт и добавили 5 новых игр, раскрывающих особенности командной работы, различий фиксированного и гибкого мышления (mindset) и практику применения инструментов. Раздаточные материалы разместили в облачной базе знаний evernote и дополнили примерами, шаблонами и полезной литературой из нашей корпоративной базы знаний. Каждому слушателю в начале тренинга теперь выдавали не традиционный томик распечатанной презентации, а удобный и легкий планшет с материалами тренинга и доступом к базе знаний. А после тренинга – открывали доступ к облачной папке с раздаточными материалами, фотографиями флипчартов и участников. Современно, быстро, удобно!

Каждый слушатель начал получать планшет с материалами тренинга

4. А тренеры кто?

Наши тренеры в 2017 году – опытные менеджеры с большой практикой управления проектами и консалтинга. Сергей Шарпак – управлял проектами Сбербанка и в зарубежных компаниях, системный и знающий все детали своей темы. Артемий Анцупов – разносторонне образованный и фанат Agile-темы (сейчас - тренер в Скрамтреке). Мария Белых – эксперт и аккредитованный тренер PRINCE2, знает все современные методологии. И я – уже более 15 лет управляю проектами и внедряю проектное управление в крупнейших компаниях, в ИТ, нефтянке, телекоме, госкомпаниях.

Но! Тогда же, при всем опыте, мы поняли, что отстаем в технологиях подачи материала, тренд был в переходе на фасилитацию, работу в группах и значительную работу с флипчартами. Поэтому мы начали активно учиться сами. Прошли тренинг по фасилитации, но поняли, что все это и так использовали. А вот тренинг по скрайбингу от Екатерины Богиной неожиданно сильно дал прибавку в интерактивности тренингов, каждый нашел свой стиль подачи информации. Мы сразу закупились фирменными маркерами Neuland и начали скрайбить :).

5. Как проповедовать Agile в Китае

Даже в рамках одного «классического» проекта по строительству химического завода мы не смогли удержаться от использования Agile.

Для быстрой организации командной работы в этом «водопадном» проекте мы наряду с традиционными инструментами (анализ заинтересованных сторон, планирование содержания, разработка расписания и управление рисками) начали применять метод анализа пользовательских историй (User Story Mapping), результат которого существенно дополнил иерархическую структуру работ проекта (ИСР, WBS). Визуализацию задач сделали в облачной системе управления Asana и, чтобы не пересказывать новым сотрудникам каждый раз правила работы в системе, записали скринкаст, наложили аудио-комментарий – получился полноценный видеокурс. От традиционных длинных совещаний перешли к коротким ежедневным статус-митингам и системно работали с топ-менеджментом для создания новой культуры – сотрудничества и командной работы.

Ну и конечно же мы не могли не воспользоваться случаем дать урок Китаю, после сурового классического совещания организовали одновременную работу специалистов разного профиля: технологов, юристов, экономистов и менеджмента проекта над большим количеством задач. Для этого пришлось провести микро-курс по Agile для команды китайского завода. Прошло «на ура»!

6. Лубянка

В результате работы со слушателями мы выявили еще одну проблему, которая влияла на оценки, но при этом не была связана с качеством контента тренинга – это организация проведения.

Мы внимательно изучали обратную связь по каждому тренингу – замечания были самые разные от качества кофе до освещённости в помещении. В тренингах мелочей нет – мы стали системно решать организационные недочеты. Для этого разработали и внедрили стандарт организации тренинга (Quality Assurance) – подробный чек-лист на 62 позиции, на разных этапах подготовки и проведения тренинга. Стандарт включает такие позиции, как проверка климатических условий, навигация в здании, закупку свежих снеков, выпечки и фруктов во ВкусВилле, полное оснащение рабочего пространства тренера и… розовое шампанское в конце тренинга.

Стало лучше, но и этого оказалось недостаточно, так как здание наших партнеров, в котором проводились тренинги, было далеко от центра города – неудобно добираться, а главное – в аудитории и зонах отдыха было недостаточно освещения и душно, слушатели жаловались на неудобную мебель и проблемы с инфраструктурой. Поэтому мы пошли на кардинальное изменение и переехали в самый центр Москвы. Всего в 1 минуте от метро Лубянка мы арендовали просторное светлое помещение, отношение к которому у учащихся оказалось совсем другим, очень позитивным, в итоге оценки за организацию поднялись до самого высокого уровня.

Старый и новый класс на Лубянке:

7. Результат

Оценки за качество стали расти до 4.3, затем 4.5 и 4.7. Сейчас оценки 4.9 из 5, а средний NPS (Net Promoter Score, индекс потребительской лояльности) – 92%. Мы достигли почти идеального качества и попали в «высшую лигу» провайдеров обучения.

Кабинет тренера ICAgile

Но отличных оценок оказалось недостаточно для того, чтобы нас стали узнавать, поэтому мы пошли дальше – запустили модернизацию сайта и начали с лендинга по Agile. В итоге была создана страница курса agile.pmservices.ru в новом стиле и с новыми смыслами, мы наконец выложили на стол все наши преимущества и детали тренинга. В начале эффект был небольшой, страницу плохо находили, но чем дальше мы погружались в потребности слушателей и дорабатывали, тем больше интереса стали вызывать и результат пришел…

В июне 2019 количество регистраций превысило возможности одного класса, и мы организовали проведение сертификационного курса в двух параллельных группах.

Мы развивали наш тренинг с 2016 года, стремясь сделать его максимально полезным, а сотрудничество с нами - удобным и интересным. За это время было много разных активностей в части развития Agile: мы разработали однодневный тренинг по Канбан, выступили инфоспонсорами на конференции AgileDays, участвовали в митапах по Дизайн-мышлению. Мы активно участвуем в жизни профессионального сообщества и уже третий год являемся асессорами конкурса «Проектный Олимп» в номинации Agile. Активно развиваем наш блог – по теме Agile опубликовали более 60 статей, переводных и собственных. Нам важно, чтобы современные технологии управления проникали в жизнь организаций и наших слушателей.

8. Что дальше?

А дальше будем развивать Agile и не только, но качество для нас – на первом месте! Поэтому новые тренинги будем вводить постепенно. Будет обновление и тренинговой линейки и форматов обучения, будем менять позиционирование и наш сайт.

До встречи!

0
2 комментария
Популярные
По порядку
Andrey Badin

Отличный тренинг, молодцы!

Ответить
1
Развернуть ветку
Roman Goldvarg

Похвально, когда компания делиться своим опытом и внутренней кухней.

Ответить
1
Развернуть ветку
Читать все 2 комментария
Tmall заморозил 80к руб. и не отправляет заказ 16 дней

Приветствую! Мой первый пост на vc, не пинайте сильно. Постараюсь кратко и по факту.

Голова не варит: 10+ советов, как предотвратить умственное переутомление

Наш мозг потребляет уйму энергии, но мы почему-то часто игнорируем, продолжая нагружать его новыми задачами. Как следствие — возникает умственное переутомление, и мы печально и бессильно глядим в пустоту в конце дня. Разбираемся, почему такое состояние возникает и как с ним бороться.

Эвакуатор для своих: бармен из Санкт-Петербурга придумал способ заработать, когда закрыли общепит Статьи редакции

Он сам переоборудовал грузовик Toyota Dyna и принимает заказы от владельцев автосервисов и знакомых автомобилистов.

Платформу для эвакуатора варили из металла вручную
Почему начинающим предпринимателям стоит выходить на маркетплейсы

Торговые онлайн-площадки готовы сотрудничать с бизнесом любого размера.

Сооснователь Endel Владислав Пинский запустил в Германии сервис распознавания документов ABC Doc и привлёк €500 тысяч Статьи редакции

Сервис помогает понять смысл документов и решить, что с ними нужно делать.

Пример работы ABC Doc
Благодарность команде vc.ru

Эти ребята делают наш мир лучше.

OZON заблокировал аккаунт и отказывается объяснять причину

Ничего не предвещало беды. Как это обычно и бывает, я пришел в ПВЗ, чтобы забрать свой заказ, достал телефон, чтобы назвать сотруднику номер заказа, и столкнулся с проблемой: меня выкинуло из аккаунта. При попытке авторизоваться по номеру телефона или по почте я получил ошибку:

Как поднять продажи фармы в диджитале? Рассказываем про стратегию продвижения бренда «Ультра-Д» и показываем результаты

В пандемию фармотрасли тоже пришлось пойти в диджитал, но из-за ограничений ей это дается сложнее, чем остальным. Как построить стратегию продвижения фармпродукта в онлайне и поднять продажи, не нарушив закон? В 2020-м мы проверили в бою собственную стратегию продвижения фармы — а теперь рассказываем, как она работает и какие дает результаты.

Пользователи Авито спасли от вырубки леса равные по площади территории Карелии

Как деятельность Авито влияет на сокращение загрязнения окружающей среды? Перепродажа наиболее вредных с точки зрения производства товаров помогла пользователям Авито за 2020 год совместно сэкономить более 1,3 миллиарда кг различных материалов, 267 млн ГДж энергии и 123 млн м3 воды.

Праздник к нам приходит: когда заказывать подарки за рубежом

Ещё в ноябре для логистических компаний начинается горячий сезон, который продолжается до марта. 11 ноября — большая распродажа AliExpress, а сразу после неё — Чёрная пятница, плавно перетекающая в подготовку к Новому году, 14 и 23 февраля, и, наконец, к 8 марта. В это время Почта и другие логистические службы по всему миру доставляют особенно…

В OTUS стартует первый онлайн-буткемп «Java developer»
null