Как найти будущих сотрудников техподдержки ещё в вузе: опыт Yandex Cloud
Спрос на специалистов технической поддержки значительно превышает предложение. Эта проблема есть у большинства ИТ‑компаний. Мы собрали гайд о том, как разработать образовательную программу для подготовки технических специалистов.
Одна из причин нехватки сотрудников техподдержки — кандидаты считают эту специальность непрестижной и стремятся попасть на топовые позиции в разные направления разработки. В специалистах техподдержки они видят операторов, которые работают по скрипту, ищут ответ в базе знаний и копируют его.
Ещё одна причина нехватки инженеров в том, что нет подходящих кандидатов. Часто встречаются либо те, кто фокусируется только на одной технологии, либо эникейщики — специалисты, чьего уровня знаний недостаточно, чтобы качественно решать задачи.
Крупным компаниям зачастую требуется около 300–500 инженеров техподдержки. Этих сотрудников нужно не только нанять, но и обучить. Новичку необходимо от трёх до шести месяцев, чтобы начать качественно работать с несложными запросами клиентов (уровни L0, L1). Разобраться в задачах помогают опытные сотрудники. А это дополнительные ресурсы — как денежные, так и временные.
Способы работать с вузами
Очевидно, что проделать такую объёмную работу только усилиями HR сложно. Выход — начинать привлекать студентов.
Распространённые способы сотрудничества бизнеса с вузами:
Ярмарки вакансий
Компания рассказывает о вакансиях посетителям на одной площадке с другими организациями.
Недостатки:
- трудно выделиться;
- есть сложности с выходом на «своего» кандидата;
- высокая конкуренция с другими компаниями.
Интеграция в готовый курс вуза
Компания выступает как приглашённый эксперт. Спикер может прочитать лекцию или провести практикум.
Недостатки:
- мало времени для знакомства с кандидатами;
- на занятиях больше теории, чем практики;
- нет гарантии, что выпускник выберет компанию в будущем;
- проект в большей степени решает задачи бренда работодателя, чем обучения.
Мы пошли другим путём и разработали собственный образовательный курс по клиентской поддержке. Внедрили его в учебную программу крупного регионального вуза — Поволжского государственного университета телекоммуникаций и информатики в Самаре (ПГУТИ). Набрали первый поток в октябре 2022 года и успешно выпустили его в марте 2023 года.
Это был эксперимент, с помощью которого мы хотели закрыть часть потребностей в найме.
Как создать курс для студентов
Делимся опытом и рассказываем, как разработать образовательную программу, которая поможет закрыть потребности бизнеса и подготовить сотрудников на стартовые позиции. Гайд будет полезен крупным и средним технологическим компаниям, которым трудно нанимать специалистов узкого профиля.
1. Определитесь с целями
Для нас было важно, чтобы в образовательной программе участвовали студенты старших курсов технических вузов. У них есть база знаний, которой зачастую не хватает сотрудникам аутсорсных техподдержек — с такими мы тоже успели поработать.
Важной задачей было найти подходящего партнёра — крупный технический вуз, выпускники которого уже работают в ИТ‑компаниях. Мы провели встречи с тремя российскими вузами и выбрали ПГУТИ по совокупности факторов. В частности, ПГУТИ вошёл в рейтинг лучших вузов России по уровню зарплат выпускников 2016–2021 годов по версии SuperJob. Договорились, что встроим курс Yandex Cloud в учебную программу вуза и в будущем передадим обучение его преподавателям — сначала в методической части, а затем полностью.
Чтобы мотивировать студентов пройти наш курс, предложили им трудоустройство в Yandex Cloud. Такой подход понравился и нашему партнёру — у университета появилась возможность устроить студентов на стажировку и упростить поиск работы для выпускников.
2. Рассчитайте число участников и продумайте механику отбора
Чтобы выбрать студентов для программы, мы пригласили ребят на День открытых дверей, где провели презентацию образовательной программы «Облачная академия поддержки». После этого в общий Telegram‑чат по обучению пришло более 250 человек. Мы предложили им пройти технический скрининг — на него записались 182 человека.
Для отбора мы подготовили каверзные вопросы, чтобы ответ нельзя было найти на первой странице поисковой выдачи. Вопросы в основном касались операционной системы Linux и траблшутинга сетей. Но также были и шуточные варианты, например: «Как выйти из редактора vi?».
По результатам технического скрининга отобрали 78 студентов — то есть конкурс составил примерно 2,5 человека на место.
3. Разработайте курс, который поможет прокачать необходимые навыки и компетенции
В основу курса легла наша онбординговая программа, которую мы использовали для обучения новичков. Начали сразу с лекций об архитектуре виртуализации облака и Compute Cloud. Приняли решение пропустить блок с Linux Basics — студенты, которые пришли к нам на отбор, оказались сильнее, чем мы ожидали.
Во второй части кандидаты изучали хранение и анализ данных, DevOps и автоматизацию, serverless‑продукты и customer care. В каждом блоке мы давали базовую часть, а после просили выполнить задачи — сначала лёгкие, а потом посложнее.
Лекции проходили в комбинированном формате: онлайн и офлайн. Занятия вели топовые сотрудники Yandex Cloud из технической поддержки, а также эксперты по определённым направлениям.
Все занятия были интерактивными. Для студентов мы открыли доступ к служебному облаку и, когда рассказывали о какой‑нибудь теме, сразу показывали в облаке, как это выглядит. То есть мы старались делать обучение по типу «смотри и повторяй».
Например, когда рассказывали о serverless‑продуктах, предлагали студентам создать навык для Алисы. Брали с собой станцию с голосовым помощником на занятия, чтобы ребята могли протестировать свою работу.
4. Создайте работающую систему проверки знаний
Первый этап проверки знаний — это промежуточное тестирование. Его мы провели после блока об архитектуре и Compute Cloud. Важно было убедиться, что ребята понимают, как устроена облачная инфраструктура, а также знают, как снимать с неё показания и анализировать их.
Для каждого студента мы сгенерировали задание: создали виртуальные машины с индивидуальными характеристиками и общей для всех пасхалкой, которую нужно было найти. Те, кто успешно с ним справлялся, переходили на следующий этап. В итоге из 78 студентов на курсе остались 67.
А в конце программы мы провели итоговый экзамен. Нужно было проверить, удалось ли нам получить готовых инженеров поддержки с необходимым набором знаний и навыков. Начальный уровень владения знаниями — это уметь отвечать на вопросы абстрактного характера. А высший — применять знания на практике в незнакомой ситуации с рандомными вводными.
Экзамен состоял из двух частей. На первой, теоретической, присутствовали опытные инженеры команды, которые слушали и оценивали ответы студентов по темам программы. А на второй части, практической, мы давали студенту тикет с индивидуальным заданием в Yandex Tracker. В нём была описана уникальная ситуация, в которой нужно было найти пользовательскую проблему.
Внешне все задания выглядели одинаково. Но у каждого студента была своя проблема. Такой подход позволил исключить тех учащихся, которые списывали. До финала дошли те студенты, которые разобрались в ситуации c помощью инструментов диагностики и составили корректный ответ для пользователя.
А вот что рассказывают сами участники программы:
Итоги программы
Программу успешно завершили 46 студентов — 10 из них получили оферы, а остальным мы предложили места в других технических проектах Яндекса. Кроме того, мы создали кадровый резерв и успели им воспользоваться — заменили двух человек.
Подписывайтесь на Telegram-канал Yandex Cloud, чтобы узнавать еще больше новостей и историй об IT и бизнесе.
Другие истории наших партнеров и клиентов, которые активно читают наши подписчики: