Мое главное заблуждение в бизнесе «до бизнеса»

Много кто готов учить заниматься бизнесом — давать советы, читать лекции по зарубежным книгам, создавать инкубаторы для стартапов. Но множество хитростей и секретов становятся известны только тем, кто попробовал себя в роли предпринимателя.

Мое главное заблуждение в бизнесе «до бизнеса»

Команда prhub.moscow узнала у основателей и руководителей стартапов, чего нельзя понять о бизнесе, пока не начнешь им заниматься.

Я думал, что работа не может стать частью личной жизни

Я в бизнесе уже довольно давно. В период до Playkey я был не просто серийным, а запойным предпринимателем: изучал новые продукты и рынок, инвестировал в проекты. Фокусироваться на работе мог без особых усилий — мне было интересно все, что связано с IT и телекомом. Но несмотря на то, что иногда я с головой погружался в дела, новостную повестку, общение с командой и партнерами, чаще всего моя личная жизнь и частные интересы с бизнесом не пересекались.

В Playkey мне удалось совместить работу и хобби — компьютерные игры. Только тогда грань между бизнесом и личной жизнью исчезла до конца. Сейчас мое рабочее место может быть абсолютно в любой точке: в самолете, в метро, в поездке, в кафе (главное, чтобы со мной был макбук). Если я что-то читаю, это, как правило, либо бизнес-литература, либо новости и аналитика, отечественная и зарубежная. Если мы едем с командой на зарубежную конференцию (а их у нас проходит десятки в год), то стараемся совместить это с изучением культуры страны и достопримечательностей. И в таких условиях уже не так просто понять, где здесь заканчивает деловой интерес и начинается личный. Думаю, это происходит, когда тематика бизнеса совпадает с твоими увлечениями, а еще когда ты реально горишь идеей и проектом. Поэтому, начиная путь предпринимателя, помните, что зачастую успехи и поражения в бизнесе вы будете воспринимать как свои личные, а разделение на бизнес и другие интересы — просто исчезнет.

Егор Гурьев, CEO Playkey

Я думал, что digital-проекту в 2019 году совершенно нечего делать в оффлайне

Изначально мы планировали Arenter как исключительно диджитальную историю. Нам казалось, что в эпоху активного развития шеринга и укрепления его позиций на рынке, пользователям будет интересна только онлайн-модель, когда заказ можно оформить через сайт и спокойно ждать курьера. Мы подробно изучали шеринговые проекты, которые запускались на Западе и видели, что все они успешно существуют только в онлайн-формате. На деле же оказалось не совсем так.

До запуска сервиса мы решили протестировать несколько гипотез, в том числе все-таки проверить, какому проценту пользователей будет интересен оффлайн. Мы сделали лендинг, где предлагали клиенту забрать заказ самостоятельно или дождаться бесплатной доставки курьером. И очень удивились, когда увидели, что больше половины людей хотят все же приехать лично. Позже, детальнее изучая вопрос, мы поняли, что рынок шеринга в стране все еще формируется, и оффлайновая точка — необходимость. Чтобы сделать выбор и оформить заказ, клиенту важно приехать самостоятельно, посмотреть вещь и удостовериться в качестве и надежности услуги. Это вопрос доверия: еще не все пользователи привыкли к шеринговой модели, у многих возникают вопросы по работе сервиса, а приехав персонально они могут развеять все сомнения. Мы рассчитывали открыть точку осенью, но нас буквально завалили вопросами о том, можно ли приехать, посмотреть модели техники, инвентаря и других категорий, а также расспросить консультантов. Поэтому в июле мы арендовали помещение и открыли офлайновую точку, где клиенты могут посмотреть практически весь ассортимент в наличии, задать интересующие вопросы и сравнить разные варианты аренды. Для многих пользователей это оказалось очень удобной опцией, и мы даже тестируем сдачу в аренду на несколько часов: клиенты берут электросамокаты, коляски и другие вещи для прогулок по городу.

Александр Заботин, Исполнительный директор Arenter.ru

Бизнес-план устаревает за два—три месяца

Чтобы привлечь инвесторов, нужно создать бизнес-план — документ, в котором расписано, сколько будет зарабатывать компания и на чём. Вокруг этого плана строится разговор с инвесторами. Когда мы привлекали деньги в проект, инвесторы интересовались, что будет проходить с компанией через два—три года, сколько составит выручка к 2023 году, и так далее. Мы подробно отвечали на эти вопросы, а когда получили деньги и занялись бизнесом, стало ясно, что план становится неактуальным за два—три месяца и расходится с реальностью. После запуска бизнеса план не нужен и самим инвесторам — они смотрят только на текущее состояние дел. Поэтому бизнес-план — важен как инструмент для переговоров с инвестором, но становиться бесполезным в процессе создания компании. Я знаю многих молодых предпринимателей, которые четко следовали плану и переживали, когда находили расхождения в цифрах. Я тоже с этим сталкивался, но вовремя понял, что вместо переживаний нужно уметь быстро реагировать на изменения рынка и подстраиваться под них. Невозможно создать идеально работающую систему — и не нужно. По моим наблюдениям, у продукта, сделанного на коленке больше шансов стать прибыльным.

Константин Захаров, Сооснователь Cherdak.io

Продукт нельзя подстраивать под нужды всех клиентов

Предприниматели часто пытаются полировать продукт до блеска, чтобы даже мелкие детали нравились каждому клиенту. Клиент звонит и жалуется на продукт, а владелец бизнеса пытается подстроиться под него и создать что-то идеальное. На это уходит много сил и ресурсов.

На самом деле можно получать негативные отзывы, при этом иметь прирост базы, повышать оборот, расширять зону присутствия. В Shiptor мы не использовали клиентоориентированный подход в тестировании продуктов заранее и всегда тестировали на клиентах — просто с самого начала знали, сколько у нас денег и времени, чего мы хотим достичь и чем готовы пожертвовать. Жертвовать приходится всегда — например, мы не стали тратить ресурсы на адаптирование личного кабинета на платформе под мобильные устройства, хотя некоторым клиентам это нужно.

Стартап должен с самого начала четко определить, какой цели хочет достичь: создать идеальный продукт или запуститься и дойти до определенных финансовых показателей. Нельзя доводить продукт до идеала на первых стадиях развития, иначе не останется времени на продажи.

Андрей Лямин, CEO Shiptor

Открыть интернет-магазин — так же затратно, как офлайн-магазин

E-commerce — это огромная экосистема, которая помимо технологий требует не меньше, чем офлайн-ритейл. Казалось бы, что запустить интернет-магазин одежды — проще и дешевле, чем открывать его физически: не нужно искать помещение, платить за аренду, следить за сотрудниками и состоянием товара. На самом деле для e-commerce нужен очень большой склад одежды: в офлайн-ритейле вещи вывешиваются и находятся в магазине, а в e-commerce лежат на складе и ждут своего часа. Также нужно работать над системой логистики: в магазине клиент покупает что приглянулось, а в интернете — выбирает время и способ доставки, это всё нужно предусмотреть. Поэтому не стоит думать, что заказать сайт и запустить рекламу — достаточно для продаж. E-commerce — это экосистема со своими правилами.

Мария Скурова, Сооснователь Mamsy

Формируйте команду и не надейтесь на тренды

Раньше я думала, что команда может быть абстрагированной от самой компании, сейчас — что она должна быть максимально вовлечена в процесс. Ее должно удерживать что-то большее, чем комфортные условия труда. Это должна быть миссия бренда: что делает компания помимо зарабатывания денег, что хорошего даёт людям, как себя позиционирует и какую роль играет в обществе. Если общая глобальная идея не связывает сотрудников, бизнес растёт медленно. Сформировать команду и увлечь её своим мировоззрением — одна из обязанностей предпринимателя.

Вторая рекомендация — не надеяться на тренды. Бывает, сделаешь лендинг, статью или сайт и ждешь, что сразу станешь успешным. Кажется, что инструмент, который ты запускаешь, сработает сразу, новые клиенты придут как по щелчку. Так было в нашей школе, когда я добавила обучение по маскам для Instagram — это была трендовая тема, на которую я сделала ставку и возлагала большие надежды. Но чуда не случилось — не было потока новых клиентов, всё осталось на прежнем уровне. Поэтому нельзя идти на поводу у трендов и бросать на них все свои силы — в бизнесе должны быть холодный расчёт, адекватная финансовая модель и забота о клиенте, а не попытки угнаться за тем, что популярно.

Анна Зайцева, Основательница Target Girl
77
6 комментариев

1. Вода
2. почему только у троих подписи что основатели/сооснователи. Остальные тоже предприниматели или наемные сотрудники?

3

Какие-то кэповские комменты

2

несколько раз видел статьи такого формата на vc - не заходит. несколько человек дали комментарии на заданную тему - к чему это?

Про аренду вещей интересно. Какие вещи чаще арендуют в онлайне и офлайне?

1