Product University Unpacked: сбывшаяся мечта поисковиков, мелкий шрифт и многое другое

В ноябре закончился очередной набор акселератора Product University (PU), в интернете появятся новые отзывы.
Перед принятием решения о поступлении я и сам изучал отзывы, но по итогу прохождения акселератора вижу, что много полезной и неоднозначной информации ни в одном из них мне на глаза не попалось.

В закладки

Вот самые известные из прошлых:

Содержание

К сожалению, так и не смог разобраться, почему функционал "якорь" отключен. Пишите в комментариях, как делать содержание со ссылками.

1. Информация к размышлению для работодателей: вот и сбылась мечта поисковика

2. Информация к размышлению для будущих участников

2.1. Краткая суть, зачем нужен и что может дать акселератор

2.2. Немного про отчисления

2.3. Мелкий шрифт

2.4. Кейсы

Практическая рекомендация 1. Имейте кейсы под рукой

Практическая рекомендация 2. Будьте готовы к новым заданиям. Читайте хотя бы заголовки

Практическая рекомендация 3. Про лайки и дизлайки

2.5. Что еще вам стоит ожидать в Product University

3. Информация для всех интересующихся

3.1. Товар и продукт

3.2. Мантра и MVP

4. После бала: интерес от работодателей

5. Вместо выводов

1. Информация к размышлению для работодателей: вот и сбылась мечта поисковика

Cоорганизатор Аркадий Морейнис пишет, что PU - это воплощение стандартного для стартап-индустрии акселераторного подхода.
Однако насколько мне известно по стартапам, информация о платном прохождении акселераторов - публичная.
Ну или о платном прохождении можно догадаться, если нет информации о получении акселератором доли в проекте.

А вот в списке выпускников PU платные и бесплатные участники - никак не разделены.Понятно, что ни плательщики, ни получатели в этом не заинтересованы.

Когда Аркадий пишет "прошли тот ад, что мы называем акселерацией" - это наполовину лукавство.
Кто-то из них - действительно прошёл ад, кто-то - просто заплатил денег и прошёл в беззаботном режиме.

Более того!
Помимо платных и бесплатных реальных участников акселератора в списке выпускников даже нашего скромного В2В-потока из 6 человек - совсем непонятные левые люди, которых нет ни в группе FB, ни в комментариях ни к одному из заданий.
Наверное, они прошли по самому дорогому тарифу с индивидуальной обратной связью.
Но пожалуй, даже платным участникам видеть их рядом с собой в общем списке выпускников более обидно, чем бесплатным - видеть себя рядом с платными.
Наших двое из ларца, с одного юрлица вычислить достаточно просто по одинаковой ссылке на сайт-портфолио, в котором никакое не портфолио, а заглушка.

Раньше платный тариф составлял 99 000 рублей, а сейчас - это цена тарифа с индивидуальной обратной связью, а беззаботное прохождение стоит 29 000.
Видимо, организаторы явно пытаются увеличить число заплативших вперёд, а не после результатов (последний способ - фишка PU).
Прямо как поисковые системы.
Которые наверяка хотели бы такого сращивания органической и платной выдачи, как в PU.

Еще одна ремарка: от открытия задания до крайнего срока сдачи проходит почти 2 суток, так что "выполнение задач каждый день" можно избежать, любители группировать задачи по типам вполне могут заниматься акселератором через день.

2. Информация к размышлению для будущих участников

2.1. Краткая суть, зачем нужен и что может дать акселератор

Подход акселератора исчерпывающе описан в статье соорганизатора Алексея Черняка.
В принципе, можно и самим всё сделать без акселератора. Чем и в чём он может быть полезен?

  • Помощь в решении задач и обратная связь по итогам со стороны одногруппников.
    Да, это реально работает, не случайно всех заставляют смотреть и комментировать работы других. Хоть и не влияет на решение главной поставленной задачи напрямую.
    Кроме того, узнаешь от однокурсников какие-то полезные сервисы, фишки, подходы и т.д.
  • Внешний надзиратель.
    Если мотивация "кнутом" работает хорошо - тогда под угрозой отчисления действительно будешь работать лучше, чем без нее.
  • Теоретически сами задания - тоже полезны, но далеко не все с этим согласны.

Пара слов про разницу между потоками

Основной продуктовый поток проходить сложнее, но интереснее: больше времени уходит на изучение работ других, но и больше обратной связи получаешь и новой информации узнаешь.

Где меньше народу - всё наоборот.

2.2.Немного про отчисления

Тут вообще интересно.

​Не выполнил задание - не отчислили, выполнил - отчислили.
​Отчислили - а потом внезапно прислали диплом об окончании.

2.3. Мелкий шрифт

Основной отсев происходит по итогу первых 2 недель, когда нужно подписать договор об оплате услуг в случае трудоустройства/повышения.
Причем многие отсеиваются сами, потому что не соглашаются на его условия.
Организаторы намеренно обсуждают договор только с теми, кто продержался 2 недели, хотя если бы это было сделано сразу - многие сэкономили бы себе время.

Самый спорный на мой взгляд пункт договора - необходимость платить в случае любого повышения зарплаты.
Во многих компаниях практикуется ежегодная индексация, а горизонт отчетности - 7,5 месяцев с момента подписания (оставшиеся 1,5 в акселераторе + 6 после окончания).
В результате, даже если тебе повысили зарплату на 5-10% - по договору ты обязан заплатить, хотя понятно, что такой размер повышения - это и не повышение вовсе, а компенсация потери покупательной способности денег.
Алексей Черняк об этом прямо и пишет в блоге - но когда дело доходит до сбора денег с участников, компенсация инфляции считается ростом зарплаты.

Включить нижнюю планку индексации - таков и был мой совет в задании, когда нужно было предложить гипотезы по улучшению акселератора.

2.4. Кейсы

Еще одна неочевидная снаружи "мякотка" - в кейсах, которые нужно решать в ходе акселератора.

Если не вдаваться в детали, со стороны кажется, что у Акселератора есть партнеры, которым интересны потенциальные выпускники и что для них будут актуальные задания.

Если бы!

Варианты кейсов, которые будут предложены на последнем уровне, пестрят именами их заказчиков, но те кейсы давно устарели. За них брались уже несколько потоков подряд.

А вот рядом с теми вариантами, которые предложены в первом задании про кейсы, прямо написано, что они являются фантазиями и что при работе над ними нужно оговариваться о несвязанности с упоминаемыми в них компаниями.

Практическая рекомендация 1. Имейте кейсы под рукой

Если вы читали абзац выше - выдуманность кейсов уже не захватит вас врасплох. Но вариантов всё равно немного:

  • делать выдуманные кейсы из предложенных.
    По мне - худший вариант, потому что даже отзыв за полезную (пусть и бесплатную) работу тебе за это не напишут,
  • ломиться "в холодную" за кейсами.
    Кто хорошо умеет это - тому акселератор по-моему и не нужен. Можно потренировать этот навык и это, пожалуй, даже полезно.
    Только вот времени на выполнение заданий - в обрез, а если с вами и захотят в итоге поработать - не факт, что дадут согласие в нужном темпе,
  • иметь свои варианты наготове.
    Идеально, если удастся пробиться в компании мечты, но и просто продуктовые компании, где есть обратная связь от руководством и реального рынка - уже лучше, чем вариант №1.

Что за кейсы - можно почитать в уже упоминавшейся статье Алексея Черняка.

Практическая рекомендация 2. Будьте готовы к новым заданиям. Читайте хотя бы заголовки

Да, задания открываются только постепенно - но можно и нужно смотреть их названия (заголовки).

Пример: в качестве одного методов для выбора кейса было дано "Тот же продукт — новые каналы и аудитория". Возможно, на других потоках действительно можно действовать так широко, а на B2B-продажах - в заголовке одного из следующих заданий зафиксировано явно: "Фиксируем ценностное предложение/месседж (М) и прямые продажи как главный канал (К)".
Если прямые продажи уже используются в компании - твой кейс в пролёте.

Можно, конечно, обвинять организаторов в непоследовательности, но тут я сам виноват, конечно.

Хотя это не всегда работает. У нас было задание про amoCRM, а потом пропало.

Практическая рекомендация 3. Про лайки и дизлайки

Об этом не говорится явно, но на вебинаре удалось получить ответ от Аркадия, что непростановка лайков/дизлайков не означает невыполнение задания.
В чем дело?
Часть задания заключается в том, чтобы оценить ответы других участников.
Логично, что первому выполнившему оценивать некого, второму - получится только первого и т.д.
Таким образом, выполнение задания привязано к тому, как будут выполнять задания остальные, и пока это не выяснили - приходилось по одному и тому же заданию заходить 2 раза:

  • сначала выполнить в удобное время,
  • потом ближе к крайнему сроку (21:00) зайти и проставить лайки и дизлайки.

Но реально можно не морочиться, а заходить на следующий день, когда выполняешь новое задание.

2.5. Что еще вам стоит ожидать в Product University

  • Расхождение данных выпускников по всему интернету.
    "Рассылаем работодателям" - это правда, но не только: данные будут находиться в доступе для всех желающих.
    Плохо ли это?
    Необязательно.
    Но не случайно же на работных сайтах есть разные степени доступности резюме, а не только "видно всему интернету".
    Не говоря об открытом несоблюдении закона "О защите персональных данных" как минимум в части хранения данных жителей РФ за ее пределами.
    Как максимум - там можно много к чему придраться при желании.

    Это - еще одна причина отсева, который происходит перед самым окончанием.
    Кто планирует не менять работу, а получить повышение внутри компании - не видит смысла ни распространяться о себе, ни тратить время на последние задания, от которых никакой пользы для конечной цели, а договор уже в любом случае подписан.
  • "Писькомер" зарплатами.
    Для итогового списка выпускников нужно заполнить форму, обязательные поля - желаемые доход "от" и "до".
    Теоретически можно поставить прочерк - но никто из выпускников так не сделал.
    При этом "от" в форме, рассылаемой потенциальным работодателям - есть, а "до" - нет.
    Как и нет информации про готовность работать на англоязычном рынке, которую спрашивали при поступлении (зачем?)
  • странные вопросы в тесте по маркетингу.
  • странные инфоцыганские замашки и мотивационные приёмы, которых от достаточно известных Морейниса и Черняка совсем не ожидаешь.

3. Информация для всех интересующихся

3.1. Товар и продукт

Когда я шёл в акселератор, мне казалось, что это сапожники без сапог: обучают продуктовому подходу, а у самих на продукт так много нареканий.

Однако одно из первых, что мы усвоили - это разница между товаром и продуктом.
Так что теперь понятно, что с продуктом у акселератора - всё хорошо (коль скоро выпускники повышаются и переходят на новые работы), а плохо - с товаром.

Один из подходов, которые нам предлагали использовать - это предложение существующего товара новой аудитории, что создает новую ценность и новый продукт.
Судя по всему, организаторы так и поступили.

Есть товар (курс "Бизнес для школьников") и желание заработать на нём еще денег вместе с нежеланием тратить на это дополнительное время.
В общении с участниками других потоков легко вычислить, что задания - практически ничем не отличаются.
Такой классический пассивный доход.
Хотя сами организаторы так не считают.

Вполне возможно, что ситуация просто успела измениться: скриншоту выше уже 7 месяцев, и тогда Аркадий активно участвовал в дискуссии с участниками, а в нашем потоке никто из организаторов не отвечал в FB-группе, несмотря на исходную фразу "вопросы? Пишите в комментариях".

В результате получился курс, из которого вместе с многочисленными опечатками, несогласованностями и просто просьбами 2 раза сделать одно и то же периодически торчат уши "Бизнеса для школьников" (в виде фраз "запишите в свои дневники" и т.д.)

Особенно обидно это видеть в В2В-продажах, которые прошёл я, потому что многие задания были явно для В2С, и как их решать - каждый решал в меру своей испорченности.

В2В-продажи - последнее из 3 направлений акселератора, так что одно из заданий просто взяли из маркетингового и забыли адаптировать под продажи.

Вообще В2В-направление - это достаточно циничный холодный душ.
Слово "холодный" здесь - с подтекстом.
Возможно, так сделано специально, для закаливания успешных кандидатов, но и Алексей ("я давно не верю в «холодные звонки»"), и Аркадий не скрывают своё отношение к холодным продажам.
Тем не менее, именно на их основе предлагается строить продажи компаний.

Даже банально докрутить систему оплаты за акселератор не смогли или не захотели.
Продавцы - это не те, кто получает фиксированную зарплату, как тогда рассматривать повышение?
В этом квартале было 50-100, а в следующем - 150-300 - это вполне возможно и без повышения.
Либо сезон и несезон, либо наконец срослась долгая крупная сделка, при премии выше зарплаты.

3.2. Мантра и MVP

Как я уже написал выше, PU - это применение стартаперского подхода к найму.

А что это за подход?
В первую очередь - MVP, минимально жизнеспособный продукт.
То есть - что не нужно доводить до совершенства то, что и так сойдет.
А все возможные недоумения удачно закрываются мантрой "Акселератор - отражает реальную жизнь, в жизни нет ничего совершенного, поэтому и акселератор - несовершенный".

Судя по тому, что в одном и том же задании длиной всего 2 абзаца акселератор назван то Product School (название устарело уже год как), то Product University, а также по большому количеству опечаток и несостыковок, организаторы вполне осознанно не уделяют внимание товару.

А зачем, если люди приходят не за качественной программой, а за трудоустройством?

Идеология MVP продвигается даже там, где ее не ожидаешь увидеть. Например, в составлении резюме. Прямо написано: "Если вам не стыдно за резюме – значит вы поздно начали".
Хотя насколько я понял эксперта из видео в соответствующем задании - речь была как раз об обратном.
Первое впечатление успеешь произвести только один раз.

Это видно даже и при показе "товара лицом" - итоговом портфолио выпускников.
Вроде бы для организаторов это важно: одно из последних заданий - как раз предложить гипотезы по улучшению общего портфолио.
Фильтры в Excel сделали, в Google-таблице нет.
Но главное не это - а что населенные пункты выпускников не причёсаны: есть "Алматы" и "Алма-Ата", есть "Россия, Москва" и "Москва" и т.д.
А зачем?
Кому надо - тот сам нажмёт Ctrl+F и найдет всех в нужном ему городе.
А потом еще пройдется по всем, кто готов к переезду (и кто не готов - тоже).

4. После бала: интерес от работодателей

По итогам рассылки сразу пошли обращения от потенциальных работодателей.
Мне за первые сутки пришло 5, потом еще в среднем по 1 в день.
Но:

  • на нашем В2В-потоке - только 4 (ну хорошо, с левыми - 6) выпускников, поэтому на основном (Product Management, 79 выпускников) такого внимания работодателей ждать не стоит.
  • большинство обращающихся - неадекватные и невнимательные (не вчитываются даже в то, что написано в форме, не говоря про приложенные резюме).

Сами организаторы настраивают на то, что пассивно ждать обращений - не стоит, нужно самим определять интересные для себя компании и позиции и пробиваться на них.
Это вполне логично, как и что "работа мечты вряд ли найдёт тебя сама".
Но надо понимать, что часть обращений:

  • от малоизвестных компаний - которые самостоятельно вряд ли найдешь. Малоизвестных - не значит неинтересных, не все хотят работать в крупных структурах,
  • с неоформленным интересом - это как раз возможность зайти "вне рынка", пока других претендентов еще не рассматривают.

Посмотрим, что будет дальше - пока же одно из обращений оказалось достаточно релевантным именно моему специфическому опыту.

Нашёл бы я эту компанию сам без интереса с их стороны? Вряд ли.

Конечно, это случайность, что всё так совпало по времени, и рассчитывать на неё по умолчанию не стоит.

Но такие случайности происходят, и знаю один пример из прошлого В2В-потока, когда такое случайное предложение выпускник принял и даже переехал из Петербурга в Москву.

Вместо выводов

Единого ответа для всех, стоит ли идти в акселератор - нет и быть не может.
Хорош он или плох - тоже.
Кому-то из продавцов было интересно разбираться в юнит-экономике для общего развития, кто-то посчитал это неуместным.
И т.д.
Каждый принимает решение исходя из своих ситуаций.

И итоги у всех свои - кто-то получает предложения/повышение, кто-то - нет.

Причем надо еще отметить, что:

  • Организаторы стали добрее.
    Аркадий на вебинаре открыто удивился, что Алексей разрешил мне использовать сайт-портфолио не на Тильде, а не делать его вместе со всеми заново (спасибо, Алексей!)
    А еще одному из участников, который с самой первой недели шёл платно с кейсом своей компании, вернули деньги после того, как он понял и решил, что 29 000 - это слишком много за непричёсанный курс заданий без обратной связи от организаторов.
  • Несмотря на все недостатки, сам курс не так уж и плох.
    Компания, которой делал кейс я, начинала платную акселерацию во ФРИИ. Но в результате, то, что сделал для них я в рамках PU, оказалось полезнее, чем инструкции ФРИИ.
    Хочется верить, что здесь есть и моя заслуга - но и цепочка заданий безусловно сыграла свою роль тоже.
  • Факт оплаты влияет на впечатление от прохождения.
    Что давно известно по многочисленным примерам.
    Хоть у меня выборка и небольшая - но в ней восторженные отзывы оставили те, кто еще не заплатил PU ни рубля.
    А кто уже заплатил - отзываются совсем другим тоном.

Материал опубликован пользователем.
Нажмите кнопку «Написать», чтобы поделиться мнением или рассказать о своём проекте.

Написать
{ "author_name": "Павел Носиков", "author_type": "self", "tags": [], "comments": 5, "likes": 5, "favorites": 8, "is_advertisement": false, "subsite_label": "hr", "id": 94624, "is_wide": false, "is_ugc": true, "date": "Wed, 27 Nov 2019 12:42:21 +0300", "is_special": false }
0
{ "id": 94624, "author_id": 71504, "diff_limit": 1000, "urls": {"diff":"\/comments\/94624\/get","add":"\/comments\/94624\/add","edit":"\/comments\/edit","remove":"\/admin\/comments\/remove","pin":"\/admin\/comments\/pin","get4edit":"\/comments\/get4edit","complain":"\/comments\/complain","load_more":"\/comments\/loading\/94624"}, "attach_limit": 2, "max_comment_text_length": 5000, "subsite_id": 199121, "last_count_and_date": null }
5 комментариев
Популярные
По порядку
1

Все честно и без прикрас, возможно это будет сигналом к доработке курса организаторами, ну и судя по разбору плюсы от обучения несомненно есть, например отличная компания в процессе:) 

Ответить
0

Шикарный разбор, спасибо.

Ответить
0

Рад, что понравилось

Ответить
0

Вопрос в том, будет ли от этого огня у кого-нибудь подгорать или нет ;)

Ответить
{ "page_type": "article" }

Прямой эфир

[ { "id": 1, "label": "100%×150_Branding_desktop", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop" ], "adfox_method": "createAdaptive", "auto_reload": true, "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "bugf", "p2": "ezfl" } } }, { "id": 2, "label": "1200х400", "provider": "adfox", "adaptive": [ "phone" ], "auto_reload": true, "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "bugf", "p2": "ezfn" } } }, { "id": 3, "label": "240х200 _ТГБ_desktop", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "bugf", "p2": "fizc" } } }, { "id": 4, "label": "Article Branding", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "p1": "cfovx", "p2": "glug" } } }, { "id": 5, "label": "300x500_desktop", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "bugf", "p2": "ezfk" } } }, { "id": 6, "label": "1180х250_Interpool_баннер над комментариями_Desktop", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "h", "ps": "bugf", "p2": "ffyh" } } }, { "id": 7, "label": "Article Footer 100%_desktop_mobile", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop", "tablet", "phone" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "bugf", "p2": "fjxb" } } }, { "id": 8, "label": "Fullscreen Desktop", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop", "tablet" ], "auto_reload": true, "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "bugf", "p2": "fjoh" } } }, { "id": 9, "label": "Fullscreen Mobile", "provider": "adfox", "adaptive": [ "phone" ], "auto_reload": true, "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "bugf", "p2": "fjog" } } }, { "id": 10, "disable": true, "label": "Native Partner Desktop", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop", "tablet" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "clmf", "p2": "fmyb" } } }, { "id": 11, "disable": true, "label": "Native Partner Mobile", "provider": "adfox", "adaptive": [ "phone" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "clmf", "p2": "fmyc" } } }, { "id": 12, "label": "Кнопка в шапке", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "p1": "bscsh", "p2": "fdhx" } } }, { "id": 13, "label": "DM InPage Video PartnerCode", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop", "tablet", "phone" ], "adfox_method": "createAdaptive", "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "h", "ps": "bugf", "p2": "flvn" } } }, { "id": 14, "label": "Yandex context video banner", "provider": "yandex", "yandex": { "block_id": "VI-223676-0", "render_to": "inpage_VI-223676-0-1104503429", "adfox_url": "//ads.adfox.ru/228129/getCode?pp=h&ps=bugf&p2=fpjw&puid1=&puid2=&puid3=&puid4=&puid8=&puid9=&puid10=&puid21=&puid22=&puid31=&puid32=&puid33=&fmt=1&dl={REFERER}&pr=" } }, { "id": 15, "label": "Баннер в ленте на главной", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop", "tablet", "phone" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "p1": "byudx", "p2": "ftjf" } } }, { "id": 16, "label": "Кнопка в шапке мобайл", "provider": "adfox", "adaptive": [ "tablet", "phone" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "p1": "byzqf", "p2": "ftwx" } } }, { "id": 17, "label": "Stratum Desktop", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop" ], "auto_reload": true, "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "bugf", "p2": "fzvb" } } }, { "id": 18, "label": "Stratum Mobile", "provider": "adfox", "adaptive": [ "tablet", "phone" ], "auto_reload": true, "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "bugf", "p2": "fzvc" } } }, { "id": 19, "disable": true, "label": "Тизер на главной", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop", "tablet", "phone" ], "auto_reload": true, "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "p1": "cbltd", "p2": "gazs" } } }, { "id": 20, "label": "Кнопка в сайдбаре", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "p1": "cgxmr", "p2": "gnwc" } } } ] { "page_type": "default" }