Как развивать редакцию и не гнаться за бешеным ростом — интервью с Рози Нерсесян, руководителем редакции «Метаконтент»
Рози для меня — классный пример специалиста, который решил выйти за рамки простого наёмного сотрудника. Поэтому я захотела расспросить её о пути, чтобы понимать, куда может стремиться копирайтер.
Как ты пришла к созданию собственной редакции?
Я была простым копирайтером. А к своей редакции пошла постепенно — изначально у меня не было никакого плана. Я просто работала, зарабатывала деньги и каждый мой следующий шаг вытекал из предыдущего. За редким исключением я планировала что-то наперёд. В какой-то момент появился запрос: ко мне начали приходить клиенты, которых я не могла брать сама. Так я начала частично отдавать тексты своему автору.
Мы работали вдвоём, а когда меня пригласили вести медиа банка «Открытие», я поняла, что мы не справимся: предполагались огромные объёмы, нужно было взять руководство над контентом и собрать команду. Я набрала команду именно под этот блог, а потом поняла, что с этими ребятами мы можем работать и над другими проектами.
Так я начала себя позиционировать не только как редактора, но и как руководителя редакции.
Редакция — это же по сути агентство?
Не совсем. Агентство — это чаще всего не только про тексты, но и про маркетинг в целом, более комплексное обслуживание. Мы же сфокусированы на текстах, создании контента, визуальной поддержке текстов. Мы не запускаем рекламу, не гарантируем привлечение подписчиков или объём заявок, но работаем в пределах тех возможностей, которые дают тексты.
У текста без рекламной поддержки возможностей не так много, поэтому у всех клиентов настроена и маркетинговая сторона. Мы в первую очередь гарантируем качественный контент, который по возможности решает задачи бизнеса.
Мне кажется, на рынке много агентств по контенту. Расскажи, что клиенты ценят в тебе как в своем партнёре?
В первую очередь — это soft-скиллы и уровень ответственности. По своему опыту скажу, что у многих страдают дедлайны. Подрядчики не возвращаются вовремя, не умеют коммуницировать с клиентом и держать его в курсе задач. Из-за этого срывается вся работа и клиент очень недоволен.
На чём я делаю очень сильный акцент — мне принципиально важно вовремя скидывать всё клиентам. Когда стоит вопрос дедлайнов, мы с командой всегда соблюдаем сроки. Довольно сложно организовать редакцию таким образом, чтобы ты мог контролировать работу своих авторов — потому что им должно быть удобно и комфортно, а ты должен вовремя всё проверять и передавать клиенту. Но мы стараемся.
Второе — это качество материалов. Не все на рынке понимают, что такое качественный контент и каким он должен выглядеть. Иногда клиенту приходится взаимодействовать с подрядчиками, которые выдают материал, похожий скорее на копипаст.
Третье — выделяем каждому клиенту максимум внимания, которое требуется в рамках проекта. Часто агентство — это как раз про потоковые задачи. Владельцы, естественно, стремятся увеличить выручку и прибыль, при этом бывают ситуации, когда не хватает сотрудников, которые могли бы разгружать всех этих клиентов: команда не успевает вовремя отвечать на запросы или не очень глубоко вникает в задачи.
В нашем случае это невозможно просто потому, что мы не берём много задач. Мне принципиально важно, чтобы каждому клиенту я могла уделять время, которое зашито в наши договорённости. Если нам нужно делать два материала в неделю, и я должна несколько часов в рамках этой недели общаться с клиентом — он это получает. Я не пропадаю, вовремя отвечаю на все запросы и не бывает такого, что я ушла работать с одним клиентом, а второго несколько дней игнорирую из-за нехватки времени.
Мы не запускаем рекламу и не проводим какие-то маркетинговые процессы, но при этом мы — всё-таки часть маркетинга. Мы готовим тексты и какие-то креативы, которые дальше пойдут на продвижение. Очень важно вовремя и оперативно реагировать на какие-то изменения, запросы клиентов, подстраиваться под них и делать всё вовремя.
Расскажи про начало работы с командой, были ли сложности?
Мне, наверное, просто повезло, что у меня была Рита, мой первый автор — я легко ей делегировала задачи, потому что у неё повышенный уровень ответственности.
Иногда были ошибки, когда я отдавала задачи и думала, что её точно сделают хорошо и качественно. Бывало получался не такой текст, который я ждала, или очень поздно сдавали работу, и мне приходилось переносить дедлайны.
Так я научилась контролировать риски и учитывать их — когда я даю задачу человеку, я всегда беру себе 1-2 дня, чтобы самой посмотреть текст и уже после отдать его клиенту.
Также стараюсь объяснять таким образом задачу, чтобы человек понял её — и всегда спрашиваю, как он ее на самом деле понял.
Были сложности с доверием — ты не всегда понимаешь, кому ты можешь делегировать. Но возникали эти сомнения не в начале, а только когда человек один раз налажал. По умолчанию у меня высокое доверие к человеку — я доверяю тому, кто пришёл ко мне, потому что чаще всего это мои ученики. Но даже они могут иногда подводить. Я стараюсь не фокусироваться на этом и как бы стирать у себя эту информацию, чтобы к новому человеку возвращаться с тем же уровнем доверия.
Если ты не можешь доверять — ты никогда не сможешь делегировать.
Проблемы будут всегда, их не избежать. Здесь важно просто ответить себе на вопросы. К чему ты хочешь прийти? Ты хочешь просто поиграться в начальника или поднять эффективность в команде, увеличить количество клиентов, заниматься стратегическими вопросами?
Сколько человек у тебя работает?
В редакции есть несколько постоянных авторов — 5 человек. И 3-4 человека могут иногда подхватывать какие-то задачи, потому что работают и на своих проектах. Команда не на фиксированной оплате, потому что нагрузка не очень большая.
А как у вас внутри выстроена работа? Ты, я так понимаю, ведёшь коммуникацию с клиентом и организовываешь работу авторов?
В целом примерно так. Ко мне приходят клиенты, которым нужно помочь с текстом. Например, сейчас у меня есть агентство, у которых мы на субподряде — у них есть свои клиенты, и им нужны люди, которые помогут с контентом. Иногда приходят разовые клиенты.
Я общаюсь с клиентом и полностью погружаюсь в задачу, как в целом этого требует наша работа. Дальше оцениваю силы, примерно прикидываю, сколько людей для этого понадобится, сколько это все будет стоить.
Потом прихожу к авторам в чат редакции и набираю себе команду под конкретный проект. Спрашиваю, кто хочет и у кого сколько свободного времени есть. Если это небольшой проект, то я просто напрямую пишу определённому автору и обговариваю все условия.
Были спорные ситуации с клиентами из-за денег? Как решала?
Были. Крупные компании, которые зарабатывают миллиарды, считают каждую копеечку, и с ними очень сложно работать. На старте я всегда просчитываю смету и согласовано с клиентом. Чаще всего появляются вопросы. Например, они говорят, что не укладываются в бюджет. Я уточняю бюджет и мы обсуждаем. Иногда брать задачу не имеет смысла, потому что ты там ничего не заработаешь. А иногда можно уступить и сократить объём, например. Решается всё довольно просто.
Когда ты приходишь к клиенту сам, то можешь назвать 2 000 за пост и 6 000 за статью, например. Но когда ты работаешь с командой, тебе нужно в общую стоимость закладывать и свою часть — тогда пост никак не может стоить 2 000, ведь нужно заплатить автору и себе за то, что ты координируешь и проверяешь всех. Поэтому чек автоматически в несколько раз увеличивается. И кому-то это может быть дорого — это нормально.
Когда ты хочешь вырасти, тебе не нужно сидеть и думать, что надо поглощать каждого клиента, который к тебе приходит.
Вот я решила, что у меня будет редакция — всё, сама я не работаю. И очень важно постоянно себе об этом напоминать, потому что иначе ты снова начинаешь брать деньги как автор, а это неправильно.
Не думала просто поднять цены и работать самой за дорого?
Для меня важнее не сколько я заработала, а как я заработала. Если бы я сама писала, я бы, возможно, зарабатывала в 2-3 раза больше. Но это был бы очень большой объём работы и я бы сильно уставала, потому что нужно и себя менеджерить, и успевать жить. А я как раз и так не успевала отдыхать только с одним менеджментом и с какими-то другими задачами. Если бы я взяла на себя задачи авторов, то я бы совсем с ума сошла.
Дальнейший рост невозможен, пока не начнёшь делегировать. Чтобы вырасти, надо начать набирать команду — в такие моменты нужно принять тот факт, что на какое-то время ты падаешь в доходе. Это нормально, через время ты настроишь систему и бизнес-модель и будешь расти и развиваться.
Мне важно, чтобы я росла не мучительно, чтобы не сама делала всё своими руками и могла отдыхать. Меня устраивает, что я получаю определённый процент с дохода. У меня сместился фокус — мне больше нравится именно координировать и строить работу.
А как ты рассчитывала стоимость, чтобы хватало на команду и тебе?
Тут есть 2 варианта. Обычно я рассчитываю работу по одной схеме и закладываю в стоимость текста:
- ставку автора;
- мой процент за редактуру, обычно это 40% от ставки автора;
- риски на случай дополнительных трат.
Второй вариант — когда меня просят быть менеджером на проекте со своей командой. Тогда я назначаю ставку за конкретный текст и отдельно ставку за менеджмент и управление проектом.
Ты училась где-то руководить командой и строить бизнес?
На старте я проходила курсы от Людмилы Сарычевой, читала книги по управлению и по делегированию. Но я понимаю, что в них много всего того, что мне не нужно, потому что у меня небольшая компания. И я этому очень рада. Я бы сейчас не смогла управлять очень большой компанией.
Книги — это прикольно, но ты не всегда вспоминаешь эти советы, когда начинаешь реально работать с сотрудниками. Поэтому очень много выводов, техник и принципов я извлекла из опыта.
В целом я смотрю по обратной связи от команды. У меня легко получается работать с командой, потому что они все адекватные. Если случаются проблемы, человек пропускает дедлайны или не умеет общаться, то мы с ним просто проводим беседу — я объясняю, как надо и не надо. Я не пытаюсь его исправить, я просто помогаю проще работать в команде.
Если раньше я хотела очень активно развивать редакцию, превращаться в большую компанию и зарабатывать миллионы, то сейчас такой цели нет. Сейчас я немного поменяла приоритеты, поэтому на том уровне, на котором я нахожусь, этих знаний достаточно.
А какая сейчас цель по редакции, если не рост?
Пока цель — плыть по течению. Хочется больше отдыхать и меньше работать. Сейчас я хочу пересмотреть своё отношение к работе. Я называю это небольшим профессиональным кризисом, потому что ты до какого-то уровня дорос, а чтобы идти дальше — нужно приложить очень много усилий.
Чтобы сейчас создать полноценную редакцию, в которой на фиксированной оплате сидят авторы, пишут кучу материалов и есть много-много клиентов, нужно потратить много денег и своего времени на поиск этих клиентов. Потому что просто так такой объем не появится. Я сейчас к этому не готова, я понимаю, что у меня не настолько много энергии, чтобы вот так активно и плотно работать и выводить бизнес на определённый уровень.
Поэтому я спокойно работаю с теми клиентами, которые у меня есть, и с той командой, которая у меня есть. Часть команды постоянно уходит, это тоже хорошо, потому что они находят себе классные крутые проекты и начинают больше зарабатывать.
А нет тревожности, что все вокруг успешные миллионеры, а ты хочешь просто отдыхать?
Я эту тревожность переросла. Я её проживала очень долгое время, возможно даже сейчас есть небольшие отголоски. Ведь все вокруг только и говорят, как привлекли 15 лидов клиенту, собрали 100 500 читателей за месяц, заработали 200 000 на одном проекте.
Какое-то время, когда я очень много работала и не так много зарабатывала, я не понимала, что делаю не так. У меня была цель перегнать других, перегнать саму себя. Потом это все привело к пред депрессивному состоянию, я начала ходить к психологам. И поняла, что на самом деле не хочу много работать, я просто хочу много денег :))
Когда я говорю «много денег», я не имею в виду миллионы — мне надо так, чтобы я не беспокоилась о том, как я живу и на что я трачу деньги.
Я правда не хочу много работать, я не хочу быть супер руководителем и не хочу ставить рекорды в своей нише. Спустя какое-то время я просто приняла тот факт, что я этого не хочу. Да, иногда это неприятно. Когда ты видишь, что кто-то больше заработал, больше получил, больше смог — тебе становится немножко грустно. Потом ты возвращаешься к себе, снова задаёшь одни и те же вопросы — точно ли я этого хочу? Возможно, у меня другой путь, я хочу немножко успокоиться и отдохнуть?
Никто не хочет признаваться себе в том, что он устал и хочет отдохнуть. Я сказала себе, что устала и что хочу отдыхать, иначе не придут силы делать что-то новое.
А как у тебя с доходом?
Точную сумму не назову, но она шестизначная.
С редакции приходит больше денег, примерно 70% от всего дохода. Это постоянные проекты, часто приходят новые клиенты и в целом это моя основная деятельность.
Обучения авторов и редакторов — это как дополнительный доход. Потоки я запускаю не каждый месяц, плюс всегда приходит разное количество учеников. Мне нравится учить людей, я не гонюсь за количеством. Ещё есть консультации и реклама на моём телеграм-канале.
Платформа временно приостановила все операции, включая вывод средств.
Свой личный блог на VC я веду с 2016 года, это уже почти 10 лет, за это время я написал огромное количество статей, которые получили тысячи просмотров и лайков. И недавно зайдя на VC я получил уведомление, что для продолжения использования VC мне надо платить 29К в месяц. Хорошая такая подписка.
Всё началось с запроса от группы психологов, которые проводят тренинги по профессиональному выгоранию. Они хотели необычную визуализацию для своих корпоративных программ — что-то, что иронично показало бы офисную жизнь и проблемы выгорания.
История о том, как мы взломали рекламу недвижки и продавали мечты, а не квартиры
Поступил запрос: «Веду несколько юрлиц удалённо, какое недорогое решение 1С мне подойдёт?». Решил написать о важных нюансах ведения разных юрлиц в 1С и о том, как максимально облегчить себе жизнь для тех, кому это актуально.
Не радуют результаты на Авито? Возможно, проблема не в площадке, а в отсутствии тестов и новых подходов? Не обязательно быть маркетологом или экспертом в рекламе — достаточно простых инструментов, таких как A/B тестирование. Разбираем в статье какие изменения в объявлениях действительно работают, а какие нет.
Я не согласен, рост является ключом к успеху.
Мы, вроде, о том же самом сказали в тексте)
Как не гнаться за бешеным ростом и вообще не развиваться - это любой знает
Да, надо просто ничего не делать)) Но мы ведь не об этом
В любом случае, стремиться всегда нужно к большему
Да, но иногда ты устаёшь и надо отдохнуть)