«В большинстве случаев предпринимателю лучше начинать с работы по найму, получить опыт, а потом запустить свой бизнес»

Отрывок из книги Максима Спиридонова и Вячеслава Маковича «Стартап на миллиард» — о том, как подготовиться к запуску стартапа и собрать команду основателей.

«В большинстве случаев предпринимателю лучше начинать с работы по найму, получить опыт, а потом запустить свой бизнес»

Холдинг «Нетология-групп» начинался в 2011 году с офлайн-семинаров по интернет-маркетингу на 10–15 человек. Сегодня мы компания с оборотом свыше 1 млрд рублей в год, запускаем акселератор для EdTech-стартапов и планируем инвестировать в проекты $10 млн в ближайшие четыре года.

Я и мой коллега, инвестор Вячеслав Макович, решили собрать наработанный годами опыт в своей совместной книге «Стартап на миллиард: пошаговое руководство по созданию диджитал-бизнеса».

Создавать ли стартап

Принципы

Предпринимательство даёт бесценный жизненный опыт, но получать его нужно не всем. Перед запуском стартапа важно осознать и оптимизировать свои риски основателя.

Создавать стартап имеет смысл, если вы:

  1. Глубоко понимаете рынок, на котором предстоит работать.
  2. Готовы играть в долгую – уделить этому делу минимум несколько лет, а лучше заниматься им всю жизнь.
  3. Страстно хотите что-то радикально изменить в окружающем мире. Например, в случае с «Нетологией-групп» наша «большая идея» — построить одну из ведущих образовательных компаний мира, которая является надёжным партнёром человека в меняющемся мире и борется с профанацией в образовательной среде.

Шаг первый — принять решение

Вы можете заниматься чем угодно: путешествовать, быть музыкантом, политиком или юристом. Но нигде вы не получите такой разнообразный и развивающий жизненный опыт, как в бизнесе, даже если он не будет формально успешным.

Всем ли необходим такой опыт? Нет. Только тем, кто реально готов:

  • Брать на себя риски, нести ответственность и держать удар в непредвиденных ситуациях, которые точно будут возникать.
  • Долго находиться в состоянии неопределённости, сохраняя искреннее неравнодушие к своему делу.
  • Очень много работать в первые месяцы (а чаще годы) жизни проекта.
  • И, наконец, воспринимать проблемы не как наказание, а как интересный вызов, возможность поработать над развитием себя как личности и управленца. Очень часто деньги зарабатываются не умом, а именно характером.

Ожидал, что будет сравнительно просто. Ну год займёт. Однако после нескольких лет мы настолько глубоко зашли в эту тему, что отступать было бы скверно.

Решили продолжать потихоньку договариваться и формировать рынок. И в конце концов у нас получилось.

Евгений Найдёнов, основатель Ultimate Guitar

Если фаундер готов работать над своим проектом пять, семь, десять лет, для меня это главный признак того, что туда стоит инвестировать.

Игорь Мацанюк, председатель совета директоров Game Insight и управляющий партнёр фонда IMI.VC

По-настоящему невозможно заниматься несколькими проектами, это самообман. Нам кажется, что мы можем, но любой серьёзный проект требует 100% времени.

Дэйв Вайсер, основатель Gett

Чтобы стать предпринимателем, необязательно иметь хватку, нужно просто хорошо и много работать и не думать о том, что деньги достаются легко.

Андрей Романенко, основатель группы Qiwi

Шаг второй — определиться с таймингом

В большинстве случаев предпринимателю лучше начинать с работы по найму, получить опыт, а уже потом (возможно, сначала не уходя из офиса) запустить собственный бизнес. Тогда, вероятно, большую часть ошибок удастся совершить в чужой компании и за чужие деньги.

Однако нужно понимать, что пока вы будете «работать на дядю и набираться опыта у старших коллег», ваши энергия и азарт могут пойти на убыль. Поэтому лучше не откладывайте свои первые предпринимательские шаги слишком долго, так как уже к 28–30 годам многие становятся конформистами и начинают настороженно относиться к переменам.

При этом важно подчеркнуть — работа по найму может быть очень разной с точки зрения пользы для вашего будущего бизнеса. Можно хоть вечность работать кладовщиком на складе, но это вас ни на шаг не приблизит к своему бизнесу.

В то же время, находясь рядом с эпицентром развития компании, в зонах обсуждения и принятия бизнес-решений, вы точно обогатитесь нужным опытом. Ищите возможность оказаться как можно ближе к таким зонам и максимально деятельно участвовать в судьбе компании или хотя бы того подразделения, где работаете.

Однако, если у вас уже сейчас есть и желание создавать своё дело, и необходимый опыт в интересующей вас сфере, не стоит затягивать.

Шаг третий — оптимизировать риски

Качество стартапа определяется самым узким местом проекта, а это обычно оптимизация рисков. В любом деле есть не только риски проекта, но и личные риски основателя.

И данные риски нужно не просто знать, а знать и намеренно внедрять механизмы их оптимизации. Именно оптимизации, а не минимизации.

Любой бизнес — риск. Вопрос лишь в том, как свести его к приемлемому уровню.

Личные риски показывают вероятность негативного влияния на вашу жизнь, возможного провала проекта или успеха бизнеса. Рассмотрим некоторые распространённые личные риски и возможные способы их оптимизации (данный список не является исчерпывающим).

  • Финансовые риски, в том числе потеря вложенных в проект денег, недополучение зарплаты при уходе с работы по найму, необходимость дальнейшего инвестирования собственных средств. Такие риски можно оптимизировать за счёт привлечения партнёра, оптимизации бюджета или формата проекта, предварительного создания «подушки безопасности» для семейного бюджета и описания характеристики stop loss (чётких критериев для закрытия проекта с принятием понесённых убытков).
  • Психологические риски, вызванные повышенным уровнем стресса и восприятием возможных неудач. В предпринимательстве нужно быть готовым к любым неудачам, заранее оптимизировать финансовые риски и относиться ко всему как к обучению.
  • Репутационные риски, заключающиеся в возможном негативном восприятии авторов неудачных стартап-проектов. Они сильно переоцениваются, особенно в нашей стране. Если вы этично ведёте свой бизнес и создаёте правильный круг общения, возможная неудача никак не ухудшит репутацию, но даст новые компетенции.
  • Временные риски, связанные с неэффективным использованием своего времени по сравнению с другими вариантами профессиональной деятельности. Для их оптимизации нужно понимать свои личные жизненные цели, чтобы, создавая стартап, опираться на них и развивать свои компетенции при любом развитии проекта.

Считается, что построение бизнеса сопряжено с большим риском. Однако подумайте вот о чем — рискуют и те, кто не открывает бизнес.

  • Безусловно, бизнес подразумевает риски потери времени, денег, нервов и прочего. Но при этом стоит учитывать, что рискуют и те, кто не открывает бизнес. Неоткрытие бизнеса — это тоже риск: риск упущенных возможностей, в том числе и новых связей, опыта и эмоций, риск зависимости от рынка труда, работодателя и состояния пенсионной системы. Поэтому при оценке целесообразности открытия бизнеса имеет смысл смотреть не только на возможные предпринимательские риски, но и на риски продолжения карьеры по найму или самозанятости.

В 2010 году я был безработным и ходил по собеседованиям. И в две компании подряд меня не взяли только из-за плохого английского: остальные этапы собеседований я прошёл, по моим техническим компетенциям нареканий у нанимателей не возникло.

Александр Антонов, основатель Puzzle English

Шаг четвёртый — создавать правильный круг общения

У каждого человека, помимо компетенций, есть ещё два важных актива: личный бренд и круг общения. Мало кто осознанно подходит к их формированию, тем не менее это именно то, что поможет не только найти идею, сформировать правильный настрой и собрать команду проекта, но и оценить, насколько вам действительно необходимо сейчас создание своего стартапа.

С большинством моих идей, которые кончились ничем, так случилось не потому, что у них не было рынка или у нас не получалось продавать, а потому, что короткие понятные деньги всегда съедают длинные и непонятные.

И ещё я следую правилу: если у тебя нет директора для нового бизнеса, не делай новый бизнес. Правда, до меня не с первого раза дошло, что нельзя нанять директора: это директор тебя нанимает, а не ты нанимаешь директора в стартап.

Стартапу нужен предприниматель, а не регулярный менеджер. Нанять предпринимателя делать твою идею — нереально. Это для меня было проблемой: чтобы я стал директором, мне нужно верить в новое начинание настолько сильно, что я окажусь готов оставить своё текущее любимое дело. Во всяком случае, хотя бы на половину времени, лучше — больше.

Алексей Кулаков, сооснователь издательского сервиса Ridero

В 15 лет я окончил школу в Москве и переехал жить к бабушке с дедушкой в Кремниевую долину. Там я попал в классную компанию: в школе слева от меня сидел сын основателя фонда Kleiner Perkins, справа — внук основателя водки Grey Goose, сзади — сын главы бизнес-развития PayPal. В общем, дух стартапа уже тогда висел в воздухе.

Феликс Шпильман,

генеральный директор Ostrovok.ru

Я понял, что лучшая позиция у тех, кто активно инвестирует. Они общаются с собственниками, с топ-менеджментом, помогают компаниям развиваться. Крупные игроки видят широкую картину. Мне понравилась идея инвестировать большие деньги, просматривать тысячи проектов и постоянно получать подпитку для мозга.

Алексей Милевский, инвестиционный директор Mail.ru Group

Когда я только пробовал вводить нетворкинг в свою жизнь, я создал несколько списков: бизнес-сообщества, компании, которые мне интересны, а также сами бизнесмены. И начал знакомиться с ними.

Кому-то я писал напрямую и договаривался о встрече, кого-то подкарауливал на конференции, с кем-то знакомился с помощью других людей.

Георгий Соловьев, основатель Skyeng

Как собрать команду основателей

Принципы

Команда основателей должна состоять из нескольких человек, в идеале двух-трёх, закрывающих своими компетенциями технологическую и бизнесовую части проекта. Формат участия может быть разным.

  • Главные роли, которые должны закрывать в проекте основатели: человек-продукт — тот, кто отвечает за построение объекта бизнеса; человек-продажи — тот, кто строит маркетинг, PR и продажи; человек-система — тот, кто отвечает за функционирование всей административной, финансовой, организационной инфраструктуры компании, главный по тылу.
  • У любого стартапа должен быть конечный руководитель, ответственный за прогресс проекта.
  • Основатели должны заранее предусмотреть привлечение будущих инвесторов с соответствующей необходимостью предоставления им доли в компании.
  • Новый партнёр имеет смысл, только если вместе вы сможете расти намного быстрее и масштабнее.
  • Основателям желательно заключить между собой письменное партнёрское соглашение, описывающее все ключевые договоренности по вопросу общего дела.

Практика

Шаг первый — лучше понять себя и сформулировать запрос

Начать формирование команды лучше с понимания себя: своих целей создания стартапа, своих ценностей, своих компетенций, своего вклада в проект и своих личных особенностей.

После этого появится более чёткое понимание того, какие сооснователи будут:

  • Соответствовать вашим целям, ценностям и особенностям общения.
  • Дополнять ваши компетенции и особенности характера.

В идеале команда основателей должна быть сформирована ещё до окончательного формулирования бизнес-идеи.

Шаг второй — целенаправленно искать

Говорите другим, что вы хотите как-то изменить мир через создание своего проекта, чётко обозначьте свои сферы и отрасли интересов, ходите на профильные мероприятия и сами участвуйте в их организации, будьте «в теме», пишите интересным вам людям, вовлечённо рассказывайте про своё погружение в тему через социальные сети.

Я понял, что делать с нуля что-то своё гораздо более весело и прекрасно, чем консультировать крупные компании, как им больше зарабатывать. И начал всем друзьям говорить, что, если увидите какой-то хороший стартап, идею, или кто-то из ваших знакомых ищет сооснователя, рассказывайте мне.

После нескольких месяцев таких разговоров ко мне на почту прилетел очень базовый deck, просто чёрный текст на белом фоне. Это был стартап Doc+, хотя он тогда даже так не назывался. Была просто идея сделать вызов врача на дом классным, быстрым и качественным. Я познакомился с моим партнёром и через неделю уволился.

Руслан Зайдуллин,

основатель Doc+

Если вы не можете найти сооснователя и «продать ему свою идею», сможете ли вы найти клиента и продать ему свой продукт?

Шаг третий — выбрать подходящих партнёров

Выбор сооснователей почти так же важен, как выбор супруга. Нужно относиться к этому шагу со всей серьёзностью.

Каким должен быть идеальный партнёр?

  • Компетентным и вовлечённым.
  • Комфортным для вас в общении и разделяющим ваши ценности.
  • Дополняющим ваши знания и навыки, то есть умеющим что-то, что не умеете или не любите делать вы.
  • Искренне заинтересованным в отрасли, в которой вы собираетесь работать.

Мы ищем команды, где у основателей с техническим базисом была бы предпринимательская жилка при отсутствии боязни сразу идти на международный рынок. А это самая большая проблема.

Сейчас у меня в листе ожидания 20 команд с классной технологией. Но я понимаю, что они ничего не смогут. Говорю им: «Ищите предпринимателя. Того, кто вас поведёт как сооснователь на международный рынок».

Александр Чачава, основатель Leta Capital

Важный совет! Прежде чем начинать с кем-либо полноценное совместное дело, постарайтесь реализовать с ним какой-то небольшой проект или найдите способ временно поработать на таких условиях, которые позволят каждому безболезненно выйти из бизнеса.

1818
3 комментария

Так и должно быть. Перенимаешь опыт в других компаниях, набивая шишки

Название статьи - реально дельный совет. Самое важное чему может научить компания в русских реалиях - это именно умение работать. На самом деле это не так просто и многие даже после вузов, все равно этого не умеют.

То, что малый бизнес не развивается виновата власть! Поэтому сегодня правительство пытается реанимировать малый бизнес ?! Недавно МЭР(Министерство экономического развития) начало проводить мероприятия по всей России: побывал и я в Севастополе на конференции по развитию малого бизнеса "Мой бизнес- моё будущее!" и понял, будущего нет! Хотя все те, кто рассказывал о том, что делается для развития МСП, сходятся к мысли, что правительству это не выгодно, так как серьёзных льгот практически не дают, ни на федеральном уровне, ни на местном! Так только какие-то мелочи, которые существенно не влияют на развитие МСП. И приводились цифры, показывающие угасание малого бизнеса в Севастополе, по сравнению с 2-3-мя годами ранее. Думаю, такая ситуация по всей стране! Зато миллионы «вбухивают» в эту очередную пропагандистскую программу "Мой бизнес- моё будущее».

Во многих странах малый бизнес составляет существенную долю в экономике, но не у нас! Прекрасно разбираюсь в проблемах МСП, так как 30 лет в бизнесе. Понимаю, то что сегодня пытаются оживить «утопленника»-т.е. малый бизнес, это равносильно, что мёртвому сделать клизму! Отдача будет, но сами понимаете какая!

В этой связи у меня вопрос к власти: Вы хоть понимаете, что нужно делать, потому как все эти мероприятия напоминают не развитие, а поминки?