Первый вариант - слишком сильная зациклинность на образовании у нового поколения 80-х, которое успело "вестернизироваться" в связи с чем теперь практически все теперь имеют диплом + огромное количество открытой и бесплатной информации в интернете ( так при должном желании механик Петя может переобучиться на бизнес-аналитика за пару лет и спокойно найти себе стажировку ) + десятки платных онлайн-университетов ( это относительно новый тренд, но если брать на вскидку, то выпускники таких заведений занимают минимум до 20% рабочих мест в IT-отрасли ).
Второй вариант - слишком слабая подготовка в государтсвенных ВУЗах, так, что студент/выпускник с дипломом бакалавриата не может соревноваться с выскником skillfactory.
Моё же мнение, что все факторы влияют в совокупности ( + тут я не рассматриваю экономическую составляющую в стране, политическую и т.д. об не сегодня ).
Важно ! В конкуренции нет ничего плохо, я считаю, что не зависимо от корочки
каждый должен иметь шанс получить работу мечты - важна статистика шанса получения офера на неоплачиваемую стажировку/обучение с <1 %.
Исходя из знаний того, как много денег тратится на рекламу образования сегодня ( зайдите на ютуб и посмотрите рекламу каждого второго блогера ) - это чистой воды бизнес. Гос ВУЗы кстати только недавно поняли, что просто сидеть и существовать не получиться, надо тоже клипать свои онлайн-программы и завлекать студентов со всех уголков страны. Так ВШЭ отчитались о своих успехах ( они стали номер 1 онлайном ВУЗом страны по итогам 2022-23 ), а МФТИ и десятки других технических ВУЗов выпустили свои программы в коллаборации с онлайн-университетами.
Как говорится: "Много программ не бывает, главное, чтобы были те, кто будет платить за учебу".
Если описать тезисно данный пункт моей статьи, то на примере своей отрасли-аналитики: Бюджетники в гос ВУЗах способны полностью удовлетворить спрос на кадровый голод в IT-компаниях. Остальное добьют студенты Skillfactory, Skillbox и т.д. Ну и в качетсве исключения "механик Петя" у которого есть талант для аналитика, но не было возможности в свое время обучиться.
Платники, увы, но надо это признать - "лохи". И когда молодые парни шутят: "Я плачу и учусь только ради военной кафедры :)" - поверьте доля правды в этой фразе больше, чем если бы они говорили, что учатся ради знаний.
Есть конечно достойные ВУЗы, пройдя которые, наверное, вы все же обеспечите себе вакантное место в московской компании-партнере ВУЗа. На мой взгляд это следующие университеты:
1. ВШЭ
2. МФТИ
3. МГУ
4. МИФИ
В целом больше никто другой на ум не приходит, откуда могут взять человека на вакансию разного рода аналитика. Все остальные ВУЗы - просто разговоры и бизнес.
Окей теперь резонный вопрос. Должны ли ВУЗы за ручку привести к работодателю и сказать: "Вот, возьмите нашего студента, он очень хороший." ?
- Нет, но если тебе за 4 года обучения в ВУЗе толком не провели нормальный курс по SQL и анализу данных с pandas и т.п. и прикладным мат статом, не заставили вызубрить нотации БП, а на последнем курсе пичкают программированием на профиле БИ ( по профессии вроде как ты аналитик ) - так получается, что тебе приходиться сидеть и дома черпать все самому в свободное время по совету тех, кто уже работает в сфере аналитики, при этом учишься ты вроде как не бесплатно. То есть возникает вопрос: "Супер ! Я за это обучение еще и плачу по 300 к + в год ! Почему онлайн-курсы объяснили в 10 раз лучше про мою специальность, чем мой ВУЗ ?!"
Вот мы и подошли к финалу: инфляция высшего образования - его обесценивание, это результат провального мониторинга и работы с реалиями у ВУЗов или тех, кто за это отвечает. Абсолютно идиотская на мой взгляд болонская система в российских реалиях вообще сегодня не работает ( надеюсь в будущем её полностью уберут из страны ). Именно поэтому диплом бакалавриата сегодня - туалетная бумажка ( за исключением диплома пары ВУЗов ).