Какое тестовое задание дать копирайтеру, чтобы быстро найти хорошего специалиста

Когда я последний раз искала работу в найме, моей личной болью было то, что тестовые задания остаются без ответа. Позже я вовсе перестала их делать, исключение сделала только в трех случаях (и них напишу ниже, как о примере хороших тестовых).

В чем проблема найти копирайтера или редактора? Даже если у кандидата есть портфолио, работодателю хочется проверить его уровень на конкретной задаче. Поэтому почти все вакансии предполагают тестовое задание. Но дальше начинаются проблемы. Тестовое задание надо проверять, и здесь две боли:

1. На проверку уходит очень много времени.

2. Даже если потратить время и проверить тестовое внимательно, вовсе не факт, что оно поможет оценить опыт и знания кандидата.

Подробнее по каждому пункту.

1. Сколько откликов приходит на вашу вакансию? Недавно я искала копирайтера и разместила одну вакансию в крошечной группе (около 2 000 подписчиков). Мне пришло 43 отклика. Это немало, ведь я еще занимаюсь весь день своей основной работой. На вакансию от топовой компании, размещенную на HH.RU или ином крупном ресурсе, приходят сотни откликов каждый день.

Если всем им давать тестовое без разбора, и если даже тестовое сделают только 50% кандидатов, их оценка займет очень много времени.

2. Какое тестовое вы даете? Самый очевидный тип тестового задания – написать пост, рассылку или статью. Обычно тестовые статьи нигде не размещают. Это видится как наиболее честная схема (если работу не оплачивают). Часто и копирайтеры боятся, что их статью где-то разместят. На самом деле именно это тупиковый путь.

Оценить качество статьи можно только после ее размещения. Если это сео-статья, она должна проиндексироваться поисковой системой. Если это пост в соцсети, его качество можно оценить по реакции аудитории.

Но разместить материал можно, только если он написан специально для размещения. То есть у автора должно быть подробное ТЗ, он должен понимать задачу проекта, его аудиторию.

Если ТЗ состоит из одной строки, например, «написать продающий пост про курс по копирайтингу­», у хорошего автора сразу возникнет много вопросов. Есть ли у HR или руководителя отдела ресурсы на обсуждение тестового задания с каждым кандидатом? А у плохого автора вопросов не будет, он просто сразу и молча напишет плохо.

Тестовое ТЗ просто с указанием темы статьи, на которую надо написать, не работает.

Оно способствует скорее отрицательному отбору.

Еще один вид тестовых заданий, которые я могу назвать не тупиковыми, но как минимум странными. Задание «креативное­».

Я получала такие в том числе и от топовых компаний, куда стремятся попасть многие редакторы и копирайтеры. Вопросы и задания встречались такие:

- Опишите несуществующий (сказочный) товар (может, имелось в виду нечто из вселенной Гарри Поттера?)

- Вот пост о предстоящем концерте в филармонии. Напишите, что с ним не так. (Вакансия вообще никак не была связана ни с соцсетями, ни с филармонией).

- Ваш любимый мем (видимо, проверка на то, в теме ли новых мемов кандидат или любит старье).

- Ваше любимое нецензурное слово и почему. (Без комментариев).

- Оказавшись перед писателем Пелевиным, что вы у него спросите? (Хорошо, что хоть Пелевина предложили, а не кого-то еще).

Что эти ответы дадут работодателю и как он собрался их оценивать, по какой шкале?

Возможно, так компании пытаются отфильтровать тех, кто не подходит им по складу характера. Видимо, в этом единственное преимущество подобного отбора. Но мы все-таки о работе говорим, а не о дружеских посиделках.

Как дать хорошее тестовое задание?

Если вам нужен коммерческий автор, то есть тот, кто пишет для решения каких-то бизнес-задач, вам не нужны креативность и юморок. Вам нужен человек, который умеет работать с контентом (писать то, что решит задачу бизнеса). Который умеет задавать вопросы и выяснять, что и зачем надо делать. И у которого есть бэкграунд в вашей нише. Особенно это важно, если ниша сложная.

Примеры хороших ТЗ для копирайтера:

1. Вот такая-то тема для статьи. Это задача статьи, это описание аудитории. Будет публиковаться тда-то и на таких условиях. Напишите план статьи, основные тезисы. Какие вопросы вы бы задали эксперту?

В принципе это может быть достаточно. На это тестовое у человека уйдет немного времени (хорошие специалисты будут мотивированы его сделать). А у того, кто будет проверять, уйдет несколько минут.

2. Если нужно писать в сложной нише, например, в медицинском проекте, задайте вопросы:

На кого из экспертов вы подписаны?

Как вы оцениваете источник и понимаете, где экспертная информация, а что не стоит брать?

Какими базами знаний вы пользуетесь? Опишите кратко процесс.

Общий принцип: не заставлять писать что-то, потому что писать что-то в вакууме и в никуда это непродуктивно. Гораздо лучше: задавать вопросы по процессу работы, предложить набросать статью в общих чертах. Предложить автору самому задать вопросы, это тоже важно и ценно.

И мои самые продуктивные ТЗ:

1. Меня попросили посмотреть группу в соцсети и в свободной форме написать замечания, предложить, что бы я могла улучшить. После этого тестового мне предложили работу.

2. Предложили описать процесс подготовки статьи пошагово. Что бы я делала и какие еще специалисты участвовали бы в процессе. После этого тоже предложили работу.

3. Еще один раз я писала оплачиваемую тестовую статью по подробному ТЗ. Редактор был со мной на связи. Оплата была в рынке. Дальше с ними мы работать не стали, но это уже другая история. Это затратный и по времени, и по деньгам способ, но довольно эффективный.

Мария Быкова, редактор, автор телеграм-канала Редактор пишет.

55
Начать дискуссию