Поколение Z в Agile-командах — как с ними работать?

Первое полностью цифровое поколение уже заканчивает университеты и становится частью рабочих команд. Как выстраивать с ними эффективное взаимодействие?

К представителям поколения Z относят людей, родившихся между 1995 годом и ранними 2010-ми. Первые из них уже начинают карьеру, и перед менеджментом появляется вызов — потому что эти ребята отличаются.

Поколение Z в Agile-командах — как с ними работать?

Это первое полностью цифровое поколение, они не представляют мир без постоянного статуса «онлайн» и выдачи любой информации по запросу. У них высокий эмоциональный интеллект и включенность в глобальный медиа-контекст. Если миллениалы скорее идеалисты, настроенные на командную работу, то поколение Z — прагматики и индивидуалисты. Они хотят хорошо зарабатывать, готовы много трудиться, ищут возможности для реализации и профессионального роста. Что это означает на практике для руководителей команд? Вместе с экспертами OnAgile Consulting мы составили небольшой чек-лист, который, надеюсь, поможет раскрыть потенциал новых сотрудников.

77% рассчитывают работать усерднее, чем предыдущие поколения.

1. Быть коучем, а не боссом

Командно-ориентированные индивиды — так можно описать характер взаимодействия представителей поколения Z.

Им важны общие цели и командная работа, но только если это не сопровождается потерей индивидуальности. Ориентированные на личное развитие, они ценят индивидуальные задачи и процесс поиска решений. Руководитель в этом случае становится скорее тренером, а не непосредственным начальником, который все знает лучше. Специалисты, изучающие особенности поведения представителей поколения Z, рекомендуют выстраивать взаимодействие, при котором менеджер проявляет гибкость и доверяет сотрудникам, а они всегда могут обратиться к нему за поддержкой. Задавать сложные, наводящие на размышление вопросы, чтобы раскрыть потенциал и поддержать настрой на самореализацию, — эффективнее, чем прямые указания.

Тем, кто знаком с Agile, этот подход известен по философии Servant Leadership, согласно которой роль руководителя заключается не в директивном управлении, а в обеспечении понимания общих целей и оказании поддержки в их достижении. Те же ценности разделяет скрам-мастер, являющийся коучем как для команды в целом, так и для отдельных ее представителей.

2. Поддерживать индивидуальные инициативы/самореализацию

Если миллениалы больше ориентированы на сотрудничество и командную работу, то представители поколения Z ценят дух соревнования. Им важно реализовать себя — и получить за это награду. И это прекрасная новость, ведь, помимо прочего, мы нанимаем талантливых людей, чтобы они могли привнести что-то новое, предложить неожиданные решения и подходы.

Если же представители поколения Z ощущают невозможность проявлять инициативу и прогрессировать, их производительность снижается, мотивация и лояльность к компании падают.

75% хотят совмещать несколько ролей в компании.

На практике это означает возрастающую роль социального обучения на рабочем месте и регулярный фидбэк от руководителя — эдакий эквивалент «лайкам» в Instagram. Представителям поколения Z важно высказывать свое мнение, важно быть услышанными и иметь возможность учиться новому.

Этим потребностям соответствует концепция постоянного улучшения в Agile и практика регулярного проведения ретроспектив, где каждый может высказаться о ходе работы и предложить свои улучшения в команде и процессах. Еще один полезный инструмент — сбор обратной связи, например, приглашение реальных пользователей на обзоры спринтов в Scrum-командах. Прямой фидбек подзаряжает энергией и мотивирует на поиск новых решений.

3. Рабочее пространство

Индивидуальность, как одна из определяющих черт поколения Z, влияет на восприятие рабочего пространства и времени. Им важно быть в коллективе и вместе с тем иметь личное рабочее пространство, а иногда и работать удаленно.

69% за отдельное рабочее место.

72% предпочитают личное обсуждение рабочих вопросов.

Мы живем в период оупенспейсов, но поколению Z в них некомфортно. В Agile есть понятие «co-located» (сидящих вместе) команд, когда нацеленные на общий результат сотрудники работают рядом друг с другом и отдельно от остальных. Такой подход дает достаточно возможностей для взаимодействия с командой, чувства поддержки и единения. Вместе с тем имеет смысл выделить в офисе пространства, где можно уединиться с ноутбуком и поработать в тишине.

4. Кстати о технологиях

Упомянутое выше желание время от времени работать удаленно напрямую связано с тем, что поколение Z воспринимает виртуальное пространство как неотъемлемую составляющую реальности. А технологии — как органичную часть командной работы.

Визуализация задач — один из базовых принципов Agile — постепенно переходит в цифровой вид. Это делает особенно важными сервисы и платформы, обеспечивающие формальное и неформальное взаимодействие сотрудников, — от Telegram до Trello, Jira и Confluence. Причем можно использовать несколько программ, дополняющих функционал друг друга, а можно воспользоваться одним универсальным решением из collaboration tools (Slack, Basecamp, Microsoft Teams, G-suite) — комплексных сред для коммуникации. управления задачами, распространения информации, обсуждения решений и работы с файлами.

5. Работа как часть жизни

Поколение Z как никто до них настроено интегрировать работу в личную жизнь. Отчасти благодаря постоянному присутствию в социальных сетях (по статистике, 50% находятся на связи онлайн 10 ч в день), отчасти потому что воспринимают работу как часть своей идентичности. «Моя работа — это моя жизнь», и наоборот — бренд компании определенным образом характеризует своих сотрудников.

На практике это означает две вещи: эти люди действительно читают раздел «Наша миссия» на сайте организации и, если находят его достаточно искренним, разделяют ценности и цели вашего бизнеса, то хотят понимать, чем конкретно их позиция важна для достижения идеалов компании, и как их профессиональное развитие внутри организации повлияет на достижение глобальных целей.

Agile — это прежде всего ценности и принципы, и поколение Z действительно готово уделять время обучению корпоративной культуре и детальному обсуждению целей. Результат — решенные задачи, внедренные улучшения и счастливые клиенты — для них важнее затраченного времени и количественных KPI, неочевидно коррелируемых с приносимой пользой.

Коммуникабельность и умение находить решение проблем — важнейшие навыки для успеха на рабочем месте, по мнению представителей поколения Z.

Хотим мы того или нет, сформированные новой цифровой реальностью представители поколения Z отличаются от нас. Понимание особенностей их мышления поможет адаптации молодых сотрудников, раскрытию их потенциала. Хорошая новость в том, что, похоже, на многие вещи они смотрят в соответствии с принципами Agile, а значит охотно станут частью среды, в которой люди разделяют единые ценности и работают ради создания нового, полезного продукта.

88
5 комментариев

Извините, но...

4
Ответить

Спасибо за ваши советы! Весьма дельно

1
Ответить

Читаю, являясь представителем "предыдущего" поколения и не понимаю в чем же разница) Мне почти все эти ценности тоже присущи.

1
Ответить

Актуальная статья, у нас сейчас в команде представители разных поколений. И чётко видно различие подходов. К представителям поколения z директивный подход вообще не применим. Говорить им о том, что они что-то должны сделать, что нужно постоянно отчитываться о своей работе - бесполезно. Только дружить, поддерживать, делать что-то вместе с ними. Тогда они продуктивны

1
Ответить

Очень полезно, особенно для тех, кто берет молодых сотрудников.

Ответить