Оформляем резюме, которое зацепит. Пошаговая инструкция
Всем привет. Я Катя Землякова. Я энергична, умна, талантлива, ответственна, однако, оказавшись в роли соискателя 2 года назад, столкнулась с тем, что эти качества меркли перед "неподобающими" деталями моего "делового портрета" - наличием детей и декретными паузами в стаже. Из банального «найти объявление и пройти собеседование» поиск работы превратился в заковыристую задачку, которая пробудила во мне азарт, и в итоге была успешно решена. Вспоминая это на днях, подумала, что едва ли кто-то может похвастаться идеальным бэкграундом. И когда мы плаваем в своем комфортном рабочем пространстве, никому это не важно, но стоит судьбе выбросить нас на "берег безработицы", все профессиональные и личные "косяки" и "недоделки" тут же всплывают на поверхность и не дают спокойно получить заветное место работы. Дети ли, опыт ли, образование ли - это уже детали. Главной задачей становится представить свою кандидатуру так, чтобы все "неоднозначные" моменты не сыграли в минус, а лучше - сыграли бы в значительный плюс.
С чего начнем? Просто с резюме.
Все мы помним пословицу "Встречают по одежке". Резюме - это наша "одежка". Если допустим халатность в его составлении - значит, не нужна нам достойная работа, мы согласны на "абы что". Поэтому не удивляйтесь такому дотошному подходу, смиритесь с тем, что пока вы в роли соискателя, ваш портрет никто не будет уточнять, раскапывать, оправдывать - на это ни у кого нет времени в нашем безумном мире. Лишь резюме дана эта великая миссия - за считанные секунды привлечь внимание невыспавшегося рекрутера к вам. Поэтому примитесь за работу максимально усердно!
На своем и чужом опыте я усвоила несколько простых правил:
1. Грамотность и строгое форматирование. Ошибки в словах и пропущенные запятые, «разбросанные» отступы в абзацах, единая высота шрифта для всех пунктов и заголовков – и все, считайте, вы провалились.
2. Минимализм и универсальность в оформлении. Пестрые цветные буквы, слишком вычурные шрифты, обилие декора на бланке резюме тоже лишает работодателя доверия. Лучше выбрать один шрифт (например, классический Times New Roman) и придерживаться его во всем документе. Важно: речь не идет о творческих должностях, где могут допускаться стилевые приемы, хотя классика - это всегда стильно.
3. Контакты. Многие не считают нужным указывать, к примеру, почтовый адрес. Поверьте, это так же вселяет некое сомнение в вашей правдивости. Полные ФИО, общий почтовый адрес (без указания дома и квартиры), телефон, e-mail, дата рождения (можно добавить место рождения) – это должно обязательно быть в шапке резюме и обособлено шрифтом.
4. Возраст. Ох, это больная тема для пенсионеров и подростков. Я – за честное указание даты рождения. Однако, если вам ТОЧНО известно негативное отношение работодателя к вашей возрастной группе, а попасть к нему в найм крайне важно, то…так и быть, попробуйте пробиться на очное собеседование и «разоблачиться» уже там.
5. Смысловое разделение. Не стоит сливать всю информацию в единое полотно. Идеально сначала нарисовать таблицу (и сделать ее границы невидимыми) и затем уже вписать данные.
Пример такой таблицы даю ниже со всеми пояснениями.
6. Размер резюме – 1 страница. Да, работодатели часто просят указать все возможные данные о прошлом опыте, цифры и названия проектов. Что ж, в таком случае делаем отдельный подробный документ на 2 страницах. Но основное резюме все же должно быть строго на 1 страницуц формата А4. Если что-то не вмещается в этот объем, есть несколько приемов:
- уменьшить шрифт или поменять его тип (обычно за минимально допустимый принимается 12 Times New Roman),
- раздвинуть границы редактируемой области,
- вместо сносок и абзацев сделать шрифтовое обособление текста (курсивом, жирным, подчеркиванием и т.д.),
- самое нелюбимое: выбросить что-то из текста, возможно, повторяющиеся слова или незначащие прилагательные.
7. Формат резюме – pdf или jpeg. Часто соискатели по наивности высылают документ в «ворде», что 1) не совсем этично, 2) удобно смотреть не на всех смартфонах, 3) позволяет случайно внести какую-то правку. Если уж совсем не дружите с конвертированием файлов, сделайте копию «вордовского» резюме с наложением пароля – это будет поприятнее.
8. Деликатные моменты (желаемый уровень зарплаты, нестандартная семейная ситуация, проблемы со здоровьем и т.п.) не принято указывать – это необходимо обговаривать уже на очном собеседовании.
9. Если хорошо владеете иностранным языком (даже узбекским или белорусским), всегда полезно иметь дубликат резюме на нем. Часто бывает так, что документ вас просят предоставить побыстрее, поэтому лучше заранее подстраховаться.
10. Адресованность (есть у нас такое слово, надеюсь?). Глупо пользоваться одной версией резюме. У всех нас много качеств и разного опыта. Поэтому для каждого работодателя желательно подготовить свою, персональную, редакцию документа, которую вы легко сделаете из исходника, добавив или убрав детали.
Мое резюме всегда имело успех. Но кроме того, КАК его составить, важно еще и то, КОМУ и КАК его вручить. Об этом – в следующих статьях.
P.S. Все вопросы по составлению резюме пишите в комментариях, будем вместе разбираться )
Блядь, как же я ненавижу Times New Roman
Мое резюме всегда имело успех.
:)
Комментарий удален модератором
А какой шрифт надо использовать?
Вас к этому никто не принуждает )
Статья уровня "чтобы сварить сосиску положите ее в кипяток"
Я спрашивала у Гугла, сколько варить сардельки )
Гугл не подвёл и выдал пошаговые рецепты с фото.
есть целые каналы посвященные простейшим вещам и довольно популярные
Ммм...Не совсем) В плане еды у нынешнего поколения все ок, дополнительных инструкций уже не требуется, тем более учитывая, что отдельные любители вареное от полувареного не отличат и им это ок) С резюме история другая, там "полувареное" может серьезно испортить планы
Я энергична, умна, талантлива, ответственна.
На этом моменте я перестал читать
Предрассудки делают своё дело) но спасибо, что хотя бы откомментили ) мне ценно ваше замечание
Про то, что не нужно писать желаемый уровень ЗП - вопрос спорный. Например, вы хотите верхнюю границу обычной вилки на должность, тогда указав ЗП, можно отсечь ненужные звонки и письма рекрутеров, которые будут предлагать меньше
Отсекать менее оплачиваемые варианты, даже не посмотрев их - имхо, не разумно. Вы делаете шаг в сторону сугубо финансово-ориентированной карьеры. А это риск с точки зрения психологического комфорта и развития. Уж если делать фильтр, то по сфере деятельности компании, её локации или самой должности (если у вас есть четкое наименование)
В резюме эти данные никому не нужны. Это обсуждается с HR-ом при первом же контакте. У них там заготовочка из 3-4 вопросов.
Стоимость можно (и нужно) на сайтах указывать (hh и иже с ними). Там же можно посмотреть что просят другие кандидаты.
Статья вроде не про тех, у кого отбоя от рекрутеров нет.
Короткие резюме не работают, прекратите распространять это заблуждение. Иначе мне придется избивать вас учебником по SEO.
Первичная выборка делается по ключевым словам. Никто не читает резюме сотен кандидатов.
Думаю, в итоге все равно выигрывает подход "рекрутер - соискатель" либо сарафанное радио и теория 6 рукопожатий, а не "рекрутер - автоматический фильтр по ключевым словам - соискатель"
И второй момент. Разве короткое резюме исключает подбор по ключевым словам? Как раз взываю к бОльшей чёткости и предметности в документе. Крайне обидно, когда классные ребята, со своей нелюбовью к формальностям, лишаются интересных проектов
Накомментировали много, а по делу нифига. Нормальная статья для новичков. Молодец, пиши дальше!
Согласен, статья приличная, лайкнул.
Из мелких замечаний:
"12 Times New Roman".
пропущено "пунктов".
—-
- jpeg как предлагаемый формат файла резюме.
Не встречал. Как минимум настораживает.
"Кому и КАК его вручить"...мммм...мое любимое кумовство
Комментарий удален модератором
Добавила бы красива и сексуальна — женился бы )))
Что посыл крайне поверхностный - это уже отметили.
Для примера, все письма с вложенными файлами на корпоративных идут в спам, поэтому давно проверенный метод - резюме вставлять в тело письма, тогда с большей степенью вероятности оно будет как минимум во входящих.
"Посыл крайне поверхностный" - цель статьи помочь с формальной частью, о глубоком здесь не говорим.
1) Согласна, что можно вставлять в тело письма - и тогда советы также помогут.
2) Все же, если рекрутер молча позволяет письмам с вложениями идти в спам - это, по крайней мере, странно.
3) Еще один вариант - сделать резюме в гугл документах и дать ссылку в тексте письма. Тут также советы вполне работают, плюс минус
Добрый день! Ходил на собеседования в течение месяца, у всех работодателей было распечатано резюме. Хотя не понимаю актуальность статьи, так как все распечатывали с НН. Какой там у них был шрифт, вообще не в курсе, так что считаю не как оформить, а что написать и в каком порядке важнее оформления, из моих наблюдений. Так как составлял под конкретную вакансию, считаю прохождение собеседований удачным, самое важное- релевантный опыт, и все… Желаю удачи всем ищущим, благодарю автора за актуальность темы-поиск новой работы!👋🏻
Очень даже базовая информация, но структурированная и полная в одном месте, спасибо автор!
Спасибо)
Очевидные вещи сказаны. Ничего нового не узнала
Если брать, например, бестселлеры по психологии или селф-хелпу, там тоже не сказано ничего нового, просто информация дана максимально адаптивно, структурированно, и это подкупает читателя, это делает книгу более полезной, более популярной. Так и в этой статье - я старалась очевидные вещи подать со своей логикой, структурой, со своим алгоритмом (так как имею достаточные навыки в программировании, аналитике и журналистике). Для меня показатель не новизна информации, а то, как она усвоилась и "пошла в дело" )
В резюме я Лев Толстой, а на деле нет...
Ммм... Как раз статья о том, чтобы такого не происходило. Расставляем правильные акценты, умалчиваем триггерные моменты (но не врем про них), упаковываем в читабельный формат )
Что на счет соврать про опыт работы?
Надо разобраться в нюансах:
- это просто "вранье в лоб" без каких-либо реальных подкреплений? тогда я однозначно против
- если вы, например, хотите выдать за опыт работы время, которое обучались по профильному направлению, то тут возможны варианты
- если профильный реальный опыт просто надо увеличить - тогда важно, о какой сфере мы говорим. Если вы сварщик или программист, то правда с вероятностью 99% вскроется если не на следующих этапах отбора, то на первом месяце работы. Если вы творческий работник, то тут еще можно как-то изловчиться.
- априори прибавлять больше 20% опыта большой риск и "плохая карма" ;)
- помните, что в резюме всегда есть блок "Дополнительные сведения", где можно честно написать : "уверен, что подхожу для такой- то должности, потому что...". Или дать дополнительный перечень навыков/ кейсов/ выполненных задач. В общем, я за то, чтобы не врать, а целенаправленно выделить в своем опыте то, что может дополнить картину реального опыта.
Почему резюме в Word формате "не совсем этично"?
Для меня отправлять файл в формате разработки - значит, транжирить время рекрутера:
1) согласитесь, чисто технически ворд требует больше оперативки для загрузки, а если говорить о мобильном приложении, то тем более
2) если в резюме используются особенные шрифты (например, один из моих друзей использовал чертежный ГОСТ) или особенный стиль текста, на вашем компе все это может слететь
3) передать документ в ворде - это как передать чертеж в формате autocad или передать фотографию в формате фотошоп - значит предложить рекрутеру продолжить его редактирование, а не использовать эту версию как финальную. Интуитивно воспринимается так у большинства )