Вакансия — продукт. Как рекламировать

Применение оригинальных решений и новых методик осуществления рабочей деятельности происходит при появлении новых и нестандартных задач. Именно такой задачей для крупных работодателей является процесс массового найма, вовремя, когда классические методики подбора персонала не соответствуют современным темпам развития большинства компаний.

Сегодня мы сконцентрируемся на проблемах в сфере массового трудоустройства, посмотрим на них с точки зрения работодателя, который хочет наконец-то наладить процесс найма, продвижения вакансий. Оценим портрет соискателя, который в данном случае является целевой аудиторией работодателя, и изучим новый для большинства работодателей инструмент привлечения соискателей на вакансии.

Вакансия — продукт. Как рекламировать

Глобальный рынок рекрутмента представляет собой отрасль экономики объемом около $700 млрд. При этом он уверено растет от года к году на 5%-7%, а уровень найма представителей массовых профессий растет примерно на 3%-5% также от года к году.

62% россиян подрабатывают периодически или на постоянной основе, свидетельствуют результаты исследования Русской школы управления (РШУ). Она провела опрос сотрудников компаний из разных отраслей бизнеса. В исследовании приняли участие более 700 человек.

По прогнозам аналитиков, уже к 2030 году более половины трудоустроенных Россия будет занято в трудовой деятельности без твёрдого графика и регулярной оплаты.

Приросту числа представителей массовых профессий мы обязаны отдельным его отраслям, таким как транспорт, доставка, сфера услуг, строительство и др. Консалтинг, здравоохранение, образование не генерируют высокий поток трудоустроенных.

При этом общемировой рынок труда примерно на 60% состоит из найма массовых профессий и онлайн-массовых профессий.

Под массовыми профессиями принято подразумевать отнюдь не кодеров на Pyton или маркетологов, и тех и тех на рынке труда хватает, но ни один работодатель не станет массово нанимать 1000 кодеров в разных регионах, чтобы закрыть свои кадровые потребности.

С точки зрения процессов рекрутмента в данном сегменте речь идёт о массовом подборе взаимозаменяемого персонала, для которого характерны высокая текучесть кадров, а также сравнительно низкие зарплатные/карьерные ожидания, о профессиях, которые не требуют глубокого обучения персонала.

К ним относятся синие (водители такси, курьеры, грузчики, уборщики, строители, официанты) и белые (менеджеры по продажам, операторы колл-центров, банковские служащие) воротнички.

Причем подобное разделение – нововведение XXI века. До конца XX века до бума диджитал сферы, банкинга, ритейла к массовым профессиям относили только синих воротничков, сотрудников, занимающихся регулярным физическим трудом. Теперь же в HR-науке появилось новое понятие – «массовые белые».

И да, если нанять 1000 кодеров за пару месяцев представляет собой задачу со звездочкой, то нанять 1000 курьеров или укомплектовать call-центр с нуля, представляет собой тривиальную задачу для опытных игроков HR-рынка.

На заметку. Интересный тренд выстраивается на рынке фриланса. По совокупности факторов (взаимозаменяемость отдельных профессий, частое выполнение непрофильных заказов, разрыв между изначальным образованием и фактическим трудоустройством) не менее 20% фрилансеров - представителей креативных профессий можно отнести к формирующемуся массовому сегменту «белых воротничков» с низкой квалификацией.

В России из общего количества трудоустроенных значительная часть - 52% против 48% - являются представителями массовых профессий, тем самым поддерживая огромный рынок массового найма в отечественном бизнесе. При этом, российский рынок труда отнюдь не является рынком работодателя. На 2016 год на одну вакансию в области массового найма в Москве приходилось в среднем 8 кандидатов, в регионах эта цифра была еще меньше – 6. Теперь же ситуация стала сложнее. 1,8 релевантных кандидатов на одну вакансию массового найма в Москве большинство HR-ов сочло бы успехом. Что интересно, при таком раскладе более половины работодателей умудряются ежегодно расширять свой штат. И это относится как к представителям крупного, так и среднего бизнеса.

На заметку. Не только 30% российских «синих воротничков» размещают свое резюме на джоббордах и других профильных ресурсах. *

Основная причина для подобного кризиса кроется в общей низкой безработице в стране. На данный момент она составляет всего 3.2%. Чаще всего безработные — это люди, владеющие средним (31%) или средним профессиональным образованием (39%). 80% от общего числа безработных либо не имеют опыта работы, либо имеют низкую квалификацию

Объем российского рынка рекрутмента складывается из четырех величин:

1. Долей рекрутинговых b2b-агентств, исчисляемой объёмом закрытых агентствами вакансий;

2. Выручкой, сгенерированной крупнейшими онлайн-джоббордами и измеряемой в количестве активных вакансий;

3. Расходами соискателей на размещение вакансий на платных биржах труда;

4. ФОТ HR-специалистов;

Несмотря на все достижения 21-го века, развитие общей корпоративной культуры, желание россиян зарабатывать, а работодателей платить за хорошо выполненную работу, многие владельцы компаний, руководители HR-направлений чаще всего жалуются на несколько, как нам кажется, ключевых проблем отрасли массового найма:

  • непонимание HR-ми и HR-сервисами специфик компаний и специалистов, которые этим компаниям требуются;
  • высокая конкуренция за кандидатов;
  • жесткая стандартизация подбора кандидатов через HR-сервисы;
  • низкая эффективность фильтров отсеивания кандидатов;
  • низкая эффективность автоматизированных решений;
  • слишком большая первоначальная воронка;
  • низкая эффективность автоматизированных решений;
  • слишком большая первоначальная воронка;

-

-

- меньшее количество заинтересованных кандидатов;

- высокая текучка кадров;

- низкий уровень явки на собеседования;

- проблемы с продвижением вакансии.

Начать дискуссию