Как мы в Авито открыли школу тимлидов аналитики и за 3 месяца подготовили 15 будущих руководителей

Как мы в Авито открыли школу тимлидов аналитики и за 3 месяца подготовили 15 будущих руководителей

Привет! Меня зовут Стас Косилов, я руководитель направления аналитики в Авито Недвижимости. У нас в компании больше 230 аналитиков — и количество команд постоянно растёт. Это значит, что нам нужно много тимлидов, но нанимать их с рынка долго и дорого, а растить силами руководителей через персональные цели — трудозатратно. Мы решили систематизировать переход из сеньоров в тимлиды — и открыли внутреннюю школу.

В статье расскажу, как мы составляли образовательную программу, отбирали кандидатов, чему учили и сколько выпускников стали тимлидами.

Решили открыть школу, чтобы растить тимлидов изнутри

В Авито есть корпоративные ценности, матрицы навыков для сотрудников разного уровня и особая аналитическая культура. Искать тимлидов, которые соответствуют всем этим критериям — сложный, долгий и дорогой процесс.

Есть и другая сложность: рост сеньоров не всегда прозрачный. Были кейсы, когда сильные аналитики хотели расти по менеджерскому треку, но не понимали, какие возможности для этого есть в Авито, и задумывались об уходе в другие компании.

Мы решили создать программу, которая поможет понять, что значит быть тимлидом, сделает процесс роста аналитика по менеджерскому треку прозрачным и даст необходимые для этого инструменты.

Взяли матрицу компетенций тимлида в Авито и составили программу обучения

Первым делом собрали команду и подумали над программой обучения. В рабочей группе были менеджеры аналитики, коллеги из HR-отдела и отдела T&D. Коллеги из отдела обучения помогали нам на всех этапах проработки школы. Они:

  • поделились опытом запуска подобной школы внутри Авито для руководителей разработки;
  • помогли подобрать инструменты для обучения;
  • организовали процесс оценки участников.

Чтобы поставить подготовку тимлидов на поток, нужно было хорошо продумать программу обучения. Мы оценили, какие компетенции можно закрывать внешними курсами, а чему будем учить сами. У нас в Авито есть матрица компетенций тимлида, в неё входят такие навыки:

⭐ Лидерство и визабилити в своей области — работает самостоятельно и выступает примером для всех остальных.

⭐ Умение управлять командой: нанимать, ставить цели, развивать, удерживать и увольнять сотрудников.

⭐ Умение управлять проектами.

⭐ Навык управлять ресурсами — чтобы понимать, сколько потребуется людей, чтобы реализовать проект.

⭐ Умение развивать аналитические процессы, методы, инструменты в своей команде, чтобы она работала эффективнее.

Взяли каждый из навыков и посмотрели, какие из них могут закрывать существующие курсы. В Авито есть программа для будущих менеджеров First Time manager о том, как управлять командой, давать обратную связь, решать конфликты, распознавать эмоции и развивать эмпатию. Её проходят все будущие менеджеры Авито — но она не даёт знаний и навыков, специфичных для руководителей команд аналитиков.

<p>Программа курса для будущих менеджеров</p>

Программа курса для будущих менеджеров

Определили, какие компетенции не закрыты. Получилось 4:

  • наём аналитиков;
  • процессы в команде аналитиков;
  • управление ресурсами;
  • лидерство и визабилити.

Помимо вебинаров по компетенциям, мы ещё провели дополнительную лекцию про личные цели и ожидания от роли тимлида.

По каждой компетенции мы создали отдельный вебинар. Нашли среди руководителей тех, кто отлично проявляет нужный навык и попросили поделиться опытом. С каждым из них было по 3 встречи: на первой согласовывали, что будем рассказывать ученикам и фиксировали тезисы которые хотим раскрыть, на второй оборачивали тезисы в понятную форму и добавляли жизненные примеры, на третьей прогоняли выступление.

Коллеги из T&D активно участвовали во время подготовки вебинаров. Ревьюили весь материал, предлагали практические упражнения для поддержания динамики, говорили, как лучше преподнести материал, а также предлагали улучшения теоретических блоков.

Каждый вебинар старались делать из двух частей: теория и практика.

Пример практического задания для учеников

На занятии про найм участникам нужно было провести собеседование. В Авито многоуровневая система отбора в функцию аналитики и последний этап — это знакомство кандидата с командой и тимлидом. На этом этапе нанимающий менеджер должен выяснить мотивацию и интересы соискателя, а потом рассказать про вакансию и задачи так, чтобы заинтересовать кандидата.

Мы создали ситуацию, максимально приближенную к реальному собеседованию, и просили учеников провести этот этап отбора. Разбились на группы по 3 человека, и каждый по-очереди выступал в разных ролях: кандидат, нанимающий менеджер, наблюдатель.

Нанимающий менеджер должен был приготовить небольшой спич или даже мини-презентацию про свою вакансию.

Кандидаты должны были вести себя в соответствии с ролями, которые мы прописали заранее. У каждого из соискателей в разных ролях были свои интересы и ожидания от работы.

Наблюдающий должен был поделиться обратной связью: сказать, насколько хорошо нанимающий смог выявить ситуацию и потребности кандидата, и получилось ли у него расставить акценты в нужных местах, во время рассказа про вакансию.

А потом оценивали результаты.

Составили программу обучения. После того как согласовали все вебинары, мы собрали программу обучения. Включили в неё внешний курс First Time Manager и все наши вебинары от экспертов. Также мы запланировали отдельный этап для составления индивидуального плана развития участников (ИПР) и практику в Академии Аналитиков Авито.

Получилась такая программа:

Ещё мы продумали практику в Академии Аналитиков Авито, которая поможет освоить полученные знания
Ещё мы продумали практику в Академии Аналитиков Авито, которая поможет освоить полученные знания

На практику планировали отправлять тех выпускников, кому не досталось команды, но в первом потоке таких выпускников не было.

Собрали учеников

Кинули клич в чате менеджеров аналитиков о том, что хотим запустить школу. И попросили выбрать кандидатов по таким критериям:

  • желание сотрудника двигаться по менеджерскому треку,
  • уровень не ниже senior,
  • результаты по Performance Review не ниже «хороший результат».

Каждый из менеджеров выбрал кандидатов. На первом потоке было 15 человек: 7 acting-тимлидов и 8 senior-аналитиков, у которых не было навыков управления командой.

Acting-тимлид — это senior-аналитик, который пробует себя в роли тимлида. На 3 месяца аналитику дают команду, чтобы посмотреть, как он будет справляться. Кандидату ставят бизнесовые и личные цели — в основном менеджерские компетенции. Если он хорошо себя показывает, его промотируют в тимлида.

Собрали ребят на встречу и рассказали о программе обучения. На первой организационной встрече рассказали будущим ученикам о программе и сформировали правильные ожидания. Мы уточняли, что выпускники не станут тимлидами автоматически после прохождения программы, но повысят шансы на переход в новую роль. Также обещали студентам, что мы:

  • Оценим уровень навыков и потенциал их развития по менеджерскому треку.
  • Дадим теоретические знания и возможность для практики навыков.
  • Добавим выпускников в «talent pool», из которого рассматривают кандидатов на промо при появлении позиций TL.
  • Дадим фибдек и рекомендации по дальнейшему развитию.

Провели ассессмент на входе. Перед началом обучения мы провели оценку индивидуального развития участников, чтобы выяснить существующие навыки и оценить потенциал.

Существующие навыки оценивали с помощью моделирования разных ситуаций, иногда стрессовых. Например, к аналитику приходил тренер в роли его подчиненного или коллеги и говорил о проблеме. Ему нужно было быстро разобраться в ситуации, договориться о конкретных результатах и отработать возражения. На подготовку к встрече давалось всего 5 минут. В таких стрессовых ситуациях люди делают то, что в действительности умеют, а не то, о чём где-то читали.

Кроме этого, всем участникам школы давали заполнить опросник — это позволяло понять, есть ли у них потенциал развития компетенций, которых мы ждём от тимлидов.

Составили расписание и начали учиться

Обучение в школе длилось почти 3 месяца — с июля по конец сентября 2023 года.

Расписание школы тимлидов составляли так, чтобы каждую неделю был вебинар по одной из ключевых компетенций
Расписание школы тимлидов составляли так, чтобы каждую неделю был вебинар по одной из ключевых компетенций

Занятия про менеджерские навыки чередовались с вебинарами по аналитике. Те участники, которые уже проходили курс First Time Manager, посещали только вебинары по аналитике.

Вебинар про управление ресурсами
Вебинар про управление ресурсами

Сделали отдельный чат для участников, где писали мотивашки и подбадривали, а ещё делились записями вебинаров и презентацией, чтобы ребята могли в любой момент посмотреть их снова.

После каждого вебинара спрашивали обратную связь: что можно улучшить, чему научились.

Оценили участников после обучения

По итогам школы мы подготовили оценку по каждому участнику в баллах. Мы считали баллы за:

  • Существующие навыки и потенциал — по данным от ассессмент-компании.
  • Посещаемость занятий.
  • Активность на вебинарах — просили экспертов выделить самых активных участников.
  • Обратную связь по вебинарам: если участник делился обратной связью, это засчитывалось как плюс.

У всех участников первого набора был довольно высокий итоговый балл, так как половина участников уже были acting-тимлидами. В следующих потоках оценка активности поможет нам понять, кто из участников уже готов к промоушену, а кому ещё нужно поучиться.

Оценивали участников по таким критериям:

Максимальный скор, который мог быть у участника — 8. Чтобы получить такой балл, участник должен был активно проявляться во время всего обучения 
Максимальный скор, который мог быть у участника — 8. Чтобы получить такой балл, участник должен был активно проявляться во время всего обучения 

По итогам школы 3 исполняющих обязанности тимлида стали тимлидами, 4 senior-аналитиков стали acting тимлидами.

Решили, что будем проводить школу тимлидов дважды в год, следующий поток — после зимнего Performance Review и промоушена аналитиков в сеньоры. Будем периодически приходить к руководителям senior-аналитиков и выяснять, как растут ребята, а если не растут, то почему. Кроме этого, предложили всем выпускникам поддержку и консультации по карьерному росту.

Что пошло не так и какие были сложности

Первый запуск прошёл хорошо, но не гладко. Вот несколько наблюдений:

👉 Ни у кого из команды аналитиков, включая меня, не было опыта запуска обучающих продуктов. Это была внутренняя инициатива аналитиков и несмотря на то, что коллега из отдела обучения предоставила нам программу другой школы тимлидов, мы всё же старались не копировать её полностью. Перенимали опыт коллег из технического отдела и адаптировали под особенности аналитической команды.

Также это было вызовом и для наших экспертов. Одни быстро и очень охотно соглашались, а от других было сопротивление на старте, приходилось отрабатывать много возражений. Эксперты самим делали презентации, продумывали и репетировали план выступлений.

👉 Отказались от составления индивидуальных планов развития. Изначально мы хотели составить ИПР для каждого ученика и отдать его менеджеру, но к концу обучения поняли, что в этом нет смысла. У каждого менеджера и так есть план по подчинённым, и наши мнения могли бы расходиться.

Вместо этого мы дали менеджерам развёрнутые рекомендации с описанием сильных и слабых сторон каждого участника. Тимлиды могут включить это в план развития подчинённых, а мы со своей стороны будем дополнительно проверять, чтобы всем ученикам были понятны их перспективы и навыки, над которыми ещё стоит работать.

👉 Отказались от сбора отзывов от коллег. Мы поняли, что в этом нет смысла. Первый поток школы выпустился в сентябре 2023 года, а зимой у нас ревью аналитиков и мы и так получим эти ответы.

👉 Решили не проводить оценку навыков и знаний участников сразу после окончания школы. Мы поняли, что те навыки и знания, которые давали во время обучения, не получится быстро усвоить и попробовать на практике. Поэтому и оценить их не удастся.

Если заинтересовались работой в команде аналитики, взгляните на актуальные предложения:

9