{"id":14293,"url":"\/distributions\/14293\/click?bit=1&hash=05c87a3ce0b7c4063dd46190317b7d4a16bc23b8ced3bfac605d44f253650a0f","hash":"05c87a3ce0b7c4063dd46190317b7d4a16bc23b8ced3bfac605d44f253650a0f","title":"\u0421\u043e\u0437\u0434\u0430\u0442\u044c \u043d\u043e\u0432\u044b\u0439 \u0441\u0435\u0440\u0432\u0438\u0441 \u043d\u0435 \u043f\u043e\u0442\u0440\u0430\u0442\u0438\u0432 \u043d\u0438 \u043a\u043e\u043f\u0435\u0439\u043a\u0438","buttonText":"","imageUuid":""}

Переработки. Что делать руководителю, если они случились?

Самая жгучая тема, которая собирает много комментариев - жду лайки и дизлайки, главное дочитайте. За всю карьеру у меня было по трудовой 10 мест работы (было даже государственное учреждение образования на протяжении 3-х лет) и везде были они - переработки. Главный вопрос всегда в том, как организовать работу с переработками экологично. Хотя я встречала ряд подчиненных, которые не допускали возможности переработок как факта и про это я тоже напишу в статье.

Переработки - норма или "зашквар"

Давайте договоримся о следующем: в этой статье переработкой я называю только необходимость выполнения какой-то работы за рамками рабочего дня, которая реально подтверждена и понятна и работнику и руководителю. Странные прихоти руководителей формата сделай отчет сегодня обязательно (хотя он никому кроме вас не нужен, то есть нет ситуации, что завтра в 9.00 вам этот отчет на собрании руководителей показывать) или "не уйдешь с работы, пока не заведешь всю информацию в систему", но на самом деле объективно это можно сделать с утра и ни на какие процессы не влияет - это и есть "зашквар". Условно, если работник не понимает зачем он должен сейчас (а еще сейчас соберу в комментариях - не должен), ок, давайте так: если работник/сотрудник не понимает зачем вообще это делать сейчас = задерживаться на работе, то либо руководитель не до конца погрузил сотрудника в существующую реальность, либо это личная прихоть руководителя. Во всех случаях про которые буду писать я дальше - сотрудник вместе с руководителем понимает, что работа должна быть сделана здесь и сейчас по той или иной причине. Что и является обоснованной необходимостью в переработках.

Пара примеров: мы обслуживаем большое меропряитие (моя компания по организации мероприятий), клиент в 19.05 присылает паспортные данные для выкупа билетов на самолет - и да, можно клиенту сказать: все ушли, купим утром, подорожает или закончатся места - не наша проблема. Но. Это очень высококонкурентный бизнес и завтра клиент уйдет с таким отношением в другое агентство. Второй вариант: бизнес то мой, вот я и должна сесть и выписывать эти билеты. Но. Я уже 3 года сама этого не делала и могу допустить ошибки. Поэтому когда мой менеджер, который ведет этого клиента вместе с менеджером по транспорту садятся и до 20.00 пишут билеты - это норма. Но как сделать так, чтобы это было экологично и что такое экологично?

Правило номер 1- переработка должна быть оценена

Заметьте, я не пишу слово "оплачена". Почему? Потому что я знаю минимум 20 сфер, где это не возможно. Невозможно оплатить переработку, но они есть. Поэтому тут я дам набор советов, которые применяю сама и которые применяли по отношению ко мне - вышестоящие руководители:

  1. Если у вас есть возможность оплатить, а средняя зарплата в компании крутится в пределах +50% к МРОТу - то надо оплачивать. По ТК переработка платится в ряде случаев по тарифу 1,5, а в некоторых и по тарифу 2. Я же составляла ТД на ненормированный рабочий день или сменный график - в этом случае мы даем к отпуску +3 дня (не 28, а 31 день) и это первая форма компенсации, а во-вторых оплачиваем 1:1 переработку. (про все комментарии на тему трудовой инспекции я напишу отдельно).
  2. Выдавать в формате: задержался на час, завтра придешь позже на час. Тоже самое я регулярно делаю с работой в выходные: работал в субботу, можешь не работать условно во вторник. Это применяется локально там, где варианта оплаты нет, а работать надо. И я как руководитель, в случае таких условных махинаций, беру ответственность за согласование с вышестоящим руководством на себя. Здесь важно 2 вещи: согласие команды на такие подходы, согласие вашего руководства на такие комбинации.
  3. Честно говорить: ребята не оплачивается, но я хочу, чтобы вы фиксировали все переработки и когда будет премия - я буду учитывать этот факт. Но тут надо очень осторожно: если премии за полгода не будет ни разу - это не честный подход. Если премия будет - а вы не учли в ней переработки, опять не честный подход. Классный опыт, который был у меня: у нас переработки были в одной компании по желанию "условно" - то есть, если я как сотрудник понимала, что у меня хвосты и я могу сорвать сроки - я задерживалась. Моя команда этим не злоупотребляла (поэтому советов на тему как руководителю проверить, что в офисе не в танчики играли после 19.00 не будет), но я собирала все переработки своего мини-коллектива и подавала руководству выше. Раз в квартал было премирование в котором все, кто перерабатывали получали примерно из расчета в трех градациях (цифры в рублях условные, для каждой индустрии тут уместны свои): задержался на работе эпизодически (до 3х раз) + 2 000 рублей, задерживался до 10 раз - + 5 000 рублей и те, кто были постоянными переработчиками - + 10 000 рублей. То есть существовала некая внутренняя норма доплаты за переработки для всех единая, не привязанная к окладу конкретного сотрудника, и не привязанная жёстко к описанным выше критериям: решение принимал руководитель, со мной как правило его просто согласовывал (хотя скорее ставил в известность, а у меня была возможность высказаться за того или иного сотрудника).

Непреложные правила, чтобы сотрудники не сбежали

Есть несколько особенностей, которые Вы как руководитель должны очень четко понимать. Переработка - не есть норма. И цель каждого руководителя - сделать всё, чтобы такого не случалось. Например - в образовательном учреждении мы резко неделю все сидели по вечерам, потому что пришло распоряжение о проверке. Что сделал директор после проверки? Проанализировал системно какие документы были не готовы и в течении следующего полугодия жёстко по всем дисциплинам чуть ли не лично проверил наличие необходимой документации и ее корректность. Тем самым к следующей проверке уже добрая половина коллектива не должна была бы так ударно делать то, что должно быть готово. Чья промашка? Легко сказать руководителя. Но, когда у тебя, есть норма текучки (персонал меняется), к сожалению, не все сотрудники хорошо и качественно выполняют работу и при многолетних процессах, что-то потеряли на одном этапе, что-то на другом. И проверки то были скорее всего, но тут не заметили, тут было - но не правильно оформленное. В итоге получаем необходимость перед проверкой резко привести в порядок какие-то куски. И можно очень долго как сотрудник саботировать или возмущаться - но такое встречается в любой работе. И вопрос очень простой: тебе нравится коллектив? Ты хочешь тут работать? Ты тут развиваешься? Руководитель в тебя вкладывается? И если всё это есть, то ты остаешься со всеми и делаешь то, что нужно. Прекрасно зная, что не обязан. Но это и есть коллектив, корпоративная культура и твой вклад в общее дело.

Но весь этот абзац был про то, что никогда руководитель не должен считать переработку нормой. И всегда должен задавать себе вопрос - как этого избежать. И задавать такой же вопрос своим подчиненным - ведь вы вместе попали в ситуацию, когда переработка необходима.

Правило номер 2- будь примером. Если вы первый бежите домой в 18.00, а сотрудников оставляете работать до ночи - это не норма. Если у вас случились авралы, то вы как капитан корабля, сидите и разгребаете завалы вместе со своим коллективом. Ваш коллектив с вас берет пример, а не наоборот. Я тут поделюсь своим очень интересным наблюдением: я трудоголик и еще рано встаю. Я на одно из своих мест работы в виду дорожной обстановки в Москве приходила в 8.00 утра. Так вот через какое-то время вся моя команда начала приходить на полчаса раньше. Зачем? Их кто-то просил? Им говорили, что так надо? Нет. Просто люди берут пример с руководителя. И хороший и плохой. Так что если уж у вас переработки - будьте добры быть вместе с командой.

Позвонить в пятницу вечером и нагрузить на выходные! - такой комментарий я получила к одной из своих статей. Нет, так делать нельзя. Переработка - это то с чем согласен сам сотрудник. Он понимает откуда она появилась. Нельзя выдумать работу и нагрузить ей вечером в пятницу на выходные. Такое может возникнуть, например, у вас бизнес по выписке авиа и жд билетов, в выходные могут быть заказы - тогда у вас должны быть дежурные на выходные и они изначально в курсе, что в выходные может появиться работа. Все остальные случаи надо очень четко отрабатывать с сотрудником, чтобы он принимал необходимость этой работы и понимал, как лично вы в нее включаетесь.

Что делать если в коллективе саботаж

Тут есть 3 важных правила: не берите в коллектив тех, кто изначально не готов. Я трудоголик и я работаю сильно больше 8 часов в день. Но это мое личное решение. Я не могу и не буду транслировать такой подход на команду. Но. Когда я беру людей к себе в команду, я проговариваю на собеседовании, что я звоню в нерабочее время (например с одним из сотрудников за прошлые новогодние праздники я даже 1 совещание на час сделала), проговариваю, что в команде бывают задержки и переработки и проговариваю их объем и как мы это учитываем. Значит ли это что каждый, кто придет в команду будет работать вместо до 18.00 до 20.00 ежедневно? Нет. Я Вам больше скажу: у меня есть ребята, которые за полгода ни разу не задержались. А есть те, кто уже пару суббот работал. Но я на входе спрашиваю каждого: вы готовы задерживаться, если это необходимо? И уважаю ответ человека, который говорит нет. И на входе в команду его не беру. Поэтому способ избежать саботаж номер 1: проговорить на собеседовании и не брать в команду.

У меня нет проблем в личной жизни, я воспитываю троих сыновей, замужем, у меня есть кошка и постоянный ремонт в доме, я занимаюсь спортом и учусь на программе аналогичной МВА. Поэтому нет, я трудоголик, не потому что у меня проблемы в личной жизни, а потому что мне очень нравится работать.

Правило номер 2: быть открытым в обсуждении необходимости и четко добиться понимания у людей, что это необходимо. Объяснить не просто почему необходимо, а как это влияет на прибыль компании - то есть на их доход. Люди против до тех пор, пока считают это вашей блажью и не нужной работой. При этом тут лучше встать в позицию коуча: это значит не дать решение, а прийти вместе с сотрудником к этому решению. Через вопросы или рефрейминг:

"Маша если мы сейчас не выпишем билеты для клиента, как ты думаешь клиент к этому отнесется? "

"Маша, а если утром билеты подорожают, то как думаешь что сделает клиент если у него лимит бюджета?"

"Маша, если билеты необходимы выписать сейчас, то как думаешь кто из нас это сделает максимально быстро и правильно?"

"Маша как ты думаешь клиент к нам еще раз обратиться, если мы так поступим?"

"Маша а легко ли найти такого же сотрудника как ты?"

"Маша а ты думаешь у нас достаточный объем, чтобы взять второго человека и например он работал бы подольше?"

"А как ты думаешь если мы возьмем второго человека, то откуда мы возьмем средства на его зарплату?"

И т.д. - это простая методика вовлечения сотрудника в ваши вопросы руководства. Только тут есть грань: вовлечь, а не перевесить ответственность. Всё это обсуждение, которое призвано вернуть сотрудника с вами в партнерскую позицию.

Правило номер 3: вы должны очень четко понимать, почему люди работают у вас. Претендуя на их дополнительное время, вы забираете у них часть самого ценного - их жизни. И тут надо понять: мир изменился, люди идут не за зарплатой, люди идут за идеей. Еще пару десятков лет назад все мечтали о стажировке в "голубых фишках", в России такое тоже было (я выпускница бизнес информатики в Политехе в Петербурге) и я была среди тех, кто мечтал о стажировке в Ernst and Young на зарплате в 30 000 рублей и работать там круглосуточно. Сейчас в моем круге много ребят из этих компаний, карьеру я в итоге построила в ИТ. И я вам скажу что тогда, 20 лет назад мы шли за опытом. А сейчас мир изменился. Люди мечтают о стажировке в Яндексе и Вконтакте. Где есть мята к чаю и бесплатные спорт залы с салонами красоты для сотрудников. Но дело то совсем не в салоне красоты, дело в миссии компании, команды, проекта. И Вы должны понимать почему люди работают с вами. Только тогда вы сможете с ними как партнеры договориться о переработке. Если вы не понимаете почему? Спросите людей. Это классное упражнение и я его часто делаю сама: прихожу на 1:1 и спрашиваю "Почему ты работаешь в моей команде?".

Зачем это понимать? Если я, как сотрудник, нашла крутое место: хороший коллектив, интересная работа, дают обучение и рост, дают что-то что важно мне (уровень свободы, творчество, влияю на продукт, могу учить новичков - тут у каждого свои пункты) - и вот в этом классном месте меня просят задержаться. Говорят честно: это необходимо, и я согласна. Говорят честно: обязательно учтем (может не оплатим, но компенсируем по-другому). И вот представьте именно в таком свете сотруднику ситуацию и я уверена, что в такой позиции человек уже по-другому посмотрит на переработку. Но сказать: я категорически не буду, он имеет право. А вы как руководитель принимаете решение: смириться и оставить (потому что круто работает), понять, что у вас переработки норма и случаются и тогда придется грузить других - и в этом случае расставаться и подбирать человека, которому подойдет ваш режим. И вы найдете спеца и человек найдет крутую команду, где никто не задерживается.

И еще один совет: никогда, никогда не поручайте переработку не добавив "Извини, что дергаю в выходной" "Спасибо, что согласился, это не норма, обязательно напомни и сделаем тебе отгул". Руководитель даже если сам считает, что переработка норма (а мы с вами скажем честно большинство так считаем) должен твёрдо знать, что людей в выходные, праздники, по вечерам - ты не заставляешь или велишь, ты просишь поработать. Мастерство руководителя - когда он точно уверен, что команда не откажет. Но может ли она тебе отказать? Может. И с этим ты как руководитель и будешь работать.

Ну погнали в комментариях: всё строго по делу, я отвечаю, всем кто в найме и категорически не согласен - жду ваши истории.

0
15 комментариев
Написать комментарий...
Снегирёва Роза

Ну да, конечно, понимаю, но разве менеджер не знает, что утро будет в другой день?

Ответить
Развернуть ветку
Анисия Якушева
Автор

Абсолютно с Вами согласна, а как думаете, что эффективно сделать руководителю в такой ситуации?

Ответить
Развернуть ветку
Никита Мудрый

Есть график работы. Если график работы условно до 19:00, а заявка пришла в 18:59 - ее нужно принять и выполнить.. Если в 19:01 - сотрудника уже формально нет на месте. У сотрудника могут быть свои личные дела дома поважнее, чем оформление ваших билетов. Поэтому компенсация должна быть соразмерная хотя бы половине прибыли от этого билета, который он заполняет, если вы хотите "экологично". Иначе вас всегда будут ненавидеть за абьюзерство, даже если прямо в лицо будут соглашаться с вашими кабальными просьбами.

Ответить
Развернуть ветку
Анисия Якушева
Автор

Спасибо за ваше мнение! А если вот эти 2 условные минуты - и в том и в другом случае вызывают задержку на работе - то как быть? По вашей логике пришла в 18.59 - но обработать не успею и пошел домой. Или если заявка в рабочее время, то остаться - это как бы нормально и логично?

Ответить
Развернуть ветку
Никита Мудрый

"если заявка в рабочее время, то остаться - это как бы нормально и логично?"
Именно, но это конечно все надо оговаривать заранее.

Ответить
Развернуть ветку
kate.mully

заплатить нормально за эти переработки было бы неплохо

Ответить
Развернуть ветку
Анисия Якушева
Автор

Абсолютно согласна, когда в компании уровень рентабельности бизнеса позволяет оплачивать переработки, то так и стоит поступать.
А если вам за задержку предложат отгул, например, что скажете? (но при этом за этот день заплатят обычную зарплату, т.е. Вам на работу идти не надо, а день оплатят). Такая компенсация вам подошла бы?

Ответить
Развернуть ветку
Никита Мудрый

Почему вы считаете, что это может быть уместно? Человек в свое личное время решает ваши задачи по вашей просьбе. Такая переработка должна оплачиваться как минимум по двойному тарифу.
То, что у бизнеса слабая рентабельность для того, чтобы оплачивать рабочие часы сотрудников - проблема руководителя, а не подчиненных.

Ответить
Развернуть ветку
Анисия Якушева
Автор

Спасибо за комментарий! Такие комментарии кстати очень хорошо работают на руководителей - вот такая позиция максимально популярна у сотрудников. И это важно понимать.

А у меня к вам такой вопрос: Вы нашли условно "работу мечты" - но там переработки, например, 5 раз в месяц надо задержаться по 1 часу каждый раз. Пойдёте на такую работу? Перевесит ли для вас: классный коллектив, курсы обучающие за счет работодателя на ваш выбор, мощный компьютер на рабочем месте (ну я тут могу долго креативить, представьте, что на работе есть именно то, что вам важно). ? Или откажетесь от предложения потому что в двойном объеме вам не оплатят переработки?

Ответить
Развернуть ветку
Никита Мудрый

Смысла в моем ответе нет. Я например пойду, у меня нет строгих дедлайнов после работы. А у многих они есть - "детей в садик, на фитнес" и т.д. Для них этот час намного важнее. Но это не значит, что мне можно перерабатывать, а им нельзя :D

Ответить
Развернуть ветку
Анисия Якушева
Автор

Вот! Я об этом и призываю думать нанимающих менеджеров в момент найма и по-русски спрашивать: скажите у вас есть возможность задерживаться? (если Вы знаете как топ, что у вас такое случается). И когда человек Вам говорит: у меня 3 кружка по расписанию, садик у детей и забрать некому - то и вы как руководитель должны взвесить и сотруднику на входе сказать. А обычно мы нанимаем, потом ультимативно просим задержаться, человек не может, топ недоволен, а человек и того "в истинном возмущении". Огромное спасибо за комментарии к моим "опусам".

Ответить
Развернуть ветку
Никита Мудрый

"скажите у вас есть возможность задерживаться?"
Такой вопрос некорректен априори.
Правильный вопрос должен звучать так: "Иногда возникает необходимость переработки, которую мы компенсируем двойной ставкой. Вы согласны на такие условия"?
А ваш вопрос звучит как намек на добровольно-принудительному рабство.

Ответить
Развернуть ветку
Vitaliy Ratkin

Руководители очень часто садятся на голову и тогда, эта переработка становится в твой обычный график!

Ответить
Развернуть ветку
Анисия Якушева
Автор

Вот с этим я считаю необходимо работать системно, как раз в части статьи об этом и написано, что необходимо системность в переработках искоренять.

Ответить
Развернуть ветку

Комментарий удален модератором

Развернуть ветку
tomwaits

Здравствуйте! Спасибо вам за статью. Вы трудоголик и работаете больше 8 часов в день. Предположим, что вы наняли другого человека - трудоголика, который тоже работал более 8 часов в день в течение длительного периода, а потом внезапно выгорел (это часто бывает внезапно, причем для всех), при этом внеурочный труд этого работника вознаграждался справедливо (тут нет спора). Выгорание повлекло последствия в виде остановки бизнес процесса и/или аврала и т.п. Исходя из этого опыта, и предполагая, что такая ситуация может повториться (может выгореть еще кто-то), что бы вы сделали, чтобы эту ситуацию предвосхитить, то есть не допустить внезапного выгорания кого-то из ваших коллег?
NB1: Давайте предположим, что "внутренний трудоголизм" неисправим, то есть, несмотря на административные методы, например, запрет работать свыше Х часов в неделю и т.п., будут сотрудники, которые эти правила проигнорируют по своим причинам (карьерный рост, ваши нужды, нужды клиентов и так далее), причем вы об этом можете и не узнать, если коллектив большой.
NB2: Если вы полагаете, что трудоголизм системно исправим административными методами, то буду признателен за комментарии на эту тему тоже!
Спасибо!

Ответить
Развернуть ветку
12 комментариев
Раскрывать всегда