Как бороться с синдромом самозванца: история одного тимлида и простые советы

В новом выпуске подкаста «Тимлид Позвонит» мы поговорили об этом странном ощущении, которое накрывает многих, кто впервые становится у руля команды: что ты недостоин, не справляешься и вообще стал руководителем случайно.

Роман Салихов
Роман Салихов

Свою историю борьбы с этой психологической ловушкой рассказала Екатерина Митусова из Wrike. Ниже вы найдёте выжимку из выпуска, а также все полезные ссылки. Передаём слово Кате.

Первый квартал внутренний критик и синдром самозванца были моими двумя лучшими друзьями. Я с ними общалась каждый день. Систематически. И просто не могла расслабиться. Считала, что недостаточно сделала, недостаточно взяла задач, недостаточно хороша и вообще…

Мне казалось, что я должна быть супертимлидом с первого дня

Я была классным customer success manager (человек, который помогает клиентам компании научиться получать максимум пользы от продукта), в себе не сомневалась, у меня была история рабочих побед. Когда я стала тимлидом, у меня не было доказательств, что я хороший тимлид, хотя это мне говорили команда, мой менеджер и моя интуиция. Но пока я сама для себя не доказала, что я молодец, эти сомнения тащили меня вниз.

За первые полгода в должности точно была пара дней, когда я думала: «Ну всё, надо собирать свои вещи, потому что я недостаточно хороша для этой работы». Ситуация из жизни: у меня четыре человека в команде, я ищу ещё четверых и при этом продолжаю работать с портфолио своих клиентов. С точки зрения работы с клиентами я не достигла метрик — буквально на 0,5–1%, но для меня это был провал из провалов.

И одно время я находилась в таком эмоциональном чистилище между амбициями и интересом с одной стороны. И страхом и чувством, что я недостаточно хороша для новой позиции, — с другой.

  • Во-первых, мне казалось, будто я должна знать ответы на все вопросы своей команды — факт, что нет, я не всё знаю, даже не рассматривался.
  • Во-вторых, я думала: «Ну всё, сейчас всем дам промоушн и все возможности». Но это не всегда происходило.
  • В-третьих, я считала, что если не отвечу на любой вопрос сегодня, то случится страшное. И отвечала всем в режиме 24/7. Мозг работал по модели «да, но». Вроде ты и молодец, но вот «5 февраля ты ответила не в 20:00, а на следующий день».

Такие вещи постоянно прокручивались в голове. Это было сложно. Казалось, у меня была профессиональная шизофрения.

Твои ожидания — это твои проблемы. А не проблемы команды. Да, так бывает

Одна из ловушек, в которую я попала, называется «А вот я». Когда мне надо было помогать ребятам, я ставила себя в пример. А нужно было забыть своё «я» и фокусироваться на команде, на человеке.

Мне казалось: вот это не работает, тут коммуникация плохая, тут процесс не такой. Вместо того чтобы делегировать или спросить у команды, что им нужнее, то есть провести такую валидацию с реальностью, я сформулировала ожидания и взвалила всё на себя. Это было неправильно.

Конечно, многое шло от нехватки опыта. Ведь энергию тимлида тоже нужно научиться направлять в правильное русло. Как сотруднику мне нравилась проектная работа, чтобы был результат. Но на позиции тимлида, мне кажется, это не совсем правильная стратегия. Тебе больше нужно фокусироваться на процессах, на людях. Не фокусироваться только на результатах — мне это очень помогло.

«Это было в “Симпсонах”»: простые вещи, которые помогли перебороть страх неудач

Я решила изучить матчасть и прочитала достаточно много по теме. В частности, нашла интересный перевод на «Хабре», где разбирали пять типов синдромов самозванца. Я диагностировала у себя тип «эксперт» — человек, который должен знать всё.

Когда у тебя не может быть неправильных ответов, это очень мешает. Особенно если ты сталкиваешься с фидбеком в виде критики, что ты что-то делаешь не так. С этого момента у тебя на плече «вырастает» собственный внутренний критик, который сначала шепчет, а потом прямо орёт в ухо: «Не надо этого делать, всё провалится, не надо даже начинать».

То, что мне помогло, — визуализировать его, чтобы полностью убрать к нему уважение. Мне в голову пришла, знаете, Crazy Cat Woman из «Симпсонов» — та сумасшедшая мультяшная бабка, что ходила по улицам, кричала и кидалась кошками. Это очень помогло. Как только внутренний критик поднимал голос, я сразу представляла себе образ и думала: «Господи, кого же я слушаю».

А ещё — может быть, это прозвучит смешно, — когда мне было тяжело, я заставляла себя находить, что же я делала хорошо. И делала такой список — три победы дня. Ведь всегда можно выписать 25 пунктов про то, что же ты сделал плохо. Найти то, что сделано хорошо, бывает сложно — не потому, что хорошего нет, а потому, что часто ты фокусируешься только на негативном опыте. Не надо так.

Полная история Кати на Youtube

P.S.Расскажите, как вы боролись с подобными проблемами. Иногда даже «очевидные» вещи становятся открытием и подспорьем для других.

P.P.S. А мы продолжаем проект: пишите в личку или в Telegram @yeskelaveenrok, если хотели бы рассказать о своём опыте тимлидерства — и тимлид позвонит ;)

4040
48 комментариев

Комментарий недоступен

11

Ну тут на мой взгляд, весьма спорно. Если вы на работе используете эти термины постоянно, то привыкаете к ним и не особо задумываетесь о том, как они переводятся или как будут звучать на русском. Обычно в общемнии с кем-то, опираясь на собственный опыт, подобные термины не понимают только родители, поэтому им я если что-то и рассказываю, то в "переводе" на понятный язык, да. А те, кто в теме, поймёт и так. Конкретно меня не коробило употребление этих слов. ЧЯДНТ?

1

Почти готовый урок от Skyeng получился)

я вроде не тимлид, а полезно оказалось прочитать

хотя, продакт – тоже тимлид (команда-то есть), так что всё логично

\(o__O)/

6

Каждый из нас немножко тимлид)

3

Синдром самозванца - это нормальное состояние в новой команде. Гораздо хуже, когда после долгого времени работы и успехов (больших или малых) вдруг владелец или другой кто из больших начинает принижать тимлида. Лично или перед командой. 

5

Даниил, а если сталкивались с таким - расскажите, как боролись?