Проблемы масштабирования бизнеса

Ежедневно появляется множество малых предприятий, работающих в различных сферах бизнеса. Однако не всем из них удается приобрести статус крупного игрока: многие осознают свою несостоятельность и сами уходят с рынка, другие не выдерживают напора конкурентов или просто теряют интерес к начатому делу. Те компании, у которых все-таки получилось набрать обороты, в процессе масштабирования сталкиваются с рядом проблем. О них сегодня и поговорим.

В моей практике быстрое масштабирование обычно приводит к двум сложно диагностируемым и диаметрально противоположным проблемам.

Первая – это необдуманный, небрежный найм персонала. Обычно стремительный рост всегда является большим стрессом не только для компании, как организма со своими механизмами взаимодействия, но и для людей, которые принимают решения. Часто такая ситуация вызывает защитную реакцию. Руководители начинают оперативно набирать персонал, не учитывая риски. Иногда это делается для того, чтобы обезопасить себя в период спада, так как бурная деятельность по сокращению штата тоже является «достойной» активностью в глазах собственников. Или как возможность «окопаться» и сделать себе карьеру руководителя, который управляет целым штатом. В некоторых случаях быстрый и масштабный найм сотрудников становится попыткой нивелировать собственную некомпетентность в других вопросах. Проблема даже не в том, что зарплата персоналу становится раздутой статьей расходов компании. Мало кто задумывается, что персонал – это часть бизнес-процесса. И задача в период быстрого роста состоит в полном обновлении всей системы для обеспечения долгосрочной устойчивости, а не в накачивании ее «стероидами» в виде дополнительных рук. В итоге акционерная стоимость страдает дважды. С одной стороны, возникают неэффективные траты на персонал, с другой – устаревшие бизнес-процессы, которые в целом снижают доходность инвестиций.

Вторая проблема – инертность менеджмента, который не желает меняться. Прогресс ушел далеко вперед, а руководство занимает выжидательную позицию. Страх ошибиться приводит к тому, что руководители перегружают сотрудников, не замечая, что ресурс исчерпан и требуется его кратное увеличение. Да, следует помнить о производительности, но как самоцель это может привести к долгосрочному снижению эффективности. С одной стороны, бездействие – хороший стимул повысить КПД бизнес-процесса, с другой – вероятность получить «перегоревший» персонал, обрушить систему и привести ее к истощению.

Универсальных рецептов, к сожалению, нет. Здравый смысл и чувствительность к риску являются опорными точками для принятия оптимального решения. Ну и, конечно, управлением должны заниматься специально обученные, а не просто хорошие люди.

33
Начать дискуссию