Индивидуальный предприниматель — это звучит гордо? Тяжелый старт

31 августа 2015 года я открыл ИП и стал с точки зрения закона предпринимателем. Со своей точки зрения тоже. Но вот в реальной жизни всё обычно не так просто.

Ни для кого не секрет, что очередь клиентов к юристу, только что начавшему своё дело, чуть менее чем никакой. Но у меня был амбициозный план, как решить эту проблему – развивать бизнес и в это время не умереть от голода.

Я решил совмещать две сферы – транспортный бизнес и юриспруденцию. Купил автомобиль и сдал его в аренду в такси, весьма несложная и вероятно прибыльная схема. В дальнейшем с выручки планировалась покупка второго, третьего и так далее автомобилей, что сулило неплохой доход в будущем.

А на первое время, пока клиентов на юруслуги не так много, я и сам решил поработать в такси на своем автомобиле, заодно будет возможность рассказать людям во время поездки о том, что я еще и юрист и могу решить их проблемы. Так думал я. Но вот уроки, которые я вынес, воплощая план в жизнь, оказались совсем другими.

Машины в аренду. Да, это действительно может быть прибыльно, но если сдавать сразу 10 машин. Тогда поломка (гибель) одной будет некритична. В моем же случае дело, которое выглядело как пассивный доход, потребовало немало моего времени: поиск водителя, общение с ним, решение вопросов с автомобилем, ремонт машины (который при эксплуатации в такси требуется в три раза чаще обычного), контроль состояния авто, снова поиск водителя, снова ремонт и так далее. Водители обычно не относятся к чужой машине хорошо, ищут возможности, как не заплатить аренду, просят отсрочку, дополнительный выходной, пропадают с долгами по аренде. Подать в суд и взыскать долг? Легко. Но только потом что ты возьмешь с человека, у которого нет официального дохода и имущества?

Работа в такси. Возможно, в молодом возрасте стоит попробовать себя на трудных работах, но такси точно не должно стать делом всей жизни. Чтобы заработать вышей средней зарплаты в регионе, нужно работать серьезно, желательно по 12 часов в день, желательно почти без выходных. Не стоит доверять рассказам «бывалых» о том, что он покатался смену и заработал тысяч пять. Да, это возможно, только из этих пяти тысяч нужно вычесть бензин, амортизацию (твоя машина дешевеет с каждым километром), услуги диспетчерской и расходы на частый ремонт при повышенном износе всех узлов.

Развитие юридических услуг. В это время оно практически прекратилось. Малореально совмещать тяжелую работу по 10-12 часов, развивать юруслуги и вообще жить. Какими бы сильными навыками тайм-менеджмента ты не владел. Но всё же, клиенты потихоньку приходили, кто-то из старых, кто-то из знакомых, кто-то другими путями. О способах привлечения клиентов я надеюсь написать отдельный пост в будущем.

А еще в это время я женился на прекрасной девушке. Она стала для меня вдохновением и поддержкой на этом непростом пути. Не знаю, прошел бы я его, если бы её не было рядом.

В следующей части я расскажу об уроках, которые я получил в этом периоде жизни. Один из них особенно дорого мне обошелся.

55
7 комментариев

 возможность рассказать людям во время поездки о том, что я еще и юрист и могу решить их проблемы. Кто бы стал пользоваться услугами юриста который подрабатывает в такси?

7
Ответить

Прямо в такси услуги и оказываются - пока ехал получил консультацию. Даже офис не нужен!

Ответить

Абсолютно с вами согласен и на данный момент думаю также. Но несколько лет назад, когда я начинал, с нуля, практически без клиентской базы, я был другого мнения. Я был менее скептичен (и менее опытен) и просто искал возможности. На мой взгляд, это важный "навык" для любого предпринимателя, когда ты не отбрасываешь гипотезы, а пробуешь их в жизни. Таким образом можно добиться желаемого

Ответить

Вопрос, а вступления это к чему было?))) Типа трейлер?

Ответить

Посмотрел вашу историю, можете не отвечать, самопиар - тоже пиар)))

Ответить

Епрст. Три статьи "мой путь юриста" от автора уже были. Теперь новый цикл. Графоманство?

Ответить