Первая – это необдуманный, небрежный найм персонала. Обычно стремительный рост всегда является большим стрессом не только для компании, как организма со своими механизмами взаимодействия, но и для людей, которые принимают решения. Часто такая ситуация вызывает защитную реакцию. Руководители начинают оперативно набирать персонал, не учитывая риски. Иногда это делается для того, чтобы обезопасить себя в период спада, так как бурная деятельность по сокращению штата тоже является «достойной» активностью в глазах собственников. Или как возможность «окопаться» и сделать себе карьеру руководителя, который управляет целым штатом. В некоторых случаях быстрый и масштабный найм сотрудников становится попыткой нивелировать собственную некомпетентность в других вопросах. Проблема даже не в том, что зарплата персоналу становится раздутой статьей расходов компании. Мало кто задумывается, что персонал – это часть бизнес-процесса. И задача в период быстрого роста состоит в полном обновлении всей системы для обеспечения долгосрочной устойчивости, а не в накачивании ее «стероидами» в виде дополнительных рук. В итоге акционерная стоимость страдает дважды. С одной стороны, возникают неэффективные траты на персонал, с другой – устаревшие бизнес-процессы, которые в целом снижают доходность инвестиций.