{"id":14276,"url":"\/distributions\/14276\/click?bit=1&hash=721b78297d313f451e61a17537482715c74771bae8c8ce438ed30c5ac3bb4196","title":"\u0418\u043d\u0432\u0435\u0441\u0442\u0438\u0440\u043e\u0432\u0430\u0442\u044c \u0432 \u043b\u044e\u0431\u043e\u0439 \u0442\u043e\u0432\u0430\u0440 \u0438\u043b\u0438 \u0443\u0441\u043b\u0443\u0433\u0443 \u0431\u0435\u0437 \u0431\u0438\u0440\u0436\u0438","buttonText":"","imageUuid":""}

Как разделить доли в стартапе? Делим пирог

Начиная новый бизнес без достаточного финансирования, вы платите вашим партнерам долями. Сколько стоит такая доля? Каков будет вклад партнера? Что произойдет с долей, если партнер уйдет и перестанет работать в вашем бизнесе? А как привлечь нового партнера на более позднем этапе? Как оценивать доли в непубличной компании?

На старте любого проекта неопределенность очень высока. Большая часть предпринимателей делает опасную ошибку, закрепляя доли до того, как бизнес создан. Впоследствии это часто приводит к серьезным конфликтам.

Майк Мойер предлагает динамическую модель разделения долей в новом бизнесе с интересной формулой оценки вкладов. Свою систему он сравнивает с процессом выпечки и нарезки пирога.

Прочтите саммари, воспользуйтесь готовой формулой и не совершайте ошибок!

«Печем пирог»

Первое, с чего начинается любой стартап ­­– идея. На старте любая идея не имеет стоимости. Иногда компании платят роялти за идеи еще до момента их успешного воплощения. Такие идеи должны иметь некоторое количество «мяса» в виде маркетингового исследования, прототипа, бизнес-плана или патента. То есть роялти платят не за саму идею, а за возможность воплотить ее.

Идея ничего не стоит до тех пор, пока вы не «выпекли из нее пирог». Не нашли людей, готовых заплатить за эту идею. И не обнаружили, что можете реализовать ее за меньшие деньги, чем люди готовы заплатить. Здесь, и только здесь, вы создали стоимость.

В процессе «выпечки», то есть доработки идеи, создания прототипа, исследования рынка, тестирования, создания конечного продукта или услуги, растет стоимость вашего «пирога» и приближается момент, когда идея превратится в прибыльный бизнес.

Рост стоимости пирога происходит двумя способами:

· Продажа «кусков пирога» инвесторам.

Вы вложили в свой «пирог» 1 млн рублей. И сумели продать инвестору 50% «пирога» за 1 млн рублей. Общая стоимость вашего «пирога» стала равна 2 млн рублей. Если первоначально вы владели 50% компании или 500 тыс. рублей, то после подобной сделки вы владеете 25% компании или теми же 500 тыс. рублей. То есть ваша доля в процентах уменьшилась, а в деньгах осталась прежней. Если несколько месяцев спустя еще один инвестор купил 50% компании за 3 млн рублей, ее суммарная стоимость составит уже 6 млн рублей. Теперь у вас стало 12,5% компании или 750 000 рублей.

В конечном счете денежный эквивалент вашей доли важнее, чем ее процент.

· Привлечение людей, которым вы платите не деньгами, а долей в компании.

Это ключевые люди в стартапе, которые воплощают вашу идею в реальность. И делят с вами риски, поскольку, если что-то пойдет не так и стартап не станет успешным, их «куски пирога» не конвертируются в деньги. В Америке таких людей называют «гранты».

Гранты высокоэффективны, способны решать вопросы в одиночку и вдохновляются мечтами об успехе. Это могут быть предприниматели, фрилансеры, ваши коллеги и знакомые, заинтересованные в том, чтобы создавать прибыльные бизнесы с нуля и компетентные в той работе, которая нужна для запуска вашего продукта.

В ситуации, когда вы начинаете бизнес без достаточного количества денег на найм сотрудников и прочие традиционные расходы, привлечение грантов поможет вам выполнить все нужные действия для создания компании.

Вы можете начать использовать помощь грантов в любой момент, от создания идеи до получения первой прибыли. Но решение разовых задач обычно проще оплатить подрядчику, чем привлекать для этого партнера. Если же задача переходит в разряд регулярных и платить подрядчику становится слишком дорого — самое время найти гранта и взять его в долю.

Это отрывок саммари из книги Майка Мойера «Как разделить доли в стартапе. Руководство по оценке и формированию акционерного капитала» издательства Smart Reading.

0
2 комментария
Сергей Грищенко

две стороны медали и без партнера плохо, и с партнером напряжно. Но наверное через это все проходят рано или поздно. Сам в поле не воин.

Ответить
Развернуть ветку
Pavel Volyntsev

Значит грант. Интересное словечко. И контекст. Раньше я думал, что "получить грант" - это связано с деньгами.

Ответить
Развернуть ветку
-1 комментариев
Раскрывать всегда