Поп-корн и медь: путь выпускников МГИМО в бизнесе

19 июля в московском ресторане «Дом культур» состоялся бизнес-завтрак от Startech.vc и MGIMO Ventures, на котором успешные выпускники МГИМО поделились своим опытом построения и ведения бизнеса.

Поп-корн и медь: путь выпускников МГИМО в бизнесе

Спикерами бизнес-завтрака стали Алиса Пейрис, основательница и СЕО Holy Co и номинант рейтинга Forbes (2020) «30 до 30» в категории «Предприниматели», и Георгий Фотин, генеральный директор KAZ Minerals в России, победитель рейтинга Forbes (2020) «30 до 30» в категории «Управление».

Модератором встречи выступила Анастасия Карпова, экс-заместитель главного редактора Forbes и автор телеграм-канала Karpova.The Entrepreneurs.

Алиса и Георгий рассказали о собственных примерах для мотивации, важности менторской поддержки, правильном отборе сотрудников, особенностях ведения бизнеса в разных странах и личных карьерных планах. Подробнее об этом — в материале.

Георгий Фотин
Генеральный директор KAZ Minerals в России
Алиса Пейрис
Основательница и СЕО Holy Co

Про поиск компаний для практики во время студенчества

Алиса: Мне корпорации и стажировки в них стали интересны лишь к концу обучения в университете, когда я поняла, что хочу в будущем создать большой и масштабируемый проект. Для приобретения необходимого опыта я попробовала сразу стажировку в McKinsey & Company. Это была прекрасная возможность поработать с крупными проектами и получить, в первую очередь, методологию решения любых вопросов в различных, даже не знакомых, индустриях.

Георгий: Мне помогло попасть на первую серьезную стажировку окружение. В ходе обучения в магистратуре я был окружен очень целеустремленными людьми, сфокусированными на развитии своей карьеры. Мои одногруппники очень серьезно относились к стажировкам и знали, когда и где начинается новый набор. Это всегда держало меня в тонусе, благодаря чему я и попал в ВТБ Капитал на стажерскую программу, где впоследствии остался.

Георгий Фотин о карьерном пути и о том, что надо сделать, чтобы в 30 лет стать генеральным директором

Я очень быстро разочаровался в работе в банкинге. Я понял, что это не мое, поэтому ушел из ВТБ. Но всю свою карьеру я занимался твердыми полезными ископаемыми.

«Ты должен развивать в себе то, в чем изначально имеешь преимущество»

Со стороны ВТБ я наблюдал за тем, как работают металлургические компании. Потом работал в инвестиционном фонде, где изучал, как работает уже реальный бизнес.

Поэтому в истории своего успеха я бы выделил работу над собой и развитие профильных навыков, а также окружение и контакты.

Алиса Пейрис о создании Holy Corn

Holy Corn начался даже раньше, чем McKinsey. Первые свои проекты в сфере продуктов питания я начинала делать еще в университете на предпринимательской программе обмена в Германии — это был мой первый шаг в сторону Holy Corn.

Второй шаг я совершила уже в McKinsey, когда в рамках проекта приходилось курировать создание инвестиционного проекта — завод по переработке сои. Эта сфера меня очень привлекла.

Я обратила внимание, что в России есть потенциал для функциональных или better-for-you продуктов питания. Так, в 23 года, я ушла из McKinsey и начала создавать Holy Corn.

«Мне хотелось заложить фундамент, ДНК того, что сможет стать очень большим»

Во-вторых, мне хотелось, чтобы это была позитивная история: от создания продукта и взаимодействия внутри команды до общения с партнерами. Чтобы то изменение, которое мы приносили в мир, было максимально позитивным.

И наконец, генерирование прибыли, рост и развитие являются для нас также важными бизнес-целями.

Алиса Пейрис о противостоянии менеджера и фаундера

Я согласна с тем, что основатель стартапа и профессиональный менеджер — это два разных профиля, требующие разных компетенций.

В данный момент у меня две роли. В роли предпринимателя я нахожусь, когда нужно все быстро менять и быстро двигаться, ставить супер-цели, придумывать новый вижн. В роли менеджера я все организовываю, контролирую, слежу за исполнением и порядком, выстраиваю процессы.

Мне близка больше роль фаундера, но мне, в том числе нравится развивать в себе навыки и компетенции, которые помогают справляться с ролью менеджера.

Также я считаю, что нужно усиливать команду именно теми людьми, у которых есть больше компетенций для решения профильных вопросов. Это залог быстрого развития компании.

Георгий Фотин о том, что объединяет фаундера и профессионального менеджера

«Я убежден, что идея, то, ради чего фаундер и менеджер развивают проект, может совпадать»

На Чукотке за полярным кругом, где мы работаем, население 40 тысяч человек (пару башен Москва-сити) при этом регион размером с полторы Франции. Мотивация сделать регион лучше, более пригодным для жизни — для меня очень важна. Также Алиса, как фаундер, создает полезный для людей продукт.

О менторстве

Алиса: У меня никогда не было ментора или коуча, но всегда были эдвайзеры и консультанты в различных областях из крупных международных компаний, которые могли подсказать и сориентировать в возникающих вопросах. Это очень помогало и сокращало путь в реализации проекта.

Сейчас у нас в команде менеджеров почти у каждого есть свои эдвайзеры, к которым можно обратиться за советом и обсудить сложную задачу. Они делятся опытом, который приобретался в течение долгих лет.

Георгий: У меня ментора нет. Мне всегда везло с руководителями, которые могли подсказать, как правильно поступить. Сейчас у меня есть ряд людей, кому я доверяю и с кем я обсуждаю сложные ситуации. Но я считаю, что менторство — это правильная и позитивная история.

Алиса Пейрис про опыт, полученный в ходе построения бизнеса

Предпринимательство очень часто представляют в медиа как что-то очень романтичное и успешное. На самом деле, Илон Маск сказал фразу, которая ближе к истине: «Быть предпринимателем — это все равно что жевать стекло, глядя в смертельную бездну».

Мне всегда очень сложно отвечать на вопрос про ошибки или сожаления. Все свои ошибки я воспринимаю как часть пути и опыт. На них я учусь. Из этого опыта выстраивается лучшее понимание бизнеса, и ты еще быстрее растешь.

Отношение Георгия Фотина к негативному опыту

Любой опыт, даже самый негативный — это опыт, и это ценно. Я считаю, что когда происходят какие-то провалы, которые в моменте кажутся негативными, нужно так их воспринимать, чтобы учиться чему-то полезному.

Алиса Пейрис о международном развитии компании

Мы активно работаем на рынке Китая. Как раз сейчас мы находимся на стадии принятия решения о готовности инвестировать в изменение продукта, так как для китайского потребителя, как и для любого другого, нужно почти всегда адаптировать сам продукт под покупателя. Общаясь с контрагентами из Кореи и Сингапура, мы в этом только убедились.

Георгий Фотин об опыте работы за рубежом

Наш бизнес в основном сосредоточен в регионах России, Казахстана, Киргизии.

Но три года назад у нас был очень интересный опыт торгов на бирже в Лондоне. Листинг (процесс добавления ценной бумаги к торговле на определенной площадке) на финансовой бирже на тебя, как на команду, накладывает определенные ограничения и ожидания.

Публичными компаниями восприятие проектов из России было очень специфическим, поэтому на каком-то этапе мы ушли с биржи.

Алиса Пейрис о своем карьерном плане

Следующий мой карьерный шаг относительно менеджерских целей в бизнесе — это продолжение развития команды лидеров, ее рост. Мне нравится видеть, как одни лидеры растят других. Я люблю наблюдать, как происходит данный процесс, и всячески его поддерживаю.

Относительно целей предпринимательских моя задача сделать так, чтобы наши продукты Holy Co стали доступными и любимыми для более 1 млрд человек, а наша компания продолжила реализовывать миссию — приносить радость и пользу ее покупателям.

Совет от Георгия Фотина для построения успешной карьеры

Я много учился в институте, но мало занимался нетворком. Я убежден, что в России очень важны неформальные связи и ты стоишь столько, сколько контактов у тебя есть. Во всяком случае, если ты работаешь на менеджерской позиции.

«Каждый контакт в России — это потенциальная возможность монетизироваться»

Наверное, если бы я мог что-то поменять, то я выбрал бы более активно общаться в институте, активно заниматься нетворкингом. Будучи студентом, это делается просто, и достаточно просто сохранить эти связи. В более взрослом возрасте — это тяжелее.

Когда ты учишься в таком институте, как МГИМО, то очень велика доля вероятности, что вы с этими людьми еще где-то сможете поработать и создать какую-то крупную историю.

После выступлений гости задали спикерам вопросы, а завершил мероприятие нетворкинг.

Бизнес-завтрак проходил в рамках второго сезона акселератора MGIMO Ventures, программа которого реализуется при поддержке венчурной компании Startech.vc и Эндаумента МГИМО в рамках «Приоритет 2030».

44
Начать дискуссию