Карьера в продуктовом дизайне в IT: что важно знать

За что отвечают продуктовые дизайнеры в IT и в чём их роль

Цель продуктового дизайна — объединять интересы пользователей и бизнеса. Продуктовый дизайнер сфокусирован на нескольких задачах: а) видение продукта;б) как продукт зарабатывает деньги;в) как решает проблемы пользователей.

Роман Иминов и Ания Ибадуллина — продуктовые дизайнеры Kolesa Group. Дизайн-отдел компании участвует на каждом этапе разработки продукта от этапа discovery до post-production. Ниже мы подробно разберём каждый из этапов.Мы попросили Романа и Анию рассказать, чем они занимаются в компании, о продуктовом дизайне и его значении для пользователей и бизнеса на конкретных кейсах. Также они поделились полезными рекомендациями.

Роман Иминов и Ания Ибадуллина
Роман Иминов и Ания Ибадуллина

Роман Иминов, продуктовый дизайнер Kolesa Group

Роман Иминов
Роман Иминов

О своей работе

Я работаю в команде Kolesa.kz — платформа №1 на рынке авто в Казахстане с месячной аудиторией более 5 млн пользователей. Отвечаю за опыт нахождения и подачи объявлений. Люблю делать продукты понятными и удобными для пользователей. Моя задача — максимально погрузиться в проблему, и на основе данных разработать сценарий, который даст людям положительный опыт использования продукта, а бизнесу — прибыль.

Зачем нужен продуктовый дизайнер

Дать возможность пользователю легко выполнять свои задачи, в нашем случае купить или продать машину. Если продукт удобен и полезен для пользователя, то он возвращается сам и рекомендует близким, — отсюда и польза для бизнеса.

Самый большой вау-эффект от участия в разработке продукта

Не могу выделить для себя какой-то один этап. Удовольствие мне доставляет весь процесс и особенно его результат. Самый кайф в том, что на каждом этапе я могу быть полезным, задавая правильные вопросы, копая в суть проблемы и формируя правильные дизайн-гипотезы

Как дизайнеры связаны со специалистами из других отделов

Продуктовый дизайнер участвует на этапах discovery и delivery.

Этап discovery

1. Сбор симптомов

На этом этапе вся команда ищет симптомы проблем и точки роста. Мы опираемся на исследования, отзывы, обращения в службу заботы. Я выступаю «адвокатом» пользователя в продукте, аргументируя почему текущее решение может вызывать проблему. За счёт хороших аргументов эти симптомы могут взять в дальнейшую проработку.

2. Валидация проблемы

На этом этапе важно понять, какая проблема наиболее критичная. Здесь я показываю, почему решение проблемы в опыте пользователя может увеличить наши метрики и конверсии.

3. Генерация идей

Этап, где вся команда выстраивает гипотезы по решению проблемы. Я предлагаю решения, связанные не только с интерфейсами, но и с другими областями продукта. Это могут быть технические, маркетинговые и другие решения, потому что не всегда ответ кроется в дизайне.

По итогам discovery у команды есть набор гипотез, которые нужно протестировать на пользователях. Здесь и начинается работа «ручками».

Этап delivery

1. Фокусировка

Собрать всю информацию воедино и понять, на чём нужно сфокусироваться. Если данных недостаточно, то пойти «постучаться» в другие отделы, которые могут их восполнить.

2. Черновые макеты и гипотезы

Выстраиваю дизайн-гипотезы и проектирую черновые макеты, в которых обязательно соблюдаю дизайн-принципы команды:

а) консистентность — все паттерны и элементы внутри продукта однородны;

б) фидбек — ведем прозрачность с пользователем, информируем о текущем статусе (где он, что происходит, что произойдет и т.д.);

в) фокус на клиенте — учитываем сегмент пользователя и не забываем о других сегментах, что могут столкнуться с этим сценарием.

Далее необходимо выстроить качественные и понятные гипотезы, которые будут проверяться на юзабилити-тестах.

3. Исследования и юзабилити-тесты

Юзабилити-тест — это метод оценки интерфейса со стороны удобства и простоты его использования. Всегда подключаюсь к исследованиям: слушаю, что говорят люди и задаю вопросы. Это помогает быть ближе к пользователям, понимать, как они мыслят и действуют.

4. Чистовые макеты

Необходимо отработать фидбек от пользователей и подготовить чистовой макет. Сделать всё так, чтобы любой человек, даже вне контекста задачи, мог зайти в макет, всё понять и погрузиться в решение.

5. Дизайн-ревью

Проверка работы разработчика на соответствие макетов и задумке дизайнеров. Всё, чтобы пользователь получил кайфовый продукт.

Post production

Фича уже в продакшене, но это не значит, что о ней можно забыть. За ней нужно пристально наблюдать: отслеживать аналитику, вовлеченность пользователей и их обращения в службу заботы. Спустя время ещё раз провести срез и посмотреть, как она повлияла на продукт.

Где выучиться на специальность

Всегда черпал знания у дизайнеров и в открытых ресурсах. Курсы не проходил. Сейчас я читаю телеграм каналы из папки UX/UI. Посещаю онлайн и офлайн-митапы.

Ания Ибадуллина, продуктовый дизайнер

Ания Ибадуллина
Ания Ибадуллина

О своей работе

Я развиваю дизайн в продукте Avtoelon.uz — это платформа №1 на онлайн-рынке авто в Узбекистане. Месячная аудитория продукта — 1,5 млн человек. Моя задача — определить боли пользователей и проблемы бизнеса, и решить их. Работаю в связке с product-менеджером, чтобы вести нашу команду к воплощению стратегии, учитывая потребности рынка и технологий.

Зачем нужен продуктовый дизайнер

Создать продукт, который не только функционален, но визуально привлекателен и удобен в использовании.

Мы фокусируемся на улучшении пользовательского опыта. Это ведёт к увеличению удовлетворенности пользователей, улучшению бизнес-метрик и удержанию клиентов.

Мы постоянно исследуем рынок Узбекистана, всегда на связи с нашими пользователями. Много ездим по стране. Для нас важно чтобы продукт был удобным, простым и технически доступным.

Самый большой вау-эффект от участия в разработке продукта

Видеть, что результатом нашей работы пользуются люди, что оно приносит им пользу. Невероятно круто, когда сам в поле проводишь исследования и слышишь комментарии «Спасибо вам, очень удобно. Продал машину за 2 часа!».

Очень радует видеть вовлеченность продуктовой команды во время работы над функционалом. Когда разработчики, QA-инженеры, аналитики, UX-исследователи предлагают решения, которые улучшают пользовательский путь.

Влияние продуктового дизайнера на рабочих примерах

В рабочих задачах мы проходимся по всем этапам discovery и delivery, которые выше описал Рома. Иногда возвращаемся к отдельным шагам и двигаемся итеративно. Каждая задача уникальна: позволяет дизу прокачать навыки в разных направлениях и иногда приносит неожиданные результаты.

Кейс 1

Флоу добавления фотографий в Avtoelon.uz

Проблема

Сценарий добавления фото из галереи был длинным, выскакивали лишние окна. Процесс выбора фото усложнялся маленькой областью клика и неточными переводами.

Цель

Сократить количество шагов в сценарии. Сделать их более нативными для пользователей каждой из платформ, чтобы улучшить конверсию в прохождение экранов.

Как строилась работа

1. UX-исследователь пообщалась с реальными пользователями. Подготовила презентацию с выводами и рекомендациями.

2. Мы дополнительно провели UX-аудит сценария, определили все проблемные точки.

3. Изучили данные и проанализировали пути добавления фото.

4. Просмотрели паттерны сценария в других продуктах и гайдлайнах.

5. Выставили дизайн-гипотезы и подготовили прототип с черновым решением для исследования. 100% респондентов успешно прошли сценарий.

1. Отработали комментарии и подготовили чистовой макет для команды разработки.

2. После верстки экранов провели дизайн-ревью.

3. Отправили в production и следили за показателями.

Результат

1. Улучшили UX:

а) сделали флоу более нативным;

б) уменьшили количество шагов в сценарии;

в) сократили время до желаемого действия.

2. Повлияли на цифры:

а) конверсия с экрана фото на экран цены увеличилась на 2%;

б) конверсия в успешное добавление фото увеличилась на 12%;

в) конверсия с экрана фото до успешной подачи увеличилась на 4%.

Карьера в продуктовом дизайне в IT: что важно знать

Кейс 2

Функционал сохранения карт во время оплаты

Проблема

Пользователям приходилось заново вводить все данные карты при повторной оплате. Как следствие возникали технические ошибки из-за дополнительных запросов, и не все могли оплатить.

Цель

Увеличить количество успешных оплат и увеличить конверсию в успешную оплату.

Как строилась работа

1. В необходимости функционала не было сомнений, но нам важно было понять, каких численных результатов мы можем достичь. Product-менеджер и аналитик провели исследование и предоставили данные.

2. Оцениваем влияние создаваемого дизайна на пользователей и бизнес. Консультировались с менеджерами, запросили дополнительные расчеты..

3. Провели анализ финансовых приложений, в которые чаще всего заходят наши пользователи.

4. На основе всех заключений подготовили две дизайн-гипотезы для исследований в виде прототипов.

5. По результатам лучше отработала одна из гипотез. Мы внесли в неё незначительные изменения и передали команде разработки.

Результат

1. Конверсия в успешную оплату картами статистически значимо увеличилась на 2%.

2. Сократили путь оплаты с картой на два экрана: на совершение платежа уходит меньше времени.

3. Функционал принес дополнительную выручку для компании.

Карьера в продуктовом дизайне в IT: что важно знать

Где выучиться на специальность

Я рекомендую пробовать себя на реальных задачах. Не стоит создавать еще одно приложение по доставке или соцсеть. Лучше сходить к знакомым, выяснить с какой проблемой они сталкиваются и попробовать ее решить через дизайн. Классно будет, если дизайнер найдет единомышленников в лице разработчиков и вместе создаст полноценное решение. Это даст полное понимание процесса разработки продукта и научит взаимодействовать с другими участниками команды.

Мы с дизайн-командой подготовили подборку:

Книги:

- «Дизайн для реального мира», Виктор Папанек

- «Психбольница в руках пациентов», Алан Купер

- «Пользовательский интерфейс», Илья Бирман

- «Типографика и вёрстка», Артем Горбунов

- «Дизайн пользовательского опыта», Джон Уэлен

- «Универсальные методы дизайна», Брюс Ханингтон, Белла Мартин

Курсы:

Полезные ресурсы:

33
реклама
разместить
Начать дискуссию