Советы трансформирующимся

Я работаю маркетологом в компании, которая занимается разработкой решений для работы с данными на платформе Qlik. Мне приходится разбираться в том, что стоит за любым из модных слов. Так-называемых buzzwords.

Похоже, «цифровая трансформация» будет самым удачным понятием, которое в конце года поможет рассказать о проблемах корпоративных ИТ в 2019. Потому что сейчас это краеугольный камень.

Советы трансформирующимся

С одной стороны, “цифровая трансформация” интересует всех без исключения лидеров крупнейших компаний. Они ежедневно слышат о том, что без “трансформации” проиграют конкуренцию и тогда придется уйти с рынка. Такое случается, примеры есть. С другой стороны, никто не готов сколь-нибудь четко определить “цифровую трансформацию”. В словаре любого руководителя уже есть Agile, Big Data, KPI, AI и, возможно, OKR. Наверняка есть облака и Kubernets. Но мы не знаем, насколько этот список полный.

Недавно Найджел Фенвик (Nigel Fenwick) из Forrester Research в своем блоге дал несколько советов о том, как компаниям стоило бы смотреть на цифровую трансформацию. В советах ничего революционного. Но они интересны хотя бы по той причине, что отвечают на вопрос о вполне конкретных шагах в сторону цифровой трансформации.

По мнению Фенвика, ожидания от “цифровой трансформации” оправданы не всегда. Это связано с тем, что под “трансформацией” принято понимать что угодно — любую “оцифровку”, либо перенос приложения в облако, либо какое-то усовершенствование уже используемой технологии. Но вместо этого лучше внимательнее посмотреть на само слово “трансформация” и найти ответ на два вопроса. Первый: от чего уйти? Второй: во что превратиться?

Найджел Фенвик предлагает четыре совета.

1) Уйти от продукто-центричного взгляда.

По мнению Найджела, традиционно компании привыкли фокусировался на продуктах и их дистрибуции. Команды, создающие успешные продукты, со временем усиливаются внутри организации и выигрывают конкуренцию у коллег за ресурсы, которые им дают сервисные подразделения — финансы, HR, IT-служба или маркетинг.

Этот подход к организации процессов приводит к так-называемому “эффекту бункера” — ситуации, когда разные департаменты не слышат друг друга. Это может приводить к ошибкам и кризисам. Эффект был описан Джиллиан Тэтт (Gillian Tett) в книге “The Silo Effect”.

2) Прийти к потребителю — научиться работать не над своим продуктом, а над тем, что получает потребитель.

Цифровая трансформация могла бы состоять в том, чтобы переключить внимание с продукта на клиента. Бизнес может строиться вокруг того, что получает клиент — вокруг “плюшек клиента” (как бы перевести “customer outcomes”?)

Такая трансформация требует как минимум двух вещей: (1) культуры внутри организации и (2) способности учитывать обратную связь от потребителей. Главное здесь — это сама структура бизнес-подразделения, которая должна измениться. Потому что теперь от нее будет требоваться постоянно учитывать опыт и постоянно улучшать то, что получает потребитель.

Переход не может случиться одномоментно. Это постепенный процесс. Для трансформации потребуются сотни изменений. Стратегия, которая нужна для трансформации — вовсе не цифровая стратегия. Речь идет о бизнес-стратегии, которая направлена на то, чтобы перейти к модели предоставления услуг, в которой сразу учитываются результаты для потребителя.

3) Выбрать партнеров, оценив их взгляд на “трансформацию”.

По мнению Найджела, чтобы трансформироваться, придется построить партнерскую экосистему — привлечь партнеров, обладающих ресурсами в своих областях. Их задача будет состоять в предоставлении технологий для решения самых разных задач.

Здесь Найджел Фенвик рекомендует внимательно смотреть на технологических партнеров. По его мнению, если вендор или консультант просто переименовал свои традиционные сервисы в “цифровую трансформацию”, то его опыт способен лишь помочь с управлением устаревшими технологиями. Стоит искать партнеров с таким набором возможностей, которые дополнят команду и при этом смогут предложить такие технические инструменты, которые можно будет применить немедленно.

4) Выбрать технологических партнеров, которые станут катализатором изменений.

Бизнес-модель консалтинговых компаний сегодня меняется. От продажи человеко-часов они уходят в сторону гибридных предложений, которые включают также и предоставление технологичных услуг. Сервис-провайдерам, чтобы добиться успеха, приходится предлагать заказчикам свои уникальные технологии.

Поставщики услуг помогают клиентам применять технологии. Многие из них пишут код и создают информационные системы. Они пытаются тиражировать на новых заказчиков свой опыт и решения, разработанные в ходе реализации существующих проектов. В результате каждый год на рынок поступают сотни новых приложений и все время открываются новые способы использовать данные.

Предлагаемые сегодня сервисы дают целый ряд возможностей. Это оптимизация цен, новые способы обучения, платформы “low-code” (“без программирования”). Технологий и возможностей так много, что их трудно классифицировать, трудно в них разобраться в них.

Чтобы помочь разобраться , компания Найджела Фенвика, то есть Forrester Research, выпустила отчет “Global Digital Business Transformation Accelerators”, в котором сравнивает между собой 15 консалтинговых компаний, которые могли бы стать катализатором цифровой трансформации.

Любопытно, что в этом списке сегодня компании, которые пришли в консалтинг из самых разных областей — информационных технологий (IBM iX, Hewlett Packard Enterprise), рекламы (Publicis), заказной разработки (Wipro, Infosys, Tata), управленческого и финансового консалтинга (EY, PwC, KPMG, Deloitte). Причем большинство оказались здесь благодаря серии поглощений других консалтинговых бизнесов.

Второе исследование, на которое можно обратить внимание для планирования шагов по цифровой трансформации — это вышедшая в сентябре книга “Digital @ Scale”, которую в соавторстве написали несколько консультантов из McKensey. Книгу я не читал, но её презентация Владимиром Кулагиным на Youtube дает неплохое представление о том, в какую сторону можно посмотреть.

На мой взгляд, тезисы McKensey неплохо перекликаются с тем, что говорит Forrester Research. Здесь речь идет о четырех факторах успеха и, соответственно, советах:

1. Создание культуры постоянных изменений и поиска инновационных решений.

2. Освоение инструментария индустрии 4.0: автоматизации и роботизации процессов, их взаимодействия между собой.

3. Умение выстраивать внешние партнерства — речь именно об открытых внешних партнерствах. Это как раз то, что позволит выстроить экосистему партнеров.

4. Культура “тестировать и учиться” (test & learn). Речь прежде всего о культуре отношения к ошибкам, которая не позволит завязнуть в результатах того или иного проекта, а поможет смотреть на общую картину движения к поставленной цели.

От себя могу добавить пару выводов. В цифровой трансформации неопределенности больше, чем кажется. Есть ощущение, крупным игрокам придется непросто на этом пути. Возможно, те стартапы, которые изначально создавались исходя из нашей теперь уже цифровой действительности, обладают колоссальным преимуществом перед неповоротливыми монстрами. Однако, монстрам повезло — у них есть деньги на консультантов :)

Наверняка, уже через год мы станем рассуждать о “цифровой трансформации” как-то иначе. В распоряжении появится больше кейсов, где можно подсмотреть именно трансформацию: “было так — стало так”. Появятся новые buzzwords. Их снова придется наполнять смыслом.

Неизменным останется лишь топливо, на котором весь бизнес планирует работать в обозримом будущем. Этим топливом будут данные. Внутренние, которые уже есть в кассовых аппаратах, ERP, CRM, 1С, и внешние — о доступности которых мы, возможно, пока не знаем.

С этого и надо начинать.

Источники:

Статья в блоге Найджела Фенвика: https://go.forrester.com/blogs/accelerate-digital-transformation-2/

Исследование Forrester Research: https://reprints.forrester.com/#/assets/2/1485/RES143418/reports

Видео-презентация книги «Digital @ Scale», выпущенной McKensey и написанной Владимиром Кулагиным, Александром Сухаревски и Юргеном Меффертом: https://youtu.be/b29ghJpzoyk

Статья Дмитрия Бутрина про книжку «Digital @ Scale» в газете Коммерсантъ (он ироничен, хотя серьезно считает цифровую трансформацию обыденностью): https://www.kommersant.ru/doc/4109691

11
2 комментария

Прочитал половину - вода, вода, вода. Не стал дочитывать.

Ответить

То, что показалось интересным мне, не обязательно должно быть интересно вам. Это нормально :)

Ответить