«В большинстве случаев предпринимателю лучше начинать с работы по найму, получить опыт, а потом запустить свой бизнес»
Отрывок из книги Максима Спиридонова и Вячеслава Маковича «Стартап на миллиард» — о том, как подготовиться к запуску стартапа и собрать команду основателей.
Холдинг «Нетология-групп» начинался в 2011 году с офлайн-семинаров по интернет-маркетингу на 10–15 человек. Сегодня мы компания с оборотом свыше 1 млрд рублей в год, запускаем акселератор для EdTech-стартапов и планируем инвестировать в проекты $10 млн в ближайшие четыре года.
Я и мой коллега, инвестор Вячеслав Макович, решили собрать наработанный годами опыт в своей совместной книге «Стартап на миллиард: пошаговое руководство по созданию диджитал-бизнеса».
Создавать ли стартап
Принципы
Предпринимательство даёт бесценный жизненный опыт, но получать его нужно не всем. Перед запуском стартапа важно осознать и оптимизировать свои риски основателя.
Создавать стартап имеет смысл, если вы:
- Глубоко понимаете рынок, на котором предстоит работать.
- Готовы играть в долгую – уделить этому делу минимум несколько лет, а лучше заниматься им всю жизнь.
- Страстно хотите что-то радикально изменить в окружающем мире. Например, в случае с «Нетологией-групп» наша «большая идея» — построить одну из ведущих образовательных компаний мира, которая является надёжным партнёром человека в меняющемся мире и борется с профанацией в образовательной среде.
Шаг первый — принять решение
Вы можете заниматься чем угодно: путешествовать, быть музыкантом, политиком или юристом. Но нигде вы не получите такой разнообразный и развивающий жизненный опыт, как в бизнесе, даже если он не будет формально успешным.
Всем ли необходим такой опыт? Нет. Только тем, кто реально готов:
- Брать на себя риски, нести ответственность и держать удар в непредвиденных ситуациях, которые точно будут возникать.
- Долго находиться в состоянии неопределённости, сохраняя искреннее неравнодушие к своему делу.
- Очень много работать в первые месяцы (а чаще годы) жизни проекта.
- И, наконец, воспринимать проблемы не как наказание, а как интересный вызов, возможность поработать над развитием себя как личности и управленца. Очень часто деньги зарабатываются не умом, а именно характером.
Ожидал, что будет сравнительно просто. Ну год займёт. Однако после нескольких лет мы настолько глубоко зашли в эту тему, что отступать было бы скверно.
Решили продолжать потихоньку договариваться и формировать рынок. И в конце концов у нас получилось.
Если фаундер готов работать над своим проектом пять, семь, десять лет, для меня это главный признак того, что туда стоит инвестировать.
По-настоящему невозможно заниматься несколькими проектами, это самообман. Нам кажется, что мы можем, но любой серьёзный проект требует 100% времени.
Чтобы стать предпринимателем, необязательно иметь хватку, нужно просто хорошо и много работать и не думать о том, что деньги достаются легко.
Шаг второй — определиться с таймингом
В большинстве случаев предпринимателю лучше начинать с работы по найму, получить опыт, а уже потом (возможно, сначала не уходя из офиса) запустить собственный бизнес. Тогда, вероятно, большую часть ошибок удастся совершить в чужой компании и за чужие деньги.
Однако нужно понимать, что пока вы будете «работать на дядю и набираться опыта у старших коллег», ваши энергия и азарт могут пойти на убыль. Поэтому лучше не откладывайте свои первые предпринимательские шаги слишком долго, так как уже к 28–30 годам многие становятся конформистами и начинают настороженно относиться к переменам.
При этом важно подчеркнуть — работа по найму может быть очень разной с точки зрения пользы для вашего будущего бизнеса. Можно хоть вечность работать кладовщиком на складе, но это вас ни на шаг не приблизит к своему бизнесу.
В то же время, находясь рядом с эпицентром развития компании, в зонах обсуждения и принятия бизнес-решений, вы точно обогатитесь нужным опытом. Ищите возможность оказаться как можно ближе к таким зонам и максимально деятельно участвовать в судьбе компании или хотя бы того подразделения, где работаете.
Однако, если у вас уже сейчас есть и желание создавать своё дело, и необходимый опыт в интересующей вас сфере, не стоит затягивать.
Шаг третий — оптимизировать риски
Качество стартапа определяется самым узким местом проекта, а это обычно оптимизация рисков. В любом деле есть не только риски проекта, но и личные риски основателя.
И данные риски нужно не просто знать, а знать и намеренно внедрять механизмы их оптимизации. Именно оптимизации, а не минимизации.
Любой бизнес — риск. Вопрос лишь в том, как свести его к приемлемому уровню.
Личные риски показывают вероятность негативного влияния на вашу жизнь, возможного провала проекта или успеха бизнеса. Рассмотрим некоторые распространённые личные риски и возможные способы их оптимизации (данный список не является исчерпывающим).
- Финансовые риски, в том числе потеря вложенных в проект денег, недополучение зарплаты при уходе с работы по найму, необходимость дальнейшего инвестирования собственных средств. Такие риски можно оптимизировать за счёт привлечения партнёра, оптимизации бюджета или формата проекта, предварительного создания «подушки безопасности» для семейного бюджета и описания характеристики stop loss (чётких критериев для закрытия проекта с принятием понесённых убытков).
- Психологические риски, вызванные повышенным уровнем стресса и восприятием возможных неудач. В предпринимательстве нужно быть готовым к любым неудачам, заранее оптимизировать финансовые риски и относиться ко всему как к обучению.
- Репутационные риски, заключающиеся в возможном негативном восприятии авторов неудачных стартап-проектов. Они сильно переоцениваются, особенно в нашей стране. Если вы этично ведёте свой бизнес и создаёте правильный круг общения, возможная неудача никак не ухудшит репутацию, но даст новые компетенции.
- Временные риски, связанные с неэффективным использованием своего времени по сравнению с другими вариантами профессиональной деятельности. Для их оптимизации нужно понимать свои личные жизненные цели, чтобы, создавая стартап, опираться на них и развивать свои компетенции при любом развитии проекта.
Считается, что построение бизнеса сопряжено с большим риском. Однако подумайте вот о чем — рискуют и те, кто не открывает бизнес.
- Безусловно, бизнес подразумевает риски потери времени, денег, нервов и прочего. Но при этом стоит учитывать, что рискуют и те, кто не открывает бизнес. Неоткрытие бизнеса — это тоже риск: риск упущенных возможностей, в том числе и новых связей, опыта и эмоций, риск зависимости от рынка труда, работодателя и состояния пенсионной системы. Поэтому при оценке целесообразности открытия бизнеса имеет смысл смотреть не только на возможные предпринимательские риски, но и на риски продолжения карьеры по найму или самозанятости.
В 2010 году я был безработным и ходил по собеседованиям. И в две компании подряд меня не взяли только из-за плохого английского: остальные этапы собеседований я прошёл, по моим техническим компетенциям нареканий у нанимателей не возникло.
Шаг четвёртый — создавать правильный круг общения
У каждого человека, помимо компетенций, есть ещё два важных актива: личный бренд и круг общения. Мало кто осознанно подходит к их формированию, тем не менее это именно то, что поможет не только найти идею, сформировать правильный настрой и собрать команду проекта, но и оценить, насколько вам действительно необходимо сейчас создание своего стартапа.
С большинством моих идей, которые кончились ничем, так случилось не потому, что у них не было рынка или у нас не получалось продавать, а потому, что короткие понятные деньги всегда съедают длинные и непонятные.
И ещё я следую правилу: если у тебя нет директора для нового бизнеса, не делай новый бизнес. Правда, до меня не с первого раза дошло, что нельзя нанять директора: это директор тебя нанимает, а не ты нанимаешь директора в стартап.
Стартапу нужен предприниматель, а не регулярный менеджер. Нанять предпринимателя делать твою идею — нереально. Это для меня было проблемой: чтобы я стал директором, мне нужно верить в новое начинание настолько сильно, что я окажусь готов оставить своё текущее любимое дело. Во всяком случае, хотя бы на половину времени, лучше — больше.
В 15 лет я окончил школу в Москве и переехал жить к бабушке с дедушкой в Кремниевую долину. Там я попал в классную компанию: в школе слева от меня сидел сын основателя фонда Kleiner Perkins, справа — внук основателя водки Grey Goose, сзади — сын главы бизнес-развития PayPal. В общем, дух стартапа уже тогда висел в воздухе.
Я понял, что лучшая позиция у тех, кто активно инвестирует. Они общаются с собственниками, с топ-менеджментом, помогают компаниям развиваться. Крупные игроки видят широкую картину. Мне понравилась идея инвестировать большие деньги, просматривать тысячи проектов и постоянно получать подпитку для мозга.
Когда я только пробовал вводить нетворкинг в свою жизнь, я создал несколько списков: бизнес-сообщества, компании, которые мне интересны, а также сами бизнесмены. И начал знакомиться с ними.
Кому-то я писал напрямую и договаривался о встрече, кого-то подкарауливал на конференции, с кем-то знакомился с помощью других людей.
Как собрать команду основателей
Принципы
Команда основателей должна состоять из нескольких человек, в идеале двух-трёх, закрывающих своими компетенциями технологическую и бизнесовую части проекта. Формат участия может быть разным.
- Главные роли, которые должны закрывать в проекте основатели: человек-продукт — тот, кто отвечает за построение объекта бизнеса; человек-продажи — тот, кто строит маркетинг, PR и продажи; человек-система — тот, кто отвечает за функционирование всей административной, финансовой, организационной инфраструктуры компании, главный по тылу.
- У любого стартапа должен быть конечный руководитель, ответственный за прогресс проекта.
- Основатели должны заранее предусмотреть привлечение будущих инвесторов с соответствующей необходимостью предоставления им доли в компании.
- Новый партнёр имеет смысл, только если вместе вы сможете расти намного быстрее и масштабнее.
- Основателям желательно заключить между собой письменное партнёрское соглашение, описывающее все ключевые договоренности по вопросу общего дела.
Практика
Шаг первый — лучше понять себя и сформулировать запрос
Начать формирование команды лучше с понимания себя: своих целей создания стартапа, своих ценностей, своих компетенций, своего вклада в проект и своих личных особенностей.
После этого появится более чёткое понимание того, какие сооснователи будут:
- Соответствовать вашим целям, ценностям и особенностям общения.
- Дополнять ваши компетенции и особенности характера.
В идеале команда основателей должна быть сформирована ещё до окончательного формулирования бизнес-идеи.
Шаг второй — целенаправленно искать
Говорите другим, что вы хотите как-то изменить мир через создание своего проекта, чётко обозначьте свои сферы и отрасли интересов, ходите на профильные мероприятия и сами участвуйте в их организации, будьте «в теме», пишите интересным вам людям, вовлечённо рассказывайте про своё погружение в тему через социальные сети.
Я понял, что делать с нуля что-то своё гораздо более весело и прекрасно, чем консультировать крупные компании, как им больше зарабатывать. И начал всем друзьям говорить, что, если увидите какой-то хороший стартап, идею, или кто-то из ваших знакомых ищет сооснователя, рассказывайте мне.
После нескольких месяцев таких разговоров ко мне на почту прилетел очень базовый deck, просто чёрный текст на белом фоне. Это был стартап Doc+, хотя он тогда даже так не назывался. Была просто идея сделать вызов врача на дом классным, быстрым и качественным. Я познакомился с моим партнёром и через неделю уволился.
Если вы не можете найти сооснователя и «продать ему свою идею», сможете ли вы найти клиента и продать ему свой продукт?
Шаг третий — выбрать подходящих партнёров
Выбор сооснователей почти так же важен, как выбор супруга. Нужно относиться к этому шагу со всей серьёзностью.
Каким должен быть идеальный партнёр?
- Компетентным и вовлечённым.
- Комфортным для вас в общении и разделяющим ваши ценности.
- Дополняющим ваши знания и навыки, то есть умеющим что-то, что не умеете или не любите делать вы.
- Искренне заинтересованным в отрасли, в которой вы собираетесь работать.
Мы ищем команды, где у основателей с техническим базисом была бы предпринимательская жилка при отсутствии боязни сразу идти на международный рынок. А это самая большая проблема.
Сейчас у меня в листе ожидания 20 команд с классной технологией. Но я понимаю, что они ничего не смогут. Говорю им: «Ищите предпринимателя. Того, кто вас поведёт как сооснователь на международный рынок».
Важный совет! Прежде чем начинать с кем-либо полноценное совместное дело, постарайтесь реализовать с ним какой-то небольшой проект или найдите способ временно поработать на таких условиях, которые позволят каждому безболезненно выйти из бизнеса.