Как создать систему найма и обучения сейлзов, которая принесет вам 10 продажников в неделю

Если бизнес не складывается ― проблема всегда в двух отделах: найма и обучения. Поэтому сегодня я буду раскрывать корпоративные тайны. 10 лет мы, в Kazmin Group, строили систему рекрутинга и обучения менеджеров по продажам. Тестировали ее, дополняли, модернизировали. Что у нас получилось? А получилась такая система, которая работает сама по себе. Сегодня я, Денис Казьмин, уже ничего не делаю для того, чтобы каждую неделю у меня в команде и для проектов появлялось минимум 10 новых крутых продажников. Хотите так же? Читайте мою новую статью.

Как создать систему найма и обучения сейлзов, которая принесет вам 10 продажников в неделю

Конечный ценный продукт обучения

Для начала запомните аксиому №1: правильно выстроенная в компании система обучения влияет на прибыль, средний чек, конверсию. Чем профессиональнее менеджеры по продажам, тем выше общая конверсия компании.

В моем понимании, система состоит из двух неразрывных составляющих: найм и обучение. Почему я сознательно объединяю их в единое целое? Да потому что одно без другого эффективно работать не будет.

Есть такое понятие ― ценный конечный продукт. И в моей картине мира для рабочей системы обучения это менеджер, который приступил к продаже и выполнил план на испытательный срок согласно регламенту и должностной инструкции.

Не скрипты, документы или работа в CRM-системе, а именно факт эффективной первичной работы. А влияет на него каждый этап, который компания прошла с момента, когда вообще появилась потребность в новом продажнике.

Цепочка такая:

  • написание текста вакансии и ее размещение;
  • проведение первичного отбора кандидатов и первичного собеседования;
  • брифинги и интервью с отобранными кандидатами;
  • обучение подходящих специалистов;
  • выход на испытательный срок с первыми успешными лидами;
  • адаптация сотрудника;
  • контроль работы сотрудника.
Как создать систему найма и обучения сейлзов, которая принесет вам 10 продажников в неделю

И чем цепочка короче, тем эффективнее система. Она должна быть построена таким образом, чтобы занимала максимально мало времени. К примеру, один-два месяца, а не год.

Мы строим клиентам такие системы, где менеджер первично обучается 3 дня, спустя которые сразу видно: принесет он прибыль компании или нет через месяц. Ведь чем быстрее работает обучение, тем меньше шансов, что компания прогорит из-за неквалифицированных сейлзов. А я говорил и повторюсь: именно они ― самый ценный ресурс бизнеса из сферы продаж.

Просто представьте, что система обучения ― это инвестиция. Допустим, вы вложили 50 тысяч рублей в размещение вакансии, в работу рекрутера, обучение эффективного менеджера по продажам. Если он в итоге будет именно таким, то инвестиция окупится. Например, за эти 50 тысяч вы спустя пару месяцев получите 500 тысяч рублей чистыми.

Вот с такими мыслями нужно подходить к формированию системы.

И сразу предвижу вопрос ― может ли эта система быть убыточной? Да, может, если работает неэффективно. Поэтому я советую не бросаться сразу на амбразуру, а сперва откатать бизнес-процесс на небольших вложениях, проверить, как он работает, и только после масштабировать. И вкладывать больше средств, только если видите, что структура работает на 90-100%.

Как построить эффективное обучение

А теперь запоминайте аксиому №2: эффективное обучение = автоматизированное обучение. И я убежден в этом на все 1000%, на личном опыте и опыте клиентов.

Обучение кандидатов «вручную» чревато:

  • маленькой конверсией выхода сотрудников ― из пяти потенциальных кандидатов успеете вывести максимум двух за месяц, без уверенности в качестве их работы;
  • потратите ценный ресурс РОПа, час которого в среднем стоит 2 тысячи рублей, а это 40 тысяч рублей убытка за 10 дней обучения по два часа каждый.

Конечно, я понимаю, что не у всех собственников есть возможность тратить тысячи рублей на специальные автоматизированные системы обучения. Открою секрет ― они и не понадобятся вам первое время. Систему можно выстроить и на «примитивных» подходах.

Вы вывели первого кандидата в оффлайн. И в офисе первые дни сам собственник или РОП рассказывают ему про работу в CRM, правила, регламенты. В общем, обучают. Этот процесс нужно записать на аудио, а лучше ― сделать видео. И потом превратить информацию в текст, например, в гугловском документе, поделив ее на блоки и методологию.

Другой вопрос ― чему учить продажника?

Скажу за себя и компанию ― мы берем на работу исключительно сейлзов 80 левела. Таких, которые умеют продавать схожий с нашим продукт, хотя бы на 80% работали в любой CRM-системе, в том же Amo или Битрикс24, и имеют релевантный бекстейдж в продажах от трех лет.

Это значит, что система обучения строится на актуальных для нашей компании должностных инструкциях. Самые азы продаж мы менеджерам не объясняем, они уже с ними к нам приходят.

И вот чем мы делимся с такими кандидатами на обучении в обязательном порядке:

Как создать систему найма и обучения сейлзов, которая принесет вам 10 продажников в неделю
Как создать систему найма и обучения сейлзов, которая принесет вам 10 продажников в неделю

Кроме этого, я считаю, что в обучении обязательно должны быть тесты и практика. Допустим, система поделена на 5 блоков, значит, после каждого должен идти тест на знание продукта или практикум по CRM-системе. Само собой, на реальных кейсах.

Дополнительно сейлзу стоит предоставить еще на обучении правила компании в отношении больничных и отпусков, мерах наказания за отсутствие на рабочем месте.

В подобных документах мы также прописываем критерии испытательного срока, здесь у нас четыре среза ― 3, 7, 14 и 30 дни, в которые ответственный за кандидата сотрудник проверяет его цифровые показатели ― количество обработанных лидов, отправленных КП, продаж, если позволяет цикл. Эти срезы нужны нам, чтобы максимально быстро определить эффективность будущего сотрудника. Если кандидат не справляется со своими задачами на 14 день без объективных на то причин, то мы с ним прощаемся. А вот после 30 дня испытательный срок заканчивается. Успешно или провально ― зависит уже от человека.

Если же вы присматриваетесь к работе кандидата в течение двух месяцев, есть смысл делать срезы на 45 и 60 дни работы.

Можно ли вырастить продажника

Как создать систему найма и обучения сейлзов, которая принесет вам 10 продажников в неделю

Можно, если терпение и финансы позволяют. Но не заблуждайтесь ― на таком сотруднике сэкономить не получится. Давайте считать, ведь бизнес ― это всегда цифры.

Берем такого минименеджера (условно так называю кандидатов без опыта), который 37 лет проработал в вагоне-ресторане, и внезапно осознал, что в душе-то он, оказывается, продажник! Обучаем его, причем с самых азов, тратим на это много времени. Выводим, платим зарплату. Конечно, такому сейлзу будешь платить в два раза меньше ― 60 тысяч рублей вместо 120 тысяч. И кажется, вот это экономия!

Но, как я уже говорил, обучение ― это инвестиция. Как думаете, через какое время она окупится?

Дай Бог, если через год. Но тут нужно еще понимать, что такому минименеджеру вы и сами не захотите отдавать сильные лиды, скорее, поделитесь простенькими. Группой С, например, где средний чек ― 50 тысяч рублей, а не миллионы. И на них человек не научится круто продавать.

Как создать систему найма и обучения сейлзов, которая принесет вам 10 продажников в неделю

А еще на такого сотрудника нужно тратить ресурсы других людей. Того же РОПа, который будет объяснять ему суть работы. Вообще, я считаю, что для того, чтобы научиться неплохо продавать, нужен минимум год и плюс-минус 10 тысяч часов на жестких продажах.

Еще одно заблуждение, которое я слышу от собственников ― обученный в компании сотрудник будет лоялен к ней. И мне интересно: в чем эта лояльность проявляется? Он выйдет на работу даже с температурой под 40, не уйдет в депрессию, не сыграет свадьбу, не выйдет в декрет? Или главная причина в том, что он не уйдет, даже если компания вовремя не выплатит зарплату?

Если у собственника временные трудности, к опытным сейлзам можно выйти и честно сказать об этом, пообещав решить проблему в кратчайшие сроки. Люди, которые видят, что компания вовремя выплачивала зарплату по хорошему чеку, вряд ли из-за одного случая с задержкой уйдут.

Кто займется обучением

Тут все зависит от объемов компании и ее потребности в сотрудниках. Если нужен один менеджер раз в два-три месяца, то его обучением спокойно может заняться тот же РОП. Он возьмет на себя часть найма ― вторичные интервью, отбор кандидатов, подключение к обучению и адаптацию.

Если компании нужно хотя бы пять кандидатов каждый месяц, я бы взял девочку на зарплату 30-50 тысяч рублей, которая была бы условным адаптатором. И возложил бы на нее обязанности по контролю хода обучения, приему тестов, сопровождению новичка в первые три дня. Чтобы она слушала его разговоры, смотрела как он работает в CRM, контролировала сделки. И только после этого, если сейлз показал хорошие результаты, передавала его РОПу.

А если продажников нужно много, например, по 35 кандидатов в месяц, стоит собрать полноценный отдел с выстроенной воронкой от старта обучения до вывода на испытательный срок. Если еще и систему автоматизировать, то у вас получится подключать к обучению 100+ кандидатов. Мы, например, используем базы знаний внутри Битрикс24, автоматизированные бизнес-системы с трекингом.

Дополнительное обучение

Как создать систему найма и обучения сейлзов, которая принесет вам 10 продажников в неделю

Наверно, у читателя сложилась картинка, что Казьмин учит сейлзов три дня, а потом бросает голенькими в глубокое ледяное озеро продаж на вольное плаванье. Это правда, но лишь отчасти.

Мы действительно ждем от менеджеров готовности быстро адаптироваться к работе и приступить к продажам. Но обучаем их на протяжении всех тех лет, которые они являются нашими сотрудниками. И сразу скажу ― без нанятых бизнес-тренеров. Да простят они меня, но я считаю модель обучения с разовым привлечением постороннего человека, ничего не знающего о внутренней системе компании, бесполезной. Он не станет разбираться в системе мотивации команды, в показателях сотрудников, не сможет в дальнейшем мониторить результаты, чтобы в случае чего изменить или улучшить систему обучения. Просто один-два раза придет в компанию и расскажет моим сотрудникам о своем опыте. Зачем?

В нашей компании мы обучаем на собственных реальных кейсах.

Например, делаем разборы звонков. У нас создан общий чат в мессенджере, туда выгружается интересный звонок одного из сейлзов. Другим менеджерам дается два дня, чтобы по определенному формату дать четкую обратную связь ― что сотрудник сделал хорошо и правильно, где ошибся, что мог сделать лучше. И такие разборы практикуем раз в пару дней.

Если в отделе продаж один сотрудник работает эффективнее других, мы просим его выступить на общей планерке и рассказать, как у него это получается. Его интересные фишки внедряем в офферы, скрипты, обработку возражений.

Еще периодически делаем тесты по системе для сейлзов, и тех, кто плохо их сдает, направляем на обучение по блоку повторно.

Иногда выпускаем собственные курсы ― симбиоз хороших курсов других продажников и наших личных кейсов и практик. Например, мой хороший знакомый Сергей Азимов выпустил крутой курс по продажам. Но если и брать его, то адаптировав под реалии нашей компании, иначе нет смысла. Обучать на общих гипотетических случаях ― не наш формат.

И мое любимое ― мастермайнды внутри отдела продаж.

Если один из сейлзов столкнулся в работе с клиентом с какой-то проблемой, которую сам не смог решить, она выносится на общее обсуждение. Отдел полным составом думает над ней, накидывает идеи, которые после будут занесены в базу знаний или документ FAQ.

Например, мы занимались перетяжкой диванов, и один клиент сперва занес мебель в дом, а после построил стену, из-за которой не может вынести из дома ничего габаритного. А на дому перетяжку качественно мы не сделаем. При этом чек услуги ― 300 тысяч рублей. Главным вопросом мастермайнда становится «Что делать?».

Так что сейлзов нужно продолжать обучать даже тогда, когда они показали эффективность работы, высокие продажи и вообще весь профессионализм.

А вот понять, развивается менеджер по продажам или нет, можно и нужно по его конверсии. Как по мне, это единственный показатель квалификации сотрудника.

Например, когда сейлз только пришел в компанию, его конверсия была 20%. На следующий месяц она выросла до 23%, потом 24, 25, 26… И с каждым разом все больше его попыток продаж превращаются в успешные. Значит, показатель стабильно растет, а менеджер развивается в естественной среде.

Но это мнение человека, который все переводит в цифры. Мне интересно: как другие собственники подходят к проверке эффективности сотрудников. Поделитесь опытом в комментариях, коллеги?

5252
77 комментариев

Тут надо смотреть детально: что именно считать текучкой. Сотрудники уходят сами или их увольняют? Это происходит из-за ошибки в найме или ошибке в системе мотивации, или из-за управления? Или из-за глобальных изменений в компании? А сотрудники, которые уходят окупили вложения в них? В общем тут, как по мне, не может быть какой-то "нормы". Для одного собственника это может быть 10% нового персонала каждый месяц, а для кого-то и 10% за три года - это много. Надо смотреть в связке со многими другими показателями, так как бизнес - это единый организм

2
Ответить

У вас сколько в среднем работает продажник? Год, два, пять лет?

1
Ответить

Обучаем, обучаем, обучаем, а потом манагер говорит ариведерчи и валит открывать собственную ип-шку 😬
Жиза

Ответить

Откуда менеджер обучается лидогенерации и производству продукта?

1
Ответить

Как узнает информацию о найме людей, о настройке IT инфраструктуры? Как может продажник построить свой бизнес, если он знает только 10% от всего пирога?

1
Ответить

Корпоративные развлечения у вас внедрены? Тимбилдинг или просто совместный отдых. Возможно есть выездные мероприятия.

Ответить

Я бы сказал, что нет. У нас из корп мероприятий внедрены только различные встречи неформальные в зуме с разными целями. У клиентов мы организовываем подобные мероприятия, в том числе и оффлайн

Ответить