Ставим цели с командой на 2024

Скоро мы закроем рабочие ноутбуки и уйдём на длинный уикенд. Но до этого хорошо бы собрать команду, чтобы подвести итоги этого года и построить планы на следующий. Про идеи для итогового ретро писали ранее, а в этой статье поделимся способами планирования, которые помогут вам сфокусироваться на самом важном.

OKR, если нужно поймать синхрон с командой

Ваша команда находится в диком расфокусе и не понимает, зачем работает? Попробуйте метод OKR для постановки целей. Есть шансы на полную прозрачность и чёткий фокус.

OKR (Objectives and Key Results) переводится как цели и ключевые результаты. Суть в том, чтобы поставить амбициозную цель, ни каким образом не влияющую на премии сотрудников, и прописать к этой цели 2-3 результата, по которым вы потом будете оценивать — выполнена цель или нет.

Цель должна быть настолько амбициозной, чтобы её невозможно было достичь на 100%. Для метода OKR вполне ок, если результат будет выполнен на 60-70%. Цели ставят сами сотрудники, и поэтому так важно не привязывать её к финансовой мотивации, а то цели будут слишком простыми и не вдохновляющими. А суть метода как раз в том, чтобы у людей загорелись глаза.

Представим, вы с командой поставили цель — повысить лояльность пользователей. Как понять, насколько вы её достигли? Поставить ключевые результаты. Тут лучше не перебарщивать с их количеством, чтобы не распыляться — двух или трёх вполне хватит. В нашей вымышленной ситуации можно ориентироваться на такие результаты: увеличить среднюю скорость ответа с 30 минут до 15 минут, сократить время исправления багов с 60 часов до 40 часов, продумать программу лояльности.

Как постановка целей по OKR может выглядеть внутри компании?

  • Руководство в конце года намечает OKR компании на год.
  • Команды, ориентируясь на годовые цели компании, прописывают свои квартальные OKR.
  • Команды исходя из своих квартальных целей ставят месячные OKR.
  • Раз в неделю на встречах команды оценивают, приближаются ли они к выполнению поставленных целей.
  • В конце квартала уже оценивается выполнение квартальный OKR и ставятся цели на следующий период.
Ставим цели с командой на 2024

OGSM, если нужно построить планы на несколько лет

Хочется увидеть общую картину и как-то связать своё видение с действиями? Откройте доску и начертите четыре столбца: Намерение ( Objective), Цели (Goals), Стратегии (Strategies), Показатели (Measures). Сложив первые буквы названий столбцов, получим метод OGSM.

Ставим цели с командой на 2024

Поясним, что это всё значит.

  • Под намерением обозначаем амбициозную цель, к которой стремится ваша команда.
  • Добавляем в намерение конкретику и цифры и получаем содержимое второго столбца.
  • Намечаем стратегию в третьем столбце — конкретные действия, которые помогут нам выполнить цель.
  • К каждому действию прикрепляем показатель, по которому будем оценивать, выполняется стратегия или нет.

Заполните все столбцы и порадуйте команду чётким видением на следующие несколько лет.

SMART, если нужна правильная и измеримая цель

Супер популярный фреймворк помогает перейти от абстракции к конкретике. Используйте его, чтобы поставить чёткие цели с понятными сроками и инструментами.

Согласно этому методу, ваша цель на год, квартал, да впрочем не важно на какой период, должна быть:

S (Specific) – конкретной.

Все должны интерпретировать её одинаково и она должна задавать направление. Ответьте себе на вопрос: «Что мы должны сделать?».

М (Measurable) – измеримой.

В цель нужно добавить количественные показатели, чтобы вы могли потом оценить — достигнута цель или нет. Например, увеличить открываемость рассылок с 11% до 20%. A (Achievable) – достижимой.

Будет странно, если вы физически не сможете выполнить цель. Она должна быть вдохновляющей, но всё-таки в рамках разумного.

R (Relevant) – значимой.

Цель должна соответствовать стратегии и миссии команды/ компании. И стать частью достижения самой амбициозной цели.

T (Time bound) – ограниченной по времени.

Чтобы вы не забыли о цели, нужно поставить дедлайн. Обычно это три месяца, полгода или год.

Ставим цели с командой на 2024

И да, помните, одна цель — один результат.

RICE, когда из тысячи идей надо выбрать пять

Ваша команда не может сделать всё, какой бы супергеройской она не была. Поэтому предлагаем оценить каждую идею по методике RICE и взять с собой в 2024 только самое важное и нужное.

Тут опять аббревиатура, которую надо всего лишь расшифровать, чтобы понять суть метода.

  • R (Reach) — охват. Ответьте на вопрос: на какое количество людей повлияет реализованная идея.
  • I (Impact) — влияние. То, что измерить сложно, но полезно. Честно говоря, это полнейший субъективизм, но без которого будет хуже. Здесь надо оценить влияние идеи на конкурентного пользователя в таких вот значениях:

3 — массовое влияние

2 — высокое

1 — среднее

0.5 — низкое

0.25 — минимальное

C (confidence) — достоверность. На сколько вы уверены в остальных трёх компонентах? Поставьте 100%, если уверенность высокая, 80% – если средняя и 50% — если низкая. Если вы вообще не уверены, сразу вычеркните идею из списка, если у вас нет желания играть в русскую рулетку.

E (Effort) — усилия. Определите, сколько времени уйдёт на реализацию идеи во всей команде на всех стадиях и запишите его в месяцах. Если на выполнение задачи потребуется 2 недели, то усилие будет равно 0.5

Осталось посчитать результат и понять, какие идеи приоритетнее. Для этого получившиеся цифры подставьте в формулу:

Результат = (Охват * Влияние * Достоверность)/ Усилия

Ставим цели с командой на 2024

Чем больше цифра в результате, тем приоритетнее задача. В нашем условном примере идея 2 принесёт больше всего пользы бизнесу, а идея 3 меньше всего, значит начнём планирование именно со второй идеи.

Если вы чувствуете, что результаты оказались либо чересчур завышенными, либо заниженными, потратьте время и ещё раз оцените все 4 фактора.

Матрица 2х2, если вы не хотите рисковать

Матрицу 2 на 2 ещё называют методом приоритизации Lean, и она своей сутью очень похожа на RICE. Здесь тоже нужно сопоставить усилия с ценностью, но вместо цирф использовать график.

Ставим цели с командой на 2024

Строим ось координат как на уроках алгебры: по вертикальной оси располагаем ценность, по горизонтальной — усилия. Берём стикеры, записываем на них задачи, оцениваем и распределяем по графику.

В левой верхней части будут находится самые приоритетные задачи, потому что они супер ценные и не требуют усилий. В правой верхней— тоже важные задачи, но требующие временных затрат, поэтому для удобства разбейте их на более мелкие.

Задачи из левой нижней части можете делать в перерывах между ценными задачами, а вот от задач из правой части возможно стоит отказаться — и ценность мизерная, и усилий много.

Резюме

Забирайте все фреймворки из статьи на доске Pruffme и с помощью них ставьте такие цели, чтобы и у вас, и у всей команды горели глаза.

1010
Начать дискуссию