Карьера
Skyeng
13 448

Как бороться с синдромом самозванца: история одного тимлида и простые советы

В новом выпуске подкаста «Тимлид Позвонит» мы поговорили об этом странном ощущении, которое накрывает многих, кто впервые становится у руля команды: что ты недостоин, не справляешься и вообще стал руководителем случайно.

В закладки
Аудио
Роман Салихов

Свою историю борьбы с этой психологической ловушкой рассказала Екатерина Митусова из Wrike. Ниже вы найдёте выжимку из выпуска, а также все полезные ссылки. Передаём слово Кате.

Первый квартал внутренний критик и синдром самозванца были моими двумя лучшими друзьями. Я с ними общалась каждый день. Систематически. И просто не могла расслабиться. Считала, что недостаточно сделала, недостаточно взяла задач, недостаточно хороша и вообще…

Мне казалось, что я должна быть супертимлидом с первого дня

Я была классным customer success manager (человек, который помогает клиентам компании научиться получать максимум пользы от продукта), в себе не сомневалась, у меня была история рабочих побед. Когда я стала тимлидом, у меня не было доказательств, что я хороший тимлид, хотя это мне говорили команда, мой менеджер и моя интуиция. Но пока я сама для себя не доказала, что я молодец, эти сомнения тащили меня вниз.

За первые полгода в должности точно была пара дней, когда я думала: «Ну всё, надо собирать свои вещи, потому что я недостаточно хороша для этой работы». Ситуация из жизни: у меня четыре человека в команде, я ищу ещё четверых и при этом продолжаю работать с портфолио своих клиентов. С точки зрения работы с клиентами я не достигла метрик — буквально на 0,5–1%, но для меня это был провал из провалов.

И одно время я находилась в таком эмоциональном чистилище между амбициями и интересом с одной стороны. И страхом и чувством, что я недостаточно хороша для новой позиции, — с другой.

  • Во-первых, мне казалось, будто я должна знать ответы на все вопросы своей команды — факт, что нет, я не всё знаю, даже не рассматривался.
  • Во-вторых, я думала: «Ну всё, сейчас всем дам промоушн и все возможности». Но это не всегда происходило.
  • В-третьих, я считала, что если не отвечу на любой вопрос сегодня, то случится страшное. И отвечала всем в режиме 24/7. Мозг работал по модели «да, но». Вроде ты и молодец, но вот «5 февраля ты ответила не в 20:00, а на следующий день».

Такие вещи постоянно прокручивались в голове. Это было сложно. Казалось, у меня была профессиональная шизофрения.

Твои ожидания — это твои проблемы. А не проблемы команды. Да, так бывает

Одна из ловушек, в которую я попала, называется «А вот я». Когда мне надо было помогать ребятам, я ставила себя в пример. А нужно было забыть своё «я» и фокусироваться на команде, на человеке.

Мне казалось: вот это не работает, тут коммуникация плохая, тут процесс не такой. Вместо того чтобы делегировать или спросить у команды, что им нужнее, то есть провести такую валидацию с реальностью, я сформулировала ожидания и взвалила всё на себя. Это было неправильно.

Конечно, многое шло от нехватки опыта. Ведь энергию тимлида тоже нужно научиться направлять в правильное русло. Как сотруднику мне нравилась проектная работа, чтобы был результат. Но на позиции тимлида, мне кажется, это не совсем правильная стратегия. Тебе больше нужно фокусироваться на процессах, на людях. Не фокусироваться только на результатах — мне это очень помогло.

«Это было в “Симпсонах”»: простые вещи, которые помогли перебороть страх неудач

Я решила изучить матчасть и прочитала достаточно много по теме. В частности, нашла интересный перевод на «Хабре», где разбирали пять типов синдромов самозванца. Я диагностировала у себя тип «эксперт» — человек, который должен знать всё.

Когда у тебя не может быть неправильных ответов, это очень мешает. Особенно если ты сталкиваешься с фидбеком в виде критики, что ты что-то делаешь не так. С этого момента у тебя на плече «вырастает» собственный внутренний критик, который сначала шепчет, а потом прямо орёт в ухо: «Не надо этого делать, всё провалится, не надо даже начинать».

То, что мне помогло, — визуализировать его, чтобы полностью убрать к нему уважение. Мне в голову пришла, знаете, Crazy Cat Woman из «Симпсонов» — та сумасшедшая мультяшная бабка, что ходила по улицам, кричала и кидалась кошками. Это очень помогло. Как только внутренний критик поднимал голос, я сразу представляла себе образ и думала: «Господи, кого же я слушаю».

А ещё — может быть, это прозвучит смешно, — когда мне было тяжело, я заставляла себя находить, что же я делала хорошо. И делала такой список — три победы дня. Ведь всегда можно выписать 25 пунктов про то, что же ты сделал плохо. Найти то, что сделано хорошо, бывает сложно — не потому, что хорошего нет, а потому, что часто ты фокусируешься только на негативном опыте. Не надо так.

Полная история Кати на Youtube

P.S.Расскажите, как вы боролись с подобными проблемами. Иногда даже «очевидные» вещи становятся открытием и подспорьем для других.

P.P.S. А мы продолжаем проект: пишите в личку или в Telegram @yeskelaveenrok, если хотели бы рассказать о своём опыте тимлидерства — и тимлид позвонит ;)

Материал опубликован пользователем.
Нажмите кнопку «Написать», чтобы поделиться мнением или рассказать о своём проекте.

Написать
{ "author_name": "Skyeng", "author_type": "editor", "tags": [], "comments": 48, "likes": 40, "favorites": 162, "is_advertisement": false, "subsite_label": "hr", "id": 88266, "is_wide": false, "is_ugc": false, "date": "Wed, 16 Oct 2019 11:48:47 +0300", "is_special": false }
0
{ "id": 88266, "author_id": 199517, "diff_limit": 1000, "urls": {"diff":"\/comments\/88266\/get","add":"\/comments\/88266\/add","edit":"\/comments\/edit","remove":"\/admin\/comments\/remove","pin":"\/admin\/comments\/pin","get4edit":"\/comments\/get4edit","complain":"\/comments\/complain","load_more":"\/comments\/loading\/88266"}, "attach_limit": 2, "max_comment_text_length": 5000, "subsite_id": 199121, "last_count_and_date": null }
48 комментариев
Популярные
По порядку
Написать комментарий...
11

Екатерина, учите русский, потому что по речи слышно, как Вы делаете паузы, думаю сказать что-то по русски или по английски. Что больше всего напрягает, так это то, что после употребления англицизма идет его расшифровка на русский(например, фидбек - потом 10 слов чтобы в конце выдать что это было замечание от випи). Это следствие того, что англицизм иногда слишком абстрактный в контексте русского языка - нет понимания было ли это замечание или хороший отзыв итп.  В итоге 50% речи просто вода. 90% терминов имеют устоявшиеся синонимы в русском языке. Айм соу сори за резкость.

ВиПи - это вице-президент?
Ван ту ван - наедине, лицом к лицу, лично.
Фидбек - обратная связь, замечание, пожелание, просьба.
Адженда - план действий.
Перформанс девелопмент - повышение эффективности.
Таргет - цель 
Директ фидбек - непосредственный оклик, непосредственное замечание, притензия
Скил - навыки
Промоушен - продвижение, повышение
Коуч - тренер, учитель
Митинг - встреча, совещание
Бэк лог - это что? :) Ретроспектива, анализ своих действий?
Софт скилз - ответсвенный, обоятельный, внимательный, обходительный, заботливый, пунктуальный. Нельзя сказать - у него крутые софт склиз - человек не может быть хорош во всем. 

Я не против англицизмов, но лучше их использовать для обозначения предметного термина, если в русском языке нет устоявшегося аналога. Вот вам пример: пилоты эйрбасов, боингов летающих по России общаются на английском языке, когда речь идет об управлении самолетом. Это необходимо для исключения разночтений и понимания необходимых действий. Вы же не самозванец и не боитесь, что если не назовете совещание митингом о Вас могут подумать, что вы не профессионал? :)

Отговорки типа, я училась в США, у нас много иностранных клиентов, в русском языке нет таких слов - не прокатит :) 

Гуд лак :)

Ответить
1

Ну тут на мой взгляд, весьма спорно. Если вы на работе используете эти термины постоянно, то привыкаете к ним и не особо задумываетесь о том, как они переводятся или как будут звучать на русском. Обычно в общемнии с кем-то, опираясь на собственный опыт, подобные термины не понимают только родители, поэтому им я если что-то и рассказываю, то в "переводе" на понятный язык, да. А те, кто в теме, поймёт и так. Конкретно меня не коробило употребление этих слов. ЧЯДНТ?

Ответить
5

Опять стандартная отмаза - я так на работе привык. На работе вас каждый день слышат одни и те же люди, и они привыкли к таким словам и оборотам. Это нормально. Но это же не работа, а интервью для широкой публики. Мало того, все слова, котрые я перечислил не являются терминами из како-либо предметной области. Еще раз повторяю, тут проблема не англицизмах, а в том, что человек употребляя их, далее начинает расскрывать их значение. Я уже не говорю про какие-то шутеечки, эпитеты, фразеологические обороты, котрыми можно было бы украсить речь. В общем, тут кроме зарубежных слов ещё куча вопросов :) Я сомневаюсь, что Вы можете подойти к человеку и сказать: Петя, мне надо с тобой ван ту ван перетереть, не совсем понятны таргеты, которые вчера випи в фидбеке обозначил :D

Ответить
0

Эти слова же не с потолка взялись. И используются не в какой-то одной конкретной компании, а некоторый "стандарт". Ну а про Петю... Нужно всё же различать бытовую речь от профессиональной/предметной.
Но опять же, это вкусовщина и спор о том, кому как удобнее, кто как привык. )

Ответить
0

Да нету тут никакой профессиональной речи, в том то и оно :) Девочка просто рассказала о своих переживаниях, вызванными недостатками опыта в начале карьеры (банальное отсутствие опыта и эмоционального интеллекта в силу молодости ). Если бы она разбирала конкретные кейсес и таскс, которые они решили со своей командой, приведя результирующую статистику, то всякие таргеты и лиды были бы уместны, так как они используются и так же именуются в профессиональных инструментах и отчетах.

Ответить
0

При этом, я не пытаюсь вас убедить, что вы живёте неправильно или в прошлом. Есть российские компании с русскоговорящими сотрудниками – там скорее всего принято использовать слово "совещание", если мы говорим про зарубежные, со штатом не только русскоговорящих, но и какими-нибудь другими коллегами, то тут уже вопрос. Проще и легче использовать всегда (и с иностранными коллегами и с русскоговорящими) какое-то одно слово, и скорее всего им будет "митинг".
Опять же, если мне, например, кто-то напишет из знакомых/родных что-то из разряда "позвоню сейчас, нужно кое-что обсудить?", а я не могу, потому что у меня через 5 минут митинг – я так и скажу "нет, у меня через 5 минут митинг", а не "нет, у меня совещание".
А понял человек или нет, ну "на этом мои полномочия всё".
Мб эгоистично, но что поделать.

Ответить
0

Еще раз повторяю, сказать на работе митинг - норм. А для широкой публики - ну не верю я, что человека так деформирует работа :) 

Ответить
1

С вами все нормально) Да и как тут не вспомнить, что слова вроде:

* свитер 

* шорты 

* чипсы 

* маркетинг 

* пиар 

* инвестор 

* менеджмент

и десятки других тоже заимствованы чуть более, чем полностью - и заимствованы не так давно

Ответить
2

Не нужно путать название предметов и ван ту ван с таргетами  и бэк логами :)

Ответить
0

Не вижу принципиальной разницы.

Ответить
0

Ну типа того, да. Хотя, всё ещё можно встретить "ЭВМ" вместо "компьютера", например.

Ответить
0

Почти готовый урок от Skyeng получился)

Ответить
0

Ага, всего 10 слов :) Ну как вариант, если человек не может по русски сказать, можно интервью давать на английском, главное чтобы  нэйтив спикеры так же понимали такую речь :)

Ответить
0

на зарубежные рынки мы еще попробуем выйти с этим подкастом, поверьте - а то все Джо Роган, да Джо Роган)

Ответить
0

Я даже не сомневаюсь :) Даже немного завидую англоговорящим людям, которые будут это слушать - им не придется перескакивать с языка на язык, при это пытаясь понять, что в целом автор имеет в виду.

Ответить
1

Сергей, спасибо за обратную связь!

Ответить
6

я вроде не тимлид, а полезно оказалось прочитать

хотя, продакт – тоже тимлид (команда-то есть), так что всё логично

\(o__O)/

Ответить
3

Каждый из нас немножко тимлид)

Ответить
1

А что у вас за секта?) 

Ответить
0

Летающего макаронного тимлида, конечно.

А вообще, мы выше религиозных и иных предрассудков)

Ответить
5

Синдром самозванца - это нормальное состояние в новой команде. Гораздо хуже, когда после долгого времени работы и успехов (больших или малых) вдруг владелец или другой кто из больших начинает принижать тимлида. Лично или перед командой. 

Ответить
0

Даниил, а если сталкивались с таким - расскажите, как боролись?

Ответить
2

Скажем так - пытался бороться. Потому что когда гнет идет свыше надо понять а) объективны ли претензии или б) нет. 
И если да, то надо исправляться и обсуждать претензии. А если нет, то здесь выход один - уходить. Я пересидел и долго надеялся на лучшее, думал, проект жалко. 
А думать надо о себе сначала, а потом о проекте. Все же с работы мы идем домой и можем вылить эту гадость на родных. А это дело последнее.

Ответить
2

Это не о синдроме самозванца. Вас просто хотели выжить мягко и дёшево. Синдром раскрывает другой аспект - сомнение в собственных силах при прочих успехах.

Ответить
0

Сергей, я конечно это понимаю. Но мне кажется, это часто связанные вещи))))
Синдром самозванца мы борем в себе в начале. Но бывает, нам его навязывают и мы снова его борем.))))

Ответить
0

Синдром самозванца может появляться не сразу. Он может и не исчезать вообще. У меня такой синдром, к сожалению, есть. 
Причин у него много: комплексы, отсутствие обратной связи, тревожность. 

Ответить
1

Тут Вы совершенно правы. Я с возрастом понял вот что: часто это не синдром самозванца. Если Вы работаете уже достаточно долго, есть результаты - все хорошо. Если даже в таком случае тревожность и отсутствие обратной связи (если Вы ее, конечно, требуете и просите), то, возможно это не Вы. И место это Вам не нужно. 
Иными словами - у работника компетенции растут или обогащаются. Иначе он начинает проваливаться. Если провала в работе нет, то неуверенность неоправдана.

Ответить
0

Сергей, спасибо за пояснение про синдром самозванца!

Ответить
0

 Ну всё, надо собирать свои вещи, потому что я недостаточно хороша для этой работы

Как люди с такой самооценкой вообще умудряются карьеру строить

Ответить
0

Олег, а что не так?

Ответить
6

А что так в такой неуверенности в своих силах?

Ответить
13

Не знаю, но, кажется, это бывает и это нормально - люди не сразу часто осваивают велосипед, не сразу сходу осваиваются и начинают себя чувствовать на сто процентов уверенно в новой роли (там, например, не все чувствуют себя суперродителями). Но точно круто, что люди учатся это преодолевать

Ответить
0

не сразу часто осваивают велосипед

И считают что гни недостаточно хороши для этого?

Ответить
1

Олег, спасибо за комментарий! Мне кажется, очень субъективно судить карьеру по самооценке. Важнее смотреть на факты, как быстро человек справляется с такими кризисными ситуациями. В данном конкретном случае, хотела поделиться своими ощущениями, рассказать, что помогло мне справиться. Это важно, чтобы знать изнанку достижений, не всегда это даётся легко. 

Ответить
0

Я объясню, что имел ввиду: когда человек не уверен, что справится, что ему это по силам он обычно не будет проявлять инициативы к росту.

Ответить
0

Олег, спасибо. Кмк, у нас речь преимущественно о том, что человек был уверен перед стартом, а в процессе начинает сомневаться: ожидания и реальность же умеют предательски расходиться иногда - хотя бы на время и субъективно) 

Ответить
3

Я, по сути, случайно в 26 стал руководителем организации с 52 сотрудниками, большая часть из которых были намного старше меня. Причём представление о сфере деятельности организации у меня были самые поверхностные.
Тоже первое время задавал себе вопрос «или право имею?», а потом так для себя сформулировал это дело - человек, который меня назначил, увидел во мне что,-то подходящее, я вижу большое количество минусов в работе сложившегося коллектива, а если не вижу, то могу спросить у кого угодно из сотрудников или даже контрагентов о тонких местах. У меня есть право тестировать любые гипотезы, потому что сомневаться могут все, а ответственность несу я. 
Короче внутри появился какой-то стержень, благодаря которому я ЗНАЛ, что делать и как делать, пусть итоги не всегда совпадали с ожиданиями. В итоге все очень хорошо сложилось, спустя несколько лет после ухода оттуда бывшие коллеги зовут меня на корпоративы и праздники. 

Ответить
2

офигенный формат

Ответить
0

Спасибо большое - два предыдущих эпизода доступны:

на ютубе https://www.youtube.com/watch?v=p_WyFsRVE8Q&list=PLyQw8knu4zeEwn2qQTSUAmPh9OqC9uwh6 

и на саундклауд - https://soundcloud.com/teamleadpozvonit

Ну а в следующем выпуске - уже записали, монтируем, будем узнавать у завлаба химической лаборатории, который ведет интересный телеграм-канал о тимлидстве, в чем сходство и различия его работы и команды с айтишечкой. 

Ответить
2

а залейте пожалуйста в подскасты эпловские?

Ответить
3

ок, пойдем разбираться, как это делать - к четвертомы выпуску тогда постараемся освоить и их площадку)

спасибо за интерес большое!

Ответить
1

vc медленно, но верно с этими подкастами превращается в лайфакер образца 2012 года. Скоро будут подборки делать, что с алика заказать можно :)

Ответить
1

"Десять штук с Алиэкспресса не дороже $5, которые сделают из вас тимлида" - как вам?)

Ответить
0

Отличная тема, одобряю :)

Ответить
0

Спасибо, хорошая статья. Я тоже относительно недавно стала тимлидом и столкнулась с этой проблемой. Только моя сумасшедшая бабка заняла трон. Пробовала выписывать все хорошее, что сделала, все кажется само собой разумеющимся, что оно и без меня бы так было. 
Только не совсем поняла насчёт фокусировки на процессе, процесс должен привести к результату же, как не фокусироваться? Это вы про делегирование? Или про построение плана для достижения результата?

Ответить
2

Александра, спасибо за вопрос! Про процесс поясню: при работе с людьми результат иногда непредсказуем :) Поэтому рекомендую фокусироваться на самом процессе развития человека. Например, вы построили Career Decelopment Plan на полгода, а через три месяца он поменялся, так как изменились карьерные цели человека в связи с открытием офиса в другой стране. Результат уже другой, но процесс помощи со стороны тимлида остался прежним. Безусловно, результат является следствием процесса, но фокусироваться только на нём будет сложно. 

Ответить
0

Со временем прошло само собой... такое же бывает? 

Ответить
0

Если есть результат, то конечно)

Ответить
{ "page_type": "article" }

Прямой эфир

[ { "id": 1, "label": "100%×150_Branding_desktop", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop" ], "adfox_method": "createAdaptive", "auto_reload": true, "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "bugf", "p2": "ezfl" } } }, { "id": 2, "label": "1200х400", "provider": "adfox", "adaptive": [ "phone" ], "auto_reload": true, "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "bugf", "p2": "ezfn" } } }, { "id": 3, "label": "240х200 _ТГБ_desktop", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "bugf", "p2": "fizc" } } }, { "id": 4, "label": "Article Branding", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "p1": "cfovx", "p2": "glug" } } }, { "id": 5, "label": "300x500_desktop", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "bugf", "p2": "ezfk" } } }, { "id": 6, "label": "1180х250_Interpool_баннер над комментариями_Desktop", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "h", "ps": "bugf", "p2": "ffyh" } } }, { "id": 7, "label": "Article Footer 100%_desktop_mobile", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop", "tablet", "phone" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "bugf", "p2": "fjxb" } } }, { "id": 8, "label": "Fullscreen Desktop", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop", "tablet" ], "auto_reload": true, "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "bugf", "p2": "fjoh" } } }, { "id": 9, "label": "Fullscreen Mobile", "provider": "adfox", "adaptive": [ "phone" ], "auto_reload": true, "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "bugf", "p2": "fjog" } } }, { "id": 10, "disable": true, "label": "Native Partner Desktop", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop", "tablet" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "clmf", "p2": "fmyb" } } }, { "id": 11, "disable": true, "label": "Native Partner Mobile", "provider": "adfox", "adaptive": [ "phone" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "clmf", "p2": "fmyc" } } }, { "id": 12, "label": "Кнопка в шапке", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "p1": "bscsh", "p2": "fdhx" } } }, { "id": 13, "label": "DM InPage Video PartnerCode", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop", "tablet", "phone" ], "adfox_method": "createAdaptive", "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "h", "ps": "bugf", "p2": "flvn" } } }, { "id": 14, "label": "Yandex context video banner", "provider": "yandex", "yandex": { "block_id": "VI-223676-0", "render_to": "inpage_VI-223676-0-1104503429", "adfox_url": "//ads.adfox.ru/228129/getCode?pp=h&ps=bugf&p2=fpjw&puid1=&puid2=&puid3=&puid4=&puid8=&puid9=&puid10=&puid21=&puid22=&puid31=&puid32=&puid33=&fmt=1&dl={REFERER}&pr=" } }, { "id": 15, "label": "Баннер в ленте на главной", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop", "tablet", "phone" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "p1": "byudx", "p2": "ftjf" } } }, { "id": 16, "label": "Кнопка в шапке мобайл", "provider": "adfox", "adaptive": [ "tablet", "phone" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "p1": "byzqf", "p2": "ftwx" } } }, { "id": 17, "label": "Stratum Desktop", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop" ], "auto_reload": true, "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "bugf", "p2": "fzvb" } } }, { "id": 18, "label": "Stratum Mobile", "provider": "adfox", "adaptive": [ "tablet", "phone" ], "auto_reload": true, "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "bugf", "p2": "fzvc" } } }, { "id": 19, "disable": true, "label": "Тизер на главной", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop", "tablet", "phone" ], "auto_reload": true, "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "p1": "cbltd", "p2": "gazs" } } }, { "id": 20, "label": "Кнопка в сайдбаре", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "p1": "cgxmr", "p2": "gnwc" } } } ] { "page_type": "default" }