{"id":14263,"url":"\/distributions\/14263\/click?bit=1&hash=b4dc4ce4b906960991e4705d10ce304ff5052bead202f1bda35bfb08e31596b1","title":"\u0421\u043a\u043e\u043b\u044c\u043a\u043e \u043c\u043e\u0436\u043d\u043e \u043f\u0440\u043e\u0434\u0430\u0442\u044c, \u0435\u0441\u043b\u0438 \u043f\u043e\u043a\u0440\u0430\u0441\u0438\u0442\u044c \u0433\u043b\u0430\u0432\u043d\u0443\u044e \u043a\u043d\u043e\u043f\u043a\u0443 \u0432 \u0447\u0451\u0440\u043d\u044b\u0439","buttonText":"\u0423\u0437\u043d\u0430\u0442\u044c","imageUuid":"edca0fea-02f8-5eb8-ae8c-3678b2acc040"}

Почему работники выигрывают в судах

Из года в год работники выигрывают свыше 90% судов о взыскании заработной платы и около 40% судов об увольнениях.

Любопытствующие могут свериться с официальной статистикой судебного департамента при ВС РФ. Трудовые споры – моя любимая тема в системе трудовых отношений, а потому поделюсь своим мнением о том, почему же работники выигрывают в судах. Можете сравнить с собственными наблюдениями и поделиться в комментариях.

1. Опыт коллег и мой личный

Недавно смотрел онлайн-конференцию “Всё о трудовых спорах за один день” журнала “Трудовые споры”. Больше всего понравился доклад Ксении Печеник, юриста, члена ассоциации «Юристы за трудовые права». Сказанное ею во многом совпало с моими мыслями по поводу природы большинства трудовых конфликтов.

Фрагмент выступления Ксении Печеник

Хотелось бы прокомментировать основные тезисы.

а. Трудовые споры чаще всего – межличностный конфликт

Всё же по моему опыту это не совсем так. Я бы сказал, что основная причина конфликтов – это деньги. На “неденежные” нарушения трудовых прав наши работники реагируют довольно вяло. Не выдали СИЗы, приказали выйти в выходной, платят “в конверте” – всё это редко становится причиной взрыва. Сюда же относятся и межличностные конфликты с начальством.

Но зато стоит лишь снизить размер компенсаций за вредность, или срезать премии, или удержать лишние алименты – бронепоезд народного гнева вмиг выкатится с запасного пути на позицию прямой наводки. Разрабатывая в недрах HR очередную гениальную “схему мотивации”, призванную сэкономить ФОТ на 5% и повысить вовлечённость персонала на 15%, помните – это игра с огнём. Недавняя "забастовка" питерских курьеров "Озона" тому пример.

За вычетом денежных вопросов конфликтовать и судиться у нас не любят. Работники склонны смотреть на нарушение своих прав сквозь пальцы, пока оно не примет совсем уж неприличных форм и масштабов. А на правдоискателей и правозащитников посматривают подозрительно и с недоверием.

​Есть у нас сомнение, что ты, мил человек, стукачок

б. Многие конфликты можно предотвратить до суда

Хоть и не разделяю мысли о том, что в основе большинства судов лежат “личные неприязненные отношения”, вполне соглашусь с пользой медиации или простого диалога с работником. Оно полезно во всех случаях, только использоваться должно комплексно. Если коллектив ломали об колено, директивно проталкивая очередную чудодейственную “систему мотивации”, как в очередной условной “Новой Зеландии”, то потом никакая медиация не утихомирит волн гнева народного.

​Попытка медиации от Кота Леопольда

А вот если хотя бы озвучить свои шаги перед коллективом, дать возможность задать вопросы и конструктивно ответить на них, эффект выйдет совсем не такой болезненный, и отдельные вспышки можно будет погасить с помощью диалога.

в. Разные отделы не дружат друг с другом

и нужный для суда документ приходится разыскивать чуть ли не с ищейкой. Здесь, на мой взгляд, дело не столько в отсутствии координации между отделами, сколько в традиционно наплевательском отношении руководства к кадровому делопроизводству. На моей памяти отдел кадров в глазах начальства всегда был чем-то вроде стройбата. Прибыли не приносит, только время отнимает своими дурацкими бумажками. Комплектуется по принципу “на тебе, боже, что нам негоже”. И работают там зачастую некомпетентные люди, чей девиз “Ну мы же всегда так делали!”

​Ладно, и так сойдёт!

2. Зарубежный опыт

Как же быть работодателю, когда для увольнения даже самого негодного работника нужна “куча бумажек”, которыми никто не хочет и не умеет заниматься? В западных компаниях существует такая должность, как Employee relations manager. Тот самый "человек из HR, готовый взять ответственность за увольнение". Его главной обязанностью, помимо досудебной медиации трудовых конфликтов, как раз и является поддержание пресловутой “кучи бумажек” в состоянии повышенной готовности, чтобы чуть что – и всё по ТК, и комар носа не подточит.

​Вакансия Employee relations manager на hh.ru

В последнее время в самых крупных отечественных компаниях предпринимаются робкие попытки ввести нечто аналогичное под маркой “методолога по кадровому делопроизводству”. Копируем западные практики, как обычно. С другой стороны, и обстановка ведь вынуждает. Цифровая эра, полно информации в интернете, ГИТ жалобы через сайт принимает… Работники знают свои права всё лучше и защищают их всё активней, несмотря на описанный выше менталитет.

0
2 комментария
Станислав Московский

в нашей стране ТК на стороне работников, а работодатели не имеют прав! изначально не верная позиция, поэтому много дел в суде ☹️

Ответить
Развернуть ветку
Аккаунт удален

Комментарий недоступен

Ответить
Развернуть ветку
-1 комментариев
Раскрывать всегда