Как я строил свою PR-империю или 5 вредных советов PR-директору при формировании департамента с нуля

Введение. Познакомимся?

Я работаю в профессии уже больше 10 лет. Если считать совокупный опыт, то получится уже около 15 лет – начал работать в 13. Да, да, именно. Пришёл тогда в местный, – речь о Нижнем Новгороде, где я прожил большую часть своей жизни, – филиал радиостанций Хит FM и Maximum и с порога заявил:

– Хочу быть PR-щиком! Возьмите меня на летнюю стажировку!

А чего бы и не взять бесплатного стажёра на лето, который, к тому же, сам так рвётся? Меня познакомили с руководителем пресс-службы, которая действительно дала практический старт моей карьере, а после ещё и преподавала у меня в университете. Аня, если вдруг ты это читаешь, привет тебе! =) Собственно, с того момента я не сворачивал с пути и развивался, развивался. Мне довелось поработать во многих сферах. Первые лет 10 я был сосредоточен на event-сегменте и клубах – интересно мне было. Плюс увлечение музыкой, которое быстро переросло из любительского хобби в ремесло, которым я и по сей день занимаюсь, а сейчас перезапускаю собственный проект как диджея и саунд-продюсера. Прошу прощения за лирическое отступление, речь не об этом.

Мой переезд в Москву дал новый виток карьере. Я продолжал работать в московском клубном сегменте – сами понимаете, уровень совсем другой. Именно в Москве и именно в Московских клубах я впервые получил предложение стать PR-директором. Честно говоря, первый блин был комом... Но я схватываю налету, что, пожалуй, важное качество для PR-специалиста. Ещё несколько попыток. С каждым разом лучше и лучше, однако три года назад я понял, что мне хочется чего-то посерьёзнее. Я ушёл из клубного бизнеса... в образовательный с серьёзным понижением в должности. Не буду никому делать рекламу, но я попал в один из крупнейших образовательных холдингов в России. И не просто попал: там я встретил своего друга, наставника и учителя, моего PR-директора, который и научил меня всему, что я умею. Дима, и тебе привет!=)

The Truth Is Out There​ Тимофей Фортунатов, Inst: <a href="https://www.instagram.com/fractoon_music/" rel="nofollow noreferrer noopener" target="_blank">@fractoon_music</a>
The Truth Is Out There​ Тимофей Фортунатов, Inst: @fractoon_music

Надо сказать, решение было правильным. Как известно, иногда нужно сделать шаг назад, чтобы сделать два шага вперёд. Именно в период работы в Университете (условно назову его так, хотя это и был университет) я понял, в чём смысл и суть фраз "работать на опережение", "формирование стратегии" и "эффективное управление". Всё же очень важно встретить наставника в нашем деле, который на практике проведёт через все подводные камни, даст ткнуться в них носом, но поддержит так, чтобы этот нос не оказался размазанным по всему лицу, а вы сохранили чувство собственного достоинства, не пуская сопливо-кровавые пузыри, да простят меня читатели за подобные гиперболизированные метафоры.

Спустя некоторое время, мне поступило предложение, от которого я не смог отказаться. Один из партнёров Университета позвонил мне и предложил возглавить PR-департамент в одной из его компаний. В тот момент я с уверенностью принял предложение: я твёрдо знал, что после пройденной школы знаний и опыта теперь у меня достаточно.

Что за компания и чем предстояло заниматься?

Пусть никого не смущают заголовки. Это не резюме и не Self PR. Ну, разве что самую малость. Просто я хочу, чтобы вы понимали, что советы, которые будут представлены ниже, следствие моего собственного экспириенса и тех трудностей, с которыми мне пришлось столкнуться лично, а потому, надеюсь, они будут полезны и начинающим, и опытным руководителям.

Я не претендую на звание эксперта в отрасли, но всегда ведь интересно узнать чужую точку зрения, не так ли? Я вот лично с удовольствием читаю подобные статьи. Опять отвлёкся – ближе к делу.

Работа. Офис. Дом.​ Тимофей Фортунатов, Inst: <a href="https://www.instagram.com/fractoon_music/" rel="nofollow noreferrer noopener" target="_blank">@fractoon_music</a>
Работа. Офис. Дом.​ Тимофей Фортунатов, Inst: @fractoon_music

Начну, пожалуй, с того, что представляла собой компания. Опять же, не буду здесь светить никакие названия, те, кому интересно, сами всё найдут. К тому же, увы, компании более не существует, но это уже совсем другая история. Итак, мне предстояло влиться в международный инвестиционный крипто-холдинг, в который входило 5 компаний. Мне выпала честь возглавить PR-департамент в генеральной, флагманской компании холдинга. Когда я пришёл на первое собеседование, то цель была именно такая – возглавить. Но на деле всё оказалось несколько сложнее. От меня ждали, что я не просто возьму на себя руководство направлением, а... создам его. Если коротко, то суть была в следующем: ранее компания занималась классическим венчурным инвестированием в "реальный" сектор экономики. Однако рынок начал вносить свои коррективы, а поскольку учредители, коих было двое, люди достаточно прогрессивные, было принято решение диверсифицировать бизнес и сделать ставку на растущий криптовалютный рынок и диджитал-инвестиции. Продукт, который мы разрабатывали, был уникальным, а key message, которое я разработал, было поставлено в основу позиционирования.

Впервые нам удалось объединить труд классических венчурных инвесторов и криптодержателей всех уровней на одной площадке и создать все необходимые условия для работы традиционных экономических инструментов с последними достижениями технологий.

Тимофей Фортунатов, PR-директор

В связи с этими внешними переменами, требовалась перестройка и внутри компании. Мне предстояла нелёгкая задача: создать департамент, набрать и обучить сотрудников, вывести компанию на федеральный уровень по публикациям, а затем и на международный, а главное, обучиться самому. Ибо до момента прихода сюда я слышал о криптовалюте разве что из уст продвинутых знакомых айтишников. Пришлось изучать всё с азов и в самые короткие сроки. Помимо основных задач на меня возложили ещё одну: я должен был стать полноценным лицом компании и её генеральным спикером, а значит в ближайшее время мне предстояло общаться со СМИ на уровне экспертных комментариев. Сами понимаете, это было непросто, учитывая, что по началу всё приходилось делать своими руками – сотрудников то нет. Но мы справились. Буквально через три месяца в моём департаменте в штате работало 5 сотрудников, а ещё спустя 2 месяца уже 15. Департамент разбился на отделы: PR-отдел, Event-отдел и Отдел коммуникации. Думаю, не нужно объяснять, чем занимались PR-отдел и Event, а вот Отдел коммуникации появился не случайно. По сути, мои сотрудники там осуществляли функционал коммьюнити--менджеров – от создания коммьюнити до их наполнения и ведения. Чуть позже именно из моего Отдела коммуникаций вырос департамент Tichnical Support, который насчитывал 7 штатных сотрудников и около 15 на аутсорсе, в разных странах и часовых поясах.

Тимофей Фортунатов, Inst: <a href="https://www.instagram.com/fractoon_music/" rel="nofollow noreferrer noopener" target="_blank">@fractoon_music</a>
Тимофей Фортунатов, Inst: @fractoon_music

Что ж, теперь, когда я вполне подробно рассказал о том, чем занималась компания и как именно росла при моём участии, думаю, можно перейти к тем самым "вредным" советам.

5 вредных советов PR-директору или пометка "никогда так не делай".

Совет №1. Не погружайся в продукт. Тебе ни к чему всё знать, да и не возможно освоить всё.

Действительно. Зачем тебе знать всё на свете? Особенно, когда ты пришёл в новую компанию и тебе предстоит построить там эффективную рабочую систему. Однако прежде чем с довольным видом потирать ладошки, ответь себе на вопрос: "Как ты сможешь заинтересовать своих сотрудников, если сам не заинтересован?" Хороший вопрос, правда? Вот то-то же. Запомни, PR-директор ОБЯЗАН знать продукт полностью! Любые, даже технические нюансы, могут стать объектом внимания журналистов, и ты обязан уметь мгновенно отвечать на любой вопрос. Это не значит, что ты должен пройти курс "Development для чайников", но на базовом уровне разбираться стоит. Хотя бы на всякий случай.

Совет №2. Действуй исключительно интуитивно и реагируй только на колебания рынка.

Здесь стоит пояснить. Интуиция и внимание к деталям изменения рынка – это безусловная необходимость. Но эти способности хороши только тогда, когда у тебя есть план. Поэтому первое, с чего ты должен начать – стратегия. Возможно, для многих я сейчас сказал совершенно очевидную вещь, но, как оказалось, она известна не всем.

Совет №3. Нанимая сотрудников помни: образование – не главное.

Нет диплома и опыта? Не беда, научится. Человек то хороший. НЕТ! Хороший человек – не профессия. А раз сотрудник тебе так нравится, то водки с ним выпей в выходные, в конце концов. Но поверь, когда речь будет идти о минутных и секундных дедлайнах, ты будешь делегировать сотрудникам задачи, а получать в результате корявые пресс-релизы или вообще тупое "мямленье" на тему "а что такое медиа-кит, я не умею", ты вспомнишь всеми проклятьями ту минуту, когда принял решение взять сотрудника без образования. Лично я убеждён, профильное образование может отсутствовать только в одном случае: когда оно компенсировано серьёзным опытом, которое подтверждено резюме и тестовым заданием. И то, я бы подумал. Лично у меня в департаменте работали люди только с дипломами необходимых специальностей. Принцип.

Совет №4. Нанимай сотрудников только извне.

Те, кто уже работает в компании, почти наверняка заняты своим делом и чувствуют себя в своей тарелке. Да, действительно, при наличии грамотного HR всё так обычно и складывается. Однако даже с супер-специлистами рекрутерами случаются забавные метаморфозы. Так получилось и у меня в департаменте. Своего первого сотрудника я перевёл из департамента маркетинга, где он отвечал за блок SMM. Однако ходил за мной, как хвост, а из его уст я слышал одно: "PR, PR, PR, хочу заниматься PR-ом"... Подняв его личное дело я был удивлён. Парень с профильным образованием, хочет развиваться в профессии... Сказано – сделано. После недолгих переговоров с директором по маркетингу было принято решение перевести сотрудника в мой департамент с должностью PR-менеджера и сохранением за ним SMM-блока. И тут парень расцвёл, став, в последствии, моей правой рукой.

Совет №5. Ты – руководитель. Ты и твои сотрудники существуют отдельно друг от друга. До менеджеров не стоит снисходить и быть с ними наравных.

Помните, чуть выше я говорил о том, как важно найти наставника в нашем деле? А потому данный совет я считаю самым важным. Твой департамент будет работать эффективно только в одном случае: когда все его части, каждый сотрудник, станет важнейшим органом внутри организма, где ты – мозг. Ты не просто должен обучать своих сотрудников, делиться практическим опытом, становиться наставником и учителем для каждого, но и буквально стать для них "отцом родным". Это должно проявляться во всём: распределение задач, еженедельные совещания PR-комитета, коммуникация с другими департаментами и т.д. Безусловно, в рабочем процессе должна быть субординация. Контроль за этим так же на тебе. Кроме того, мои сотрудники знали, что они находятся полностью под моей протекцией и существует только несколько человек, которые могут ставить им задачи или обсуждать их работу. Это я, генеральный директор и учредители. И всё. Сами знаете, странных персонажей, а особенно тех, кто "ловит звезду" не по делу, в компаниях много. Но к моим ребятам никто и никогда не смел подойти в обход меня. Есть претензии / вопросы / задачи / предложения? Сначала ко мне. Был эпизод, когда один коллега, такой же топ-менеджер, как и я, позволил себе матом обругать моих сотрудников за, по его мнению, недостаточно быстро выполненное его поручение – очень быстро пожалел об этом сразу же, как информация дошла до меня. Был опущен перед всем офисом во всеуслышанье с популярным объяснением, почему его задача к департаменту не была помечена как приоритетная. К чему я это? Поверь, если ты дашь понять своим людям, что они за тобой, как за каменной стеной, они пойдут за тобой куда угодно. Просто слушай и будь справедлив.

Тимофей Фортунатов, Inst: <a href="https://www.instagram.com/fractoon_music/" rel="nofollow noreferrer noopener" target="_blank">@fractoon_music</a>
Тимофей Фортунатов, Inst: @fractoon_music

В заключении.

Безусловно, список этих советов можно продолжать почти бесконечно. Если эти были полезны, дайте знать, может быть я продолжу и сделаю из этого серию статей. Очень надеюсь, что тем, кто только начинает своё движение в качестве руководителя, они откроют новые горизонты. И помните главное: в любой ситуации, при любых задачах и любых достижениях, PR-директор должен в совершенстве владеть главным искусством – быть человеком.

55 показов
520520 открытий
4 комментария

Всего три фотографии ступней ног за весь опус. Маловато будет. 

Ответить

Ну нравятся мне мои ноги, жалко Вам?)

Ответить

Хотел пошутить, но понял, что могу ранить автора. Удачи вам! 👌🏻

Ответить

Бросьте, Вы что))) Я категорически за хорошие шутки и люблю над собой посмеяться, так что жгите)) А за пожелание спасибо! И Вам лучи добра в ответ)))

Ответить