Основные скиллы, которые необходимы команде на удаленной работе. Опыт Skyeng

В преддверии нашей конференции WebDev Trends 2019 мы делимся с вами текстовой версией подкаста с Алексеем Катаевым, руководителем разработки в Skyeng. Мы поговорили о тех навыках, которые необходимы удаленной команде для эффективной работы, где они применяются и можно ли их развить.

Светлана: Всем привет! Меня зовут Светлана Петровичева и это подкаст компании GetIT, в рамках которого мы встречаемся с различными экспертами и общаемся на тему построения карьеры в IT. Сегодня у нас в гостях Алексей Катаев. Алексей представляет компанию Skyeng. Мы поговорим на тему «Основные скилы, которые необходимы команде на удаленной работе». Алексей, рада тебя видеть у нас в аудитории.

Алексей: Привет! Я тоже очень рад!

Светлана: Алексей, как ты считаешь, какие команды более эффективны, удаленные или офлайн?

Алексей: Мне часто задают этот вопрос. Проблема в том, что в офлайн у меня мало опыта. Мне трудно сравнивать. Последние 4 года я работаю онлайн, до этого я практически не был в разработке. Могу сравнивать только на основании того, что мне говорят разработчики. Для кого-то удаленная работа гораздо эффективнее, а кто-то говорит, что разницы нет. Мы даже опрос проводили, маленький процент человек за то, что офисная работа эффективнее удаленной.

Светлана: Скажи, есть какие-то требования к сотрудникам, которых ты нанимаешь?

Алексей: Смотри, если бы я нанимал в офис или нанимал удаленно, я бы не делал никакой разницы. У нас есть формальный вопрос на собеседовании — был ли опыт удаленной работы. Мы ставим маленький плюсик, если опыт есть и он удачный. В целом, нам очень важна мотивация, важно, чтобы человек приходил работать не из-за удаленной работы, чтобы ему нравился проект, компания. Ничего особенного. Все остальное — это обычные технические вопросы, вопросы о мотивации, кейсы о менеджменте. Нет особой специфики.

Светлана: Обращаете ли вы внимание на то, был ли у человека опыт удаленной работы? Работал ли он в распределенной команде или нет?

Алексей: Мы, может, и обращаем на это внимание, но это точно не один из ключевых параметров, исходя из которого мы берем человека или нет. Конечно, для того чтобы работать удаленно нужны особые скилы: тайм-менеджмент, самодисциплина, внутренняя мотивация. Это все очень трудно проверить на собеседовании, хоть ты их 10 проведи. Поэтому, все раскрывается на испытательном сроке или даже после него.

Светлана: Скажи, с какими проблемами вы сталкиваетесь в удаленной работе, и как вы их преодолеваете?

Алексей: Смотри, опять же, если бы я до этого работал в офисе, а потом начал работать удаленно, наверное, у меня был бы список каких-то вопросов. А так я не могу точно классифицировать эти проблемы. В целом, из таких топ-проблем, это разные часовые пояса. До этого я работал в команде, где у нас не было чуваков, которые были бы очень далеко. Сейчас есть из Хабаровска, Читы. На самом деле есть проблемы с синхронизацией, то есть ты пишешь человеку, а он — блин, я вообще уже сплю. Мы стараемся выстроить схему нашей работы так, чтобы как можно меньше зависеть от этих быстрых ответов. У нас нет синхронных процессов, мы ориентированы на результат, а не на взаимодействие.

Светлана: А что насчет инфраструктуры? Какими пользуетесь CRM, либо, может, планировщиками для организации удаленной работы?

Алексей: Мы используем Jira, как таск-трекер. Я думаю, что это не зависит, удаленно вы работаете или нет. Также есть обязательный тайм-трекинг. Мы вносим свои логи вручную тоже в Jira. Все остальные инструменты, я думаю, стандартные для всех IT-компаний: Slack, Trello и т. д. Trello мы используем вместо Jira, когда нужно быстро организовать процесс. Кроме того, пользуемся Google для созвонов, потому что он платформенный, у всех работает. У нас корпоративная версия, что позволяет нам делать записи всех встреч.

Светлана: Супер, мне кажется, что это очень эффективно. Например, встречи могут посмотреть те, кто ее пропустил, да?

Алексей: Да, если это, допустим, демо в конце недели или презентация планов. Это самые популярное записи. Не все представители бизнеса могут сразу посмотреть, что сделала команда. Потом они просматривают записи на скорости 2х, самые интересные для них моменты, вместо 40 мин присутствия на самой встрече. Кстати, ты спросила про инфраструктуру. У нас есть отдельная команда, которая как раз занимаются тем, что создает этот периметр. У нас есть VPN, тестинги, Jenkins, все защищено. В общем, нужен общий VPN, чтобы подключиться к внутренней сети, но это тоже не важно, удаленная команда или нет, у всех примерно одинаково.

Светлана: Как ты считаешь, какие плюсы и минусы в удаленной работе?

Алексей: Смотри, тут можно разделить на две части. Я себя отождествляю с двумя людьми. Один, это человек, который работает из дома, а второй — это работодатель, потому что я нанимаю людей и забочусь об интересах компании. Если смотреть на меня, как на человека работающего удаленно, я сам сейчас живу в Калининграде, то тут одни плюсы. Во-первых, у меня тот график, который мне удобен. У меня он довольно жесткий, но я могу вставать, когда я хочу, работать так, как мне удобно и заканчивать тогда, когда мне удобно. Я не привязан к часам в офисе или к транспорту, мне не нужно стоять в пробках. И, знаешь, некоторым людям удобно работать, например, не скажу, что ночью, но поздно вечером. Поэтому, все очень удобно и никак не привязано к внешнему миру. Во-вторых, это инфраструктура. У меня удобный стол, нужное количество мониторов, оборудованный кабинет. Я все сделал так, как я хочу, а не как сделала компания, одинаково для 500 человек. В-третьих, я могу продуктивно работать, концентрироваться на своих задачах, меня не отвлекают. У меня включен везде Slack. Если я делаю какую-то задачу, я занимаюсь ей 2-3 часа подряд и меня никто не беспокоит. Мне кажется, тайм-менеджмент и продуктивность занимают первое место. Кстати, совмещать путешествия и работу, например, с пляжа или яхты, наверное, это я в меньшей степени практикую. Я стараюсь разделять отдых и работу. Если смотреть с точки зрения компании, из плюсов, в первую очередь, это найм. Мы можем нанимать гораздо больше людей. По рынку в Москве ты достаточно ограничен, это все те же люди, которых рекрутеры друг у друга переманивают. Сейчас мы получаем гораздо больше рынка, потому что еще очень мало компаний предоставляют удаленную работу. Все, наверное. А такие плюсы, типа экономии денег на площадях, это не очень релевантно для нас.

Светлана: Скажи, минусы ты видишь в таком виде работы?

Алексей: Все эти минусы, которые приходят к тебе в голову, на самом деле есть. О них нужно знать и работать с ними. Возьмем встречу, например, по техническому осуществлению версии 3.0 нашего продукта. Я бы предпочел, конечно, собраться в комнате и обсудить все вместе, чем мы бы собирались в конфу. Кто-то прерывается, плохой интернет и т. д. Это очень раздражает. Когда ты так работаешь несколько лет, ты знаешь подходящие инструменты, да и интернет становится лучше. К этому привыкаешь и все ок. Это вопросы, с которыми мы научились работать. Ну, и да, проблема с поясами. С ней тоже нужно уметь работать. Не просто сидеть и мириться, что человек спит, а выстроить работу, чтобы с этим было все ок. И, может, мы могли бы нанимать больше людей с меньшими требованиями к самодисциплине, но это покрывается тем, что у нас есть доступ ко всем регионам, поэтому не будет минуса в этом, наверное.

Светлана: Супер, скажи, как ты отбираешь людей в команду, на какие скилы обращаешь внимание? Какие у тебя требования к софт и хард скилам?

Алексей: Я так навскидку не скажу. У меня есть такая форма, которая выстроена годами, с формализованными требованиями, критериями, где я ставлю оценки. В основном я собеседую тимлидов и делаю упор, конечно, на софт скилы. Есть всего один раздел про техническую часть, чтобы просто понять, что у чувака высокий уровень. В остальном кейсы по менеджменту, найму людей, увольнению, развитию, тому, как ты работаешь с командой, как ведешь ОС и т. д. Все то, что требуется от тимлида с точки зрения менеджера. Нам не подходят просто сеньоры, которые хотят стать тимлидами, нам нужны скилы работы с людьми.

Светлана: Получается прокачанные достаточно?

Алексей: Да.

Светлана: Есть ли сложности контроля удаленной команды?

Алексей: Если мы говорим о том, как контролировать, работает человек или нет, то в удаленной команде это делать просто. Если ты сидишь в офисе и видишь, что человек сидит за компьютером, что-то набирает, ты можешь, конечно, сделать вывод, что он работает, максимально выкладывается, но это не факт. А если это удаленная команда, то все, что ты можешь посмотреть, это то, что человек сделал, какой результат принес. Мы стараемся выстроить систему, где мы смотрим только на результат. Если говорить про команды, то есть бизнесовые метрики, планы, еженедельные демо. Ты показываешь, что ты сделал, как это отразилось на бизнесе. Здесь уже трудно просидеть 5 дней что-то набирая на клавиатуре, нам важно показать результат. А как человек часто ходил на кухню или еще куда-то, это не так важно. У нас, конечно, есть ворклоги, но мы к ним не прибегаем для контроля. Мы используем их для аналитики. Считаем, как точно мы оцениваем задачи, сколько времени уходит на коммуникацию, сколько на code review, сколько на задачу. Но не для контроля.

Светлана: Супер! Как ты считаешь, на что тратится время в удаленной команде? Тратят ли удаленные сотрудники время впустую?

Алексей: Я думаю, у всех тратится время впустую. Я думаю, что у большей части людей, которые работают, тратится время впустую. Над этим нужно работать. Не зависит, удаленная ли это команда. Мы часто делаем вещи, которые не очень важны, если мы говорим о достижении целей. Либо этих целей нет, просто что-то делаем. Не думаю, что здесь есть какая-то специфика.

Светлана: Я поняла. А кому бы ты не рекомендовал работать удаленно? Есть ли такая категория людей?

Алексей: Думаю, если у тебя есть супер-потребность в живом человеческом общении, и ты будешь страдать,что тебе придется одному работать дома, со своей семьей, наверное, для тебя это будет критичным фактором. Но ты можешь приходить в офис. У нас есть офисы в разных городах, где люди собираются и работают вместе. И в Москве тоже. Как раз для людей, которые не могут сидеть дома одни. Если у тебя есть такая потребность, тебе необходимо приходить на работу потусоваться, то да. Таким людям работать удаленно меньше подходит. Потому что здесь больше о работе, результате, а не о тусовке.

Светлана: А если возникает ощущение, что ты вроде и дома, и на работе? Чувствуешь, что твоя жизнь становится работой, потому что работа — дома. Как с этим бороться?

Алексей: Я понимаю, о чем ты говоришь. Существуют некоторые техники. Есть гайд по удаленной работе. Там много советов о том, как это побороть. Кстати, они даже пишут, что люди на удаленке склонны работать даже больше, а не меньше, потому что не могут встать и в 19.00 поехать домой. Как я работаю? У меня жесткий график. Я начинаю работу в 8.00 и в 20.00 строго заканчиваю. Я все закрываю, иду читать статьи, смотреть видосики, проводить время с семьей. Тайм-менеджмент здесь очень помогает. Требуется время, чтобы этому научиться. На выходных я вообще не работаю. Это строгое ограничение. И у меня дома отдельный кабинет, где я могу работать, не отвлекаясь ни на что. Я выхожу из кабинета и там уже другая жизнь.

Светлана: Что бы ты мог порекомендовать людям, которые только начинают работать удаленно? Как начать себя контролировать, чтобы работа не заняла все пространство, чтобы осталось время для вылазки в кафе с друзьями или еще на что-то?

Алексей: Я люблю рекомендовать книгу Максима Дорофеева «Джедайские техники. Как воспитать свою обезьяну, опустошить инбокс и сберечь мыслетопливо». Не важно, работаешь ты удаленно или нет, она помогает, там много реальных советов по тайм-менеджменту. Я думаю, это must к прочтению, для тех, кто работает удаленно. Тайм-менеджмент — это скил номер один. Ну, и как я уже говорил, гайд, он вроде называется Remote Guide. Он гораздо короче, чем книга, и его стоит прочитать. Потраченное время обязательно окупится.

Светлана: Алексей, большое спасибо! Очень приятно с тобой пообщаться! Очень масштабируемая тема, история нашего будущего. Мы живем в век digital, нам нужно уметь работать через разные инструменты, которые мы сами и создаем. Большое спасибо, очень ценная информация! Всем напоминаю, что это был подкаст компании GetIT. Снами был Алексей Катаев, компания Skyeng. Хорошего тебе дня, большое спасибо!

Алексей: Да, спасибо, тебе тоже, всем пока!

Светлана: Пока!

Хотите узнать больше о Soft Skills в разработке? 27 сентября присоединяйтесь к нам на конференции WebDev Trends 2019. В секции Soft Skills поговорим о том, как начать выступать; повысить свою стоимость на рынке труда; строить команды, писать тех. статьи и зачем вообще эти soft skills придумали. :) Также доступно онлайн-участие.

44
2 комментария

Слишком много одной компании. А другие есть?

Ответить

Скорой будут! 

Ответить